Европейский концерт

4. «Европейский концерт»

Новый международный порядок, учрежденный на Венском конгрессе, не мог быть ничем иным, как балансом сил основ­ных держав. Он сохранялся в общих чертах на протяжении почти половины столетия — до середины 50-х годов. Его се­рьезно потрясли лишь революции 1848—1849 гг. а окончатель­но разрушила Крымская война 1853—1856 годов.

Но Венский порядок основывался не только на поддержа­нии баланса сил в Европе, но и на так называемом «европей­ском концерте». Это было новое явление в истории междуна­родных отношениях. Так называли политику основных держав Европы, направленную на мирное разрешение противоречий между собой, на коллективное решение всех спорных проблем. Ни одна из держав не стремилась доводить международные противоречия до войны. Все спорные проблемы, касающиеся даже третьих, малых стран, они разрешали на основе общей договоренности между основными державами.

Все это предполагало регулярный характер встреч глав пра­вительств, монархов, министров, послов для обсуждения всех злободневных вопросов мировой политики. Стороны находи­лись в постоянном контакте друг с другом, детально выясняли позиции сторон, долго их согласовывали, чтобы в конечном счете прийти к взаимоприемлемому компромиссу. Те страны, на которые опирался новый порядок и от которых зависел «ев­ропейский концерт», со времени Венского конгресса получили неофициальное название великих держав. К их числу относили союзные державы Австрию, Великобританию, Пруссию и Рос­сию, а также вскоре присоединившуюся к ним Францию. Осо­бое положение этих стран в Европе подчеркивало то обстоя­тельство, что между собой они поддерживали дипломатические отношения на самом высоком уровне — послов, т.е. диплома­тических представителей высшего «класса».

«Европейский концерт» нашел преданных сторонников в лице многих государственных деятелей Европы второй четвер­ти XIX века. К их числу принадлежал и министр иностранных дел России К.В. Нессельроде. Его звезда взошла на заключи­тельном этапе Наполеоновских войн и во время создания в Вене и на конгрессах Священного союза нового европейского порядка. Несколько лет Нессельроде управлял Министерством иностранных дел совместно с И. Каподистрия (ушедшим в от­ставку в связи с избранием первым президентом самостоятель­ной Греческой республики), пока не был окончательно утверж­ден в должности министра. Его имя ассоциируется с такими непопулярными мерами, как борьба с революционным и осво­бодительным движением в Европе. Их он осуществлял по со­гласованию с другими участниками «европейского концерта» и в соответствии с целями консервативной политики Священно­го союза. Вместе с тем нельзя забывать о заслугах Нессельроде, таких как помощь греческим повстанцам, боровшимся за осво­бождение своей родины от османского господства, заключение первого в истории отношений России и США договора, при­знание правительства Луи-Филиппа Орлеанского, пришедшего к власти в результате Июльской революции 1830 г. Лондон­ские конвенции о закрытии Черноморских проливов для ино­странных военных кораблей и других мерах, способствовавших укреплению мира в Европе и повышению авторитета России.

Европейский концерт
Главная | О нас | Обратная связь

Базовые принципы Венской системы

Венская система международных отношений (Европейский концерт) — структура межгосударственных отношений в Европе, которая сложилась после войн Наполеона (1799-1814,1815) и просуществовала с серьезными модификациями до Первой мировой войны. Ее принципы были заложены решениями Венского конгресса (1814-1815 гг.) — Первого общеевропейского, за исключением Турции, мирного урегулирования. Эта система основана на общем согласии наиболее мощных европейских монархий относительно территориального и политического статус-кво в Европе и исключала возможность появления одного несомненного лидера. Она предусматривала возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожали революции, а также возможность дипломатических консультаций с территориальных и других проблем.

Венская система имела определенные основные характеристики и особенности. Этих фундаментальных характеристик можно отнести следующие:

1. Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании устойчивой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Началась эпоха «европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами. Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств, пентархии: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы.

2. После Французской революции 1789-1794 гг. Произошло окончательное укрепление системы национальных государств. Государство постулирует себя гарантом безопасности своих граждан и тем временем развивала национализм как фактор утверждения необходимости совпадения единства национальной с политической. То есть утверждалась теория «политической легитимности», по которой национальное государство имеет право на существование только тогда, когда границы страны совпадают с этническими ее пределами. Наряду с государством-нацией и закреплением национального суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия — компромисс между принципами суверенитета и общего интереса. В процессе функционирования Венская система заставляла каждого из ее участников ограничивать свои экспансионистские намерения. Одним из главных средств поддержания равновесия были виды коалиций.

3. На отличие от Вестфальской системы международных отношений элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств.

4. Одной из основ европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это возлагалась на большие государства. Эта ответственность реализовалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, угрожали мира. Среди таких конференций важное значение имели Парижская конференция 1856 года, Лондонская конференция 1871 года, Берлинская конференция 1878.

5. В рамках баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не нарушая при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.

6. «Европейский концерт», оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене, «естественное состояние войны всех против всех».

7. Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленения или ликвидации другой великой державы.

8. Во времена существования Венской системы понятия политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой баланса сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.

9. Венская международная система имела целью утверждения установленного в результате наполеоновских войн соотношения сил, закрепления границ национальных государств. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее между собой, Австрией и Пруссией.

10. Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская (1876), Немецкая (1871), Французский (сер. XIX в.). В 1877 г. Турецкий султан взял себе титул «Император османов». Россия стала империей значительно раньше, еще в 1721.

11. Несмотря на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристским характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Позже она интегрировала в сферу своего действия Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Америку. Венская система международных отношений охватывала фактически только европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, которые ведущие государства европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне Венской системы остался Китай, что в результате опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония, что во второй половине XIX века начала «открываться» для мира тоже не была приобщена к Венской системы. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.

12 .На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных владений.

13. Модернизационные процессы, развитие капиталистических отношений, буржуазные революции.

14. Венской системы заключались не только в общей заинтересованности сохранения статус-кво, но и в разнице цивилизационного и модернизационного уровня его участников. Великобритания и Франция уже вступили в процесс научно-технического прогресса; Австрия и Пруссия в этой сфере значительно отставали. Особенностью геополитической реальности времени стало то, что Россию, ведущее государство Венского конгресса, гаранта мира и стабильности в Европе, технический прогресс вообще еще почти не коснулся.

15. Поскольку на всех этапах развития ведущими актерами выступали монархии, для Венской системы, особенно во время во время фаз становления, консолидации и устойчивого развития была характерна гомогенность, идентичность сущности ее актеров. А чем более гомогенной является система, в свою очередь, тем больше в ней умеренности и стабильности. В гомогенной системе государства могут быть противниками, но не врагами. Именно такими и были отношения между государствами европейского концерта.

Однако взаимные противоречия, рост национально — освободительных движений привели к разрушению Священного союза, которая, фактически, произошло после революций 1848 года. в Европе.

С появлением целостных Италии и Германии и формированием впоследствии враждебных блоков и, кризисом системы, гомогенность перестала быть характеристикой Венской системы. Эта система характеризовалась скорее гетерогенным характером интересов ее актеров.

16. Для более полного понимания Венской системы международных отношений уместно выделить и рассмотреть основные этапы ее развития, сосредоточивая внимание на присущих для того или иного этапа особенностях, конфигурации соотношения сил.

В процессе развития любой системы международных отношений выделяется несколько этапов, отличающихся по содержанию, структуре, характеру взаимоотношений между ее составляющими компонентами. Венская система последовательно проходила фазы становления, консолидации, устойчивого развития, кризиса и распада. Эти этапы можно рассматривать как типы структурной организации системы, развиваются по собственному алгоритму, характерным для данной исторической эпохи.

В процессе своей эволюции Венская система прошла 5 этапов развития :

1. Этап становления (1814-1815 гг.);

2. Этап консолидации (1815-1822 гг.);

3. Этап устойчивого развития (1822-1848 гг.);

4. Период кризиса (1848-1871 гг.);

5. Этап упадка и ликвидации (1871-1914 гг.).

Таким образом, образовавшись после системных наполеоновских войн, Венская система просуществовала почти сто лет и распалась с системной Первой мировой войной. Европейская политическая арена, ее охватывала эта система, представляла собой концерт гомогенных империй — монархий, держался на принципе баланса сил. Однако поражение России в Крымской войне, появление объединенных Италии и Германии и формирования враждебных блоков свели на нет баланс сил и существующие в системе традиции. Все это привело к Первой мировой войны, с которой распалась Венская система.

[Базові засади Віденської системи: імперський принцип контролю географічного простору в межах колоніальних імперій, створення поліцентричної системи “балансу сил” — так званого європейського концерну. Відсутність на Віденському конгресі офіційно закріплених колоній.]

Венская система международных отношений это:

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 .

Венская система международных отношений (Система Европейского концерта)  — система международных отношений, сложившаяся после Наполеоновских войн. Была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814 —1815  гг. В конгрессе, проходившем в Вене под председательством Меттерниха. участвовали представители всех европейских государств за исключением Османской империи. В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда в первую очередь Россия. Австрия. Великобритания ), окончательно оформилась многосторонняя дипломатия. Многие исследователи называют Венскую систему МО первым примером коллективной безопасности, что было актуально на протяжении 35 лет, до начала Крымской войны. Также были систематизированы и унифицированы дипломатические ранги (посол. посланник и поверенный в делах ) и четыре типа консульских учреждений. Были определены дипломатический иммунитет и дипломатическая вализа.

Особенности Венской системы международных отношений

Европейский концерт

Европейский концерт

Европа после Венского конгресса

  • Венский конгресс сыграл ключевую роль в формировании стойкой парадигмы отношений между ведущими европейскими государствами. Началась эпоха «Европейского концерта» — баланса сил между европейскими государствами. Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы.
  • В отличие от Вестфальской системы международных отношений элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств.
  • Одной из основ европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру. Среди таких конференций важное значение имели Парижский конгресс 1856 года. Лондонская конференция 1871 года. Берлинская конференция 1878 года .
  • В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не в нарушение при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.
  • Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.
  • Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение или ликвидацию другой большой державы.
  • Во времена существования Венской системы понятие политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой баланса сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.
  • Венская международная система имела целью утверждение установленного в результате наполеоновских войн соотношения сил, закрепления границ национальных государств. Россия окончательно закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее между собой, Австрией и Пруссией.
  • Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время Венской системы окончательно сформировались империи: Британская (1876 ), Немецкая (1871 ), Французская (1852 ). В 1877  г. турецкий султан взял себе титул «Император османов». Россия стала империей значительно раньше — в 1721  г.
  • Невзирая на конец глобальной изолированности цивилизаций и культур, Венская система, как и предыдущая Вестфальская, имела евроцентристский характер. Вестфальская система сначала не имела глобальный характер, охватывала Западную и Центральную Европу. Позже она интегрировала к сфере своего действия Восточную Европу. Россию. Средиземноморье. Северную Америку. Венская система МО охватывала, фактически, лишь европейское пространство, и в некоторой степени, те территории, за которые ведущие государства Европейского концерта вели колониальную борьбу или управляли как колониями. Вне пределов Венской системы остался Китай. который в результате Опиумных войн и навязанных ведущими европейскими государствами неравноправных договоров, был поставлен в полуколониальное положение. Япония. которая во второй половине XIX века начала «открываться» для мира, также не была приобщена к Венской системе. В то же время в период Венской системы европейская история начала постепенно превращаться в мировую.
  • На Венском конгрессе не были официально закреплены колонии. Одной из главных причин Первой мировой войны станет именно борьба за перераспределение колониальных империй.
  • Активно проходили модернизационные процессы. развитие капиталистических отношений. буржуазные революции .
  • Особенности Венской системы заключались не только в общей заинтересованности сохранения статус-кво. но и в разнице цивилизационного и модернизационного уровня его участников. Великобритания и Франция уже вступили в процесс научно-технического прогресса; Австрия и Пруссия в этой сфере значительно отставали. Особенностью геополитической реальности того времени стало то, что Россию, ведущее государство Венского конгресса, гаранта мира и стабильности в Европе, технический прогресс вообще еще почти не коснулся.
  • При развитии Венской системы её участники были одинаковы по сущности (монархии), поэтому долгое время она была однородна.
  • Исследователи отмечают исключительную стойкость системы. Несмотря на войны, революции, международные кризисы система МО осталась практически неизменной. Фактически с момента Венского конгресса до начала Первой мировой войны перечень ведущих держав не изменился.
  • Те принципы, которые разделяли правящие элиты ведущих держав, отличались схожестью в видении международных ситуаций. Фактически это приводило к стремлению ведущих держав решать международные проблемы путем компромиссов и коалиционных соглашений.
  • Время существования европейского концерта стало периодом развития классической дипломатии. Система Европейского концерта охватывала политическую сферу, и влияние внутриэкономических процессов на внешнюю политику было опосредованным, проявлялся только в наиболее кризисных ситуациях. Сфера дипломатии имела исключительную автономию в решении определенных проблем. Поэтому дипломаты не были ограничены какими-то внутриполитическими или экономическими факторами.
  • В период существования системы Европейского концерта были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами единые нормативные акты о мирном разрешении конфликтов, а также о ведении военных действий, об обращении с пленными и др.
  • Интересы практически всех великих европейских держав (кроме Великобритании и России) были сосредоточены в Европе. Одновременно в мире активно происходила колонизация .

Смотреть что такое «Венская система международных отношений» в других словарях:

Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Содержание 1 Описание 2 Основные принципы 3 Примечания … Википедия

Ялтинско-потсдамская система международных отношений — Ялтинско Потсдамская система международных отношений[1]  принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2] Впервые вопрос послевоенного… … Википедия

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

Системы международных отношений — В теории международных отношений выделяются несколько систем: Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил; Венская система международных отношений (после окончания… … Википедия

Версальская система — Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

Версальско-Вашингтонская система — Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

право международных договоров — отрасль международного права, нормы которой определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров. Объект этой отрасли международный договор как ведущий источник международного права. П … Большой юридический словарь

Международные отношения — Международные отношения  это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Содержание 1 Критерии 2… … Википедия

  • Венская система международных отношений. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Венская система международных отношений (Система… Подробнее Купить за 1509 руб

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет .
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.

Европейский концерт»

Новый международный порядок, учрежденный на Венском конгрессе, не мог быть ничем иным, как балансом сил основ­ных держав. Он сохранялся в общих чертах на протяжении почти половины столетия — до середины 50-х годов. Его се­рьезно потрясли лишь революции 1848—1849 гг. а окончатель­но разрушила Крымская война 1853—1856 годов.

Но Венский порядок основывался не только на поддержа­нии баланса сил в Европе, но и на так называемом «европей­ском концерте». Это было новое явление в истории междуна­родных отношениях. Так называли политику основных держав Европы, направленную на мирное разрешение противоречий между собой, на коллективное решение всех спорных проблем. Ни одна из держав не стремилась доводить международные противоречия до войны. Все спорные проблемы, касающиеся даже третьих, малых стран, они разрешали на основе общей договоренности между основными державами.

Все это предполагало регулярный характер встреч глав пра­вительств, монархов, министров, послов для обсуждения всех злободневных вопросов мировой политики. Стороны находи­лись в постоянном контакте друг с другом, детально выясняли позиции сторон, долго их согласовывали, чтобы в конечном счете прийти к взаимоприемлемому компромиссу. Те страны, на которые опирался новый порядок и от которых зависел «ев­ропейский концерт», со времени Венского конгресса получили неофициальное название великих держав. К их числу относили союзные державы Австрию, Великобританию, Пруссию и Рос­сию, а также вскоре присоединившуюся к ним Францию. Осо­бое положение этих стран в Европе подчеркивало то обстоя­тельство, что между собой они поддерживали дипломатические отношения на самом высоком уровне — послов, т.е. диплома­тических представителей высшего «класса».

«Европейский концерт» нашел преданных сторонников в лице многих государственных деятелей Европы второй четвер­ти XIX века. К их числу принадлежал и министр иностранных дел России К.В. Нессельроде. Его звезда взошла на заключи­тельном этапе Наполеоновских войн и во время создания в Вене и на конгрессах Священного союза нового европейского порядка. Несколько лет Нессельроде управлял Министерством иностранных дел совместно с И. Каподистрия (ушедшим в от­ставку в связи с избранием первым президентом самостоятель­ной Греческой республики), пока не был окончательно утверж­ден в должности министра. Его имя ассоциируется с такими непопулярными мерами, как борьба с революционным и осво­бодительным движением в Европе. Их он осуществлял по со­гласованию с другими участниками «европейского концерта» и в соответствии с целями консервативной политики Священно­го союза. Вместе с тем нельзя забывать о заслугах Нессельроде, таких как помощь греческим повстанцам, боровшимся за осво­бождение своей родины от османского господства, заключение первого в истории отношений России и США договора, при­знание правительства Луи-Филиппа Орлеанского, пришедшего к власти в результате Июльской революции 1830 г. Лондон­ские конвенции о закрытии Черноморских проливов для ино­странных военных кораблей и других мерах, способствовавших укреплению мира в Европе и повышению авторитета России.

5. Священный союз и борьба народов за самоопределение

Венский конгресс завершился в июне 1815 г. А 14(26) сен­тября того же года монархи России, Пруссии и Австрии подпи­сали договор о создании так называемого Священного союза. Его текст был проникнут христианской мистикой. Как следо-

вало из преамбулы договора, он обязывал монархов «во имя пресвятой и неразделимой Троицы» руководствоваться в своих действиях «не иными какими-либо правилами, а заповедями святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые должны непосредственно управлять волею царей и водительст-вовать всеми их деяниями». Из договора явствовало, что три монарха обязались защищать христианские ценности, народы и государей от происков революционеров, атеистов и либералов. Впоследствии к Священному союзу присоединилось большин­ство других государств Европы. Великобритания формально не вошла в состав Священного союза, но участвовала в его дея­тельности вплоть до начала 30-х годов XIX в. активно сотруд­ничая с его членами. Не присоединилась к нему и Османская империя.

В первые годы после Венского конгресса Священный союз представлял собой одну из основных форм международного со­трудничества европейских государств. Состоялись три конгрес­са Священного союза. Первый из них с 30 сентября по 21 но­ября 1818 г. в городе Ахен (Экс-ла-Шапель) в западной Герма­нии. На этом съезде Франция была окончательно признана равной себе четырьмя другими державами. 15 ноября 1815 г. Великобритания, Пруссия, Австрия, Россия и Франция подпи­сали протокол, в соответствии с которым вернули «принадле­жащее ей в системе европейской политики место». Возник так называемый «пятерной союз», или «пентархия», который фор­мально сохранялся до середины XIX века. Он обеспечивал мир и стабильность Европы в течение этого времени.

В конце 1819 — начале 1820 г. состоялся второй, «сдвоен­ный» конгресс Священного союза. Он начался в Троппау (Опава), а закончился в Лайбахе (Любляна) в Австрии. Нако­нец, третий конгресс состоялся с 20 октября по 14 декабря 1822 г. в Вероне (Италия). С тех пор конгрессы Священного союза, на которых были бы представлены все великие державы и другие государства, не созывались. Основной формой взаи­модействия крупнейших государств на международной арене стали конференции министров иностранных дел или других официальных представителей, созываемые по какому-нибудь конкретному поводу, либо консультации’ послов в Лондоне, Санкт-Петербурге или столицах других держав.

Какие вопросы обсуждали на конгрессах Священного союза? Самый главный вопрос, который занимал монархов, это подъем национальных и либеральных движений в Европе.

Французская революция и Наполеон разбудили националь­ности. Революционная Франция положила в основу своей внешней политики принцип национального суверенитета и признала право наций на самоопределение. Это вызвало ог-

ромный резонанс во всей Европе, дало мощный толчок раз­витию гражданских чувств и национального самосознания. Ближайшими тому прецедентами были только освободитель­ная война XVI в. в Нидерландах и война за независимость в Северной Америке. Но первая из них во многом носила ре­лигиозный характер, была связана с конфликтом между про­тестантами и католиками. Поэтому ее опыт долгое время ос­тавался невостребованным. Тогда как вторая произошла за океаном, в полудикой, по мнению европейцев, стране, которая мало походила на Старый Свет. Совсем другое дело, когда в сердце Европы, в лоне цивилизации, насчитывающей сотни лет, народам сказали: вы не просто подданные, вы граждане, вы нация, и поэтому вам принадлежат естественные и неотъ­емлемые права.

Наполеон пренебрегал принципом национального сувере­нитета. Он по своему усмотрению перекраивал границы и со­здавал новые государства. Но он по-своему, парадоксальным образом, способствовал пробуждению патриотических и свобо­долюбивых чувств у европейских народов, со стороны которых это явилось реакцией на попрание им прав других народов и государств, на его стремление подчинить их своим государст­венным, династическим и военно-стратегическим интересам. Войны, которые вели европейские монархи против Наполеона, во многом носили патриотический, освободительный характер. Одна из причин победы союзников над наполеоновской Фран­цией заключается в том, что они активно использовали важ­ный идеологический ресурс — патриотизм, национальные чув­ства.

Венский конгресс, руководствуясь принципом легитимизма, будь то в его исторической или юридической интерпретации, совершенно пренебрег интересами национальностей. Нагляд­ным примером тому служат решения по территориальному во­просу и границам в Польше, Скандинавии и Северной Италии. Его решения, а также политика большинства европейских мо­нархий далеко не отвечали и свободолюбивым устремлениям народов. Поэтому в начале 20-х годов во многих странах Евро­пы возникают либерально-патриотические по своему характеру ; движения, а в отдельных местах происходят либерально-патри­отические революции.

Импульс этим революциям пришел из Южной Америки, где в период Наполеоновских войн развернулось движение за освобождение от колониальной зависимости. Наполеон в 1808 г. оккупировал Испанию, сместил законного короля и назначил на его место своего брата. Испанские колонии в Америке не приняли французского ставленника, отказались ему подчиняться. Это послужило толчком для подъема патри-

отического движения в колониях, которое постепенно пере­росло в освободительную войну против испанского колони­ального господства.

По окончании Наполеоновских войн Испания попыталась силой подавить восстание в колониях, направив туда свои войска. Однако многие солдаты и офицеры испанской армии, воодушевленные освободительными целями войны против на­полеоновской Франции, не хотели выступать в роли душителя свободы других народов. В 1820 г. в городе Кадис поднял вос­стание экспедиционный корпус, предназначенный для отправ­ки в Америку. Началась революция в самой Испании. Король был отрешен от власти, объявлена либеральная конституция, которая предоставляла гражданам гораздо более широкие права и свободы, чем французская Хартия. Вслед за Испанией, в том же 1820 г. взбунтовались военные гарнизоны в Португалии.

По примеру этих стран вспыхнули восстания в Неаполе и Пьемонте (материковая часть Сардинского королевства). В 1821 г. поднялись на освободительную борьбу против господ­ства турок-османов греки. Первыми взялись за оружие греки, жившие на юге России. В марте 1821 г. их отряды вступили на территорию зависимого от султана княжества Молдавия с целью поднять общее восстание против османского господства. В 1822 г. вспыхнуло восстание и в самой Греции. Европейские революции отозвались эхом и в России, где в декабре 1825 г. произошли антиправительственные выступления военных, в том числе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Все эти революции имели две общие черты. Они провозгла­шали либеральные лозунги, главным из которых было требова­ние введения конституции. Привлекательность этого лозунга была обусловлена тем, что конституцию революционеры рас­сматривали как закон, обязательный для исполнения всеми, в том числе и власть имущими, включая наследственного монар­ха Божьей милостью. С конституцией они связывали надежду на ограничение власти монарха. Кроме того, эти революции были патриотическими, национальными. Они выражали инте­ресы народов и национальностей, стремившихся самостоятель­но определять путь своего развития. Патриотический характер революций особенно отчетливо проявился в странах, находив­шихся под иностранным господством, таких как Греция, или разделенных на множество государств, как Италия.

Монархи Европы истолковали революционные выступления в Америке и в Европе как посягательство на легитимныи поря­док. По просьбе неаполитанского короля участники второго конгресса Священного союза приняли в Лайбахе решение о во­оруженной интервенции в Неаполь и Пьемонт с целью восста­новления абсолютистских порядков. Против этого решения

возражали лишь Великобритания и Франция. Весной 1821 г. австрийские войска подавили революции в Италии. Алек­сандр I также намеревался послать в Италию свои войска, но австрийцы управились с делом раньше, чем подоспела русская помощь. В 1822 г. третий конгресс Священного союза в Вероне принял решение об интервенции в Испанию. Осуществить ее было поручено Франции, правительство которой само добива­лось этой сомнительной привилегии в целях повышения меж­дународного престижа своей страны. Людовик XVIII усматри­вал в этом поручении знак доверия к Франции, свидетельство того, что союзники окончательно предали забвению прошлые обиды. Весной 1823 г. французский экспедиционный корпус вторгся в Испанию и подавил революцию. Это способствовало успеху контрреволюционного переворота и в Португалии.

Веронский конгресс обсуждал также возможность воору­женной интервенции Священного союза в страны Латинской Америки с целью восстановления испанского колониального владычества. Будучи не в силах самостоятельно справиться с освободительным движением в своих колониях, Испания еще в 1817 г. обратилась к нему с просьбой о помощи. Однако этому плану не суждено было осуществиться главным образом по двум причинам. Против интервенции в Латинскую Америку возражала Великобритания, не только симпатизировавшая ос­вободительному движению, но и защищавшая свои коммерчес­кие интересы (еще в XVIII в. американский континент стал крупнейшим рынком сбыта ее промышленных изделий). А главное, планы интервенции решительно осуждали США.

2 декабря 1823 г. президент США Монро выступил с посла­нием к сенату. Выраженные в нем идеи вошли в историю под названием «доктрины Монро». Поводом к этому выступлению послужили слухи о готовящейся интервенции Священного союза против независимых латиноамериканских государств. Немаловажное значение имело и беспокойство американцев в связи с экспансией России на северо-востоке Американского континента. Русско-американская компания, созданная в 1799 г. для освоения пушных ресурсов Аляски, постепенно распространила свою деятельность на побережье Калифорнии, где в 1812 г. был основан Форт Росс. Все это объясняет глав­ное положение «доктрины Монро»: США объявляли Западное полушарие зоной, свободной от европейской колониальной экспансии. Не ставя под сомнение права европейских госу­дарств на те колонии, которыми они фактически владели, США заявляли, что не потерпят никаких новых колониальных экспедиций и захватов. США признавали право народов Аме­рики самостоятельно выбирать форму правления и правитель­ство в своих государствах, без вмешательства извне. Они дек-

ларировали свой нейтралитет в конфликте между бывшими ис­панскими колониями и метрополией. Возражая против интер­венции европейских государств в дела Америки, США одно­временно брали обязательство не вмешиваться в дела Европы.

Фактически такая позиция США помогла молодым латино­американским государствам отстоять свою независимость от попыток Испании восстановить свое господство при поддерж­ке Священного союза. К середине 20-х годов XIX в. большин­ство испанских колоний Латинской Америки провозгласили свою независимость. Возникли независимые государства Пара­гвай (1811 г.), Аргентина (1816 г.), Чили (1818 г.), Колумбия и Венесуэла (1819 г.), Мексика и Перу (1821 г.), Боливия (1825 г.) и др. В колониальной зависимости от Испании оста­лись только острова Куба и Пуэрто-Рико. По мере успехов ос­вободительной борьбы возникло и движение за их объединение в союзное государство, наподобие США в Северной Америке. Горячим поборником единства был Симон Боливар, один из основных вождей освободительной войны, ставший в 1819 г. президентом федеративной республики Великая Колумбия, в состав которой входили Венесуэла, Новая Гранада (Колумбия), Панама и Эквадор. По его инициативе в 1826 г. в Панаме со­стоялась объединительная конференция латиноамериканских государств. Однако в силу многих причин — территориальных и иных противоречий, слабости экономических и иных связей и пр. — в развитии Латинской Америки восторжествовали центробежные тенденции.

Одновременно с латиноамериканской проблемой на Верон­ском конгрессе обсуждался вопрос о греческом восстании. И по нему мнения великих держав разделились. Большинство ев­ропейских монархов, в том числе и российский император, осуждали греческих повстанцев, как нарушителей легитимного порядка, как бунтовщиков, посягнувших на прерогативы свое­го законного монарха — турецкого султана. Александр I не по­желал считаться даже с тем, что восстание в Молдавии возгла­вил Александр Ипсиланти, генерал русской службы, его лич­ный адъютант. Лишь Великобритания высказалась в пользу по­средничества между султаном и повстанцами, которых предла­гала признать воюющей стороной. С такой инициативой вы­ступил в 1822 г. новый министр иностранных дел Великобри­тании Джордж Каннинг, сторонник политики «свободы рук», т.е. большей свободы маневра в области внешней политики. Это свидетельствовало об отходе Великобритании от принци­пов Священного союза. В 1824 г. британское правительство в одностороннем порядке признало греков воюющей стороной и стало оказывать им поддержку.

Такая перемена в политике Великобритании отчасти была связана с тем, что греческое восстание привело к обострению Восточного вопроса, или вопроса о судьбе Османской импе­рии, прежде всего ее европейских провинций. К нему Великоб­ритания была особенно чувствительна, поскольку Балканский полуостров и Восточное Средиземноморье издавна находились в поле ее торговых и стратегических интересов. Именно через этот район мира проходил кратчайший путь из Западной Евро­пы в Южную Азию, который Великобритания, как крупнейшая морская, торговая и колониальная держава, стремилась кон­тролировать.

Отчасти изменения во внешней политики Великобритании были связаны с тем, что правительство этой парламентской монархии не могло долго игнорировать настроения обществен­ности своей страны. Британская общественность, в том числе избиратели, неодобрительно относилась к реакционной поли­тике Священного союза и сочувствовала освободительным дви­жениям народов Османской империи. Возмущение в Великоб­ритании и других европейских странах вызывали сообщения о насилиях, чинимых османскими властями в ходе борьбы с по­встанцами. В особенности европейцы были потрясены массо­выми убийствами мирных граждан на острове Хиос в Эгейском море весной 1822 года.

Активные действия Великобритании на Балканах, понима­ние важности Восточного вопроса, а также давление со сторо­ны общественности — все это побудило и другие европейские державы пересмотреть свою позицию по отношению к гречес­кому восстанию. Незадолго до своей смерти в 1825 г. к этому стал склоняться Александр I. Он решил отказаться от безуслов­ной поддержки султана и признать необходимость урегулирова­ния конфликта на условиях предоставления грекам самоуправ­ления в составе Османской империи. Но ничего сделать он не успел. Лишь когда императором стал его брат Николай I, Рос­сия предприняла практические шаги в этом направлении. В начале 1826 г. она потребовала от правительства Османской империи, чтобы турки прекратили насилия по отношению к христианским народам Балканского полуострова. Вскоре, 23 марта (4 апреля) 1826 г. Россия и Великобритания подписа­ли протокол о совместных действиях, добиваясь предоставле­ния Греции внутреннего самоуправления в составе Османской империи. Франция поддержала инициативу обеих держав. На этих условиях 24 июня (6 июля) 1827 г. Великобритания, Рос­сия и Франция подписали в Лондоне соответствующую кон­венцию. Однако Австрия и Пруссия не поддержали их дейст­вия, считая это нарушением принципов Священного союза.

Поскольку Османская империя отвергла требования союз­ников, они направили к берегам Греции свои военные кораб­ли. 8(20) октября 1827 г. в сражении у мыса Наварин союзный флот разгромил соединенные морские силы турецкого султана и египетского паши, его данника. Однако султан не внял этому предупреждению и призвал мусульман к священной войне про­тив «неверных». В этих условиях Великобритания, Россия и Франция усилили военные приготовления. Они подписали «Протокол о бескорыстии», в соответствии с которым обяза­лись придерживаться в грядущей войне с Османской империей условий Лондонской конвенции 1827 года.

14(26) апреля 1828 г. Россия объявила войну Турции. Рус­ская армия перешла через реку Прут, служившую границей между Османской империей и Россией, заняла Дунайские кня­жества и стала развивать наступление по направлению к Стам­булу. Боевые действия между русскими и турецкими войсками развернулись и в Закавказье. Одновременно французский экс­педиционный корпус при поддержке британского флота выса­дился на побережье полуострова Пелопонес, где соединился с силами греческих повстанцев, действовавшими в Морее. Ре­шающие битвы в этой войне были одержаны русскими войска­ми на Балканском театре военных действий. В августе 1829 г. они без боя овладели городом Адрианополь (Эдирне) близ ос­манской столицы.

В Адрианополе 2(14) сентября 1829 г. и был подписан мир­ный договор, согласно которому Османская империя предоста­вила самостоятельность Греции, подтвердила автономные права Дунайских княжеств Молдавии и Валахии, а также Сер­бии. Устье Дуная и все Кавказское побережье Черного моря от устья реки Кубань до границы Аджарии отошли к России. Ос­манская империя признавала в качестве владения России Гру­зию, Имеретию, Мингрелию, Гурию и другие области Закавка­зья. Она предоставляла российским подданным право свобод­ной торговли на своей территории, а также открывала Черно­морские проливы для свободного прохода русских и иностран­ных торговых судов.

Однако самостоятельность в составе Османской империи не устраивала греков, которые в течение нескольких лет пролива­ли кровь за свою свободу. Они добивались полной независи­мости. Союзные державы пошли навстречу их требованиям. В феврале 1830 г. по решению Лондонской конференции трех держав Греция была объявлена независимым государством.

Таким образом, в результате победы, которой завершились освободительные войны в Латинской Америке и в Греции, ле-гитимный порядок был серьезно поколеблен. На политической карте мира появились новые независимые государства, образо-

ванные в соответствии с волей их народов и вопреки желанию легитимных монархов. Сами европейские государства бьши да­леко уже не столь единодушными в стремлении помешать во­леизъявлению народов. Великобритания демонстративно от­межевалась от реакционной политики Священного союза.

Однако, несмотря на эти потрясения, легитимный порядок уцелел. Священному союзу удалось подавить революции и ре­волюционные движения в Испании, Португалии и Италии. Крупнейшие державы сумели найти компромисс и по Восточ­ному вопросу.

6. Консервативный Тройственный союз и либеральное «Сердечное согласие»

Не успели европейские народы и правительства перевести дух после политических и международных потрясений 20-х го­дов XIX в. как в Европе поднялась новая волна революций. Она еще сильней встряхнула легитимный порядок и всю Вен­скую систему международных отношений.

На этот раз пример подала Франция. 26 июля 1830 г. вос­стали парижане, недовольные реакционной политикой короля Карла X. В три дня монархия Бурбонов была сметена. Прошло еще несколько дней и в результате политического торга между либеральными группировками к присяге был приведен новый король Луи-Филипп Орлеанский, глава младшей ветви динас­тии Бурбонов. В отличие от своих предшественников, называв­ших себя Божьей милостью королями Франции, Луи-Филипп объявил себя конституционным «королем французов». Эта формула подразумевала некий общественный договор между монархом и гражданами: она означала, что Луи-Филипп полу­чил власть не в силу Божественного права, а по воле граждан.

Июльская революция во Франции обеспокоила монархов континентальной Европы, поскольку она нарушила легитим­ный порядок. Никакого доверия им не внушала личность но­вого короля, который в молодости был революционным гене­ралом, сражавшимся против иностранных интервентов в кам­панию 1792—1793 гг. под знаменами Французской республики. Первым побуждением монархов Пруссии, Австрии и России было применить против Франции силу, чтобы восстановить власть легитимного короля Карла X. Однако революция про­изошла столь стремительно, а Луи-Филипп был первое время столь популярен среди французов, что они почти сразу же от­казались от своего намерения и признали новое правительство. Правда, Россия снизила уровень своих отношений с Фран­цией, отозвав полномочного посла и заменив его поверенным в делах.

Но на этом неприятности для европейских монархов не за­кончились. 25 августа 1830 г. восстание в Брюсселе положило начало освободительной революции в Южных Нидерландах. Повстанцы образовали временное правительство, которое низ­ложило нидерландского короля и провозгласило независимость Бельгии. После безуспешных попыток подавить бельгийскую революцию собственными силами король Нидерландов Виль­гельм I обратился за помощью к правительствам Великобрита­нии, Австрии, Пруссии и России. Восточноевропейские монар­хи, руководствуясь принципом легитимизма, были склонны от­кликнуться на этот призыв своего «брата». Однако Великобри­тания и Франция решительно выступили против интервенции Священного союза. Луи-Филипп даже обещал военную по­мощь независимому бельгийскому государству.

Позиция правительства Июльской монархии вызывала смя­тение в Европе, особенно в германских государствах. Всем были не только хорошо известны давние притязания Фран­ции на левый берег Рейна. Все помнили, что Франция в те­чение 20 лет владела этими территориями во время револю­ции и правления Наполеона. Вмешательство Франции в кон­фликт из-за Бельгии могло опять ввергнуть Европу в боль­шую войну.

Чтобы разрядить напряженность, возникшую в отношениях между державами из-за бельгийской революции, в октябре 1830 г. в Лондоне была созвана международная конференция. В ней участвовали Великобритания, Австрия, Пруссия и Рос­сия. С перерывами она продолжалась больше года. В итоге, 20 декабря Лондонская конференция пяти великих держав (Россия, Великобритания, Франция, Австрия и Пруссия) признала суверенитет Бельгии и 20 января 1831 г. провозгла­сила ее вечный нейтралитет, гарантированный Великобрита­нией и Францией. Нидерландское правительство долго не желало признавать независимость Бельгии, однако в конце концов вынуждено было согласиться с позицией великих держав.

Покладистость восточноевропейских монархий в споре из-за Бельгии во многом объяснялась тем, что в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Королевстве Польском, которое угро­жало не только легитимному порядку в целом, но и непосред­ственно интересам России, Пруссии и Австрии. В январе 1831 г. повстанцы объявили о низложении Николая I и восста­новлении независимой Польши. Русское правительство напра­вило войска на подавление польского восстания. Австрия и Пруссия сочувственно отнеслись к действиям России, посколь­ку боялись, что восстание может перекинуться на их террито­рию. Со своей стороны, Великобритания и Франция не преми-

нули воспользоваться трудностями России и заявили о под­держке целей восстания. Впрочем, они не оказали повстанцам никакой практической помощи. Они были по-прежнему заин­тересованы в сохранении мира в Европе и ценили сотрудниче­ство с Россией. Это позволило русскому правительству беспре­пятственно подавить польское восстание. Бои с силами по­встанцев продолжались вплоть до октября 1831 г. когда их ос­татки прекратили сопротивление и укрылись на территории Пруссии.

В результате европейских революций начала 30-х годов XIX в. некогда могущественный пятерной союз, повелевавший всей Европой, фактически распался на две соперничавшие группировки. Одну из них составили консервативные монар­хии Восточной Европы — Австрия, Пруссия и Россия. Осенью 1833 г. в Мюнхенгреце и Берлине они заключили договоры о верности принципам легитимизма и Священного союза, а также о взаимной поддержке в случае возникновения внешних или внутренних угроз их безопасности. В противовес им обра­зовалась группировка либеральных государств Западной Евро­пы, осью которой явилось так называемое «сердечное согла­сие» (формула, обозначавшая особо тесные и доверительные отношения) Великобритании и Франции. К этой группировке в той или иной мере тяготели Бельгия, Нидерланды и некото­рые другие государства.

7. Восточный кризис 30—40-х годов XIX в.

Возникновение двух соперничающих группировок в Европе отнюдь не означало, что «европейский концерт» окончательно разладился. Несмотря на политико-идеологические разногла­сия, как либеральные государства Запада, так и консерватив­ные монархии востока Европы по-прежнему были заинтересо­ваны в сохранении мира. С этой целью они были готовы и дальше активно сотрудничать между собой. Кроме того, не сле­дует преувеличивать и внутренней сплоченности обеих группи­ровок. Принадлежавшие к ним государства часто занимали противоположные позиции по важным вопросам международ­ной жизни.

Это в полной мере обнаружилось во время так называемого Восточного кризиса, который разразился в начале 30-х годов в связи с угрозой распада Османской империи из-за внутренних усобиц.

Начало Восточному кризису положил мятеж египетского паши Мухаммеда Али против турецкого султана. Египет издав­на — еще со времен арабского завоевания — находился под властью мамелюков (привилегированного сословия воинов). В

составе Османской империи он пользовался широкой самосто­ятельностью. Во время освободительной войны греческого на­рода в 20-е годы XIX в. Мухаммед Али поддерживал султана. Египетские армия и флот участвовали в боях с греческими по­встанцами. Однако по окончании этой войны он решил восполь­зоваться ослаблением султанской власти, чтобы добиться незави­симости Египта и при этом прибрать к рукам значительную часть его владений. Армия Мухаммеда Али двинулась на Стамбул, явно намереваясь захватить столицу Османской империи.

Возможность развала Османской империи обеспокоила ев­ропейские державы. Большинство из них, в том числе Вели­кобритания, Россия, Австрия и Пруссия, выступили в под­держку султана, за сохранение территориальной целостности его империи. В апреле 1833 г. русские войска высадились на азиатском берегу Босфора, преградив дорогу египетской армии на Стамбул. Они были выведены лишь после того, как между султаном и пашой было заключено перемирие (по которому паша признал над собой власть султана, но при этом получил под свое управление дополнительно Сирию, Палестину и Ки-ликию). Тем не менее, султан, не чувствуя себя в безопасности, заключил с Россией союзный договор.

Союзный договор между Россией и Османской империей был подписан 26 июня (8 июля) 1833 г. в местечке Ункяр-Ис-келеси близ турецкой столицы. Согласно этому договору Рос­сия взяла на себя обязательство прийти на помощь турецкому султану в случае, если тому будет угрожать опасность. Она обе­щала снабдить его «сухим путем и морем таким количеством войск и сил, какое обе договаривающиеся стороны признают нужным». Со своей стороны, правительство Османской импе­рии обещало по требованию российского императора закрыть Черноморские проливы для прохода иностранных военных ко­раблей. Срок действия этого договора, исключительно выгод­ного для России, определялся в 8 лет.

Ункяр-Искелесийский договор поверг западные державы в шок. То, что им виделось до сих пор только в кошмарном сне — господство России на Балканах, контроль над Черно­морскими проливами, проникновение в восточное Средизем­номорье — вдруг стало весьма похоже на реальность. На самом деле эти страхи были преувеличены. Россия последовательно проводила политику сохранения территориальной целостности Османской империи и отнюдь не стремилась к разделу «осман­ского наследства».

Угроза территориальной целостности Османской империи исходила со стороны Франции, которая стала в 30-е годы XIX в. активно поддерживать претензии египетского паши к султану в надежде укрепить свои позиции в этом стратегически

важном районе мира. Королю Луи-Филиппу, который отнюдь не был равнодушен к воинской славе, не давали покоя лавры Наполеона, попытавшегося еще в конце XVIII в. покорить Египет.

При поддержке Франции Мухаммед Али нарушил переми­рие, заключенное ранее с султаном, и в 1839 г. снова двинул свои войска на Стамбул. Разразился острейший международ­ный кризис, который поставил Европу на грань войны. Против Франции объединились старые союзники — участники анти­французских коалиций начала XIX века. И это несмотря на по­литико-идеологические разногласия, возникшие в последнее время между либеральными и консервативными государствами. Чтобы восстановить к себе доверие других держав, правитель­ство России сочло за благо добровольно отказаться от Ункяр-Искелесийского договора, срок действия которого все равно истекал через год и продлить который на тех же условиях не представлялось никакой возможности.

3(15) июля 1840 г. Россия, Великобритания, Пруссия и Ав­стрия заключили в Лондоне договор с Османской империей об оказании султану политической, а если нужно — то и военной поддержки в борьбе против египетского паши. Ни у кого не было сомнений, что на самом деле этот договор был направлен против Франции, глава правительства которой, Адольф Тьер, произносил воинственные речи, свидетельствовавшие о его го­товности сразиться со всей Европой. Однако воинственность Франции оказалась всего лишь блефом. Уже осенью 1840 г. Луи-Филипп отправил Тьера в отставку. После этого Мухаммед Али капитулировал, и международная напряженность посте­пенно пошла на убыль.

В завершение Восточного кризиса Россия, Великобритания, Франция, Пруссия, Австрия и Османская империя подписали 1(13) июля 1841 г. в Лондоне конвенцию о Черноморских проливах. В соответствии с этой конвенцией, Босфор и Дар­данеллы объявлялись в мирное время закрытыми для прохо­да военных кораблей всех стран, хотя и оговаривалось право султана выдавать особые разрешения на проход легких ко­раблей. Эта конвенция впервые ставила Черноморские про­ливы под международный контроль (раньше их режим опре­деляли только двусторонние российско-турецкие договоры). Такое положение, разумеется, в определенной мере ущемляло интересы России и Турции как единственных причерномор-ских государств того времени. Но в целом, это соответство­вало либеральному принципу свободы морей, широко приня­тому в практике межгосударственных отношений того време­ни. Это отвечало и духу равноправного сотрудничества между крупнейшими державами Европы, который сохранял­ся в 40-е годы XIX века.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *