Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его, создавая для этого специальные учебно-воспитательные учреждения: дошкольные, школы, высшие учебные заведения, внешкольные учреждения и тому подобное.

Ребенок усваивает знания, формирует умения и навыки в процессе обучения.

Обучение — усвоение ребенком знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни, формирование культуры познания, создание фонда «могу».

Учиться ребенок начинает от рождения, когда попадает в социальную среду, а взрослый, организуя ее жизни, влияет на нее с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной, что зависит от обстоятельств, педагогических воздействий, возраста, но во всех случаях она учится (А. Запорожец). Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-то, подбирает для этого соответствующие методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематического и целенаправленного характера. Во время учебы меняются характер отдельных психических процессов, функций, решаются одни противоречия и возникают новые.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, моральных суждений, то есть формирование личности.

Воспитание — приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, создание условий для его духовного роста, формирования ценностного отношения к действительности, создание фонда «хочу».

Как и обучения, воспитания начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к ней закладывает основы личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специальные беседы и упражнения. Поэтому важен каждый момент общения с взрослыми, каждый элемент их взаимодействия.

Ребенок не попадает механически под действие внешних воздействий, она усваивает их выборочно, преломляет через формы своего мышления, в связи с ее интересами и потребностями. Это означает, что любой внешний влияние всегда действует через внутренние психические условия (Рубинштейн). Особенностями психического развития обусловлены оптимальные сроки обучения, усвоения знаний, формирования личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания необходимо подбирать в соответствии с возрастными, индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

Развитие, воспитание и обучение взаимосвязаны, являются звеньями единого процесса: «Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и учится. ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, то есть именно созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и совершенствуются «(Рубинштейн).

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой. Наследственно передаются видовые и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека. Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Дети рождаются разными по индивидуальным особенностями строения и функционирования организма, отдельных его систем, получая их по наследству. Наследуют они тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. По недоразвития их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развития.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, формирующихся в процессе внутриутробного развития. Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны режимом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями и тому подобное. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками. Иногда физические дефекты возникают после рождения из-за травмы и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и др.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно повлиять на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, которые окружают ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным через ощущение комплекса неполноценности, который негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательного отношения.

Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития, определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами. Сами по себе наследственные задатки не определяют процесс становления личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития. Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие в значительной степени зависит от системы взаимоотношений, в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, которые воспитывают. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самого ребенка.

Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются

Закономерности и особенности развития ребенка в дошкольном детстве

Общие закономерности развития детей в период дошкольного детства сформулированы благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других ученых. В частности, ведущей закономерностью развития ребенка было признано сочетанное влияние биологических и социальных факторов развития.

При этом к биологическим факторам развития относятся генетическая память, анатомо-физиологические особенности и особенности физиологии высшей нервной деятельности системы и функциональных систем организма, факторы беременности и протекания родов, особенности темперамента и др. (рис. 7).

Эти факторы развития задают нижнюю и верхнюю планку развития ребенка, его биологический возраст.

К социальным факторам развития относят социальную ситуацию развития ребенка и общение со взрослыми, влияние на его развитие первичных социальных институтов – семьи и детского сада – в виде организованного воспитания, механизмы социального опосредования формирования высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и др.), знаково-символическую деятельность как особую деятельность, перестраивающую сознание ребенка; общение и совместную деятельность с другими детьми – сверстниками и представителями разновозрастных групп, детскую субкультуру, самовоспитание и макросреду (общество в совокупности всех его проявлений). Эти факторы развития могут изменять силу и длительность своего воздействия в зависимости от потенциалов воспитуемости и обучаемости ребенка, его активности и откликаемости на педагогическое воздействие. Благодаря этому появляется разница в биологическом и социальном возрасте ребенка, создаются условия для перехода от одного этапа развития к другому.

Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются

Рис. 7.Биологические факторы развития ребенка

Учитывая влияние данных факторов, учеными были выделены законы, закономерности и особенности развития детей дошкольного возраста.

Основой закон развития Л. С. Выготский сформулировал следующим образом: Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определения аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной стадии .

Следующий важный закон сформулирован А. II. Леонтьевым, который говорил, что развитие ребенка нужно рассматривать как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе которого происходит очеловечение психики ребенка. Д. Б. Эльконин при этом говорил о формировании у дошкольника образа себя и вращивании в структуру сознания ребенка образов родителя и взрослого, другие исследователи – о формировании Я-реального и Я-потенциального. самосознания и самооценки.

Связанные с данным законом закономерности, обобщив исследования А. В. Запорожца, В. И. Лебединского, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна и др. можно сформулировать так:

– изменение детерминант, взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах и стадиях развития при сохранении такого качества, как пластичность нервной системы и психики ребенка;

– стадиальность и опосредованность развития ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;

– гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов, их социальная опосредованность заложенными в культуре способами ориентировки и взаимодействия с первыми педагогами (родителями и воспитателями) и сверстниками;

– дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, функциональных систем, связанных с произвольной организацией деятельности ребенка;

– наличие сензитивных периодов развития для тех или иных психических процессов и форм общения со взрослыми и сверстниками, способностей ребенка и его компетенций, интегральных качеств личности;

– амплификация (обогащение) детского развития за счет формирования системы ориентировок в окружающем мире и расширения способов переживания, познания и преобразования, изменения смыслов педагогического взаимодействия;

– скачкообразность развития в дошкольном возрасте, обусловленная характером формирования психологических новообразований и освоения социальной позиции, противоречием между тем, что ребенок хочет и может по сравнению с тем, что мог и хотел в освоенном периоде развития;

– подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции (от адаптации и социализации к самоутверждению и индивидуализации).

Кратко данные закономерности можно представить в схеме (рис. 8).

Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются

Рис. 8.Закономерности развития дошкольников

Рассматривая законы и закономерности развития и их взаимосвязь с воспитанием и обучением, можно констатировать, что они являются звеньями единого процесса становления психики и личности ребенка. С. Л. Рубинштейн писал: Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. В этом заключается еще один из основных, последний, закон развития. При этом исследователи отмечают три основных пути взаимодействия биологических и социальных факторов развития (по Скарру, Маккартни):

пассивное взаимодействие. при котором генотип родителей в какой-то мере определяет характер отношений с детьми – созданные в семье условия гармонируют с детским генотипом: например, родители, обладая атлетической конституцией, поощряют подвижные игры и занятия спортом, а дети, унаследовав ту же конституцию, приобретают и ту же обстановку, оптимальную для развития двигательных и спортивных способностей;

стимулирующее (провоцирующее) взаимодействие осуществляется, когда генетически обусловленные особенности детей вызывают специфические реакции на них со стороны окружающих: например, красивые или активные и жизнерадостные дети получают много социальных поощрений от взрослых – больше, чем некрасивые или пассивные, капризные, и выше оцениваются теми же взрослыми по шкале обучаемости и воспитуемости;

активное взаимодействие происходит, когда дети предпочитают и стремятся в такую социальную, воспитательную и обучающую среду, которая соответствует их наследственной предрасположенности – оказываются более восприимчивыми к педагогическим воздействиям определенного рода: например, ребенок-экстраверт предпочитает подвижные игры и шумные компании, приглашает друзей к себе домой, а интроверт избегает общения и предпочитает сидеть дома один с игрушками, книгами или компьютером.

Роль пассивного взаимодействия снижается с возрастом, стимулирующее взаимодействие сохраняется, а активное – возрастает.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Роль обучения и воспитания в передаче общественного опыта

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его, создавая для этого специальные учебно-воспитательные учреждения: дошкольные, школы, высшие учебные заведения, внешкольные учреждения и тому подобное.

Ребенок усваивает знания, формирует умения и навыки в процессе обучения.

Обучение — усвоение ребенком знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни, формирование культуры познания, создание фонда могу .

Учиться ребенок начинает от рождения, когда попадает в социальную среду, а взрослый, организуя ее жизни, влияет на нее с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной, что зависит от обстоятельств, педагогических воздействий, возраста, но во всех случаях она учится (А. Запорожец). Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-то, подбирает для этого соответствующие методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематического и целенаправленного характера. Во время учебы меняются характер отдельных психических процессов, функций, решаются одни противоречия и возникают новые.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, моральных суждений, то есть формирование личности.

Воспитание — приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, создание условий для его духовного роста, формирования ценностного отношения к действительности, создание фонда хочу .

Как и обучения, воспитания начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к ней закладывает основы личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специальные беседы и упражнения. Поэтому важен каждый момент общения с взрослыми, каждый элемент их взаимодействия.

Ребенок не попадает механически под действие внешних воздействий, она усваивает их выборочно, преломляет через формы своего мышления, в связи с ее интересами и потребностями. Это означает, что любой внешний влияние всегда действует через внутренние психические условия (Рубинштейн). Особенностями психического развития обусловлены оптимальные сроки обучения, усвоения знаний, формирования личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания необходимо подбирать в соответствии с возрастными, индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

Развитие, воспитание и обучение взаимосвязаны, являются звеньями единого процесса: Ребенок не созревает сначала, а потом воспитывается и учится. ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, то есть именно созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и совершенствуются (Рубинштейн).

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней средой. Наследственно передаются видовые и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека. Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Дети рождаются разными по индивидуальным особенностями строения и функционирования организма, отдельных его систем, получая их по наследству. Наследуют они тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. По недоразвития их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развития.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, формирующихся в процессе внутриутробного развития. Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны режимом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями и тому подобное. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками. Иногда физические дефекты возникают после рождения из-за травмы и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и др.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно повлиять на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, которые окружают ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным через ощущение комплекса неполноценности, который негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательного отношения.

Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития, определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами. Сами по себе наследственные задатки не определяют процесс становления личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их развития. Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие в значительной степени зависит от системы взаимоотношений, в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, которые воспитывают. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самого ребенка.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источники: http://studme.org/1841041317823/pedagogika/fenomen_doshkolnogo_detstva_psihologo-pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_vospitaniya_obucheniya_detey_doshk, http://studbooks.net/31397/psihologiya/rol_obucheniya_vospitaniya_peredache_obschestvennogo_opyta

Комментариев пока нет!

Избранные статьи

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА

Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <. >

Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое отражение действительности — отражение активное, действенное, которое, отражая, преображает чувственную данность явлений, чтобы проникнуть в их сущность, охватить тенденцию их развития, которое познает действительность, изменяя ее, и изменяет, познавая. Со все более многообразной деятельностью связана исполненная напряжения эмоциональная внутренняя жизнь. Все более глубокое действенное и познавательное проникновение в действительность на одном полюсе связано на другом со все большим углублением внутреннего плана с углублением и расширением внутренней жизни личности.

В процессе этого развития неоднократно перестраивается вся личность подрастающего человека, по мере того как накопление количественных изменений приводит к коренному качественному изменению основных ее свойств, формирующихся и проявляющихся во взаимоотношениях личности с окружающим миром — в изменяющихся формах деятельности и взаимоотношениях с людьми.

Такие периоды общей перестройки личности биологизаторской психологией трактовались как кризисы.

Их нельзя рассматривать как кризисы, потому что они не патологическое явление, которое в силу имманентных возрастных, биологических закономерностей фатально делало бы детей в этом возрасте трудными. Не подлежит сомнению, что переходные периоды более крупной перестройки иногда сопряжены с трудностями, с которыми нередко приходится сталкиваться и родителям, и педагогу. Но наличие этих трудностей, их характер, размеры и преодоление зависят от того, как конкретно складываются у данного ребенка или подростка отношения с окружающими, т.е. от того, насколько взрослые — родители, педагоги — умеют правильно установить эти отношения: они зависят от сознательного поведения людей, а не предопределены стихийно действующей фатальной необходимостью. Точно так же и подъем на высшую ступень, выход из кризиса не совершается сам собой потому, что созрело для этого время; и тут существеннейшую роль играют живые люди, их сознательное, воспитательное воздействие.<. >

В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней психического развития друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несостоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психическое развитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишь развертываются задатки. Эта точка зрения по существу упраздняет развитие, поскольку подлинное развитие — это не только рост, но и изменение, качественное преобразование. Другая (представленная особенно ярко у Ж. Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности, лишенные внутреннего единства; нужно выйти из одной стадии или «структуры» для того, чтобы войти во внешнюю ей другую. Каждая стадия понимается как только противоположность последующей, а не одновременно и подготовительная к ней ступень; ребенок противопоставляется взрослому; всякая преемственная связь между ними рвется. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату — к упразднению подлинного развития, которое предполагает качественные преобразования внутри единства.

При этом стадии развития превращаются в формальные структуры, зависящие только от возраста, а не от реальных форм деятельности конкретного содержания, которым в процессе своего развития — в ходе обучения и воспитания — овладевает ребенок. <. >

Вразрез с вышеуказанными обеими точками зрения, в действительности психическое развитие человека с раннего возраста до зрелых лет протекает как единый процесс, внутри которого выделяются качественно различные ступени;

каждая из этих ступеней подготовляет следующую.

При анализе любой стороны психического развития — развития восприятия, мышления, речи и т. д. — можно выделить такие качественно отличные ступени. Однако эти ступени не формальные структуры; они зависят не непосредственно от возраста как такового, а от конкретного содержания, которым в процессе своего развития овладевает ребенок. Применительно к разному содержанию не только разные дети одного и того же возраста, но и один и тот же ребенок может находиться на разных стадиях. Поэтому различные стадии не надстраиваются внешним образом одна на другую и не сменяют друг друга в раз навсегда предопределенной последовательности. Различные стадии могут сосуществовать[55].

При этом сосуществование образований различных уровней является не чем иным, как выражением того факта, что в процессе развития психики ребенка, как в каждом процессе развития, всегда имеются как отложившиеся в результате предшествующего развития уже отжившие формы, так и вновь нарождающиеся, передовые, выражающие прогрессивные тенденции развития. Высшая стадия, или форма, мышления, восприятия и т. д. развиваясь и становясь господствующей, по большей части не вытесняет, а перестраивает ранее развившиеся. Между ними образуются многообразные, сложнейшие, от одного конкретного случая к другому изменяющиеся соотношения, находящие себе выражение в широчайшей вариативности индивидуального развития. В результате развитие каждого конкретного ребенка может быть отлично не только по темпам, но и по конкретному пути, которым оно идет. <. >

Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека — это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.

У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированности пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия (см. например, данные о минимальных и максимальных словарях детей). <. >

Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы — младенца, пред дошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, Нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека — это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода.

Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической и теоретической деятельности. <. >

Становление личности

Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются

С момента своего рождения человек проходит через различные стадии физического и интеллектуального развития, которые, бесспорно, являются наиважнейшей составляющей его эволюции, как представителя биологического вида Homo Sapiens. Но не менее значимыми для каждого отдельного индивидуума являются процессы становления и развития личности. так как именно от них зависит степень гармоничности его взаимоотношений с ближайшим окружением, да и со всем обществом в целом.

Все истоки в детстве

Мы все приходим в этот мир с набором уже готовых генетических каркасов, в которых заложены все основные векторы нашего развития, но судьба человека во многом определяется теми этапами становления личности, через которые нам суждено пройти, начиная с того момента, когда мы впервые осознаем собственное «Я» и пытаемся определить свое место под солнцем.

Естественно, все начинается в детстве с тех взаимоотношений, которые складываются у ребенка с родителями и с другими членами его семьи. Уже тогда закладываются основы характера человека и от того в какой атмосфере он воспитывается, во многом зависит то, будет ли он в последствии сильной и самостоятельной личностью, способной вести за собой других и противостоять любым натискам неблагоприятных обстоятельств, или же вырастет в слабовольное, бесхарактерное существо, которое будет приходить в ужас каждый раз, когда ему придется самостоятельно принимать решения.

На ошибках учатся

Простых путей в жизни, как известно не бывает и процесс становления личности здесь не исключение. Вспомните себя в детстве и в подростковом возрасте. Сколько шишек вы набили, пока смогли доказать себе и окружающим, что чего-то стоите и что с вами нужно считаться. Но ведь этим дело не закончилось. Несмотря на то, что 80% основных «строительных лесов» нашего «Я» формируется в возрасте от 3 до 15 лет, становление личности человека продолжается и в дальнейшем (правда, уже гораздо медленнее), причем, строго определенных рамок окончания этого периода не существует. В каждом конкретном случае они свои. С возрастом люди меняются. Мы учимся на своих ошибках и беря за основу пережитой жизненный опыт, пытаемся выстроить дальнейшие отношения с теми, кто нас окружает. И вся наша жизнь во многом зависит от того, каких моральных основ мы придерживаемся и какие навыки взаимодействия с этим миром мы приобрели в процессе нравственного и духовного становления своей личности.

А есть ли выбор?

Некоторые ошибочно полагают, что наше развитие целиком зависит только от внешних раздражителей и то, в какой среде человек живет, полностью определяет его дальнейшее поведение и все психологические характеристики. Другими словами, если вы родились в семье преступников или алкоголиков, то и дорога у вас теперь только одна: либо в тюрьму, либо в ближайшую канаву. На самом деле не все так просто. Конечно, родительский пример – это один из важнейших факторов, влияющий на нравственное развитие личности любого человека. Но ведь свободу выбора, дарованную нам природой, никто не отменял. В чем смысл эволюции всех видов? Выжить должен сильнейший. А значит тот, кто сумеет осознанно отделить черное от белого и самостоятельно выбрать верный путь своего дальнейшего развития, как члена социума, тот и получит шанс на успешную жизнь, даже несмотря на наличие неблагополучного «багажа» в своей родословной.

Понять и предсказать

Подобными вопросами занимается такое направление научной дисциплины, как психология становления личности человека, которая анализирует и обобщает все благоприятные и негативные аспекты обстоятельств жизни и окружающей среды отдельно взятого индивидуума, в результате чего появляется возможность понять основные мотивы его поступков. Подобные методы применяются как в работе обычного психоанализа, так и в психиатрии, рассматривающей абсолютно все факторы, способные повлиять на развитие личности, а в отдельных случаях даже запустить механизмы некоторых психических заболеваний.

В любом случае, необходимо помнить одно незыблемое правило: себя мы создаем сами. Звеньями единого процесса становления личности ребенка являются И процессы глубокого самоанализа и личностного совершенствования всегда будут способствовать нашему нравственному и духовному росту, а значит и очищению хотя бы малой части того общества, которое является нашим ближайшим окружением, ибо человек тянется к себе подобным. И в какую сторону в обозримом будущем будет направлен основной вектор развития всего общества в целом тоже во многом определяется морально-этическими и нравственными принципами, которых придерживаются отдельные его члены. Так что, только нам решать, каким будет мир за нашим окном и насколько психологически комфортно нам будет в нем жить.

Развитие личности

Развитие личности – это изменение её количественных и качественных свойств. Развитие мировоззрения, самосознания, способностей, отношений к действительности, характера, накопление опыта.

Развитие личности ребёнка

Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребёнка. Наличие соответствующих отклонений затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врожденной или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребёнка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии интеллекта (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребёнок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях воспитания. Он обречен на индивидное (животное) существование.

Врождённые аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, способностей, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как психогенетика.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды. то есть конкретных людей — носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребёнок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребёнку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребёнка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т.п. Каждое из них требует от ребёнка определенных умений, а самое главное — способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности — это активная деятельность ребёнка. направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Её можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается её содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических условий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека

Развитие личности — это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребёнка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребёнок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребёнка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребёнке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребёнка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:

1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность ещё раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.
* По материалам книги «Психология деловых отношений» Занковский А.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *