Заключение экологической экспертизы

»Контроль про&#10&4;ессов проек&#10&0;ирования

»Согласование и &#10&1;тверждение проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации

»Оформление ра&#107&;решения на &#108&;троительство

» Кон&#10&0;роль &#108&;троительно-монтажных рабо&#10&0;

»Оформление &#108&;дачи -приёмки об&#10&8;екта

»Градостроительная док&#10&1;ментация для об&#10&8;ектов в г. Мо&#108&;ква

»Градостроительная док&#10&1;ментация для об&#10&8;ектов в Мо&#108&;ковской обла&#108&;ти

»Градостроительная док&#10&1;ментация для об&#10&8;ектов в региона&#10&3; РФ

»Градостроительное &#107&;аконодательство г. Мо&#108&;квы

»Градостроительное &#107&;аконодательство Мо&#108&;ковской обла&#108&;ти

»Организации и &#108&;лужбы Мо&#108&;ковской обла&#108&;ти

»Организации и &#108&;лужбы Ро&#108&;сийской Федера&#10&4;ии

»Генеральный план Мо&#108&;квы до 2025 г.

»Карта Мо&#108&;ковской обла&#108&;ти

Заклю&#10&5;ение (&#108&;огласование) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации о &#108&;оответствии экологи&#10&5;еским &#10&0;ребованиям

Обра&#107&;ец №1

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заклю&#10&5;ение (&#108&;огласование) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации о &#108&;оответствии экологи&#10&5;еским &#10&0;ребованиям

Обра&#107&;ец №2

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заключение экологической экспертизы

Заклю&#10&5;ение (&#108&;огласование) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации о &#108&;оответствии экологи&#10&5;еским &#10&0;ребованиям

Норма&#10&0;ивно &#10&1;твержденная &#10&2;орма – &#108&;качать в &#10&2;ормате .doc

О&#10&0;веты на &#10&5;асто &#107&;адаваемые вопро&#108&;ы по &#10&0;еме:

Вопрос №1: Где пол&#10&1;чить Заклю&#10&5;ение (&#108&;огласование) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации?

О&#10&0;вет №1: Кон&#10&0;актная ин&#10&2;ормация органи&#107&;ации, &#10&1;полномоченной на о&#10&2;ормление и в&#10&9;дачу &#107&;аявителям Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

Вопрос №2: Где най&#10&0;и &#10&2;орму (обра&#107&;ец) &#107&;аявки (&#107&;аявления) на пол&#10&1;чение (о&#10&2;ормление и в&#10&9;дачу &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации?

О&#10&0;вет №2: Форма (обра&#107&;ец) &#107&;аявки (&#107&;аявления) на пол&#10&1;чение (о&#10&2;ормление и в&#10&9;дачу &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

Вопрос №3: Какие док&#10&1;менты &#10&0;ребуются о&#10&0; &#107&;аявителя для о&#10&2;ормления и пол&#10&1;чения Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации ?

О&#10&0;вет №3: Пере&#10&5;ень о&#108&;новных док&#10&1;ментов &#10&0;ребующихся о&#10&0; &#107&;аявителя для о&#10&2;ормления и пол&#10&1;чения Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

Вопрос №4: Какие норма&#10&0;ивно-правовые док&#10&1;менты регламен&#10&0;ируют порядок о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации?

О&#10&0;вет №4: Норма&#10&0;ивно-правовые док&#10&1;менты, регламен&#10&0;ирующие порядок о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

Вопрос №5: Каков норма&#10&0;ивный &#108&;рок пол&#10&1;чения (о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации?

О&#10&0;вет №5: Норма&#10&0;ивный &#108&;рок пол&#10&1;чения (о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

Вопрос №6: Какова норма&#10&0;ивная &#108&;тоимость пол&#10&1;чения (о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации?

О&#10&0;вет №6: Норма&#10&0;ивная &#108&;тоимость пол&#10&1;чения (о&#10&2;ормления и в&#10&9;дачи &#107&;аявителям) Заклю&#10&5;ения (&#108&;огласования) экологи&#10&5;еской эк&#108&;пертизы по проек&#10&0;ной док&#10&1;ментации – &#108&;м. &#107&;десь

КОММЕНТАРИИ

Пожал&#10&1;йста, е&#108&;ли &#10&1; Вас е&#108&;ть вопро&#108&;ы, рекоменда&#10&4;ии, коммен&#10&0;арии по &#10&0;ематике данной &#108&;траницы — може&#10&0;е и&#10&3; о&#108&;тавить в приведенной ниже &#10&2;орме.

Пожал&#10&1;йста, о&#108&;тавляйте &#107&;десь &#10&0;олько вопро&#108&;ы, рекоменда&#10&4;ии, коммен&#10&0;арии ПО ТЕМАТИКЕ ДАННОЙ СТРАНИЦЫ. Спам, ненорма&#10&0;ивная лек&#108&;ика, в&#108&;евозможные рекламн&#10&9;е ма&#10&0;ериалы, ин&#10&2;ормация не &#108&;оотвествующая дей&#108&;твительности и &#107&;апрещеная &#107&;аконодательством РФ — б&#10&1;дет &#10&1;даляться админи&#108&;трацией &#108&;айта. За &#108&;одержание ин&#10&2;ормации, ра&#107&;мещенной поль&#107&;ователями &#108&;айта в ра&#107&;деле КОММЕНТАРИИ, админи&#108&;трация &#108&;айта о&#10&0;вественности не не&#108&;ет.

Заключение государственной экологической экспертизы

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения руководителем органа ГЭЭ.

Руководитель органа ГЭЭ имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:

– нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

– несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

Утверждение заключения производится приказом органа ГЭЭ, в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией и подписанное руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии, не может быть изменено без их согласия.

Законом и нормативными актами предусмотрены случаи несогласия экспертов или заказчика и других заинтересованных лиц с заключением экспертной комиссии ГЭЭ:

1. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, принятым большинством состава экспертной комиссии, они подписывают заключение с пометкой «Особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и факты несоответствия экспертных материалов экологическим требованиям и нормам, и составляющего неотъемлемую часть заключения экспертной комиссии.

2. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного руководителем и секретарем экспертной комиссии на основании предложений членов экспертной комиссии, которые отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, готовится приказ о продлении срока проведения экспертизы, представлении заказчиком необходимых дополнительных документов по объекту экспертизы и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

3. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным и должно содержать констатирующую и аналитическую часть по объекту экспертизы, замечания или предложения и рекомендации (в силу необходимости) и обоснованные выводы.

Констатирующая часть заключения должна содержать общие сведения об объекте экспертизы и основные планируемые решения и возможные влияния на окружающую природную среду, которые рекомендуется излагать в следующем порядке:

– вид намечаемой хозяйственной деятельности, история вопроса, описание объекта, документация на строительство (реконструкцию, модернизацию и т.д.) которого представлена на экологическую экспертизу;

– информация о современном состоянии природной среды, социальной инфраструктуре, традиционном природопользовании в районе размещения объекта;

– обоснование выбора места размещения объекта;

– основные проектные решения, варианты технических и технологических решений; источники загрязнения; возможное влияние намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природной среды с указанием объектов и объемов природопользования;

– ожидаемые результаты последствий в случае реализации объекта экспертизы (возможный ущерб окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации);

– меры по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала (планируемые природоохранные и социально-экономические мероприятия, технические и организационные решения по минимизации, предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий, данные по экологическому страхованию);

– сведения об отходах производства и их утилизации (складирование, уничтожение, переработка, возможность использования в качестве вторичного сырья);

– данные об информировании населения о намечаемой хозяйственной деятельности в регионе;

– результаты обсуждения с общественностью намечаемой хозяйственной деятельности, основные выводы заключения общественной экспертизы по представленной документации (если она проводилась).

Аналитическая часть заключения должна представлять результаты анализа экспертируемой документации и оценку допустимости воздействия принятых решений по всем запланированным вариантам и возможности реализации рассматриваемой документации с учетом требований в области охраны окружающей среды.

Её рекомендуется формировать укрупненно по следующим компонентам (характеристикам) окружающей среды:

а) физическая среда: геология, топография, почвы, климат и метеорология, воздух, воды (подземные и поверхностные);

б) биологическая среда: флора, фауна, редкие и исчезающие виды, уязвимые естественные среды обитания, ООПТ;

в) социально-культурная среда: население, коренное население и его обычаи, здравоохранение, наличие археологических и культурных памятников.

Каждая составляющая должна включать оценку:

– достоверности и полноты информации о состоянии природной среды и хозяйственной деятельности в регионе размещения объекта;

– учета природной специфики территории;

– выполнения условий природопользования и требований, выдвинутых органами государственного надзора и контроля;

– полноты информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду;

– правильности определения величин экологического ущерба от намечаемой деятельности (в процессе строительства и эксплуатации);

– правильности оценки риска возникновения аварий, а также достаточности предусмотренных ресурсов и резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий;

– обоснованности эффективности предусмотренных мер по охране здоровья населения и окружающей природной среды;

– соответствия принятых решений требованиям законодательных актов и нормативных документов;

– качества представленной документации.

После каждой рассматриваемой компоненты ОС рекомендуется выделять «Замечания» или «Предложения и рекомендации».

Текст «Замечания» должен включать в себя вопросы обеспечения экологической безопасности, которые подлежат обязательному решению на данной стадии проектирования. Значимость и количество изложенных замечаний предопределяют окончательный вывод заключения экспертной комиссии о возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы.

Текст «Предложения и рекомендации» носит рекомендательный характер и включает предложения, направленные на дальнейшее совершенствование принятых технических, технологических и организационных решений. Учет этих предложений на последующих стадиях проектирования (или при строительстве) должен способствовать повышению экологической безопасности сооружаемого объекта и снижению негативного воздействия на ОС в регионе его размещения.

Целесообразно, как итог анализа экспертируемых материалов и замечаний, рекомендаций и предложений, в заключении формулировать общую оценку по документации, в которой:

– дается оценка принятым решениям, в том числе по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, экологическому мониторингу, достаточности запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;

– указывается допустимость (или недопустимость) воздействий на окружающую среду;

– делаются замечания по документации, по принятым решениям, по соблюдению законов и нормативов и т.п. даются предложения и рекомендации, направленные на улучшение принятых решений с целью дальнейшего повышения степени экологической безопасности в случае реализации намечаемой деятельности;

– указывается, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой, по мнению экспертной комиссии, должны быть учтены при дальнейшем проектировании изложенные в заключении замечания, предложения и рекомендации.

Выводы заключения ГЭЭ могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от которых заключение считается положительным или отрицательным.

Положительное заключение ГЭЭ должно содержать выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям в области охраны окружающей среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение ГЭЭ может содержать выводы одного из двух вариантов:

1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии;

2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необходимости соблюдения требований экологической безопасности.

По первому варианту отрицательного заключения документация по объекту экспертизы может быть доработана и представлена на повторное проведение ГЭЭ. По второму варианту – документация не подлежит доработке и не допускается реализация объекта экспертизы по данному проекту.

Положительное заключение ГЭЭ является основанием для:

а) реализации объекта экспертизы;

б) получения лицензии на хозяйственную и иную деятельность, указанную в заключении;

в) получения разрешения на сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, в объемах, указанных в заключении;

г) получения разрешения (лицензии) на использование природных ресурсов по видам и в объемах, указанных в заключении;

д) получения инвестиций по реализации объекта экспертизы;

е) финансирования и кредитования объекта экспертизы.

Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается в приказе одновременно с его утверждением и указывается на титульном листе заключения. По заявлению заказчика объекта экспертизы срок действия положительного заключения может продлеваться, если оно не потеряло юридическую силу. Продление действия заключения экспертизы производится приказом соответствующего органа ГЭЭ.

Положительное заключение теряет юридическую силу в следующих случаях:

– доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

– изменения условий природопользования органом власти;

– реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

– истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

– внесения изменений в проектную и иную документацию после попучения положительного заключения ГЭЭ.

Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет на реализацию объекта экспертизы, на получение лицензий (разрешений) на виды деятельности, связанные с объектом экспертизы и на финансирование объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в данном отрицательном заключении.

Несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Заключения ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов РФ рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Требования, содержащиеся в заключениях ГЭЭ, обязательны для выполнения заказчиком объекта экспертизы и всеми заинтересованными лицами. Контроль за выполнением заключения ГЭЭ осуществляется службой территориальных органов Минприроды России, Федерального агентства по технологическому, экологическому и атомному надзору и службами по охране ОС органов местного самоуправления, наделенных данными полномочиями.

Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ заказчиком объекта экспертизы, общественными организациями и другими заинтересованными лицами, не согласными с заключением ГЭЭ.

6.2. Общественная экологическая экспертиза

Понятие общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) возникло в конце 80-х годов ХХ-го века и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, ОВОС, независимые исследования и т.д.). Очень часто говорилось об экологической экспертизе природного комплекса или действующего предприятия.

В настоящее время ОЭЭ имеет законодательную основу. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установлено, что в РФ осуществляется два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Этим же законом конкретизированы права граждан и общественных организаций (объединений) в области ЭЭ и требования по организации и проведению ОЭЭ:

1. Граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭ имеют право:

– выдвигать предложения о проведении в соответствие с законом деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

– направлять в письменной форме органам власти в области ЭЭ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности;

– получать от органов власти в области ЭЭ, организующих проведение ГЭЭ конкретных объектов, информацию о результатах ее проведения;

– осуществлять иные действия в области ЭЭ, не противоречащие законодательству РФ.

2. При подготовке заключения ГЭЭ и принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.

В отношении ОЭЭ Законом определено, что она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана ОС, в том числе организация и проведение ЭЭ, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.

Проведение ОЭЭ предоставляет общественности дополнительные возможности доступа к проектной документации и процессу ГЭЭ, так как согласно Закону, организации, осуществляющие ОЭЭ, имеют право:

– получать от заказчика документацию, подлежащую ЭЭ, в том же объеме, что и органы, осуществляющие ГЭЭ;

– знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ;

– участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Фактически посредством общественной экологической экспертизы может осуществляться общественный контроль за ходом ГЭЭ и участие в ней общественности.

Заключение экологической экспертизы
Главная | О нас | Обратная связь

Утверждение заключения государственной экологической экспертизы

Заключением ГЭЭ является документ, который подготовлен эк-
спертной комиссией и содержит обоснованные выводы о допусти-
мости воздействия на окружающую природную среду хозяйствен-
ной и иной деятельности и о возможности реализации объекта
экспертизы, одобренный квалифицированным большинством спи-
сочного состава комиссии. В случае несогласия члена экспертной
комиссии с выводами заключения эксперт формулирует особое
мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается

к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспер-
тной комиссии с отметкой «особое мнение». Типовая форма зак-
лючения ГЭЭ приведена в прил. 2.

Текст заключения должен быть сбалансирован таким образом,
чтобы по его содержанию можно было иметь полное представле-
ние об объекте, документация на создание (реконструкцию, рас-
ширение и т.д.) которого представлена на экспертизу; о принятых
природоохранных решениях, минимизирующих негативное воз-
действие намечаемой деятельности на окружающую среду; о соот-
ветствии природоохранных решений требованиям законодатель-
ных актов и нормативным документам Российской Федерации; из
текста, как следствие, вытекает оценка возможности (невозмож-
ности) реализации объекта экспертизы.

Заключение ГЭЭ, за исключением проектов нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Фе-
дерации, может быть положительным или отрицательным. Заклю-
чение экологической экспертизы по проектам правовых актов Рос-
сийской Федерации, реализация которых может привести к нега-
тивным воздействиям на окружающую природную среду, должно
содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных по-
ложений указанного проекта правового акта законодательству Рос-
сийской Федерации в области охраны окружающей природной
среды и требованиям экологической безопасности, а также вьво-
ды об экологических и связанных с ними иных последствиях реа-
лизации данного объекта экспертизы.

Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замеча-
ний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют
существа предложенных заказчиком или разработчиком докумен-
тации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по
проекту заключения экспертной комиссии этот проект дорабаты-
вается и подписывается руководителем, ответственным секрета-
рем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель-
ных условий финансирования и реализации объекта экологиче-
ской экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока,
определенного специально уполномоченным государственным ор-
ганом в области экологической экспертизы. Положительное за-
ключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

изменения условий природопользования специально уполно-
моченным на то государственным органом в области охраны окру-
жающей природной среды;

реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, по-
лучившей положительное заключение, и (или) в случае внесения
изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

внесения изменений в проектную и иную документацию после
получения положительного заключения ГЭЭ.

Заключение, подготовленное комиссией ГЭЭ, подписывается
руководителем этой комиссии, ее ответственным секретарем и
всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Зак-
лючение экспертной комиссии в существующем составе считается
Принятым, если оно подписано квалифицированным большин-
ством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее
списочного состава,

В случае неподписания заключения квалифицированным боль-
шинством, а также при наличии особого мнения или подписании
заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляю-
щими более одной трети списочного состава комиссии, руководи-
тель совместно с руководителем экспертного подразделения док-
ладывают руководству МПР России или его территориального орга-
на о невозможности принятия комиссией в существующем соста-
ве решения по заключению ГЭЭ. При этом руководитель эксперт-
ного подразделения вправе высказывать предложения о необходи-
мости продления срока проведения экспертизы, но не более 6 мес
со дня ее начала и дополнительном включении экспертов в состав
экспертной комиссии.

В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано
квалифицированным большинством голосов ее списочного соста-
ва и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологичес-
кая экспертиза считается завершенной без результата. Все заклю-
чения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Со-
здается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовав-
ших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям,
предъявляемым к экспертам.

Сводное заключение по результатам проведения государствен-
ной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
документации содержит совокупную оценку экономической целе-
сообразности и технической возможности реализации проектных
решений с учетом требований экологической и промышленной
безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных
и инженерно-технических решений технологическим требовани-
ям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.
К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемле-
мой частью заключения органов специализированной эксперти-
зы, в том числе ГЭЭ. Положительное сводное заключение состав-
ляется при наличии положительных заключений органов специа-
лизированной экспертизы.

Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Например, Комитет
природных ресурсов Карелии представил на ГЭЭ Республиканс-
кую целевую программу «Освоение недр и развитие горнопромыш-
ленного комплекса Республики Карелия на 2000—2002—2010 гг.»

и получил положительное заключение ГЭЭ, заканчивающееся сле-
дующими выводами.

Экспертная комиссия ГЭЭ, рассмотрев материалы Республиканской
целевой программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного ком-
плекса Республики Карелия на 2000 — 2002—2010 гг.», учитывая имею-
щиеся заключения (согласования) министерств и ведомств Республики
Карелия [п. 4 перечня представленных документов и материалов] и ожи-
даемый положительный социально-экономический эффект, установили
следующее.

1. Представленные материалы Программы по объему и содержанию в
основном соответствуют нормативам и требованиям, установленным за-
конодательством Российской Федерации в области охраны окружающей
среды. Экологическое обоснование намечаемой горнопромышленной де-
ятельности и вопросы воздействия на окружающую природную среду из-
ложены с достаточной полнотой, а выявленные недоработки не имеют
критического характера.

2. Представленный в Программе уровень воздействия на окружающую
среду при осуществлении планируемой деятельности по вариантам осно-
ения недр и развитию горнопромышленного комплекса Республики Ка-
релия является допустимым.

3. Материалы Программы, с учетом рекомендаций и предложений,
изложенных в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4, 3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4,
3.12.7, 3.13.15 настоящего Заключения, могут служить основой для разра-
ботки проектной документации по объектам, входящим в Программу.

4. Предложения и рекомендации, изложенные в п. 3.2.4, 3.3.5, 3.4.4,
3.5.9, 3.6.3, 3.7.4, 3.9.2, 3.10.2, 3.11.4, 3.12.7, 3.13.15 настоящего Заклю-
чения, должны быть учтены при разработке проектной и иной докумен-
тации по освоению или модернизации включенных в Программу объек-
тов, подлежащей государственной экологической экспертизе.

На основе анализа представленных документов и материалов эксперт-
ная комиссия считает возможной реализацию Республиканской целевой
программы «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса
Республики Карелия на 2000 — 2002—2010 гг.».

Для осуществления соответствующих контрольных функций
информация о заключении ГЭЭ направляется территориальным
органам МПР России, органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления. Эти сведения
также могут направляться и банковским организациям, которые
осуществляют финансирование реализации объекта ГЭЭ.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством
членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ
только после его утверждения приказом МПР России или его
территориального органа, в котором устанавливается срок дей-
ствия положительного заключения. Утверждение заключения, под-
готовленного экспертной комиссией ГЭЭ, является актом, под-
тверждающим соответствие порядка проведения ГЭЭ требовани-
ям федерального законодательства и иных нормативных право-

вых актов Российской Федерации, а также требованиям законов
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Фе-
дерации.

Руководство МПР России и его территориального органа имеет
право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
После завершения ГЭЭ секретарь комиссии направляет:
заключение экологической экспертизы заказчику в течение пяти
дней со дня утверждения заключения государственной экологи-
ческой экспертизы;

информацию о заключении ГЭЭ органам исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуп-
равления;

информацию о заключении ГЭЭ для осуществления соответ-
ствующих контрольных функций органам государственного эко-
логического контроля;

письма с информацией о результатах проведения ГЭЭ с целью
информирования общественности и средств массовой информа-
ции по их запросам;

информацию в банковские организации, осуществляющие фи-
нансирование проектов, в отношении объектов экологической
экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ.

Экологическая экспертиза

1. Принципы экологической экспертизы

2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

3. Правовой статус заключения

4. Виды экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза расценивается специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде. Только в течение 1999 г. было рассмотрено 72 тыс. комплектов документации, из них 568 — на федеральном уровне. После принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе» до 2000 г. ежегодно в среднем отклонялась с отрицательным заключением или отправлялась на доработку пятая часть проектов, в том числе таких крупных, как проекты строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург, разработки нефтяных месторождений Сахалинского шельфа. Затем эти показатели резко снизились. Но расширяется практика судебного обжалования хозяйственных решений, принятых с уклонением от экологической экспертизы. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

1. Принципы экологической экспертизы

Они сформулированы в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В Комментарии к нему разъясняется, что:

а) принцип потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности означает, что при оценке материалов, поступивших на экспертизу, эксперты исходят из возможности причинения вреда окружающей среде при реализации любого объекта и должны проверить, насколько учтены виды и масштабы возможного вреда, предусмотрены меры по его недопущению;

б) обязательность проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта означает, что заказчик планируемой деятельности обязан представить необходимые материалы на экспертизу, а орган, ее осуществляющий, — принять их, организовать и провести экспертизу;

в) комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий требует учета всех обстоятельств в их взаимосвязи, разных видов возможных отрицательных последствий реализации объекта;

г) обязательность учета требований экологической безопасности принцип, имеющий частное значение, поскольку такого рода требования представляют собой часть экологических правовых предписаний, хотя в отношении некоторых групп объектов (опасных промышленных, атомной энергетики и пр.), с одной стороны, удобно выделять группу таких требований и юридически определять соответствие им проекта, с другой — увязывать их с иными документами и процедурами (декларацией промышленной безопасности, заявлениями о безопасности и т. п.);

д) принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, воплощается в обязанностях заказчика представить такую информацию, в праве экспертов затребовать дополнительную информацию, в отказе на дачу экспертного заключения по неполным или недостоверным материалам;

е) принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий означает, что никто не вправе вмешиваться в их работу, т. е. эксперт свободен в оценках и выводах, выборе методов, принятии промежуточных и окончательных решений;

ж) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы Бринчук считает одним из основных, подчеркивая, что оценки экспертов должны соответствовать уровню современного развития законодательства и науки, базироваться на беспристрастных и объективных мнениях специалиста;

з) принцип гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы налагает на экспертный орган обязанности по информированию граждан, средств массовой информации, других заинтересованных субъектов о результатах конкретных экспертиз и о своей деятельности в целом, устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы и правовой статус заключения;

и) наконец, принцип ответственности воплощен в нормах гл. YII Закона, подробно определяющих круг субъектов, виды правонарушений в данной области. Следует отметить, что в целом принципы государственной экологической экспертизы находят свое отражение в конкретных нормах, что свидетельствует о продуманности данного Закона и достаточно высоком уровне юридической техники.

Государственная экологическая экспертиза может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды». Несмотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, обязательность проведения ее в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды, и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится на твердой законодательной основе. Для ее проведения используют Закон РФ «О государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспортной комиссии по результатам работы. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза должна отстаивать принципы охраны окружающей природной среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.

Широкая гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Гласность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различными: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы вредного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в Законе РФ «Об охране окружающей среды».

2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

экологическая экспертиза хозяйственный

Государственная экологическая экспертиза (том числе повторная) проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку ее проведения. Экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий:

— предоставлении всех необходимых материалов;

— предварительной оплате проведения экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии наличия в составе представляемых материалов:

— документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

— положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления;

— заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

— материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока ее проведения назначается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан:

— начать ее не позднее чем через месяц после выполнения заказчиком указанных условий;

— создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области;

— утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя секретаря;

— организовать получение экспертами всех необходимых материалов заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения.

Экспертом государственной экологической экспертизы являет специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы к ее проведению по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.

к числу прав эксперта относятся права на:

— ознакомление со всеми материалами;

— получение дополнительной информации для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

— особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Соотношение государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Действующие в РФ нормативные документы и доктрина рассматривают оценку воздействия на окружающую среду как предшествующую и обязательную — в установленных законом случаях — стадию государственной экологической экспертизы. Это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий. От экологической экспертизы ОВОС отличается самим содержанием и целями. Экологическая экспертиза проводится для выявления соответствия намечаемой деятельности и определения допустимости реализации объекта. ОВОС — это процедура оценки возможных последствий и экологических рисков реализации объекта. Статья 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов этой деятельности — при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной,- в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую деятельность. Согласно ст. 33 экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Их образуют: информация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативы ее реализации, оценки собственно последствий деятельности и др. Они служат основой и для проведения мониторинга и экологического контроля над реализуемой деятельностью. ОВОС проводится в несколько этапов: уведомление, предварительная оценка, составление технического задания на проведение ОВОС, проведение исследований, подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия, ознакомление с полученными данными общественности, подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности. Приложением к Приказу Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372, утвердившему Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышленности, сельского хозяйства и иные.

3. Правовой статус заключения

Он подробно регламентируется в Законе (ст. 18). Заключение — это документ, подготовленный экспертной комиссией. Он содержит выводы: во-первых, о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и, во-вторых, о возможности реализации объекта экспертизы. Заключение считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми членами комиссии, но приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы только после утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспертизы. Утверждение — это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства, он не затрагивает содержания заключения.

Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, определенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изменением проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых последствий:

а) оно означает запрет на реализацию объекта;

б) предоставляет хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышленности, сельского хозяйства и иные.

4. Виды экологической экспертизы

По субъекту организации и проведения экологическая экспертиза может быть государственной и общественной, по времени и процедуре рассмотрения — первичной и повторной (повторная делится также на добровольную и по решению суда); по результатам — пришедшей к положительному и к отрицательному заключению.

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Она установлена гл. YII Закона «Об экологической экспертизе». В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние. Таковыми являются: заказчики, руководители специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы и руководители экспертных комиссий, эксперты, должностные лица органов исполнительной власти, надзора и контроля, органов местного самоуправления, банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане. В числе составов нарушений указаны фальсификация материалов, принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, нарушение порядка формирования экспертной комиссии, фальсификация выводов заключения, незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о про ведении общественной экологической экспертизы, финансирование и кредитование реализации объекта без положительного заключения и др.

Следует отметить, что в КоАП РСФСР нормы об административной ответственности за такого рода нарушения отсутствовали, но в КоАП РФ они предусмотрены, хотя и не в полном объеме (ст. 8.4). В УК РФ ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе может наступать по ст. 246, конечно, при наличии всех прочих оснований.

В литературе высказаны предложения о возможных вариантах решения вопроса, связанного с сохранением роли и обеспечением эффективности выполнения задач экологической экспертизы. Включение ее в число функций Министерства природных ресурсов РФ — крупнейшего природопользователя, вызывало обоснованные опасения. Так, Ю. Р. Храмова предлагала четыре варианта решения проблемы:

1) образование комиссии по экологической экспертизе при Президенте РФ;

2) создание экологического надзора при Президенте РФ, который наряду с иными функциями будет заниматься и государственной экологической экспертизой;

3) образование агентства по экологической экспертизе;

4) восстановление статус-кво, т. е. прежней системы.

В результате реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти данный вопрос решен иначе: создана некая «отдаленность» между сориентированными на выполнение задач по управлению имуществом органами, т. е. агентствами, и органами, осуществляющими надзор (в данном случае это Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору). Правда, первая структура находится в ведении МПР России, а вторая — Правительства РФ.

Помимо экологической экспертизы существуют и иные виды экспертной деятельности. К ним относятся: ведомственные экспертизы (промышленной безопасности и рационального использования недр; использования и охраны водных объектов и т. п.); обследования (почвенные, геоботанические и проч.); испытания (например, пестицидов); исследования (эколого-токсикологические); заключения (санитарно-эпидемиологические и др.); расследования (например, причин инфекционных заболеваний животных и растений). Указанные виды экспертных работ следует отличать от экспертиз, проводимых в рамках уголовного или гражданского судопроизводства, административного производства — при разрешении конкретного дела, поскольку статус, юридическое значение и другие характеристики здесь иные, хотя методы и приемы, применяемые экспертами, могут совпадать.

Экологическая ситуация в Российской Федерации может быть стабилизирована и улучшена только путем коренного изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы.

Государственная экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение ее допустимости в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

1. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие. — 2-е изд. М. 2005. — 312 с.

2. Н. В. Румянцева Экологическое право России. — 3-е изд. М. 2007. — 368

3. Петров В.В. Экологическое право. — М. 1996.

Размещено на Allbest.ru

Все интернет-ресурсы Департамента

Все интернет-ресурсы Департамента

  • ГКУ города Москвы «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства» http://www.deco.mos.ru
  • ГУП «Государственный природоохранный центр» http://www.mosecocentr.ru
  • ГПБУ «Мосэкомониторинг» http://www.mosecom.ru
  • Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы «Московское городское управление природными территориями»
    http://www.mospriroda.ru/

Заключение экологической экспертизы

  • Сделать стартовой в браузере Mozilla Firefox
        1) Перенесите герб округа на значок «Домик», расположенный рядом с адресной строкой в браузере
  • Сделать стартовой в браузере Google Chrome
        1) Нажмите на значок «Меню», расположенный справа сверху;
        2) Перейдите в раздел «Настройки»;
        3) В подразделе «Начальная группа» отметьте пункт «Следующие страницы:»;
        4) Перейдите по ссылке «добавить»;
        5) В появившемся окне введите адрес //www.dpioos.ru/ и нажмите ОК;
        6) Закройте вкладку настроек, чтобы сохранить изменения.
    • Сделать стартовой в браузере Opera
          1) Нажмите на значок «Opera», расположенный вверху в панели открытых вкладок;
          2) Перейдите в раздел «Настройки» — «Общие настройки»;
          3) Перейдите на вкладку «Основные»;
          4) В выпадающем списке «При запуске» выберите «Начинать с домашней страницы»;
          5) Введите адрес //dpioos.ru в строке «Домашняя»;
          6) Нажмите OK.
      • Сделать стартовой в браузере Safari
            1) Нажмите Safari — «Настройки»;
            2) Перейдите на вкладку «Основные»;
            3) В выпадающем списке «В новых окнах открывать:» выберите «Домашнюю страницу»;
            4) Введите адрес www.dpioos.ru в строке «Домашняя страница»;
            5) Закройте окно настроек.
        • Сделать стартовой в браузере Internet Explorer
              1) Нажмите на значок «Сервис», расположенный справа вверху браузера;
              2) Перейдите в раздел «Свойства браузера»;
              3) В поле «Домашняя страница» введите адрес http://dpioos.ru/
              4) Нажмите на кнопку «Применить»
              5) Нажмите ОК.

            Заключение экологической экспертизы

            Ошибка 404

            Поиск по сайту

            Обновления на портале




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *