Единицей педагогического процесса является

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти взаимосвязанных элементов:

1) цель обучения (Ц) (т. е. для чего учить);

2) содержание учебной информации (С) (чему учить);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

4) преподаватель (П);

Педагогический процесс как способ организации воспитательных отношений заключается в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и студентом результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. Совпадение целей педагога и учащегося – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание педагогического процесса – это часть опыта поколений (система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры), которая в виде информации передается обучаемым для достижения поставленной цели. Оно тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями обучаемых.

Ядром организационно-управленческого комплекса педагогического процессаявляются методы, средства и формы педагогической коммуникации . Методы выступают как упорядоченный способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. В единстве с методами используются средства обучения и воспитания как материализованные предметные способы работы с содержанием. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность.

Субъектами и объектами педагогического процесса являются педагог и учащийся, образующие целостную динамическую систему.

Единицей педагогического процесса . для решения которой на каждом его этапе организуется педагогическое взаимодействие, является педагогическая задача (педагогическая ситуация обучения и воспитания, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления ).

Управление педагогическим процессом. Применительно к педагогическому процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на отдельного учащегося и коллектив для достижения заданных результатов обучения.

Выделяют следующие черты управления педагогическим процессом:

1) сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;

2) наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (учащийся);

3) динамичность или способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое;

4) надежность, т. е. способность системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания процесса;

5) устойчивость – способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать режим функционирования (несмотря на различные внешние и внутренние возмущения).

Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так:

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующих требований:

1) формулирования целей обучения;

2) установления исходного уровня управляемого процесса;

3) разработки программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения;

4) получения по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь);

5) переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки и внесения корректирующих воздействий.

Управление педагогическим процессом предусматривает также определение в нем места каждого участника, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения задач.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

/ Педагогическая технология

Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех «потребителей» продукции образовательной сферы — и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

• анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

• проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

• осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

• анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект — это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик-ученик», «ученик-коллектив», «ученик-учитель», «учащиеся — объект усвоения» и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность-деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник-объект усвоения».

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию «взаимодействие» педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Единицей педагогического процесса является
Главная | О нас | Обратная связь

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система

Педагогический процесс — это специально организованное, це­ленаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, на­правленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются глав­ными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опы­та, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в спе­циально организованных условиях при наличии хорошей матери­альной базы, включающей разнообразные педагогические сред­ства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержатель­ной основе с использованием разнообразных средств есть сущ-ностная характеристика педагогического процесса, протекающе­го в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса высту­пает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагоги­ческая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педаго­гического процесса, по которой только и можно судить о его те­чении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать все­ми существенными признаками педагогического процесса; яв­ляться общей при реализации любых педагогических целей; на­блюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реаль­ном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей прида­ет взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуа­ция, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осу­ществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педа­гогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а вос­питанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения едини­цей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и вос­питанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его «моменты9quot; должны прослеживать­ся при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой9quot; педаго­гического процесса, стремясь к его наименьшей единице, мож­но считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и страте­гических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблю­дением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

осуществления плана решения задачи на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

анализа результатов решения.

Движущие силы педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в ре­зультате научно обоснованного разрешения объективных и свое­временного осознания и устранения субъективных педагогичес­ких противоречий, являющихся следствием ошибочных педаго­гических решений.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного ха­рактера, определяющим движение педагогического процесса, явля­ется несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем тре­бованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к на­меченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и да­леких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их кон­кретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние годы в связи с демократизацией образования вы­явилось главное внутреннее противоречие педагогического про­цесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответст­вие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и лич­ностью; между сложными явлениями общественной жизни и не­достатком детского опыта для их понимания; между стремитель­но нарастающим потоком информации и возможностями учеб­но-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее фор­мированию, односторонностью педагогического процесса; меж­ду отставанием процесса генерализации знаний и умений и на­растающей необходимостью применять преимущественно обоб­щенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным ха­рактером организации педагогического процесса; между опреде­ляющим значением деятельности в развитии личности и установ­ками преимущественно на словесное воспитание; между возрас­тающей ролью гуманитарных предметов в гражданском станов­лении человека и тенденцией к технократизации педагогическо­го процесса и др.

Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства — еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «педагог-воспитанник9quot;. В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Рассматривая педагогический процесс как динамическую систему и учитывая, что его динамика, движение обусловлено взаимодействием или обменом деятельностями главных участков, проследить переход педагогического процесса из одного состояния в другое можно только определившись с его основной единицей («клеточкой9quot;). Только при этом условии можно понять педагогический процесс как развивающееся взаимодействие его субъектов, направленное на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна, по мнению Б. Битинаса, удовлетворять следующим условиям: обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой9quot; педагогического процесса, стремясь к его наименьшей единице, можно считать только оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

· анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

· проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

· осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

· анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект — это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик-ученик9quot;, «ученик-коллектив9quot;, «ученик-учитель9quot;, «учащиеся — объект усвоения» и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность-деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник-объект усвоения».

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

С опорой на категорию «взаимодействие9quot; педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса

Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педаго­гического процесса, по которой только и можно судить о его те­чении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать все­ми существенными признаками педагогического процесса; яв­ляться общей при реализации любых педагогических целей; на­блюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реаль­ном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей прида­ет взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуа­ция, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осу­ществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педа­гогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а вос­питанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения едини­цей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и вос­питанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его «моменты9quot; должны прослеживать­ся при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой9quot; педаго­гического процесса, стремясь к его наименьшей единице, мож­но считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и страте­гических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблю­дением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

осуществления плана решения задачи на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

анализа результатов решения.

И педагогика. и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика. а затем и психология.

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика. выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика. которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика «.

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М. Педагогика. 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы. — М. Педагогика. 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *