Европейская ассоциация свободной торговли

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.

В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 мар­та 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейца­рия входит в ЕАСТ.

Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Пор­тугалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.

Местонахождение,— Женева (Швейцария).

Основными целями ЕАСТ являются:

содействие постоянному росту экономической активности, обес­печению полной занятости, повышению производительности, раци­ональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, произво­димым на территории зоны свободной торговли;

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет следующую структуру:

Совет, состоящий из представителей государств-членов, управ­ляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуж­дения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консульта­тивный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламен­тариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отде­лов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.

В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западно­европейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.

Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:

постепенно ликвидировать между странами-участницами тамо­женные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;

запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.

Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установ­ление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стои­мость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусмат­ривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.

Большинство стран — участниц ЕАСТ во главе с Великобритани­ей рассматривали Ассоциацию как временную организацию, кото­рая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Да­ния, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норве­гия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интере­сов остальных стран — участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г. что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количест­венные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.

Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ос­лабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являю­щимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финлян­дия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промыш­ленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, кото­рые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в со­став которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.

После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства — члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Централь­ной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румы­нией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписа­ны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством .стимулирования торговых связей.

Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие нацио­нальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торго­вый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.

Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой орга­низации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожида­ния» для стран, желающих вступить в ЕС.

Европейская ассоциация свободной торговли
Главная | О нас | Обратная связь

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

ЕАСТ является международной организацией регионального эконо­мического сотрудничества. В настоящее время в нее входят четыре государства: Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн, Коро­левство Норвегия и Швейцарская Конфедерация. Штаб-квартира ЕАСТ расположена в г. Женеве (Швейцария), представительства организации открыты в г. Брюсселе (Бельгия) и Люксембурге.

Европейская ассоциация свободной торговли была создана в 1960 г. семью европейскими странами (Австрия, Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Португалия, Швейцария) с целью обеспечения свободной торговли между странами-членами. Впоследствии все государства-учредители, за исключением Норвегии и Швейцарии, вышли из Ассоциации по причине их вступления в ЕС. Окончательный текст Конвенции об учреждении ЕАСТ был подписан главами госу­дарств в г. Стокгольме (Швеция). Стокгольмская конвенция представ­ляет собой рамочный международно-правовой документ, содержащий основные принципы и правила, которыми государства-участники руководствуются в своих международных торговых отношениях. Вместе с тем в положениях Конвенции дается достаточно детальная регламентация процесса снижения тарифных барьеров и устранения количественных ограничений во взаимной торговле. Уже с 1966 г. странами-членами была создана зона свободной торговли промыш­ленными товарами без пошлин и ограничений. Торговля сельхозтоварами и продуктами рыбного промысла регулируется на основе особых соглашений.

Из всех Скандинавских государств только Финляндия и Исландия не принимали участия в процессе учреждения Организации. Однако эти государства изначально проявляли повышенный интерес к ней. Так, Финляндия подписала специальное Соглашение о сотрудниче­стве с ЕАСТ в 1961 г. Соглашение предусматривало включение Финляндии в зону свободной торговли и наделяло ее всеми правами и обязанностями, которыми обладали государства-участники ЕАСТ. К 1967 г. тарифные пошлины в Финляндии на товары из стран Ассоциации были снижены до нулевой отметки. Финляндия стала членом организации 1 января 1986 г. но, вступив в 1995 г. в ЕС, прекратила свое членство в ЕАСТ.

Поскольку в Исландии практически отсутствует промышленное производство, а экономика этого северного государства напрямую зависит от экспорта рыбы и морепродуктов, объективно Исландия не могла извлекать выгоды от участия в зоне свободной торговли промышленными товарами. Понимая это, государства-участники предоставили Исландии специальные условия доступа на свои рынки и учредили специализированный промышленный фонд для Исландии. Таким образом, в конце 60-х годов XX столетия Исландия стала полноправным членом ЕАСТ.

Основные положения Конвенции направлены на либерализацию торговых отношений государств-участников ЕАСТ. Конвенция пре­дусматривает отмену таможенных пошлин и запрещает установление количественных ограничений при взаимном экспорте и импорте товаров. Однако Конвенция не регулирует должным образом отно­шения государств ЕАСТ в области торговли сельскохозяйственными товарами и продукцией рыбного промысла.

Конвенция предусматривает и определяет правовой статус органов.

Высшим органом является Совет, в котором каждое государство-участник имеет один голос. Совет собирается на свои сессии на уровне министров иностранных дел дважды в год. Он полномочен решать наиболее важные вопросы жизнедеятельности организации, в том числе вопросы, связанные с приемом новых членов, внесением поправок в текст Конвенции и т.д. Решения принимаются на основе консенсуса по общему правилу. Однако в определенных случаях решения могут приниматься большинством голосов.

Для выполнения определенных задач в рамках организации дейст­вуют постоянные комитеты. Постоянные комитеты призваны прово­дить анализы и экспертизы по различным аспектам и представлять на рассмотрение Совета подготовленные доклады и обзоры торговой политики ЕАСТ.

Секретариат осуществляет административное руководство орга­низацией. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который имеет своих заместителей. Штаб-квартира организации расположена в г. Женеве (Швейцария).

Контрольный орган контролирует выполнение государствами-участ­никами ЕАСТ взятых на себя обязательств.

В рамках организации действует Суд ЕАСТ, который разрешает возникающие между государствами споры по поводу применения или толкования правил ЕАСТ, а также принимает рекомендательные решения по жалобам государств-участников ЕАСТ на решения Контрольного органа.

В декабре 1969 г. шесть государств ЕС на встрече на высшем уровне в г. Гааге (Нидерланды) приняли решение о необходимости начала переговорного процесса с отдельными государствами-участ­никами ЕАСТ на двусторонней основе. Переговоры заложили юри­дическую базу для расширения ЕС в форме соглашений о свободной торговле. Кульминацией данного процесса явилось подписание пяти соглашений о свободной торговле между Сообществами, с одной стороны, и Австрией, Исландией, Португалией, Швецией и Швей­царией — с другой, в г. Брюсселе (Бельгия) в июне 1972 г. В 1973 г. подобные соглашения были подписаны с Норвегией и Финляндией.

В целом соглашения о свободной торговле предусматривали сущест­венное снижение таможенных пошлин на импорт. Начиная с 1977 г. когда подавляющее большинство соглашений было ратифицировано и вступило в действие, для 18 государств Европы сложилась зона свободной беспошлинной торговли для промышленных товаров.

Соглашения о свободной торговле между ЕС и государствами-участниками ЕАСТ заложили прочный фундамент всеобъемлющей экономической интеграции и большего сближения экономик стран Европейского региона. Стремление европейских государств к тесному экономическому сотрудничеству еще раз нашло подтверждение в Люк­сембургской декларации, подписанной ЕС и государствами-участника­ми ЕАСТ в 1984 г. Положения Декларации закрепили политическую волю государств, ее подписавших, создать единое экономическое пространство в Европе. В этих целях в 1989 г. торговые барьеры в отношениях между этими государствами были практически полно­стью устранены. В 1992 г. в г. Порто (Португалия) было подписано Соглашение о европейском экономическом пространстве (ЕЭП), в котором предусматривалась либерализация трансграничного дви­жения не только товаров, но и услуг, капитала и лиц, а также про­ведение единой экономической политики государств ЕС и ЕАСТ. Однако Соглашение не затронуло торговлю сельскохозяйственной продукцией и продукцией рыбного промысла. Оно вступило в силу в 1994 г. для государств ЕС и ЕАСТ. Швейцария не ратифицировала Соглашение и получила статус наблюдателя в ЕЭП, а Лихтенштейн стал равноправным членом ЕЭП 1 мая 1995 г. Соглашение о ЕЭП сблизило европейские государства, создав общее экономическое пространство для 18 европейских государств. Однако оно не затраги­вает вопросов таможенного и валютного союзов, поэтому соответст­вующую политику ЕС и государства ЕАСТ проводят самостоятельно по отношению к третьим государствам. Следует отметить, что ст. 128 Соглашения о ЕЭП предусматривает, что любое государство, прини­маемое в члены ЕС, вправе заявить о присоединении к ЕЭП\ 1 мая 2004 г. к ЕС присоединились 10 новых государств-членов.

Структура ЕЭП включает следующие органы: Совет ЕЭП, Объе­диненный комитет, Объединенный парламентский комитет и Кон­сультативный комитет.

Совет ЕЭП является высшим политическим органом, представля­ющим интересы всех участников Соглашения. На свои сессии Совет собирается, как правило, дважды в год. Министры иностранных дел представляют свое государство в Совете.

Объединенный комитет — рабочий орган управления, отвечающий за осуществление текущей деятельности, который, в том числе, гар­монизирует нормативно-правовую базу законодательства ЕС и госу­дарств ЕАСТ.

Объединенный парламентский комитет состоит из депутатов нацио­нальных законодательных органов государств ЕАСТ, участников Евро-парламента. Комитет обсуждает наиболее важные вопросы развития ЕЭП, а также выслушивает доклады председателя Совета и предста­вителей других государств ЕЭП с отчетами о проделанной работе.

Консультативный комитет состоит из представителей Консульта­тивного комитета ЕАСТ и представителей Экономического и соци­ального комитета ЕС в равном соотношении. Комитет призван проводить работу по упрочению взаимоотношений между государ­ствами ЕЭП в духе партнерства и взаимодействия. Результаты работы оформляются в виде докладов и резолюций.

Европейская ассоциация свободной торговли ведет интенсивную работу, направленную на либерализацию торгового режима также и со странами, не являющимися членами ЕС. В сфере интересов на­ходятся прежде всего государства Центральной и Восточной Европы. Этот процесс расширяет рамки так называемой зоны свободной торговли, а также помогает европейским государствам с переходной экономикой извлекать преимущества торговых правил Европейского Союза посредством расширения европейского экономического про­странства.

Соглашения о свободной торговле были подписаны с Чехослова­кией в 1992 г. Венгрией, Польшей, Болгарией и Румынией в 1993 г. В 1996-1997 гг. вступили в силу соответствующие соглашения с Эстонией, Латвией и Литвой.

В рамках общих европейских усилий по установлению мира и стабильности на Балканах в течение 90-х годов XX века ЕАСТ подписала совместные двусторонние декларации о сотрудничестве с Албанией, Македонией, Хорватией и Югославией. Декларации по­служили прочным фундаментом для оказания технической помощи, направленной на развитие рыночных основ экономики этих госу­дарств. Переговоры с Македонией привели к подписанию в 2000 г. Соглашения о свободной торговле.

На постсоветском пространстве ЕАСТ установила контакты с Украиной, с которой была подписана двусторонняя Декларация о сотрудничестве в 2000 г.

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) (European Free Trade Assotiation), была образована в 1960г. Первоначально в нее входили Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские государства, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное государство может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г. а Исландия — в марте 1970 г. В настоящее время в нее входят 4 страны: Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

В своем соглашении ЕАСТ декларирует четыре основные цели:

1) сохранение полной занятости в странах — членах ЕАСТ;

2) обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации;

3) недопущение перекосов при взаимных поставках сырья между странами — членами ЕАСТ;

4) развитие мировой торговли путем снижения торговых барьеров.

Однако в нем не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок.
Отличия ЕАСТ от ЕС:

1. Главное отличие состоит в отсутствии наднациональных ор­ганов, имеющих право издавать законы.

2. Основой ЕАСТ является зона свободной торговли без тамо­женных пошлин и количественных ограничений, но только в отношении промышленных товаров ( действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию ).

3. Каждое государство-член ЕАСТ проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран.

4. В ЕАСТ нет единого таможенного тарифа.

Торгово-экономические отношения стран ЕАСТ развиты со странами Европейского Союза. ЕС заключил соглашения о свободной торговле с каждой страной ЕАСТ, в соответствии с которыми были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Постепенно роль этой группировки в мировой экономике падает, так как ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она является своеобразным “поставщиком” новых членов для ЕС.

Однако, следует отметить, что в результате соглашения между ЕС и ЕАСТ с 1 января 1993г. возникло единое европейское экономическое пространство (ЕЭП ), на котором осуществляется свободное движение товаров, капиталов и людей.

ЕАСТ не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. В будущем ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Содружество Независимых Государств

Страны-члены СНГ 24 сентября 1993г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривает создание сначала ассоциаций свободной торговли, затем таможенного союза и наконец – общего рынка. Решение о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств принято 15 апреля 1994г. В результате товары, ввозимые из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины3, в настоящее время от импортных пошлин освобождаются.

2. 2. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ —

(уровень непосредственных производителей продукции, работ, услуг).

Основной тенденцией интернационализации экономической деятельности на этом уровне является рост числа и значения транс­национальных корпораций (ТНК).

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

Критерии и типы ТНК . Выделяют следующие основные качественныепризнаки ТНК :

особенности реализации . фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

особенности размещения производства . в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

особенности прав собственности . собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.

Организация Объединенных Наций первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии.

В настоящее время ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:

– они имеют предприятия не менее чем в двух странах;

– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;

– ее предприятия активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.

Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:

1) собственно транснациональные корпорации – национальные фирмы, чья деятельность выходит за границы той страны, где находится их штаб-квартира;

2) многонациональные фирмы – объединения национальных бизнес-организаций разных государств.

Подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве примера приводят две англо-голландские фирмы – нефтеперерабатывающий концерн «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).

По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.

Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных расчетов в международном масштабе.

По состоянию на начало 2004 в мире действовало 64 тыс. ТНК, контролирующих 830 тыс. иностранных филиалов. Для сравнения: в 1939 насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 – 7 тыс. в 1976 – 11 тыс. (с 86 тыс. филиалов).

Среди ТНК есть своя элита – суперкрупные фирмы, соперничающие со многими государствами и по производству, и по бюджету, и по числу «подданных». Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера зарубежных активов и 16% от совокупного объема зарубежных продаж.

Таблица 1. 10 КРУПНЕЙШИХ ТНК МИРА ПО ОБЪЕМУ ЗАРУБЕЖНЫХ АКТИВОВ В 1999

Ранг по объему зарубежных активов

Источник: FT-500 (http://www.vedomosti.ru:8000/ft500/2004/global500.html).

Деятельность ТНК на зарубежных рынках в основном стро­ится, исходя их двух стратегий:

1. Филиалы ТНК за рубежом являются поставщиками полу­фабрикатов материнской компании или покупателями ее конечной продукции.

2. Филиалы частично или полностью дублируют деятельность материнской компании за счет производства тех же товаров, но не­посредственно для собственного национального рынка.

Деятельность ТНК основана на вывозе капитала: то есть часть капитала изымается из процесса его оборота в одной стране и вклю­чается в процесс такого же оборота в другой стране в различных существующих для этого формах. Так создается основа для между­народного переплетения производственных, экономических и соци­альных процессов.

Наиболее интенсивно процесс вывоза капитала развивается в США, Японии, Германии. На долю этих стран приходится более 50% всех иностранных инвестиций стран с развитой рыночной эко­номикой. Основными регионами приложения капитала являются как сами развитые страны, так и развивающиеся. страны Латинской Америки, Восточной Азии (Индонезия, Китай, Бразилия, Сингапур и др.). Главной целью вывоза капитала является экономический инте­рес: ТНК вкладывает свои средства в те страны и регионы, где им обеспечивается прибыль выше национальной средней. Основные причины вывоза капитала:

— использовать различия в уровне издержек производства ме­жду отдельными странами;

— гарантированно обеспечить свои предприятия сырьем;

— иметь надежные каналы сбыта продукции.

Рассмотрим эти причины более подробно.

Различия в издерж­ках производства проявляются прежде всего в уровне заработной платы. Так, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки за­работная плата в 10 раз ниже при сопоставимой производительно­сти труда по сравнению с развитыми странами. Поэтому в настоя­щее время характерной тенденцией является перемещение трудоем­ких производств ( в основном сборочных операций) с предприятий ТНК в развитых странах на предприятия, созданные ими в разви­вающихся странах. ( Пример: немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности “ стоит” в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина)

Различия в уровне заработной платы в самих развитых странах также влияют на миграцию капиталов из одной такой страны в другую. Так, в 70-е годы главным центром приложе­ния капитала была Западная Европа. Сюда в значительных размерах устремлялся, в основном, американский капитал, так как европей­ские страны обладали квалифицированной, но в то же время более дешевой рабочей силой. Однако, в 80-е годы доля заработной платы в издержках производства в Западной Европе возросла в большей степени, чем в США, и миграция капитала стала осуществляться в противоположном направлении.

Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ перед обычными фирмами:

– возможностиповышенияэффективностии усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

– мобилизация связанных с экономической культурой «неосязаемых активов» (производственного опыта, навыков управления), которые становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения американских принципов личной ответственности в филиалах действующих по всей планете фирм США);

– дополнительные возможности повышенияэффективности и усиления конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств(использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;

– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;

– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

– возможность преодолевать разного рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);

– способность крупной фирмы уменьшать риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.

Негативные результаты деятельности ТНК. Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.

Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

– возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

– захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;

– возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;

– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.

Таблица ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК

§ 3. Европейская ассоциация свободной торговли (еаст)

Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.

В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 мар­та 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейца­рия входит в ЕАСТ.

Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Пор­тугалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.

Местонахождение,— Женева (Швейцария).

Основными целями ЕАСТ являются:

содействие постоянному росту экономической активности, обес­печению полной занятости, повышению производительности, раци­ональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, произво­димым на территории зоны свободной торговли;

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет следующую структуру:

Совет, состоящий из представителей государств-членов, управ­ляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуж­дения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консульта­тивный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламен­тариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отде­лов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.

В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западно­европейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.

Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:

постепенно ликвидировать между странами-участницами тамо­женные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;

запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.

Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установ­ление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стои­мость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусмат­ривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.

Большинство стран — участниц ЕАСТ во главе с Великобритани­ей рассматривали Ассоциацию как временную организацию, кото­рая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Да­ния, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норве­гия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интере­сов остальных стран — участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г. что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количест­венные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.

Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ос­лабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являю­щимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финлян­дия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промыш­ленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, кото­рые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в со­став которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.

После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства — члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Централь­ной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румы­нией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписа­ны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством .стимулирования торговых связей.

Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие нацио­нальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торго­вый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.

Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой орга­низации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожида­ния» для стран, желающих вступить в ЕС.

Европейская ассоциация свободной торговли

Европ ейская ассоци ация своб одной торг овли (ЕАСТ, англ. European Free Trade Association. EFTA), замкнутая торгово-экономическая группировка, образованная в 1960 Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией. Конвенция о ЕАСТ распространяется также на Лихтенштейн, который связан со Швейцарией таможенной унией. Ассоциация создана по инициативе Великобритании в результате обострения межимпериалистических противоречий как противовес Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). Соглашение о создании ЕАСТ предусматривало в 1960—70 отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между членами ассоциации, в отношении же третьих стран страны-участницы сохраняют самостоятельные таможенные тарифы. В 1961 в ЕАСТ в качестве ассоциированного члена вступила Финляндия, а в 1970 членом стала Исландия. Штаб-квартира ЕАСТ — в Женеве, руководящий орган — Совет министров, исполнительный орган — Секретариат.

К 1967 участники ассоциации отменили таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле, исключение составила Португалия, которой было разрешено продлить защиту своей промышленности таможенными пошлинами до конца 1979. Создание свободного внутризонального рынка способствовало росту товарооборота между странами-участницами: за период с 1959 по 1968 он возрос на 145%, тогда как общий объём торговли этих стран увеличился на 85%. Тем не менее, ЕАСТ осталась непрочным объединением, более слабым по сравнению с «Общим рынком», в который стремятся вступить сами члены ЕАСТ. 22 января 1972 было подписано соглашение о вступлении в ЕЭС с 1 января 1973 ведущего члена ЕАСТ — Великобритании, а также Дании и Норвегии. Общий торговый баланс стран ЕАСТ пассивен, причём более половины дефицита получается от торговли со странами «Общего рынка». Фактически наибольший вес в объединении имеют Великобритания и отчасти Швеция, обладающие наибольшим экономическим потенциалом. Внутри ассоциации растут как экономические, так и политические противоречия, грозящие привести к её распаду.

Во внешней торговле ЕАСТ доля социалистических стран в 1970 составляла примерно 5%; она достигала 16,1 в импорте и 15,7 в экспорте Финляндии, 9,4 в импорте и 12,9 в экспорте Австрии, 10,7 в импорте и 10,1% в экспорте Исландии. В 1970 по сравнению с 1969 общий импорт из социалистических стран возрос на 16,7%, а экспорт на 13,5%, при этом наибольший рост импорта имели Финляндия (29,6%) и Австрия (22,1%), а также Швейцария и Швеция; наибольший рост экспорта — Швеция, Швейцария и Исландия. Потребности стран ЕАСТ диктуют необходимость дальнейшего расширения их торговли с социалистическими странами.

Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г.

В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейцария входит в ЕАСТ.

Австрия (1995г.), Великобритания (1972г.), Дания (1972г.), Португалия(1985г.), Финляндия (1995г.) и Швеция (1995г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.

Основными целями ЕАСТ являются:

· содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

· предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

· ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;

· содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет следующую структуру: Совет ЕАСТ; комитеты; секретариат.

Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации – для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.

Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.

В середине 1959г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией.

Для достижения целей ЕАСТ предполагалось:

— постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров;

— запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.

Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет тортовый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50%. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.

Большинство стран-участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже – Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран-участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963г. что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.

Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран — членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ.

После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства – члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.

Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран — членов Ассоциации на рынках третьих стран.

Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожидания» для стран, желающих вступить в ЕС.

В результате подписания в 1992г. государствами — членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн. человек.

Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:

· наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

· членство в ВТО / ГАТТ;

· наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения.

С 1 января 1996г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997г. – Румыния, а с 1 января 1999г. – Болгария.

В середине 2005 года представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *