Зомбарт

УЧЕНИЕ О КАПИТАЛИЗМЕ В. ЗОМБАРТА

Лидер последнего поколения немецкой исторической школы В. Зомбарт (1863-1941) еще при жизни считался классиком. В Германии он был даже более известен, чем Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер. Он был хорошо осве­домлен о работах русских ученых, в частности М. Ковалевского, знал Г. Пле­ханова, с П. Струве находился в постоянной переписке и высоко ценил тру­ды А. Чаянова. Целое поколение социологов и экономистов дореволюцион­ной России выросло на его трудах, а в СССР вплоть до 1930-х гг. его сочинения были самой известной научной литературой Запада.

В своих трудах Зомбарт исследовал развитие общества, в частности — капиталистической «экономической системы», существующей в рамках со­ответствующей «экономической эпохи». Главные труды Зомбарта посвяще­ны методологическим вопросом социальных наук, строению и развитию современного общества, историческому генезису капитализма, эволюции буржуазного класса, экономической истории Западной Европы, в особенно­сти возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фак­тический материал), проблемам социализма и социальных движений. Сре­ди других его трудов — «Фридрих Энгельс» (Friedrich Engels, 1895), «Социа­лизм и социальные движения» (Socialism and the Social Movement, 1896),

Зомбарт

«Техника и хозяйство» (Technik und Wirtschaft, 1901), «Война и капитализм» (Krieg und Kapitalismus, 1913), «Немецкий социализм» (Deutscher Sozialismus, 1934), «О человеке» ( Vom Menschen, 1938).

Рис. 16. Творчество В. Зомбартаэволюционировало от романтическихи социалистических идейдо консервативных и нацистских

Зомбарт начал изучение специфики со­временного западноевропейского капита­лизма почти одновременно или чуть рань­ше М. Вебера. Поэтому можно предпола­гать, что именно Зомбарт повлиял на обращение Вебера к обстоятельному ис­следованию того, что впоследствии полу­чило название социологического учения о капитализме, а не наоборот. (Даже поня­тие «капитализм» принадлежит Зомбарту, и в этом признании солидарны ведущие экономисты и социологи; и понятие «ка­питалистический дух», по мнению специ­алистов, впервые употребил Зомбарт в 1902 г. а не Вебер.) Чтобы сделать резуль­таты своих научных поисков предметом широкого обсуждения, они совместно ре­дактировали журнал, к первому выпуску (1904) которого они написали совместную вступительную статью. Зомбарт был из­бран первым председателем Немецкого социологического общества и оказал немалое влияние на становление европейской социологии начала XX в. в целом. А начинал он как приверженец социалистических идей и

прослыл знатоком марксизма. Первым в университетах Германии он ввел в 1892-1893 гг. семинар по Марксу, нарушив табу и поплатившись за это. В ранних работах (1894, 1896, 1902) испытал влияние марксизма, в даль­нейшем выступал против исторического материализма и экономическо­го учения К. Маркса. Его творчество претерпело весьма странную эволю­цию — от романтических и социалистических идей в самом начале до кон­сервативных и нацистских в конце жизненного пути. Последняя его работа «Немецкий социализм», переведенная в 1934 г. на английский язык пол названием «Новая социальная философия», содержала откровенно прона-цистские идеи и была направлена против Великобритании, считавшейся родиной европейского капитализма.

Зомбарт понимает социологию достаточно широко — как познание жиз­ни людей, включая и человеческую культуру, точнее как систематическое знание о конкретных фактах жизнедеятельности человеческого общества. опирающееся на эмпирию и опыт. Как и Вебер, Зомбарт начал анализиро­вать современный капитализм не сразу. Предварительно он провел конк­ретное исследование аграрной сферы. Во второй половине 1880-х гг. в те­чение нескольких лет он изучал формирование капиталистических отно­шений в аграрной итальянской области Римская Кампанья. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, Зомбарт разработал понятие «экономической систе­мы» как некой целостности, вызывающей к жизни специфические для нее экономические институты и представляющей собой выражение «духа» об­щества (при этом Зомбарт отождествляет понятия духа и общества). Зом­барт попытался создать свою теорию первоначального накопления капита­ла, выдвинув в качестве основного источника накопления аккумуляцию феодальной земельной ренты.

При сравнении концепций капитализма Вебера и Зомбарта, которые во многом схожи, четко выделяются принципиальные отличия: понимание Зомбартом капитализма как уникального, а Вебером как универсального исторического явления; отведение главной роли в формировании современ­ного капитализма протестантской этике у Вебера и любой форме религии у Зомбарта 1 ; расхождение в источниках и сроках появления капитализма: если Вебер связывал капитализм с протестантизмом и относил к Германии и Швейцарии XVI в. то Зомбарт находил его в зрелом виде уже во Флоренции XV в. 2 ; провозглашение принципа воздержания от оценочных суждений и последовательное его применение на практике у Вебера и постоянное нару­шение этических канонов, субъективизм и пристрастность оценок у Зомбар­та; различная трактовка Зомбартом и Вебером тех человеческих качеств. которые помогли возникнуть европейскому капитализму.

Свою концепцию Зомбарт основывал на анализе культуры, понимая пол ней прежде всего сумму духовных факторов. У Зомбарта решающее значе­ние имели три типа факторов — организационные, технологические, куль­турные. Культура понималась им не как совокупность музеев, художествен­ных произведений и этических принципов, а как «хозяйственный дух», весь-

В. Зомбарт рассматривал протестантизм как идеализацию евангельской бедности, проповедь кото­рой, призывая к неистовой скаредности, представляла собой доктрину мелких лавочников. Некоторые специалисты, в частности Оливер Кокс, относили начало формирования капитали ;ма к еще более раннему времени, а именно отдавали пальму первенства Венеции XI в.

ма напоминающий «стиль хозяйствования» Артура Шпитгоффа\ который обозначал этой категорией форму или образ, принимаемые хозяйственной деятельностью в определенную эпоху.

Корни капитализма, согласно учению Зомбарта, надо искать не в эконо­мической реальности, а в идеях, прежде всего в идеях европейского Просве­щения, идеалах разума и контроля над природой. Зомбарт настаивал на том, что капитализм развился из свойств человеческого мышления и поведения, упростивших переход к новому хозяйственному укладу. Под хозяйственным духом, которым были одержимы все поколения европейских буржуа, под­разумевались неутомимость, безграничная предприимчивость, стремление к обогащению, конкуренция и рациональность.

Если Вебер видел в протестантизме один из основных элементов форми­рования капитализма, то у Зомбарта перводвигателем выступает любая ре­лигия, в частности иудаизм. Он сомневался в способности протестантизма служить духовной родиной европейского капитализма, некой исторической закваской, из которой впоследствии появился «дух капитализма». В связи с этим Зомбарт прямо указывал на негативную роль протестантизма в своей книге «Буржуа» 4 :

Протестантизм означает прежде всего серьезную опасность во всех от­ношениях для капитализма и в особенности для капиталистического хо­зяйственного образа мыслей. Это и не могло ведь быть иначе. Капита­лизм — как на него ни смотреть и как его ни оценивать — происходит из мирского начала, он «от мира сего», и поэтому он всегда будет нахо­дить тем более приверженцев, чем более взгляд людей будет устремлен на радости этого земного мира, и поэтому же он всегда будет ненавидим и проклинаем людьми, для которых все земное имеет значение только приготовления к жизни в новом мире. Всякое углубление религиозно­го чувства должно порождать безразличное отношение ко всем хозяй­ственным вещам, а безразличие по отношению к хозяйственному ус­пеху означает ослабление и разложение капиталистического духа. А так как реформационное движение, без сомнения, имело последствием внутреннее углубление человека и усиление метафизической потребно­сти, то капиталистические интересы вначале должны были понести ущерб по мере распространения духа Реформации. У лютеранства это анти капиталистическое настроение еще усиливалось массивно-домохозяйственным образом мыслей самого Лютера, который в своей хозяйственной философии уходил далеко назад от учения Фомы Аквинского. И мы можем, не думая долго, сказать, что в странах, где лютеранство становится господствующим, воздействие религии на хо­зяйственную жизнь — поскольку оно вообще имело место — свелось, несомненно, не к способствованию, но безусловно скорее к препятство-ванию капиталистической тенденции.

Зомбарт говорил, что для капиталистического производства наиболее пригоден именно переселенец, не связанный со страной, — тот, для кого эта страна является не родной землей, а «недвижимостью». В качестве примера

Артур Шпитгофф (Arthur Spiethoff, 1873-1957) — ученик Г. Шмолера, представитель немецкой ис­торической школы, внес значительный вклад в разработку теории экономических циклов, которая базировалась у него на идеях М.Туган-Барановского, а позже получила продолжение в исследова­ниях И. Шумпетера и К. Касселя. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. М. 1994. С. 192-193.

он приводил США, экономическому процветанию которых в решающей сте­пени способствовали европейские мигранты. Немалую роль в капиталисти­ческом развитии Германии играли переселившиеся туда из Франции проте­станты, гугеноты и евреи. Носителями капиталистического духа у него вы­ступают евреи, которым в наибольшей мере присущи бережливость. расчетливость и стремление к деньгам. Все факторы, повлиявшие на станов­ление капиталистического духа, взяты из идей иудаистской религии, указы­вал Зомбарт. Культурные стереотипы иудаизма мало чем отличались от по­веденческих нормативов протестантизма и потому могли вполне проявить себя как катализатор капитализма. Именно евреи Центральной и Северной Европы с их религиозной твердостью, беспокойным духом и неукорененно­стью среди других народов являлись, согласно Зомбарту, носителями капи­талистического духа suigeneris. История приготовила им роль торгового на­рода. Расселяясь в городах, они рас­пространяли там капиталистический дух. Страны, принимавшие евреев, вскоре начали экономически процве­ Зомбарт тать. Это Германия, Голландия, Фран­ция и Англия. Страны, их изгонявшие, например Испания, Португалия, эко­номически хирели и надолго исчезали из ряда экономических лидеров Ев­ропы. Книга «Евреи и хозяйственная жизнь», где рассматривались эти воп­росы, стала модной в Германии, хотя из-за нее он нажил много врагов среди европейских интеллектуалов, обвинявших Зомбарта в антисемитизме.

В своих поздних произведениях (после 1913 г.) Зомбарт смягчил перво­начальную позицию, пытаясь обнаружить исторические корни капитализма в развитии городов и торговли. На этот раз всю вину за развитие капитализ­ма, к которому он не питал симпатий, Зомбарт возложил на женщин. Соглас­но его воззрениям этого периода, именно они составили по преимуществу праздный средний класс нарождающегося капиталистического общества. Представительницы прекрасного пола требовали от мужчин постоянного внимания, дорогих подарков и роскоши, а это способствовало в конечном счете развитию торговли, процветанию ремесел и развитию текстильной промышленности — колыбели индустриальной революции, свершившейся в Англии. Таким образом, мотивирующей силой возникновения капиталис­тического духа явились женщины, а его носителями — стремившиеся угодить их прихотям мужчины.

Общим для Вебера и Зомбарта было признание лидирующей роли в ге­незисе капитализма не экономических, а культурно-этических и религи­озных факторов. В этом Вебер и Зомбарт не только расходились с Марк­сом, но и сознательно противопоставляли ему свои принципы. В работе «Буржуа» Зомбарт показывает, что сам факт возникновения буржуа-пред­принимателя явился величайшим историческим событием в сфере культу­ры и духа. Зомбарт исходил из простой идеи, известной еще со времен ан­тичности: эпоха — это дух. Экономика каждой эпохи есть явление духов­ной жизни в той мере, как ее любой продукт, а предпринимательство — не экономическое, но метаэкономическое явление, корни которого надо ис­кать в европейской душе. Сам по себе капитализм — высшее достижение человеческого духа и культуры.

Отдавая симпатии предприимчивому буржуа, Зомбарт с тревогой наблю­дал за усиливающейся бюрократизацией жизни. В двухтомном труде «Совре­менный капитализм» (1902) Зомбарт рассматривает экономическую историю на большом временном отрезке и огромном фактическом материале. Здесь он обращается к родоплеменному строю, рабовладению, натуральному хо­зяйству и капитализму. На основе обобщения исторического материала он строит собственную периодизацию капитализма, включающую ранний, раз­витой и поздний этапы. Его концепция периодизации капитализма была принята в социальной науке, получив высокую оценку ведущих общество­ведов Европы.

Зомбарта, как и его учителя Г. Шмоллера, относят к числу видных эконо­мистов и социологов. И хотя в его учении заметны следы влияния работ К. Маркса, Зомбарт сознательно и целенаправленно боролся с историческим материализмом. Он отрицал существование общественных классов. Действи­тельно, рассуждал Зомбарт, ни пролетариат, ни буржуазия внутри себя не яв­ляются чем-то целостным. Напротив, они состоят из различных социальных групп, которые отличаются друг от друга экономическим положением.

Вернер (19.1.1863, Эрмслебен, Гарц, — 18.5.1941, Берлин), немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. С 1890 профессор в Бреславле (Вроцлав), с 1906 — в Берлине.

В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против исторического материализма и экономического учения К. Маркса. Работы З. посвящены прежде всего экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (З. собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, З. разработал понятие «экономической системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни спец.

Зомбарт В. (1863-?) — известный немецкий политико-эконом, автор выдающихся трудов: «Современный капитализм», «К критике политической экономики К. Маркса», «Социализм и социальное движение в XIX веке» и др. Слегка «заражен» марксизмом. Зомбарт в своих трудах оспаривал установленную Марксом тенденцию капиталистического общества, заключающуюся в прогрессирующей гибели мелкого производства. Он утверждал, что с дальнейшим развитием буржуазного общества происходит демократизация капитала и смягчаются социальные противоречия. Будучи сначала по своим взглядам буржуазным радикалом, он впоследствии эволюционировал к монархистам. Во время войны занял крайнюю патриотическую позицию.

ЗОМБАРТ (Sombard) Вернер (1863-1941) — немецкий экономист, историк и социолог, философ культуры. Основные труды: «Социализм и социальное движение в XIX в. «(1896), «Будущее капитализма» (1932), «Немецкий социализм» (1934). С 1890 профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1906 — в Берлине. В 1909 участвовал в основании немецкого социологического общества. Первоначально испытал влияние Маркса, в последующем выступал против марксизма. С позиций методологии Баденской школы неокантианства осмыслял капитализм как явление, его генезис и развитие, используя обширный фактический материал. Автор термина «капитализм». Кроме того, он обращался к проблематике социальной стратификации, социальной мобильности, массовизации культуры. Базовым понятием в зомбартовском видении капиталистического общества выступал «дух капитализма» — стремление к прибыли, деньгам, фактически редуцируемое к расовым характеристикам европейцев. В соответствии с неокантианским пониманием, отрицал прогрессистское видение ист.

(Sombart), Вернер (19.I.1863 — 18.V.1941) — нем. экономист, социолог и историк. С 1890 — проф. ун-та в Бреславле (Вроцлав), с 1906 — Высшей торг. школы в Берлине, в 1917-31 — Берлинского ун-та. В начале деятельности примыкал к левому крылу бурж. экономич. науки. Будучи учеником Г. Шмоллера, многое заимствовав у исторической школы в политической экономии, З. вместе с тем стремился дать более широкое теоретич. объяснение явлений обществ. жизни, пытаясь использовать экономич. теорию Маркса. З. обнаружил понимание того, что социалистич. движение пролетариата — естественный результат экономич. условий, сложившихся в капиталистич. об-ве, и что учение Маркса сыграло огромную роль в оформлении этого движения. Эти взгляды З. в сочетании с присущим ему даром живого и образного изложения мыслей принесли ему большую популярность в среде радикально настроенной интеллигенции (в частности, в России). Его кн. «Социализм и социальное движение в 19 в.» (1896, рус. пер. — СПБ, 1902) до 1905 выдержал.

Зомбарт (Вернер Sombart) — немецкий экономист; род. в 1863 г.; ученик Шмоллера, профессор Бреславского университета. З. — знаток итальянского народного хозяйства, автор замечательного социально-экономического этюда: «Die R ö mische Campagna» (Лпп. 1888), очерка итальянской торговой политики со времени объединения Италии (в сборнике: «Die Handelspolitik der wichtigeren Kulturstaaten», I, Лпц. 1892) и многих других ценных монографий в различных изданиях. Среди немецких экономистов-проф. З. выдается своими радикальными взглядами на социально-политические вопросы. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон 1890—1907

Зомбарт (Sombart) Вернер (14.01. 1863, Эрмслебен, Гарц,- 19.05.1941, Берлин) — нем. экономист, социолог, историк культуры. Проф. университетов — в Бреслау (Вроцлав) с 1890 г. в Берлине-с 1904 г. Ученик Г. Шмоллера, один из основоположников теории «организованного капитализма». 3омбарт был весьма чуток к социальной проблематике, интерпретируя марксистскую постановку вопросов с позиций катедер-социализма.

Впоследствии, полностью отойдя от марксизма, пытался дать новое антропологическое и социологическое обоснование политэкономии. 3омбарт трактовал социологию в духе М. Вебера, используя мотивы неокантианства, феноменологии, философии жизни, фрейдизма. Разделял социологию на две дисциплины: «философскую» (любая постановка вопросов.

(Sombart) Вернер (1863—1941) — нем. экономист, социолог, философ. Проф. экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых нем. социологов, вместе с М. Вебером руководил жур. «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-е гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.
Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, З. испытывает влияние марксизма, примыкает к «катедер-социализму». Работа «Современный капитализм» (1902) приносит З. широкую известность. Как в ней, так и в последующих работах о возникновении капит.

ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (1863- 1941), нем. экономист, социолог и историк, философ неокантианец. С 1890 проф. в Бреслау (совр. Вроцлав), с 1906 — в Берлине. В работе \’Современный капитализм\’ (пер. с нем. 2 изд. т. 1-3, Л. 1924-29) и ряде др. рассматривал нек-рые проблемы народонас. исследовал значение роста нас. в Европе для генезиса капитализма, предпринял попытку создать экон. теорию образования городов. Для работ 3. была характерна описательность, а для метода исследования — эклектизм. Теоретич. концепция и методологич. принципы 3. определялись тем, что он выступал как идеолог \’слегка подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма\’ (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч. 5 изд. т. 21, с. 301). Критикуя Т. Мальтуса, 3. в то же время рассматривал рост населения как фактор эконом.

Помощь поисковых систем

Зомбарт Вернер. Книги онлайн

Зомбарт

Вернер Зомбарт (нем. Werner Sombart, 19 января 1863, Эрмслебен, Провинция Саксония, Пруссия — 18 мая 1941, Берлин, Третий рейх) — немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры.

С 1890 года профессор в Бреслау (современный Вроцлав), с 1906 года — в Берлине. В работе «Современный капитализм» и ряде других рассматривал некоторые проблемы народонаселения: исследовал значение роста населения в Европе для генезиса капитализма, предпринял попытку создать экономическую теорию образования городов.

Для работ Зомбарта была характерна описательность, а для метода исследования — эклектизм. Теоретическая концепция и методологические принципы Зомбарта определялись тем, что он выступал как идеолог «слегка подкрашенного в марксистский цвет социал-либерализма».

Критикуя Т. Мальтуса, Зомбарт в то же время рассматривал рост населения как фактор экономической и социальной борьбы. Его «социологическая теория населения» была использована фашистскими расистами.

Зомбарт Буржуа

Книга «Буржуа9raquo;, посвященная историческому и структурному анализу «предпринимательского духа», а также небольшая работа «Художественная промышленность и культура», представляющая собой историко-социологическое исследование проблем культуры.

Книга рассчитана на социологов, философов, историков, экономистов, обществоведов, а также на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития общества и культуры.

Зомбарт Избранные работы

В издании представлены избранные работы Вернера Зомбарта, основоположника современной социологии.

Работы разбиты на четыре блока и посвящены строю хозяйственной жизни, евреям и их участию в образовании современного хозяйства, идеалам социальной политики, отсутствию социализма в Соединенных штатах.

Зомбарт Социология

Предлагаемая вниманию читателей книга составлена известным немецким социологом и экономистом Вернером Зомбартом (1863-1941) и представляет собой не что иное, как антологию или хрестоматию социологии.

В нее включены работы выдающихся социологов XIX и XX столетий, исследовавших проблемы общей социологии, социальной психологии, понятия об обществе и другие. Статьям предпослано введение, в котором В.Зомбарт объясняет, что понимается в этой книге под социологией, каковы различные взгляды на сущность социологии и какими принципами он руководствовался при выборе статей.

Книга будет интересна как социологам — специалистам и студентам вузов, так и широкому кругу читателей, интересующихся социальными основами жизни общества и человека.

Зомбарт Тень парфюмера

Соавтор: Морис Бланшо, Элиас Канетти

Поводом к изданию данного сборника послужил необыкновенный успех, который выпал на долю книги П. Зюскинда «Парфюмер9raquo; и на фильм, снятый по ее мотивам.

Собственно, жуткая история маньяка-изобретателя достаточно широко распространена в литературе «ужасов9raquo; и фильмах соответствующего направления, так что можно было бы не подводить философскую базу под очередной триллер-бестселлер, но книга Зюскинда все же содержит ряд вопросов, требующих осмысления.

В чем причина феноменального успеха «Парфюмера9raquo;, почему он понравился миллионам читателей и зрителей? Какие тайны человеческой души он отразил, какие стороны общественной жизни затронул?

Ответы на эти вопросы можно найти в трудах философов М. Бланшо, В. Зомбарта, Э. Канетти, написанных, как ни странно, задолго до появления произведения П. Зюскинда.

Зомбарт Вернер

Родился в семье богатого землевладельца либеральных взглядов, атмосфера которой содействовала разностороннему раскрытию его способностей. После окончания классической гимназии изучал юриспруденцию и политическую экономию в Берлинском университете, где получил докторскую степень в 1888.

Стал большим энтузиастом марксизма, интерпретируя его в духе «катедер-социализма », был близок русским «либеральным марксистам» (П. Струве и др.). Одну из его первых работ «К критике экономической системы Карла Маркса» высоко оценил Ф. Энгельс. сочтя ее удачным изложением марксизма. Слава марксиста и приверженца «научного социализма» создавала ему поначалу препятствия в академической карьере.

Преподавал в университете Бреслау (18&0-1906; ныне Вроцлав), в берлинской Высшей торговой школе (1906-18), в Берлинском университете (1918-34). Очень много писал по проблемам рабочего движения, социализма, создав работы «Социализм и социальное движение в XIX в.» (1896), «Все-таки. Из теории и истории профсоюзного рабочего движения» (1900), «Пролетариат. Очерки и этюды» (1906), «Почему в Соединенных Штатах нет социализма?» (1906) и т. д. Разрабатывал эти темы в духе социального реформизма, выступая за повышение роли рабочего класса в рамках капиталистической системы.

Выпустил фундаментальное исследование «Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от ее зачатков до современности» (1902). Постепенно охладел к марксизму, полемизировал с материалистическим пониманием истории и социалистической доктриной. В 1904 вместе с М. Вебером редактировал немецкий социологический журнал «Архив социальной науки и социальной политики». С 1909 совместно с Вебером, Зиммелем и Теннисом участвовал в организации и деятельности Немецкого социологического общества.

Создал ряд трудов, посвященных «еврейской» теме: «Участие евреев в создании современного народного хозяйства» (1910), «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911), «Будущее евреев» (1912) и т. д. Опубликовал сочинение «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913). После начала Первой мировой войны теоретическая деятельность Зомбарта во все большей степени проникается идеями крайнего немецкого национализма и мессианства Германии — «Торговцы и герои» (1915) и т. д. В работах «Пролетарский социализм» (1924) и «Идея классовой борьбы» (1924) резко осудил идеи революции, классовой борьбы, диктатуры пролетариата.

В работах «Будущее капитализма» (1932), «Немецкий социализм» (1934) сформулировал свое видение перспектив буржуазного общества. Ультраправые и фашистские круги стремились использовать теоретические конструкции Зомбарта в качестве источника вдохновения для своих деяний, но он не разделял многие аспекты нацистской идеологии и политики, тяготея к респектабельному национал-консерватизму.

Зомбарт был очень популярен как ученый в первые десятилетия 20 века, считался одним из ведущих обществоведов в мире, много публиковался и переводился, в частности, и на русский язык, но после смерти был предан забвению.

Испытал сильное влияние новой исторической школы политэкономии во главе с Г. Шмоллером. неокантианства (Виндельбанд и Риккерт ) и марксизма.

В центре внимания Зомбарта была историческая экономическая социология, ориентированная на исследование проблем происхождения капитализма и его функционирования. Стремился синтезировать эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, образцом которого он считал произведения К. Маркса; его труды изобиловали огромным фактическим материалом.

Связывал рождение капитализма с деятельностью западноевропейских и южноевропейских народов. Подчеркивая сложность, диалектичность отношений между «капиталистическим духом» и капиталистической системой и отказываясь от однозначных решений по поводу интрепретации каузальных зависимостей между ними (в связи с этим критиковал концепцию «протестантской этики» М. Вебера и марксизм), считал, что генезису капитализма сопричастен капиталистический предпринимательский дух, который возникает благодаря оплодотворению «предпринимательским духом» «мещанского духа». [Помимо него, к возникновению капитализма причастны, согласно Зомбарту, также многие факторы: философия, религия, нравственность, переселения народов (евреев и др.), колонизация, открытие месторождений золота и серебра, техника и т. д.]

«Предпринимательский дух», согласно Зомбарту, слагается из жажды денег и предприимчивости, характеризуясь грандиозностью инициатив, опирающихся на насилие, героизмом, авантюризмом, страстью к приключениям и т. д.

«Мещанский дух», умеющий «считать и копить», предполагает склонность к рационализации, экономизации, прилежанию, умеренности, трудолюбию, благоразумию, деловитости и т. д. Наиболее рельефным воплощением «мещанского духа» считал бухгалтерию, а наиболее адекватной персонификацией — Б. Франклина .

Существо предпринимательского духа связано с типами завоевателя, организатора и торговца. Конкретно же он воплощается в 6 типах — разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники.

В связи с преобладанием «предпринимательского» или «мещанского» начал выделял соответственно «народы-герои» с присущими им героизмом, мужеством, тотальностью, энергичностью и т. д. и «народы-торговцы» с характерными для них торгашеством, меркантилизмом и т. д. К первым относил римлян, германцев, генуэзцев, венецианцев, немцев, англичан и др. ко вторым — этрусков, греков, флорентийцев, евреев, шотландцев и др. Вторые в отличие от первых стремятся к получению выгоды путем мирного заключения договоров, опирающихся на «ловкое воздействие на противную сторону». Считал, что капиталистический дух был неразвит у кельтов, ирландцев, испанцев и португальцев, отчасти французов.

Выделял раннекапиталистическую эпоху, длившуюся до конца 18 в. еще стесненную связями с докапиталистической эпохой и отчасти ориентированную на производство ради удовлетворения потребностей, и зрелый капитализм, подчиненный производству исключительно ради прибыли.

Согласно Зомбарту, «капиталистический дух» расцвел поначалу в Италии и Голландии, наибольшей же степени развития он достиг в современных США.

Критикуя экономическую роль евреев в современном обществе, оправдывал принятые в Германской империи законодательные ограничения их участия в общественной жизни, на профессии.

Пытался обосновать синтез немецкого национализма и «социалистических» идей. Полагал, что на смену либеральному буржуазному обществу придет строй, который будут характеризовать этатизм. плановость хозяйства, корпоративизм, иерархичность, сословность, принцип «фюрерства», подчинение индивида государству, милитаризм, автаркизм. Экономика, из которой должен быть вытеснен «еврейский капиталистический дух» с присущими ему спекулятивностью и паразитизмом, будет подчинена удовлетворению национальных потребностей. Одним из заветных мечтаний Зомбарта было объединение русского и немецкого народа, «русской души» и «немецкого духа», которые, на его взгляд, являются носителями возвышенных потенций человечества, которые могли бы переустроить мир.

Дополнительная литература

  • Krause W. Werner Sombarts Weg vom Kathedermarxismus zum Faschismus. Berlin, 1962.
  • Lenger F. Werner Sombart. 1863-1941. Eine Biografie. Muenchen, 1994.
  • Mitzman A. Sociology and estrangement. Three sociologists of imperial Germany. F. Toennies, W. Sombart, R. Michels. New York, 1973.
  • Plotnik M. J. Werner Sombart and his type of Economics. New York, 1937.
  • Буржуа. М. 1994.
  • Die drei Nationalokonomien. Munich, 1930.
  • Пролетарский социализм. М. 1924.
  • Die Zukunft des Kapitalismus. B. 1932.
  • Современный капитализм. М. 1924-29. Тт. 1-3.
  • Deutsche Socialismus. B. 1934.
  • Социализм и социальное движение в XIX веке. СПб. 1905.
  • Die deutsche Wirtschaft im 19. Jahrhundert und im Anfang des 20. Jahrhunderts. Berlin, 1921.
  • Von Menschen. B. 1938.
  • Die Juden und das Wirtschaftsleben. Muenchen-Leipzig, 1918.
  • Haendler und Helden. Muenchen, 1915.

Смотри также

Вернер Зомбарт. Собрание сочинений в трех томах

Дата публикации: 14 Ноябрь, 2010 — 21:59

Зомбарт Скачать бесплатно: Вернер Зомбарт. Собрание сочинений в 3 томах. Том 1. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека. Том 2. Торгаши и герои. Евреи и экономика. Том 3. Исследования по истории развития современного капитализма. Издательство: Владимир Даль, 2005 г. ISBN 5-93615-044-5, 5-93615-050-X

Ко дню социолога — трехтомник Вернера Зомбарта в формате DJVU. Версия в PDF и DOC будет добавлена позже.

Вернер Зомбарт (нем. Werner Sombart; 19 января 1863, Эрмслебен — 18 мая 1941, Берлин) — немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Густава Шмоллера, представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии С 1890 — профессор Бреславского (Вроцлавского) университета. С 1906 — в Берлине.

Зомбарт — знаток итальянского народного хозяйства, автор социально-экономического этюда: «Die Römische Campagna» (Лпп. 1888), очерка итальянской торговой политики времён объединения Италии (в сборнике: «Die Handelspolitik der wichtigeren Kulturstaaten», I, Лпц. 1892) и многих других ценных монографий в различных изданиях. Основные работы Зомбарта посвящены экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Испытав в молодости влияние работ Карла Маркса, Зомбарт выделялся среди немецких экономистов-профессоров того времени своими радикальными взглядами на социально-политические вопросы. Он предложил деление ментальностей на «естественные» и «экономические». Суть деления примерно та же, что и у Вальтера Шубарта («иоанновский» и «прометеевский» типы), но рассматривается оно под социально-экономическим углом.

Скачать книгу

Зомбарт Том 1. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека.

zombart_t1.djvu 14.15 МБ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *