Законы философии

Основные законы философии

В реальном мире действует множество законов. Существуют законы неорганической природы и органического мира, законы конкретных (частных) наук, законы общества и мышления. Все они имеют общие черты.

Прежде всего, любой закон – это устойчивая, повторяющаяся связь, присущая не одному предмету или небольшой их группе, а огромной массе предметов и явлений. Например, закон взаимосвязи массы и энергии применим для любого физического тела. Периодический закон Д.И.Менделеева устанавливает связь свойств абсолютно всех химических элементов от величины положительного заряда ядра. И так далее. Таким образом, закон есть не единичная, а общая связь между явлениями. Закон есть «форма всеобщности в природе» (Ф.Энгельс).

Другая важная черта закона состоит в том, что он представляет собой не всякие повторяющиеся связи, а только те из них, которые имеют необходимый и существенный характер. Например, биологический закон взаимосвязи организма и среды фиксирует необходимую, важную связь организма с условиями его существования.

Закон действует лишь при наличии соответствующих условий, вызывая при этом не любое, а определённое в своей основе течение событий. Зная законы, направление развития того или иного явления, можно предсказать (вычислить) ход изучаемого явления. Например, зная законы гравитации, можно вычислить скорость полёта космической ракеты, необходимую для преодоления земного притяжения.

Познав законы развития природы и общества и условия, в которых они действуют, можно предсказать ход исторических событий.

Итак, можно сказать, что закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями окружающего мира, вызывающая строго определённое течение событий.

Различие категорий и законов.

Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности, но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.

Метод познания – ДИАЛЕКТИКА, который используется в философии, исходит из признания объективного характера законов. Это значит, что человек не в состоянии по своему произволу создавать или изменять законы. Он может только познавать, открывать, использовать их. Мир есть закономерное движение «материи», отражённое в «сознании», и наоборот – «сознание» есть познание (открытие) и использование объективных законов реального материального мира.

На современном этапе развития науки трудно отрицать, что природа и общество развивается по объективным законам, открытым великими учёными-философами.

Основными законами диалектики, которые характеризуют картину развития мира, его познания и преобразования, являются:

Закон единства и борьбы противоположностей ;

Закон перехода количественных изменений в качественные ;

Закон отрицания отрицания .

Эти законы дают объяснение всеобщему движению и развитию в объективном мире, показывают его источники и внутренние противоречия. Эти законы раскрывают скачкообразный характер развития и показывают, что прогресс в объективной действительности происходит на основе постоянной замены (отрицания) старого новым, на основе борьбы противоположностей. (Из книги-учебника К. Гуляйпольского «Борьба противовоположностей. «).

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

— Закон единства и борьба противоположностей,

— закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

— закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том. что будто бы законы этим и ограничеваются. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие.

Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон

свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами

процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимо -предполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула»Единства и борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных9quot; свойств, изложений движения, развития.

«Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмирании юклеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз. эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс

размножения, старость, смерть».

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения -анатомической, психологической,

Философской — есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии — мужское.

Справа влево, вниз, от периферии — женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое «слева9quot; уже подразумевает «направо9quot;;

2) любое «вверх9quot; имеет смысл, если известен «низ9quot;.

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие — выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. «Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов»

«Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей». «Единство

и различия — такова диалектическая форма противоречия»

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие

стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля,

против себя» не просто иное, а «свое иное «.Диалектика противоречия отражает

двойственное отношение внутри целого:

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.

Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не

приведет к изменению атома — полярность ядра электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) — (частичного сохранения,

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной — Крещение Руси — это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы — ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка — признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.

sdamzavas.net — 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи.

Основные философские законы развития бытия

Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.

Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.

Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития мира.

Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.

Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.

Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики.

а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

В свое время философы античности обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.

Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.

Окружающий нас мир весьма многообразен. Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие – либо другие предметы.

Качество – это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.

Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.

Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой – либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия – А.А), и свойствами она обладает ».

Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».

Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.

Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.

В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество – это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.

Количество же – это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в категории «мера»

Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.

По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности вещи, в которых она остается без изменений.

Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.

Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.

Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок – в преступление, права – в несправедливость, добродетель в — порок.

Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.

Скачок – это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.

В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это – образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно – экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).

Постепенные скачки могут длиться миллионы лет – от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия — становление классового общества; мгновенные – это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.

Сущность закона. всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.

Методологическое з начение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития – его источник, в качестве которого выступает противоречие.

Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.

По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие — …на самом деле движет миром», «нечто жизненно…, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл. Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок. Гегель, всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».

Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически – противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически – наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.

Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.

Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно – необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап – разрешение противоречия или его «снятие».

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие .

Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.

Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие – это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.

Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно – исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.

В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье – болезнь, жизнь – смерть и т.д.

Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.

Если противоположности – это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности – это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.

С одной стороны. имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой – будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.

Как результат – возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций в рамках или границах развивающегося целого и последний этап – снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.

В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет к появлению источника развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.

Методологическое значение этого закона состоит в том, что мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно – устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой – их взаимодействие, которое в результате «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит – и смены старых состояний, их обновление.

в) Закон отрицания отрицания раскрывает такую важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении осуществляется процесс развития?

Обращаясь к осмыслению любого процесса изменения и развития того или иного предмета или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз, периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.

Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания .

Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв» в непрерывности развития явлений.

Диалектически понимаемое отрицание предполагает не разрыв, а систему связей между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности. По сути дела это есть триединый процесстриада»):

1) уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)

2) сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;

3) формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.

В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае – позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания характеризуется таким философским термином как «снятие».

«Снятие » (aufgebung ) в немецком языке имеет двоякое толкование – «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».

По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто невозможно.

Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:

а) утверждение или полагание (тезис);

б) отрицание этого утверждения (анти – тезис);

в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти – тезис.

В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти – тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).

Отрицание отрицания — это процесс возврата «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…

Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы обнаруживаем более сложные проявления этого и других философских законов.

Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования. Ведь прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ, понимал, что в развитии мира прогресс – лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным состояниями (от лат. regressus – обратное движение вспять, назад).

Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении &#&472; это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.

В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.

Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.

Суть закона отрицания отрицания: процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.

Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.

Новый взгляд на основы философии.
Основной вопрос философии.
Определение материи.
Три закона философии.

Философия зародилась как наука обобщённых законов развития природы и общества. Причём таких законов с помощью которых можно рассчитать происходящие процессы во времени, фактически предсказать, что может произойти в будущем на основе анализа процессов в настоящем. Сегодня философия как наука ушла со своего истинно предназначенного ей пути. Философия превратилась в науку множества терминов, пытающихся описывать природу и общество. Причина такого ухода в сторону состоит в неверном определении и истолковании основ философии:

а) неполное определение материи, данное В.И. Лениным (материя дана нам в ощущениях) ;

б) неточная формулировка трёх законов философии и соответственно не совсем верное их истолкование.

В результате получили, что философия как наука о развитии природы и общества не может дать ответы на ряд вопросов. Например:

— какой должна быть оптимальная модель развития человеческого общества, чтобы прогресс в развитии был максимальным, а жизнь людей становилась с каждым днём лучше;

— какой из путей развития общества является более прогрессивным (капиталистический, социалистический или какой-либо другой) и какой из путей даёт наименьшие потери самого общества (войны, голод, болезни).

Для того, чтобы дать полные ответы на все подобные вопросы и указать оптимальный путь развития вернёмся к основам философии и сформулируем законы, чтобы они действительно стали обобщёнными, простыми и понятными каждому. Начнём с определения материи. Определение данное В.И. Лениным имеет два основных недостатка:

первый. на сегодняшний день видно, что чувства и ощущения у разных людей отличаются и во многом зависят от способностей самих людей;

второй. состояние и свойства материи не зависят от способностей человека. Человек сам есть частица материи.

Определение материи должно быть не только обобщённым, но ещё и относительным между микро и макромирами.

Новое, предлагаемое определение материи: совокупность микромиров есть материя мира и, соответственно, совокупность миров есть материя макромира.

Из данного определения материи получаем основное свойство миров – все миры подобны между собой по своему строению и своим свойствам. Данный факт подтверждает предложенная планетарная модель для описания строения атома. Кроме того, можно сделать предположение о наличии двуядерных атомов по аналогии с Солнечными Системами, имеющими два Солнца. В результате получим дополнительные элементы в таблице Менделеева.

Новое определение материи является обобщённым настолько, что вопрос о первичности идеи и материи просто становится бессмысленным, так как идея микромира в совокупности входит в состав материи мира и, соответственно, идея мира в совокупности входит в состав материи макромира. В отдельно взятом мире, идея и материя по отношению друг к другу являются противоположностями, но по отношению к миру высшему они являются его составляющими.

На основе вышесказанных рассуждений получаем, что всё гармонично сотворённое в Природе имеет два начала подобные друг другу внешне и внутренне, но противоположные по своему предназначению. Получили второе свойство миров – миры состоят из противоположностей. Это значит, что мир и антимир дополняют друг друга, а в совокупности могут образовывать новый макромир.

В развитии общества основными противоположностями являются капитализм и социализм (рыночная и плановая способы экономики).

Материалистическая диалектика и религия также являются подобными друг другу противоположностями, пытающимися дать словесное обобщение миропониманий, и называют самое простое словесное обобщение истиной. Материалистическая диалектика и религия заполняют словесными обобщениями то пространство, которое на данный период времени не объяснено физическими явлениями и не описано математическими формулами.

Перейдём к рассмотрению обобщённых законов философии.

Существуют три закона, с помощью которых можно рассмотреть и проанализировать все процессы в Природе.

Первый закон философии — это закон о самих противоположностях. Борьба противоположностей быть не должна, так как она приводит к гибели самих противоположностей вместо того, чтобы развиваться в гармонии и дополнять друг друга. Единство противоположностей состоит в гармонии развития противоположностей. Значит более верная и миролюбивая формулировка первого закона философии должна быть следующей: закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Если слово “Мир” понимать как мирное сосуществование противоположностей, то древнейшая фраза: “Мир покоится на трёх китах” (от автора: “на трёх законах философии”) – имеет глубокий философский смысл.

Перейдём к рассмотрению второго закона философии – закона о переходе количества в качество, качества в количество.

Законы философии

Для того, чтобы понять смысл и работу этого закона нужно немного знать теорию образования вихревого движения, то есть движения по замкнутому кольцу. Движение по замкнутому кольцу самое устойчивое движение в Природе. Основным свойством движения по замкнутому кольцу является создание потока сквозь само кольцо, причём потока замкнутого. Получаем, что движение по замкнутому кольцу порождает подобное движение по аналогичному кольцу, но только кольца расположены таким образом, что каждое из них проходит через центр другого. Получаем, что цепочка из колец есть хорошее наглядное пособие для понимания перехода количества в качество, качества в количество. Достаточно представить, к примеру, что чётные кольца это движение количества, а нечётные – движение качества. Учёные, которые пытаются представить электромагнитное поле в пространстве и распространение электромагнитной волны, могут попробовать применить модель замкнутых колец – переход кольца электрического в кольцо магнитное, магнитного в электрическое, и провести соответствующие расчёты.

Более обобщённая формулировка второго закона философии будет следующей: закон процессов взаимоперехода противоположностей.

На основании второго закона можно сделать замечательный вывод о модели развития общества. Модель развития по «раскручивающейся спирали» не верна .

Развитие происходит по замкнутым кольцам – расширяющимися, сужающимися и переходящими друг в друга. Развитие общества зависит от самого общества и от выбора пути жизни в Природе. То, что будет происходит с самим обществом, можно рассчитать, достаточно определить начальные условия и путь движения – путь перехода по замкнутым кольцам. Уменьшение диаметра последующего кольца говорит о замедлении движения по кольцу предыдущему, а в случае полной остановки движения – последующего кольца вообще не будет.

Рассмотрим третий закон философии. Формулировка “отрицание отрицания” является очень узкой по смыслу, поэтому сразу предлагается новая, более обобщённая и понятная: закон подобия и взаимосвязи микромиров и макромиров и процессов в них происходящих.

Этот закон можно назвать законом “Мира и Любви”. Если отрицать или переделывать в каком-либо мире или процессе любовь в зло получится, что зло уничтожит само себя и соответственно, мир или процесс в котором оно происходит. Уничтожив один мир или процесс, уничтожим переходные процессы, как между мирами, так и между самими процессами.

Зная теперь основы философии,
попробуем дать характеристику жизни общества.

Самое дорогое, что есть на планете Земля это труд и творчество Человека, как Создателя и Созидателя, как преобразователя свойств материального мира. Но человек создал эквиваленты труда: деньги, акции и т.д. Человек организовал способы перераспределения труда посредством эквивалентов, и назвал это бизнесом.

Деньги не делают деньги. В природе нет перехода количества в количество, только через переход в качество – труд человека. При насильственном нарушении гармонии процесса – низкая зарплата производителя и высокая прибыль распределителя – может произойти разрушение самого процесса.

В принципе, чем больше роль денег в общении между людьми, тем меньше они трудятся и творят своими руками материальный мир. Это приводит к остановке производства в целом и гибели человечества, в общем. На языке философии получается, что предыдущее кольцо не порождает последующее, а это значит, что движение на предыдущем кольце тормозится и останавливается.

Список вопросов для возможных последующих обсуждений:

— труд и деньги как две противоположности в развитии человеческого общества;

— капитализм и социализм как две противоположности развития человеческого общества;

— описание модели развития общества и характеристика видов деятельности человека;

и как вывод получим, что:

— деньги являются ТОРМОЗОМ развития человеческой цивилизации;

— а утверждение, что: «торговля является двигателем прогресса» требует тщательного исследования поскольку прогрессировать может всё что угодно и даже самое страшное ЗЛО;

Научный эксперимент «Разум и Мы»:

Минимальный бесплатный «Комплект для желающих научиться видеть сновидения» можно скачать (предварительно открыв в новом окне в большем формате) и распечатать самостоятельно:
1) лист формата А4 горизонтальный, печать с двух сторон: одна сторона — это обложка брошюры «Устав Подростка» выпуск первый, другая сторона — это «Философская модель технического устройства человека» формата А5 и «Герб Мира и Любви» формата А5 (желательно в цвете, можно распечатать в любом фотосалоне)
2) вкладыш можно распечатать в формате А5 — это информационный листок со страницы 6 брошюры «Устав Подростка, выпуск первый «.

Минимальный бесплатный комплект
для желающих научиться видеть сновидения:

42. Понятие закона в философии. Группы законов.

Закон представляет собой наиболее общие, существенные объективные связи и отношение м/у предметами и явлениями; но не всякая связь выступает как закон. Для закона характерно: существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность. Закон выражает такую связь, которая при наличии известных условий определяет характер развития. Все законы носят в своей основе объективный характер и их можно разделить на три группы. 1)частные и специфические(частно-научные) законы(отражают связь определённых частей, сто­рон и особенности реальной действительности), 2)общие или общенаучные за­коны действия( распространяются либо на всю природу либо на все общест­венные явления. Для мышления присущи такие общие з-ы как з-н тож­дества, з-н противоречия, з-н достаточного основания и з-н исклю­чённого третьего, который изучает формальная и математическая логика); 3)всеобщий или универсальный з-н(относятся з-ы диалектики). З-ы диалектики действуют везде. охватывают все стороны мира, распространяются на природу общества и мышления и имеют всеобщее познавательное и методологическое значение. Диалектика разрабатывает не только законы бытия, но и законы познания, поэтому Д. – это не только учение о законах развития бытия, но это теория познания и логика одновременно, т.е. учение о законах в форме мышления. Среди всебщих законов Д. Принято выделять три основных з-а: 1.З-н перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.З-н единства и борьбы противоположностей. 3.З-н двойного отрицания.

43. Основные законы диалектики: их сущность.

Среди всебщих з-в Д. Принято выделять три основных закона. 1.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2.Закон единства и борьбы противоположностей. 3.Закон двойного отрицания. Законы Д. Раскрывают существенные черты, любого развивающегося явления. Они раскрывают: механизм перехода от старого к новому(1), источник развития объективного мира и человеческого мышления(2), его направленность(мира) тенденции и взаимоотношения, формами развития и результат развития(3). Впервые эти законы сформулировал Гегель. 1-й закон(в первой части) его науку логики в учение о бытие. 2-й закон учение о сущности. 3-й закон использован при построении всей философской сис-мы. 1-й закон есть взаимосвязь таких всеобщих понятий как: свойства(хар-ка пред, котор обусловливает его различие или общность с др предметами; св-во относительно), качества(совокуп св-в, указ на то, что собой дан вещь представляет, чем является), количества(совокуп св-в, указ на размеры вещи и величину), мера(рамки, в кот кол и кач хар-ки находится в сост гармонии) и категория скачка(форма перехода из 1 кач сост в др; скачки бывают взрывы(революция) и медленные(эволюция)). Диалектика кач и кол-ва сост в том, что не одно кач изменение не произойдет до тех пор, пока не будут накоплены необход кол изменения. 2-й закон. понятие тождества, категория различия, категория противоположностей, единства, борьбы, противоречий. Раздвоение единого и познание противоречивых частей его – суть и ядро диалектики. Единство относительно, борьба абсолютна, осн понятием явл диалектическое противоречие, которое включает в себя тенденции в развитии взаимо друг друга дополняющие и отрицающие. 3-й закон: отрицание, диалектическое отрицание, двойного отрицания, поступательность, цикличность, прогресс, регресс. Основные элементы закона: тезис, антитезис, синтез.

Законы философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Принципы диалектики
  • Категория противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
  • Закон отрицания отрицания
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Принципы диалектики


Диалектика (искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Михайлов, Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. — М. Мысль, 2000. — Т. 1-4 Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (dialektik techne). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движение. Анализ высших родов бытия приводил к выводу, что бытие обладает противоречивыми определениями, поскольку оно едино и множественно, покоится и движется и т.д. Таким образом, для античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

Философское учение о диалектике осуществляется в онтологическом и гносеологическом плане. Онтология (от греч. оntos — сущее и logos — учение) — философское учение о бытии.

Гносеология (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение) — философское учение о познании. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом — субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.


Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.


К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:


1. Принципвсеобщейвзаимосвязиявлений. сущность которого заключается в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим.


2. Принципразвития. В движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).


Категорию «развитие» следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорией является «движение».


3. Принципсистемности. Каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.


Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.


4. Принципматериальногоединствамира. Не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.


Гносеологические принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.


1. Принципконкретногоивсестороннегорассмотрениявещейиявлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения — это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта.


2. Принциписторизма. Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития, имеет методологическое значение. Кратко сущность принципа заключена в следующем положении: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».


3. Принципсистемности. Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации.


4. Принципобъективности. Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т.е. не выдавать желаемое за действительное.


Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при предварительном начальном рассмотрении объектов — систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений.


Категория противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей


Противоречие — центральная категория диалектики. В принципе, диалектика сводится к изучению противоречий в самой сущности предметов. Становление категории противоречия в истории философии связано с вопросом об источниках движения. При его обсуждении обнаружились две основные точки зрения, две концепции — метафизическая и диалектическая. Если для метафизика источник движения всякого предмета — толчок, какое-то внешнее обстоятельство или условие, то диалектик видит этот источник в самом предмете (предметах). Это особого рода отношение — отношение между противоположными (т.е. взаимосвязанными и в то же время существенно различающимися, взаимоисключающимися) сторонами, свойствами предмета, или противоречия. Существование противоречия связано с многообразием элементов единого целого. Всякое несоответствие, рассогласованность в его структуре означают возникновение противоречия. И, поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, и мир находится в постоянном изменении и развитии. Рассогласованность в зарядах электронов и атомного ядра влечет изменение химического элемента; неспособность существующей теории объяснять новые факты требует создания новой теории, означающей скачок в развитии научного знания. Как правило, предмет представляет собой систему взаимодействующих противоречий. Одни выражают борьбу внутренних сил в предмете (внутренние противоречия), другие характерны для связей с другими предметами (внешние противоречия). Например, ассимиляционно-диссимиляционные несоответствия, приводящие к росту живых организмов, являются внутренними противоречиями, в то время как противоречия организмов со средой суть внешние относительно этих организмов. Среди внутренних противоречия есть главные, основные, ведущие, непосредственно связанные с сущностью предмета, и неосновные, второстепенные, зависимые от основных и лежащие как бы на периферии его развития. Категория противоречия позволила сформулировать один из важнейших законов диалектики, ее «ядро», — закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия в формальной логике — отношение между двумя суждениями, из которых одно является отрицанием другого: А и не-А. Формально-логические противоречия недопустимы в строгом рассуждении, поскольку смешивают истину и ложь.

Законединстваиборьбыпротивоположностей — всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т.п. которые находятся в неразрывном единстве и взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения.


Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для современной буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой — попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)». В.И. Ленин Подход к этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза.


Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете, как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий капитализма. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (Антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается о противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не брать как окончательное и ориентирует на бесконечное творчество.


Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений


Переходколичественныхизмененийвкачественные — один из основных законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие.

Так, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития: изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому. Он совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой границы.


Содержание закона взаимоперехода раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».


«Качество» — совокупность существенных свойств, выражающих определённость вещи. Эта категория является выражением специфики вещи, свойство же представляет собой обнаружение какой-то стороны качества; свойства вещи проявляются лишь в её взаимодействии с другими вещами.


«Количество» — отражает объективную определённость явлений со стороны из размера, величины, интенсивности, темпов изменения и т.п. Нельзя согласится с мнением, что количество есть только внешняя определённость вещи, а качество внутренняя.


«Мера» — выражает взаимосвязь и взаимообусловленность качества и количества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которых вещь сохраняет свою качественную определённость. Выход за пределы нормы приводит к изменению качества вещи, превращению количественных изменений в качественные.


«Скачок» — категория, отражающая сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Существо «скачка» состоит в том, что силы и тенденции направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качественной определённости, получают преобладание над силами, способствующими сохранения этой устойчивости.


Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. поскольку на первой стадии невозможно проникнуть в сущность объекта, логическое отображение этого качественного многообразия первоначально будет очень абстрактным, бедным. В связи с этим выявление качественной определённости вещи, предшествует познанию её количественных характеристик. Качество предшествует количеству.


Таким образом, количественные и качественные характеристики познаваемого объекта, их взаимосвязь (мера), форма перехода (скачок) не даны заранее, сразу и целиком в готовом виде. Их постоянно обнаруживают, открывают, руководствуясь при этом как методологическим инструментом — категориями «качество», «количество», «мера», «скачок», выявляя конкретное качество и количество, присущие данному объекту, его меру и форму скачка.


Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания — физике, химии, биологии и др. а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Так, переход от капитализма к социализму повлек за собой и значительное изменение количественных показателей: ускорение темпов экономического и культурного развития, рост национального дохода и т.д. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к др. (более общим) — количественными. Так, переход от домонополистической стадии капитализма к монополистической является не абсолютным изменением качества: качество капитализма здесь изменилось только в том смысле, что появились некоторые новые существенные черты и свойства, а существо его не изменилось. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность — в форме количественного изменения (эволюция и революция). Марксизм доказывает антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие общества лишь к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и «левых» ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и др. законы диалектики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в природе. Марксистская философия рассматривает этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики. Так, при социализме переход количественных изменений в качественные (скачки) утрачивает форму политических революций, социальные изменения здесь осуществляются постепенно, путем отмирания старого и нарастания элементов нового. Это — основная закономерность перерастания социализма в коммунизм.


Закон отрицания отрицания


Законотрицанияотрицания один из основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями Закон единства и борьбы противоположностей. наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении и познания объекта, что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, которое одновременно выступает как сохранение.». Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени». Марко К. Энгельс Ф. т. 20, с. 640-641. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» В.И. Ленин. И в мышления это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины. Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, ее особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо.

Знание на каждом этапе его развития односторонне, т.е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой и является знание, так как оно постоянно «опредмечивается» в продуктах человеческого труда и столь же постоянно «распредмечивается». В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего отрицания одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другому. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в соответствия принципе. Таким путем и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания и как закон объективного мира. Закон отрицания отрицания относится к большим циклам развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

закон диалектика категория противоречие

Заключение


Истина рождается в споре…

Диалектика — теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций и проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог, мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения.


С моей точки зрения, диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она стабильно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях — изменчива, постоянно совершенствуется.


Я считаю, что диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой нового мышления и познания.


Список использованной литературы

1. Адорно Т.В. Негативная диалектика. Пер. с нем. — М. Научный мир, 2009. — 372 с

2. Демидов А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б. Демидов. 2009 — 102 с.

3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков — Мн. Выш. шк. 2010 — 431 с.

4. Михайлов Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. — М. Мысль, 2010. — Т.1-4.

5. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Ред. совет: Степин В.С. Гусейнов А.А. Семигин Г.Ю. Огурцов А.П. М. Мысль, 2010. — Т.1 — 744 с. Т.2 — 634 с. Т.3 — 692 с. Т.4 — 736 с.

6. Спиркин А.Г. «Философия». Изд.2-е. — М. Гардарики, 2010. — 736 с.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. — М. Политиздат, 1981. — 445 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение основных законов диалектики как философской теории развития всего сущего, материи, духа и сознания. Содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей.

реферат [25,0 K], добавлен 13.02.2011

История становления и развития диалектической мысли. Характерные черты и связи категорий диалектики. Сущность основополагающих законов: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

реферат [19,5 K], добавлен 12.06.2012

Исторические формы диалектики: античность, немецкая классическая философия и материалистическая диалектика. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимный переход количественных изменений в качественные. Сущность закона отрицания отрицания.

реферат [85,0 K], добавлен 24.03.2011

Критическая философия Канта. Критика чистого разума. Критика практического разума. Объективный идеализм Гегеля. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей.

курсовая работа [23,8 K], добавлен 28.10.2004

Сущность и проблемы диалектики. Смысл законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. Понятие принципов всеобщей связи, системности, причинности, историзма. Основные категории науки.

презентация [239,2 K], добавлен 29.11.2012

Диалектика как метод аргументации в философии, основные сферы действия. Закон единства и борьбы противоположностей. Главные виды противоречий. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории, сущность и явления, содержание и форма.

презентация [1,9 M], добавлен 15.05.2016

Диалектические противоположности. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойства. Закон перехода количественных изменений в качественные. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

реферат [25,7 K], добавлен 10.03.2002

Порочность радикализма, грубого разрыва с традицией, всякого огульного отрицания предыдущих ступеней развития общества. В социальной практике резкий революционный переворот сопряжен с крутой ломкой прежних мер в их количественном и качественном выражении.

реферат [24,9 K], добавлен 29.03.2009

Анализ исторических форм диалектики и альтернативы. Противостояние диалектики метафизике, софистике и эклектике. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Закон диалектического синтеза.

контрольная работа [22,8 K], добавлен 14.04.2013

История законов в древней китайской философии и диалектическом материализме. Взаимосвязь законов и категорий диалектики. Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Философское понимание закона.

реферат [36,1 K], добавлен 20.03.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *