Духовно нравственное направление

Духовно-нравственное направление, общекультурное направление.

Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных предметов и внеурочных занятий по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе — литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как интегрированный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» — этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой. составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.

Вторая половина учебного дня

Кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего — конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования детей

Школьные оздоровительные лагеря

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуба «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др.

Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др.

Человек и природа

Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др.

Человек и семья

Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции семьи и др.

Человек и история и др.

Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др.

Математические развлечения: игры с числами; логические, старинные задачи; фокусы с числами и др.

Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты, корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр и др.

Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в книгах, кино; забытые игры и др.

Книга о логических играх, комплекты игр и др.

Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках; математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др.

Макет зданий из геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о числах и др.

Мир техники и технологий

Космонавты России; компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке и др.); что делать с мусором; как вода приходит в дом и др.

Кем работают мои родные; кем я хочу быть; сладкие профессии; как хлеб в дом пришёл и др.

Великие изобретатели и др.

Русский изобретатель И Кулибин; изобретения Архимеда в нашем доме и современной технике; кто изобрёл радио и др.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Духовно — нравственное направление

Духовно — нравственное направление внеклассной работы развивает духовно-нравственные ценности, формирует культуру поведения, личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Духовно — нравственное воспитание играет важную роль становлении личности подростков. В процессе обучения и воспитания формируется потребностьв труде, ученик осознает, что участие в общественно-полезной деятельности является главной функцией человека. Передача опыта старшим поколением существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Поэтому воспитательная работа должна вестись целенаправленно: при выборе содержания, методов и форм работы необходимо учитывать и организацию нравственных взаимоотношений учащихся.

Духовно- нравственное воспитание играет важную роль становлении
личности подростков. В процессе обучения и воспитания формируется
потребностьв труде, ученик осознает, что участие в общественно-полезной
деятельности является главной функцией человека. Передача опыта старшим
поколением существует с древнейших времен. Накопление человечеством
знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт
предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и,
в-третьих, – передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом
предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Такой широкий взгляд
соответствует задачам педагогической науки. Но в обществе существуют
различные социальные институты, задачи которых реализуют педагоги в
различных возрастных группах населения. Один из таких социальных
институтов – институт образования. Обучение и воспитание – два неразрывно
связанных процесса, поэтому очень важно вести воспитательную работу как на
уроках, так и во внеурочное время по формированию у подростков интереса к
учебной деятельности, к полезному делу, чувство долга, честности, уважения к
народному достоянию, и самое главное – воспитывать на духовных ценностях.
Жизнь, красота, здоровье, мир, образование, любовь, труд, творчество — это
основные ценности. Они остаются постоянными на всех этапах развития
человеческого общества. Общечеловеческими можно считать нравственныеценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, совесть, мужество, справедливость, достоинство, порядочность, способность к самосовершенствованию, великодушие, отзывчивость, сострадание.
В процессе общественного развития все более важными становятся мера
личной ответственности людей, их нравственная культура, умение властвовать
над собой, регулировать свои желания, соотносить личное и общественное. Но
таким нравственным ценностям, как патриотизм, преклонение перед матерью,
непримиримость и равнодушие к злу, бережное отношение к народному добру-
не уделяется должного внимания, поэтому они утеряны. А ведь нравственность
подростков должна проявляться не только в их отношении к обязанностям, к
самой трудовой и учебной деятельности и ее результатам, в сознательной
дисциплине, уважении к людям. Поэтому воспитательная работа должна
вестись целенаправленно: при выборе содержания, методов и форм работы
необходимо учитывать и организацию нравственных взаимоотношений
учащихся. Для повышения эффективности воспитательных воздействий во внеурочное время целесообразно проводить внеклассные занятия: устраивать игры, уроки– семинары, конкурсы, соревнования, на которых формировались бы перечисленные качества у подростков.
Общечеловеческие ценности становятся для подростков ориентиром в
поведении, служат фактором, способствующим формированию потребностей в
полезном деле, развивают у учащихся интерес к человеку, как к высшей
ценности, а также уважение к его достоинству. Учителю необходимо приучать
детей к сотрудничеству, формировать у них умение сочувствовать людям,
глубоко уважать права, чувства и достоинства человека, чтобы отношения
основывались на идеях мира и доброжелательности.
Одними из ценных духовно – нравственных качеств являются долг и совесть.
Совесть, долг, личная ответственность – это категории, которые занимают в
воспитании важнейшее место. Они воспитываются всей окружающейдействительностью. Задача учителей развивать в подростках нравственные начала. Безответственность и бессовестность – самые низкие моральные проявления человека. Личная ответственность каждого за содеянное является самым высшим нравственным законом в человеческом общении.
Важной духовно – нравственной ценностью является духовность человека.
Духовность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его
людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это качество будет формироваться при организации таких внеклассных мероприятий, как: часы взаимопомощи – подростки помогают в учебе, консультируют друг друга повызывающим определённые затруднения
затруднительным вопросам; КВН – учащиеся проявляют доброжелательность в
своих отношениях и уважение друг другу; шефство старших подростков над
младшими. В ходе внеклассной работы с подростками необходимо познакомить
их с содержанием общечеловеческих духовно – нравственных ценностей.
Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы нравственное воспитание
на этих ценностях было успешным.
Подросткам следует усвоить следующие нравственные ценности:
• Человечность и душевность;
• Честность и справедливость;
• Совесть и честь;
• Чувство долга и ответственности;
• Патриотизм;
• Трудолюбие.
Большой воспитательный эффект имеют массовые формы внеклассной работы. Это игры-соревнования, конкурсы брей-ринги. Такая деятельность
стимулирует у подростков рост потребности в совершенствовании своих знаний
и умений. Это касается не только участников игры, но и зрителей, так как в ходе игры они приобретают новые знания, расширяют свой кругозор, а главное,зрители – болельщики восхищаются знаниями своих товарищей, сопереживают их успехам и неудачам.
Огромное значение в нравственном становлении подростков имеет
индивидуальная работа, которая дает большие возможности по овладению
духовно – нравственными ценностями и развитию их способностей.
Индивидуальная внеклассная работа представляет собой общение с небольшим
количеством подростков, когда учитель может уделить больше времени
каждому. Индивидуальные консультации ценны для учеников, серьезно
готовящихся к олимпиадам, конкурсам и добивающихся определенных успехов.
Приветливость и внимательность к каждому подростку порождает ответные
чувства благодарности, любви и уважения к заботливому воспитателю,
усиливается потребность совершать добрые поступки в отношении
окружающих взрослых и сверстников. Гуманные чувства становятся прочными,
а чувство удовлетворения от выполняемой работы побуждает к трудолюбию.
В нравственном воспитании личность учителя играет огромную роль и
является одним из условий в успешном овладении подростками
общечеловеческих духовно – нравственных ценностей. Учитель должен
предстать перед подростками как пример гуманного человека и показывать им
привлекательные образцы проявления доброты, создавать атмосферу
доброжелательности. Проявляя доверие во взаимоотношениях с учащимися,
доброжелательность, объективность оценки и справедливость в разрешении
спорных вопросов, душевность, педагог вызывает у учащихся ответное чувство
сердечной признательности, желание и потребность сделать все то, чего ждет от них преподаватель. Педагог должен тактично и умело помогать преодолевать неправильные взгляды, терпеливо разъяснять сущность имеющейся проблемы, рассеивать заблуждения.
Таким образом, внеклассная работа предоставляет большое поле творческой
деятельности. Правильно поставленная, систематически проводимая
внеклассная работа не только укрепляет знания и умения, расширяет кругозорподростков, но и развивает их как личность, приучает их к творческому труду, проявлению инициативности, настойчивости, терпеливости, способствует трудолюбию, дальнейшему успешному образованию и взаимопониманию.

Добавить отзыв. Оставьте у нас на сайте свой отзыв, мы обязательно учтём все замечания и будем очень рады если информация с нашего сайта Вам помогла.

x Убрать копирайт

Сайт создан бесплатно на 1C-UMI

Поделиться с друзьями:

Рабочая программа по теме:
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению » Мой мир».

Романова Елена Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ » СОШ № 56″ г.Курска

Программа » Мой мир» реализует духовно — нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.

Детство — это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. [1]

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации « Об образовании », ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования » Мой мир» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня — после всего этого младшим школьникам требуется разрядка.Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Программа «Мой мир» разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -135 часов. Срок реализации четыре года.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: Центр детского творчества, центр досуга » Спутник»,библиотека семейного чтения, музеи и театры города Курска.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. [2]

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания » Мой мир»:

  1. » Мы — граждане России»
  2. » Учимся жить среди людей»
  3. «Моя семья»
  4. » Живи, Земля!»
  5. » Береги здоровье смолоду!»

Рассмотрим каждый раздел данной программы. Первый раздел » Мы — граждане России». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

По данному направлению предлагаются к рассмотрению следующие примерные тематические мероприятия:

  1. «День радости»(праздник,посвящённый Дню знаний)(см.приложение)
  2. » Улица моего детства», ( конкурс рисунков на асфальте)
  3. » Я люблю тебя, Россия!» ( классный час-фоторепортаж)
  4. «Моя семья в истории страны»
  5. «Наша страна — Россия» ( конкурс чтецов)
  1. » О героях былых времён» ( 8 февраля)(см.приложение)
  2. День борьбы с фашизмом (13 сентября);
  3. День защитника Отечества (23 февраля);
  4. День Победы (9 мая);
  5. День народного единства (4 ноября).

Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.

  1. Классный час « Главный Закон страны » .
  2. » Символы государственной власти»
  3. Классный час « Мои права и обязанности в школе ».

Участие в общешкольных мероприятиях (1-4 класс)

1. Праздник « Дети — ветеранам Великой Отечественной войны » ( ко Дню Победы)

2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг)

3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы « Они стояли за Родину ».

4. Акция « Подарок ветерану ».

5. Акция «Память9quot; — возложение цветов к Вечному огню в парке » Соловьиная роща» и памятнику К.Рокоссовскому.

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Следующее направление данной программы » Учимся жить среди людей».

Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира — как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими однокдассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.

С этой целью предлагаются тематические занятия:

  1. » В человеке красота -вежливость и доброта».(см.прилож)
  2. » Давайте поклоняться доброте» (см.прилож)
  3. » Поговорим о дружбе» (см.прилож)
  4. Если радость на всех одна.
  5. Мой класс – мои друзья.
  6. Самолюб никому не люб.
  7. Поиграем и подумаем.
  8. О дружбе мальчиков и девочек.
  9. Путешествие в мир мудрых мыслей.
  10. Доброе слово, что ясный день.
  11. Ежели вы вежливы,
  12. Когда идешь по улице.
  13. Узнай себя.
  14. Нам счастья не сулит обида чья-то.
  15. Школьный этикет. Как стать лучше?
  16. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
  17. О трудолюбии
  18. Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим
  19. Внешкольный этикет
  20. Я и мои роли
  21. Свободный разговор. Верность слову.
  22. Моя самооценка
  23. Подари учителю дело и слово доброе.
  24. Умеем общаться.
  25. Каждый интересен.
  26. Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать

детских духовный мир. С этой целью можно рекомендовать посетить Коренную пустынь, Журавлино, имение семьи Барятинских » Марьино», МОУДОД ХШНП » Артель» г.Железногорск.

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Направление -» Моя семья».

Задачи этого направления: формирование ценностного отношения к семье, дому, семейным традициям, родителям, близким людям. Ценности. ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. [3]

На данном этапе очень хорошо проводить ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.

  1. » Бабушки и внуки»
  2. » Новый год»
  3. » Рыцарский турнир».
  4. «День любимой мамочки»
  5. » День именинника»
  6. Вы пускной вечер » Вот и стали мы немножечко взрослей!»(см.прилож)

« Профессии наших мам и бабушек », « Наши родители – профессионалы »

Рассказ о профессии:

« Мы немножко поиграем, все профессии узнаем »,

« О профессиях разных, нужных и важных… »

Заполнение « паспорта семьи ». » Моя родословная».

Творческая мастерская « Рукодельницы » ( мастер-класс от бабушек).

— знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Направление — » Живи, Земля!»

Задачи данного направления: формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие человека с окружающей средой,воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира. На данном этапе помимо экскурсий в лес,можно рекомендовать следующие тематические занятия:

  1. Экологическая викторина » Родная природа»
  2. Экологическая игра » Волшебное море»
  3. «Дары осени» (выставка поделок из природного материала)
  4. Акция » Подкорми птичек!»
  5. » Планета Земля — наш общий дом»(классный час)
  6. » В гости к Весне»( см.прилож)

Проекты » Красная книга Курской области», «Чёрное море», » Домашние любимцы».

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление — «Береги здоровье смолоду!»

Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

На данном этапе будут важны следующие тематические мероприятия:

  1. День здоровья
  2. « Папа, мама, я – спортивная семья »
  3. «Здоровье — это здорово!» (классный час — игра) (см.прилож)
  4. Тематический цикл бесед» Береги свою жизнь и здоровье»( режим дня, личная гигиена и т.д)
  5. Тематический цикл бесед по ПДД
  1. Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники.

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Портрет выпускника начальной школы МБОУ » СОШ № 56″ г.Курска

Выпускник начальной школы — это человек:

  1. любознательный, активно познающий мир;
  2. любящий родной край и свою страну;
  3. владеющий основами умения учиться;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. [3]

В заключение хочется добавить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

1. А.И.Баркан, » Его Величество Ребёнок», М.:1996г.,с.4

2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков » Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России». Проект // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009.

3.Данилюк А.Я. Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования – М. Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).

4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.

В 2-х ч. – М. Просвещение, 2011.– (Работаем по новым стандартам).

1.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

·духовной культуры и фольклора народов России;

·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное

будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Программа духовно-нравственного развития

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК “Перспектива”, с учетом методических разработок издательства “Просвещение” и опыта реализации воспитательной работы гражданско-правового образования, патриотического воспитания школы №___.Гражданско-патриотическое воспитание учащихся ведется на основе изучения истории, природы, культуры родного края.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое
  • Охрана жизни и здоровья
  • Нравственно-этическое
  • Художественно-эстетическое
  • Культурно-массовое
  • Школа и социум
  • Забота

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
  • Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
  • Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта). в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города ;
  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться “волшебными” словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.


5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.


6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений :

Направление 1. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе изучения истории, природы, культуры родного края, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности. любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов .

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов .

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК “Перспектива” имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

“Я в мире и мир во мне”. важно, чтобы обучение способствовало построению образа “Я”, которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.“Хочу учиться!”. ребенок часто задает вопрос “почему?”, ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели. “Я общаюсь, значит, я учусь”. процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой. “В здоровом теле здоровый дух!”. здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано. Эти тезисы раскрываются через тематические направления: “Моя семья — мой мир”. “Моя страна — мое Отечество”. “Природа и культура — среда нашей жизни” , “Моя планета — Земля”. которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

В этой связи, важное место в системе учебников “Перспектива” занимает курс “Основы религиозных культур и светской этики”. Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.


3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур: мониторинг уровня воспитанности учащихся (2 раза в год); мониторинг внеурочной деятельности учащихся (2 раза в год) по направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное; мониторинг работы школьного коллектива.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *