Единое информационное пространство

Единое информационное пространство

В отличие от рассмотренного подхода, в концепции единого информационного пространства предусматривается, что в роли информационных ресурсов информационных систем выступают не только данные. но и различные приложения информационных систем. Тогда в каждой из информационных систем часть методов обработки данных реализуется в виде приложений, доступных из других информационных систем. Например, при взаимодействии двух ИС первая пользуется сервисами, предоставляемыми второй, и как результат получает уже обработанные данные, которые могут быть подвергнуты дальнейшей обработке компонентами первой ИС.

Данный подход соответствует распределенной, одноранговой архитектуре взаимодействия. Согласно этой архитектуре, любые приложения из различных ИС могут выступать как в роли клиента, так и в роли сервера по отношению друг к другу, совместно решая те или иные задачи. Такой подход минимизирует дублирование приложений. Распределение приложений по различным информационным системам позволяет добиться оптимального баланса загрузки приложений и аппаратных средств, и, следовательно, приводит к эффективному использованию информационных ресурсов систем в целом.

Знание схемы базы данных необходимо только тому приложению, которое обрабатывает данные из этой базы данных. Использование клиентом сервисов, предоставляемых информационной системой-сервером и реализующих методы обработки данных, позволяет решить проблему изменения схемы удаленной базы данных. И, наконец, так как в рамках конкретных информационных систем локализованы не только данные, но методы их обработки, происходит существенное уменьшение затрат на администрирование, сопровождение и модификацию информационных систем, составляющих единое информационное пространство.

Таким образом, концепция единого информационного пространства характеризуется следующими особенностями:

– не зависит от аппаратных и системных программных средств;

– опирается на международные и промышленные стандарты;

– обеспечивает расширяемость системы, т.е. простоту и легкость добавления новых компонентов в существующие ИС;

– позволяет интегрировать старые функционирующие приложения в новые ИС;

– обеспечивает безопасность, надежность и отказоустойчивость;

– позволяет накапливать, тиражировать и развивать формализованные знания специалистов;

– существенно снижает суммарные затраты на создание ИС.

Принципы и пути построения ЕИП

Первоочередное требование при построении единого информационного пространства — единая (а именно, электронная) форма представления данных, пригодная для хранения этих данных на машинных носителей.

Формирование и развитие единого информационного пространства предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Что подразумевает как перевод имеющихся данных на традиционных носителях в электронную форму, так и предоставление общего доступа к уже имеющимся в электронной форме данным.

Реализация ЕИП возможна при создании и последующем соблюдении стандарта на взаимодействие между собой как информационных систем, так и их отдельных приложений.

Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства. Сертификация средств информационных технологий и систем информатизации, являясь выходным этапом оценки их качества и конкурентоспособности, требует полной нормативно-методической и инструментальной поддержки.

Внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;

Исходя из вышеизложенного, представляется следующая стратегия построения автоматизированных систем поддержки единого информационного пространства:

– создание динамических средств описания информационных объектов с возможностью расширения описания, по мере увеличения знаний об этих объектах, с адекватным отображением в структуре баз данных;

– создание системы поддержки ЕИП (целостность, репликация, управление) и эффективных средств расширения;

– создание инструментального набора средств обработки информации по информационным объектам с возможностью его конфигурирования для обработки нескольких взаимосвязанных объектов;

– создание эффективной технологии миграции информации по ИО при расширении ЕИП на новые узлы из ИС предыдущего поколения (под узлом понимается субъект, осуществляющий обработку информации — СОИ);

– разработка технологии создания приложений, обрабатывающих связанные данные по нескольким объектам.

Основными свойствами программных средств поддержки ЕИП должны стать: простота и эффективность информационного и территориального расширения ЕИП (под территориальным расширением подразумевается включение в среду ЕИП новых СОИ – рабочих мест). Процесс построения такой системы начинается с формирования ядра ЕИП, что подразумевает разработку теории информационных объектов, их стартового описания и разработки инструментальных средств, перечисленных в стратегическом посыле, изложенном выше.

После формирования ядра ЕИП производится территориальная экспансия ЕИП, которая может происходить 2-мя способами: 1) «сверху — вниз» и 2) «снизу — вверх».

Технология «сверху — вниз» подразумевает начало построения ЕИП с формирования узлов интеграции. В силу имеющихся социальных реалий, существует определенное деление общества на страны, регионы, города, субъекты обработки (СОИ). Распространение ЕИП происходит, подобно росту дерева. Формируется первый уровень узлов интеграции информации и связывается «ветвями» с ядром ЕИП. Второй уровень интеграции связывается «ветвями» с предыдущим узлом — и так вплоть до формирования субъекта обработки информации, который, в силу своей организации, также может порождать свои узлы интеграции.

Такой подход не подразумевает немедленный отказ от действующих программных средств. Однако, в случае их использования, требует передачи накопленной информации в ЕИП. Кроме того, возможна разработка собственных приложений для работы с несколькими взаимосвязанными объектами в соответствии с предложенной технологией.

Технология «снизу — вверх» имеет существенное преимущество — для старта ЕИП нужна добрая воля одного или нескольких СОИ, которая позволит сформировать ядро ЕИП. В данном случае, создание ядра ЕИП требует тех же мероприятий, что и в первом варианте. Однако, в силу ограниченного числа ИО, включаемых в ЕИП при старте — меньших затрат и времени реализации. Дальнейшая экспансия ЕИП будет определяться договорами с СОИ, заинтересованными во включении своих информационных ресурсов в ЕИП, для повышения эффективности использования информации и достоверности данных.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Единое информационное пространство России

Все темы данного раздела:

Информация и её свойства
Предметом рассмотрения проблемы информационной безопасности для личности, общества и образующих его структур является сама информация, её свойства и состояни

Понятие информации
Информация – совокупность сведений, знаний об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами. &n

Достоверность
Свойство достоверности может быть интерпретировано в различных приложениях. Достоверность– свойство информации быть правильно воспринятой; или вероятно

Актуальность
Свойство актуальности особенно важно при принятии решений на основании информации в фиксированный момент времени. Актуальность– свойство данных (информ

Целостность
Свойство целостности отражает неизменность во времени совокупности сведений или отдельных сведений об объекте, процессе с момента их фиксации на различных носителях информации.

Полнота
Свойство полноты информации является субъективной характеристикой в конкретных информационных процессах. Полнота информации зависит: во-первых, от нали

Ценность
Свойство ценности информации – это чисто потребительское качество, но в приложении к общечеловеческой деятельности в личном плане, в организации, в обществе. Цен

Специальные свойства информации
Следующие свойства отражают специальные показатели состояния и качества информации, являются интегрированными, производными от среды, в которой размещается информация. Имею

Информация как ресурс общества
Двадцатый век — индустриальное общество. Развитие общества определяется увеличением количества вещества, энергии, пространства и дру

Информационные ресурсы и информатизация
Базовым показателем уровня развития информационного общества является объем и качество имеющихся информационных ресурсов (ИР) и степень информатизации жизнеобеспечения

Нормативно-правовой подход
Нормативно-правовой подход при определении понятия информационных ресурсов связан с созданием правового поля информационных отношений. В качестве информацио

Общесистемный подход
Общесистемный подход использует широкое и обобщённое понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы – это знания, свед

Информационно-технический подход
Информационно-технический подход понятие информационных ресурсов связывает с их представлением и использованием в компьютерных и телекоммуникационных системах. В этом случае информация отображается

Краткая характеристика информационных ресурсов России
Национальные информационные ресурсы России включают миллионы информационных объектов. Состав национальных информационных ресурсов России и проблемы, связанн

Информатизация — понятие, цели, задачи
Информатизация– организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потреб

Сокращение времени взаимодействия органов власти с гражданами и предприятиями.
При решении гражданами России своих текущих (бытовых, производственных и т.д.) вопросов они, в среднем, вынуждены затрачивать 2-3% рабочего времени на обращения в государственные ст

Противоречивость становления информационного общества
Мировая практика развития информационных технологий выявила объективные причины противоречивости и сложности становления информационного общества. К ним, пре

Основные факторы влияния на информационную безопасность в современной отечественной практике
&#&679; Информационные отношения государственных и негосударственных организаций – проблемы информационного обмена, взаимного доступа к информации.

Информационная безопасность и угрозы информационного характера
Понятие «информационная безопасность» В широком смысле как направление деятельности, как предметная категория, очевидно, что информацион

Объекты информатизации
Автоматизированные системы являются обеспечивающими средствами, современным инструментарием работы с информацией для поддержания жизнедеятельности и развития общества, его структур.

Угрозы информации
Все угрозы, деструктивно и непосредственно влияющие на накапливаемую и обрабатываемую информацию (на информационные ресурсы объекта информатизации), а также на средства, процессы и

Угрозы, независимые от людей.
Связаны либо с прямым физическим воздействием на объект информатизации, на АС и её компоненты (ураганы, наводнения, пожары, землетрясения и т.д.), либо с оказанием электромагнитного

Угрозы, связанные с человеческим фактором.
Данные угрозы исходят от людей, непосредственно взаимодействующих с информационной средой и с АС или обеспечивающих функционирование системы, а также от посторонних для объекта инфо

Информационные угрозы
Автоматизированные системы и информационные технологии являются обеспечивающими компонентами для основных работ, связанных с назначением и основной деятельностью объекта информатиза

Комплексность противодействия угрозам
Обеспечение информационной безопасности объекта информатизации требует реализации двух взаимосвязанных компонентов (систем, комплексов, средств) –

Информационные риски
Важным фактором для оценки эффективности системы защиты информации является понимание соотношения «информационный риск – нанесённый ущерб». Общепринятое пон

Объекты защиты
В качестве объектов, в интересах или в отношении которых решаются задачи обеспечения информационной безопасности, могут быть любые объекты (субъекты), включаемые в информационную сф

Процессы деятельности, в том числе технологические производственные процессы и т.д.
При решении задач защиты и безопасности информации перечисленные объекты рассматриваются как объекты защиты: в первом случае как объекты защиты информаци

Информационное представление объекта информатизации
Автоматизированная система является частью, инструментом информационной деятельности на объекте информатизации, следовательно, при создании СЗИ должны рассматриваться все аспекты жи

Единое информационное пространство

Единое информационное пространство — представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство состоит из следующих основных компонентов:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.

Единое информационное пространство (ЕИП) для различных систем может существенно отличаться. Для определенной системы его можно характеризовать, в частности, следующими параметрами:

  • виды информационных ресурсов, которыми могут обмениваться объекты системы (текстовая, графическая информация, базы данных, программы, аудио-видеоинформация т.д.);
  • количество объектов, которые информационно взаимодействуют в системе;
  • территория, на которой расположены объекты, охваченные единым информационным пространством (весь мир, территория страны, региона, района, города);
  • правила организации обмена информационными ресурсами между объектами (обмен типа «клиент — сервер», «точка — точка», маршрутизация, протоколы обмена и др.);
  • скорость обмена информационными ресурсами между объектами;
  • типы каналов обмена информационными ресурсами между объектами (проводной, оптоволоконный, спутниковый канал) и другие.

Информационное пространство будет эффективным, если он станет открытым для общества, что в свою очередь даст возможность реализовать согласованные интересы граждан, общества и государства на комплексной и системной основе. Эффективный информационное пространство может быть создан и начнет развиваться на основе соответствующей государственной информационной политики, что обеспечит постепенное движение страны к построению информационного общества. Это движение должно опираться на новейшие информационные, компьютерные, телекоммуникационные технологии и технологии связи, развитие которых приводит к бурному развитию открытых информационных сетей, прежде всего Internet, что дает принципиально новые возможности международного информационного обмена и на его основе трансформации различных видов человеческой деятельности

Дата добавления: 2011-08-18

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие информационного пространства, характеристики, основные компоненты

Строго научного определения понятия «единое информационное пространство» до сих пор не предложено, хотя словосочетание «информационное пространство» в различных смысловых интерпретациях, применяется чрезвычайно широко, но его содержание как научного понятия не достаточно разработано.

Так, например, в опубликованной в 1995 году «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», это понятие использовалось для обозначения «совокупности баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей».

В данном определении, по мнению автора, не учитывается необходимость предметной ориентации информационного пространства, что приводит к его стихийной организации. Также в данной трактовке не находит отражения необходимость организации систем аналитической обработки и представления информации в удобной для разных групп пользователей форме.

Дж. Джекли, С. Брунн и К. Роузман определили взаимодействие в пространстве как «взаимодействие людей, выраженное пространственными характеристиками». «На личностном уровне познаваемые расстояния становятся базой для принятия индивидуальных решений в пространственном взаимодействии. В исследовательских целях использование обобщенных моделей становится по определению своеобразной мерой расстояния, по которой все взаимодействия индивидуумов распределяются в зависимости от времени, стоимости, других, каких угодно сложных отношений между происхождением и целью взаимодействия».

Рассматривая категорию «информационное пространство» становится возможным изучать более подробно такие свойства объектов и процессов как их упорядоченность, объем, интенсивность, плотность. Этот аспект приобретает важное значение в управлении хозяйственными системами. Вместе с тем «принципиальное отличие пространства как формы общественного бытия от всех иных разновидностей пространства заключается в том, что его возникновение и развитие всецело связано с деятельностью общественного субъекта (общества в целом, социальной группы, индивида).

Т. Закупень информационное пространство рассматривает как территорию, «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которого все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства». Примеры аналогичных определений есть у Е. Прохорова, М. Мизинцевой и других современных исследователей-экономистов. Следует также отметить, что под информационными продуктами в данном случае понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Информационные услуги — действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

По мнению А. Калининой, информационное пространство целесообразно определять как вид пространства, выделенный на основе признания эндогенности информационного фактора производства, включающий отношения хозяйствующих субъектов по поводу, как этого фактора, так и соответствующих условий, ресурсов и продуктов их деятельности. Применение структурной рекурсии к хозяйственной системе микроуровня позволяет получить для каждой из них на разных уровнях внутрисистемное информационное пространство, отражающее аспекты их внутренней среды.

Однако создание единого информационного пространства промышленного холдинга как совокупности предметно-ориентированных информационных систем, обусловливает значительные вложения финансовых средств, что приводит к увеличению трансформационных затрат в краткосрочном периоде.

Выделяя основные информационные потоки, образуемые и подлежащие оперативному управлению предприятием, такие как: процессы реализации и учет остатков продукции (информационные системы товарного учета); процессы производства (разнообразные автоматизированные системы учета производства); движение денежных средств (информационные системы бухгалтерского учета) и прочие, целесообразно в процессе построения единого информационного пространства интегрировать три первых вида информационных потоков и актуально необходимые из группы «прочие» (информация о конкурентах: ассортимент продукции, прайс-листы, объемы производства и реализации; нормы сырья и материалов; необходимые справочники и базы данных; внутренняя информация для интегрированных пользователей).

Таким образом, в результате менеджмент получает систему поддержки принятия решений, используя которую возможно получение максимального количества оперативной, актуальной информации, действуя внутри одной информационной «оболочки». При условии присоединения графического интерфейса системы автоматизированной отчетности и использования Интернет-технологий, пользователь имеет доступ к аналитической информации в режиме реального времени. Информационной базой для принятия оперативных управленческих решений служит информация, которая аккумулируется, обрабатывается и анализируется в различных функциональных отделах предприятия, которые, в свою очередь, получают информацию из внутренних и внешних источников.

Анализ мнений исследователей по вопросу информационного пространства позволяет нам сформулировать определение данного термина.

Информационное пространство — совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих:

— информационное взаимодействие организаций и граждан;

— удовлетворение их информационных потребностей.

В организациях зачастую много баз данных, различных хранилищ информации. Поводов для обмена информации еще больше. При этом основные виды коммуникаций — это телефон, личный контакт один на один, совещание, планерка и т.п. Результатом коммуникаций становятся личные записи, протоколы, решения. Весь обмен информацией идет в основном устно, после контакта появляется еще больше вопросов чем было, а для ответов на них нужно новое подобное событие. Процесс взаимодействия может занимать много время, у многих людей, а после получения результата оказывается, что все ожидали увидеть совсем другое. На бумажных носителях так же идет обмен информацией — это более формализованные и официальные способы делового общения: например приказ, инструкция и т.п. Доступность бумажной информации низка, а влияние на ее содержание имеет ограниченный круг лиц. К этому прилагается большое количество сопутствующих техник и правил: например правила проведения совещания. Такой стиль работы накладывает ограничения и на систему управления, ведь полноценный и оперативный доступ ко всей информации имеет ограниченный круг лиц. Решением этих проблем становится формирование единого информационного пространства. В процессе формирования единого информационного пространства может возникнуть ряд негативных обстоятельств:

— нехватка знаний/навыков у сотрудников;

— отсутствие технических возможностей для оперативного и полноценного обмена информацией;

— сопротивление сотрудников и/или руководства;

— отсутствие необходимых ресурсов для реализации;

В настоящее время наиболее существенным из вышеперечисленных проблем может являться отсутствие необходимой информации и сопротивление руководство. Остальные проблемы решаются проще. Многие информационные системы нетребовательны к техническим ресурсам, их освоение для людей, пользующихся офисными программами и интернетом, не требует больших усилий, стоимость их так же не высока. Но зачастую отсутствие информации о существующих возможностях не позволяет сделать необходимые шаги в нужном направлении. Кроме того, ключевым вопросом изменений может стать необходимость смены закрытой кулуарной культуры и иерархической структуры на открытые и демократичные варианты управление. Информация — это власть и открывая информацию для широкого круга сотрудников, менеджеры должны быть готовы к распределению власти и изменению формы управления в организации. Для многих организаций простое изменение информационной среды в организации может привести к глубоким переменам во всех сферах деятельности.

При разработке любых программных продуктов существует проблема устаревания программы на момент ее создания и как следствие этого необходимость модификации ее сразу после окончания разработки. Поэтому важными становятся два требования к разрабатываемым в настоящее время программным продуктам и ИАС в частности. Первое — система должна быть открыта, а не являться “вещью в себе”, изменения в которую могут внести только люди, ее разработавшие. Технологии, которые используются во время разработки должны быть современными и учитывать тенденции развития программного обеспечения. Этот пункт относиться как к механизмам, которые реализуются разработчиками программного продукта, так и к тем средствам, которые используются во время разработки.

Во-вторых, популярностью в настоящее время пользуются программные продукты, которые либо несут в себе средства модификации программ, либо являются настолько простыми и универсальными, что не требуется их доработка. Разработка сред со своими собственными средствами и языками модификации данных является несколько усложненным и невыгодным при использовании, поскольку сомнительно, что собственный язык будет настолько лучше уже существующих, чтобы имело смысл его изучать и использовать в качестве стандартного на данном предприятии. Кроме того, проблема “запаздывания” разработки в этом случае увеличивается.

В-третьих, при разработке ИАС должен соблюдаться модульный принцип организации приложений и данных поскольку в этом случае могут производиться дополнения и изменения с меньшими затратами и гарантировано отсутствие изменений в частях, которые не затрагиваются при модификации других частей.

Основными компонентами информационного пространства являются:

1) информационные ресурсы,

2) средства информационного взаимодействия

3) информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации; документы и массивы документов, отдельные и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и знаний и т.д.).

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

1) По отношению к предприятию: внутренние и внешние.

2) По способу хранения (передачи): бездокументарные, документарные и электронные.

3) По типу источника(пользователя): персональные, коллективные (группа, структурное подразделение и общекорпоративные.

4) По доступности: общедоступные, частично закрытые (только для группы лиц) и закрытые (для нескольких лиц).

Информационная инфраструктура (ИИ) — это организация взаимодействия информационных потоков (при этом несущественно какой носитель).

Создание ИИ, использующей компьютерные технологии подразумевает комплекс мероприятий который включает в себя:

— организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);

— технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);

— определение системного программного обеспечения которое будет использоваться в организации и создание LAN как программно- технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);

— обучение сотрудников организации;

— использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;

— проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);

— обеспечение безопасности информации;

— работу службы эксплуатации и внедрения;

— наполнение базы данных;

Обеспечением создания информационного пространства организации, использующей компьютерные технологии должны обеспечивать следующие службы (отделы или лаборатории):

1. Техническая служба. Функции — работы по монтажу LAN, установка оборудования, ремонт и замена оборудования.

2. Служба эксплуатации и внедрения. Функции — работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала.

3. Группа разработки программного обеспечения.

В процессе разработки и установления единого информационного пространства используют информационные технологии.

Информационная технология — система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.

Данные — факты, обработанные и представленные в формализованном виде (т.е. на каком либо носителе) для дальнейшей обработки.

Автоматизированная информационная система — совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений. ИС может быть проанализирована, построена и управляема на основе общих принципов построения системы. ИС является динамической и развивающейся. При построении ИС необходимо использовать системный подход. ИС следует воспринимать как человеко-машинную (средства, обеспечивающие взаимодействие с компьютером).

Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

Информационно-аналитическая система — это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.

ИС развиваются в двух направлениях:

— разработка ИС, в основе которых лежит производственный цикл;

— разработка ИС, в основе которых лежит цикл принятия решения.

Основными свойствами ИС являются:

— поддержка общепринятых стандартов;

— обеспечение целостности данных;

— дружественность к пользователю;

Архитектуру ИС можно представить в виде 5-ти уровней:

1. Уровень автоматизируемых функциональных задач (функциональные требования).

2. Уровень прикладных программных комплексов, реализующих функциональные требования.

3. Уровень интеграции, включающий компоненты, реализующие внутреннее взаимодействие программных комплексов ИС и внешнюю интеграцию с внешними системами.

4. Уровень информационного обеспечения (баз данных) — совокупность объектов нормативно-справочной информации и оперативных данных, которые создаются, хранятся и обрабатываются в ИС.

5. Уровень инфраструктуры, включая организационную, техническую составляющие и компоненты обеспечения информационной безопасности. Компоненты инфраструктуры обеспечивают функционирование компонентов верхних уровней ИС.

Одним из особо важных аспектов функционирования информационного общества является создание такого общего ресурса, который позволил бы беспрепятственно создавать и потреблять информацию во всех областях жизнедеятельности человека

Основные характеристики единого информационного пространства.

1. Единое информационное пространство организации базируется на новых распространённых технологиях и обеспечивает масштабируемость, расширяемость и хорошие интеграционные возможности, благодаря этому существенно облегчается внедрение бизнес-приложений (электронный документооборот, системы автоматизации бизнес-процессов, корпоративные порталы и т.д.);

2. Единое информационное пространство организации поддерживает географическое расширение бизнеса и информационную интеграцию филиалов, поддерживает Интернет-доступ к корпоративным приложениям и рабочим данным.

3. Единое информационное пространство организации может обслуживаться и управляться централизованно (включая все оборудование и программное обеспечение в региональных офисах, если таковые есть), что позволяет снизить себестоимость обслуживания инфраструктуры, прогнозировать расходы и повысить оперативность в решении инцидентов;

4. Все информационные ресурсы компании находятся на центральных серверах офиса, в отношении которых проводятся мероприятия по защите от несанкционированного доступа, архивации рабочей информации, антивирусной защите, что позволяет снизить риск потери важных данных и несанкционированного доступа к ним, и в целом повышает стабильность работы информационных систем компании;

5. Даже без внедрения специальных бизнес-приложений ИТ-инфраструктура в базовом варианте обеспечит для организации: разграничение прав доступа к данным, корпоративную почту, сетевые рабочие папки, архивирование данных, централизованную антивирусную защиту, межсетевой экран и т.д.

Единое информационное пространство

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

Например, всемирная информационная паутина – Internet. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

· информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

· организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

· средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы. Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.

Целями формирования и развития единого информационного пространства России являются:

· обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

· создание и поддержание необходимого для устойчивого развития

· предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

· повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно — политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.

Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно.

Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектами гражданам.

Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.

Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество. В России развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен проект федеральной целевой программы «Информатизация России», предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.

Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов. В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно -телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства.

Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

· соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Конституция Российской Федерации, статья п.4 );

· возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

· защиту авторского права и права имущественной собственности на и информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

· формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

· ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

· согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

· тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;[9]

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.

Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения, формирования и развития единого информационного пространства изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993г. N477 «Концепции правовой информатизации России».

Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.

Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:

· предотвращение утечки, утраты и подделки информации;

· предотвращение угрозы информационной безопасности личности, общества, государства;

· предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

· предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;

· обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

· подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности в федеральных и региональных системах;

Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством и подзаконными актами.

Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве, способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия, в том числе уголовную.

Действия органов государственной власти по всем направлениям создания единого информационного пространства должны быть регламентированы законодательством, определяющим права и обязанности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также системой стандартизации и унификации форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.

Общероссийским инструментом, обеспечивающим учет государственных информационных ресурсов, должен стать государственный информационный регистр. в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.

Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства России. Работы по стандартизации целесообразно проводить в рамках единой программы создания нормативной, инструментальной и методической базы сертификации средств и систем информатизации. В этой программе должны быть предусмотрены разработки по развитию комплекса базовых и функциональных стандартов, обязательных для применения при формировании и использовании государственных информационных ресурсов и информатизации органов государственной власти. Основу комплекса стандартов должны составлять международные и государственные стандарты и другие нормативные документы. Эти документы должны служить основой требований к средствам и системам информатизации на всех стадиях их жизненного цикла, контроля качества, испытаний и сертификации как самих средств и систем информатизации.

Формирование и реализация указанной программы является важной формой организации взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере информатизации и развития составляющих единого информационного пространства России.

Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства России является необходимость установить обязательной для всех жесткую технологическую дисциплину при формировании государственных информационных ресурсов.

Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.

В целях быстрого и существенного уменьшения зависимости России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям, программы и планы работ, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, должны быть увязаны с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий. В них следует предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. При этом необходимо предусматривать:

· использование организационного и технического опыта передовых стран;

· использование зарубежной информации для формирования отечественных информационных ресурсов;

· организацию экспорта отечественных информационных ресурсов;

· обеспечение возможности доступа юридических и физических лиц России к информационным ресурсам развитых стран мира;

· внедрение международных стандартов, регламентирующих формы представления информации, протоколы связи и коммуникаций для обеспечения вхождения пользователей со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;

· обеспечение участия России в качестве полноправного члена в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства,

· созданием новых информационных технологий и информатизацией прикладных направлений мирового сотрудничества (создание и использование мировых систем банковской информации, научно-технической информации и пр.);

· обеспечение участия в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере создания и развития информационных ресурсов, средств информационных технологий, систем телекоммуникаций и связи, систем информатизации;

· возможности заключения контрактов с зарубежными фирмами на закупку средств новых информационных технологий, обеспечивающих устойчивое развитие единого информационного пространства России;

Работы по формированию и развитию единого информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по программам, затрагивающим отдельные составляющие этого пространства. Наиболее общей из этих программ является федеральная целевая программа «Информатизация России», разработанная Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации совместно с заинтересованными федеральными министерствами, ведомствами и администрациями субъектов федерации. Как подчеркивалось выше, формирование и развитие единого информационного пространства является главной целью осуществления государственной политики в области информатизации России. Поэтому разработку указанного комплекса мер целесообразно поручить Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации с привлечением заинтересованных органов государственной власти, предприятий, организаций и общественно-политических объединений.

С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо создать федеральный и региональные центры информатизации. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности. Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства.

По мере развития сферы коммерческих информационных услуг, приватизации предприятий, производящих средства новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникаций в стране будут созданы конкурентная среда и мощный частный сектор информационной индустрии, который обеспечит подавляющую часть инвестиций в развитие единого информационного пространства России.

Государственная поддержка приватизированных предприятий и новых коммерческих структур должна выражаться в закупке средств информационных технологий, услуг связи и информационных услуг для нужд государственных учреждений на льготных условиях.

Необходима разработка процедуры финансирования по отдельным направлениям развития единого информационного пространства России, таким как развитие федеральных систем информатизации, развитие систем информатизации субъектов Российской Федерации, формирование государственных информационных ресурсов широкого использования, развитие систем связи, развитие и обеспечение деятельности сети государственных депозитариев и др.

Источники и объемы финансирования по каждой программе развития составляющих единого информационного пространства должны определяться заказчиком этой программы по согласованию с государственными заказчиками по направлениям развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *