Древнеегипетская письменность

Древнеегипетская письменность

При анализе древнеегипетской культуры рассмотрим некоторые аспекты письменности данной цивилизации. Язык древних египтян имеет семитские корни, содержит в себе элементы ряда африканских языков. Древнеегипетский язык принадлежит к афро-азиатской, или хамито-семитской, группе. На родительском языке этой группы разговаривали уже в седьмом тысячелетии до нашей эры как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Древнейшие системы письма в Египте были идеографическими (от греч. idea – идея и grapho – пишу ). В Древнем Египте были идеограммы, среди которых, в качестве примеров, выделим следующие, в том числе обозначим их эквиваленты в английском языке:

Древнеегипетская письменность

Прототипами идеограмм чаще всего выступали пиктограммы (рисунчатое письмо, от лат. pictus – нарисованный и grapho – пишу ). Пиктограммы употреблялись почти во всём Древнем мире. По сути, пиктограммы – это письмо в рисунках. По этой причине многие идеограммы иконичны, то есть они напоминают о каких-то предметах, как бы копируют их. Рисунчатая запись передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже очень маленькие пиктограммы имеют смысловую законченность, как в современном предложении. Однако в пиктограммах нет строгой системы правил и восприниматься они могут неоднозначно даже в среде одной культуры. В принципе символика не характерна для пиктографии, поэтому отдельные рисунки могут однозначно прочитать люди из разных культур. Первые пиктограммы датируют весьма ранним сроком – 40 тыс. лет до н. э. Что же касается иероглифов, то они возникли позднее. Иероглифы (от греч. hierosсвященный и glypheто, что вырезано (например, на камне) употреблялись сперва к знакам египетского письма, а затем и к другим знакам, восходящим к рисункам. Они были иконичными на начальном этапе формирования древнеегипетского письма, бывшего в употреблении в период с конца IV-го – начала III-го тыс. до н. э. по III–IV вв. н. э. когда древнеегипетский язык (отдельная ветвь афразийской семьи) сменился возникшим из него же коптским языком.

В основе египетского письма насчитывалось около 500 пиктограмм, связанных с определёнными понятиями. Овладение письмом в древнеегипетской культуре, также как и в любой древней культуре, было делом очень сложным, занимавшим много лет. Лишь некоторые, самые сильные и стабильно развивающиеся государства, могли обладать системой подготовки писцов и образования вообще. Вот так выглядит древнеегипетский текст:

Древнеегипетская письменность

Писали египтяне слева направо и справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки (такой принцип получил название бустрофедон ).

Иероглифы использовались египтянами, начиная примерно с 3000 г. до н. э. и продолжали употребляться с целью выполнения монументальных надписей на памятниках ещё во время римской колонизации. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными. С 332 г. количество знаков, прежде всего фонограмм, начало резко возрастать. К V в. египетский язык стал мёртвым. Для развившегося из него коптского языка во II в. создаётся алфавитное письмо, опирающееся на принципы греческой графики и использующее 8 знаков из египетского письма. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В XI–XII вв. коптский язык перестал играть роль общелитературного, уступив место арабскому. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан.

Египетское письмо во всех его разновидностях отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими и окончились неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 году Розеттский камень с тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим). Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг. XIX в. Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для гласных.

Становление письменности в древнеегипетском языке привело к складыванию литературного древнеегипетского языка. Так, в эпоху первых династий в Египте был основан «Дом жизни». Он находился при дворце фараона и имел отделения в каждом крупном храме. В «Доме жизни» занимались обработкой и редактированием текстов религиозного и политического содержания, создавали гимны и священные песни. Здесь же систематизировались магические книги, в которых содержалось медицинское знание, а также были магические заклинания. Также в «Доме жизни» вырабатывались принципы, каноны деятельности художников и архитекторов. Например, возводя храм, архитектор должен был отразить в нём символичное представление о мире, который был извлечён богом из хаоса и подчинён божественной воле.

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Древнеегипетская письменность

При анализе древнеегипетской культуры рассмотрим некоторые аспекты письменности данной цивилизации. Язык древних египтян имеет семитские корни, содержит в себе элементы ряда африканских языков. Древнеегипетский язык принадлежит к афро-азиатской, или хамито-семитской, группе. На родительском языке этой группы разговаривали уже в седьмом тысячелетии до нашей эры как в Африке, так и на Ближнем Востоке. Древнейшие системы письма в Египте были идеографическими (от греч. idea– идея и grapho– пишу ). В Древнем Египте были идеограммы, среди которых, в качестве примеров, выделим следующие, в том числе обозначим их эквиваленты в английском языке:

Древнеегипетская письменность

Прототипами идеограмм чаще всего выступали пиктограммы (рисунчатое письмо, от лат. pictus– нарисованный и grapho– пишу ). Пиктограммы употреблялись почти во всём Древнем мире. По сути, пиктограммы – это письмо в рисунках. По этой причине многие идеограммы иконичны, то есть они напоминают о каких-то предметах, как бы копируют их. Рисунчатая запись передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже очень маленькие пиктограммы имеют смысловую законченность, как в современном предложении. Однако в пиктограммах нет строгой системы правил и восприниматься они могут неоднозначно даже в среде одной культуры. В принципе символика не характерна для пиктографии, поэтому отдельные рисунки могут однозначно прочитать люди из разных культур. Первые пиктограммы датируют весьма ранним сроком – 40 тыс. лет до н. э. Что же касается иероглифов, то они возникли позднее. Иероглифы (от греч. hierosсвященный и glypheто, что вырезано (например, на камне) употреблялись сперва к знакам египетского письма, а затем и к другим знакам, восходящим к рисункам. Они были иконичными на начальном этапе формирования древнеегипетского письма, бывшего в употреблении в период с конца IV-го – начала III-го тыс. до н. э. по III–IV вв. н. э. когда древнеегипетский язык (отдельная ветвь афразийской семьи) сменился возникшим из него же коптским языком.

В основе египетского письма насчитывалось около 500 пиктограмм, связанных с определёнными понятиями. Овладение письмом в древнеегипетской культуре, также как и в любой древней культуре, было делом очень сложным, занимавшим много лет. Лишь некоторые, самые сильные и стабильно развивающиеся государства, могли обладать системой подготовки писцов и образования вообще. Вот так выглядит древнеегипетский текст:

Древнеегипетская письменность

Писали египтяне слева направо и справа налево. Часто направление письма менялось с началом новой строки (такой принцип получил название бустрофедон ).

Иероглифы использовались египтянами, начиная примерно с 3000 г. до н. э. и продолжали употребляться с целью выполнения монументальных надписей на памятниках ещё во время римской колонизации. Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными. С 332 г. количество знаков, прежде всего фонограмм, начало резко возрастать. К V в. египетский язык стал мёртвым. Для развившегося из него коптского языка во II в. создаётся алфавитное письмо, опирающееся на принципы греческой графики и использующее 8 знаков из египетского письма. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В XI–XII вв. коптский язык перестал играть роль общелитературного, уступив место арабскому. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан.

Египетское письмо во всех его разновидностях отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими и окончились неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 году Розеттский камень с тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим). Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг. XIX в. Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для гласных.

Становление письменности в древнеегипетском языке привело к складыванию литературного древнеегипетского языка. Так, в эпоху первых династий в Египте был основан «Дом жизни». Он находился при дворце фараона и имел отделения в каждом крупном храме. В «Доме жизни» занимались обработкой и редактированием текстов религиозного и политического содержания, создавали гимны и священные песни. Здесь же систематизировались магические книги, в которых содержалось медицинское знание, а также были магические заклинания. Также в «Доме жизни» вырабатывались принципы, каноны деятельности художников и архитекторов. Например, возводя храм, архитектор должен был отразить в нём символичное представление о мире, который был извлечён богом из хаоса и подчинён божественной воле.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ это:

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

ДРЕВНЕЕГИ́ПЕТСКАЯ ПИ́СЬМЕННОСТЬ, система письма, существовавшая у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название — «медет нечер» («божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» — «священные знаки». Дешифрована Ж.-Ф. Шампольоном (см. ШАМПОЛЬОН Жан Франсуа ) в 1822.
Египетский язык (см. ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК ) образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи; его носители осели в долине Нила ок. 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники — надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта (кон. 4 тыс. до н. э.; в т. ч. знаменитая палетка Нармера (см. НАРМЕР ) ) — представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (т. н. пиктограммы; изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно означало, что «царь захватил 6 тыс. пленных»), сочетаются с написанием царских имен известными по более поздним текстам звуковыми знаками.
Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства (ок. 32—28 вв. до н. э.). Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы (см. ИДЕОГРАММА ) ).
Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов (например, изображение дома — древнеегипетское «пер» — в качестве двусогласного звукового знака входило в написание глагола «выходить» — «пери»).
Большинство идеограмм было т. н. детерминативами (определителями), ставившимися после звукового написания слова и указывавшими для большей ясности, к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории, ног — на глагол движения и т. д.). Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания (т. н. чисто идеографические написания): в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта (изображение солнечного диска с чертой под ним означало «солнце» и т. д.). Таким образом древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно-слоговым письмом; овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита (см. АЛФАВИТ (совокупность букв) ).
Существовало три вида древнеегипетской письменности, соответствовавших не столько разным этапам развития языка, сколько разным категориям текстов, для записи которых они использовались.
Иероглифическое письмо (см. ИЕРОГЛИФЫ ) (не смешивать с иероглификой как типом «словесного» письма вообще) состояло из знаков — «рисунков», предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле; оно возникло непосредственно из древнейшей пиктографии и существовало до начала н. э.
Иератическое (от греческого «иератикос» — «жреческий») письмо сложилось к началу Древнего царства (ок. 28 в. до н. э.) из иероглифического письма, знаки которого модифицировались (стали более схематичными) для удобства письма тростниковой палочкой и чернилами на папирусе или осколках камня и керамики. Иератическое письмо использовалось в 3 тыс. до н. э. — начале н. э. для записи литературных и религиозных текстов (т. н. книжная иератика с особо тщательной прорисовкой знаков) и деловых документов (более беглая курсивная иератика); с течением времени оно меняло начертания знаков.
С сер. 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных или намеренно архаизированных текстов на вышедшем из разговорной речи среднеегипетском языке; новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке т. н. демотическим письмом (см. ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ). Оно возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения. Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии.
Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3—4 вв. н. э. последняя демотическая (и соответственно вообще древнеегипетская) надпись — к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.

Энциклопедический словарь. 2009 .

Смотреть что такое «ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ» в других словарях:

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским… … Энциклопедия Кольера

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА — культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю. развивавшаяся со времен неолита (5 4 е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в… … Советская историческая энциклопедия

Египетский язык — настолько своеобразен, что его до сих пор не удается включить ни в одну из языковых групп. По своему внутреннему строению он родственен как семитским (см.), так и восточно африканским яз. (бишари, сахо, галла и сомали) и северо африканским… … Литературная энциклопедия

Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность … Википедия

египетское письмо — словесно слоговое письмо Древнего Египта, одно из древнейших в мире. Древнейшая разновидность иероглифы [XXXII (?)в. до н. э. III в. н. э.]. Употреблялось параллельно в двух разновидностях: рисуночной (иероглифика) и скорописной (иератика).… … Энциклопедический словарь

Шампольон Жан Франсуа — (Champollion) (1790 1832), французский филолог, археолог, основатель египтологии, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Изучив трёхъязычную надпись на Розеттском камне, разработал основные принципы дешифровки древнеегипетского… … Энциклопедический словарь

МАТЕМАТИКИ ИСТОРИЯ — Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом… … Энциклопедия Кольера

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет … Википедия

Древнеегипетская письменность

Древнееги́петская пи́сьменность, система письма, существовавшая у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название — «медет нечер» («божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» — «священные знаки». Дешифрована Ж.-Ф. Шампольоном в 1822.

Египетский язык образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи; его носители осели в долине Нила ок. 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники — надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта (кон. 4 тыс. до н. э.; в т. ч. знаменитая палетка Нармера ) — представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (т. н. пиктограммы; изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно означало, что «царь захватил 6 тыс. пленных»), сочетаются с написанием царских имен известными по более поздним текстам звуковыми знаками.

Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства (ок. 32-28 вв. до н. э.). Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы ).

Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов (например, изображение дома — древнеегипетское «пер» — в качестве двусогласного звукового знака входило в написание глагола «выходить» — «пери»).

Большинство идеограмм было т. н. детерминативами (определителями), ставившимися после звукового написания слова и указывавшими для большей ясности, к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории, ног — на глагол движения и т. д.). Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания (т. н. чисто идеографические написания): в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта (изображение солнечного диска с чертой под ним означало «солнце» и т. д.). Таким образом древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно-слоговым письмом; овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита .

Существовало три вида древнеегипетской письменности, соответствовавших не столько разным этапам развития языка, сколько разным категориям текстов, для записи которых они использовались.

Иероглифическое письмо (не смешивать с иероглификой как типом «словесного» письма вообще) состояло из знаков — «рисунков», предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле; оно возникло непосредственно из древнейшей пиктографии и существовало до начала н. э.

Иератическое (от греческого «иератикос» — «жреческий») письмо сложилось к началу Древнего царства (ок. 28 в. до н. э.) из иероглифического письма, знаки которого модифицировались (стали более схематичными) для удобства письма тростниковой палочкой и чернилами на папирусе или осколках камня и керамики. Иератическое письмо использовалось в 3 тыс. до н. э. — начале н. э. для записи литературных и религиозных текстов (т. н. книжная иератика с особо тщательной прорисовкой знаков) и деловых документов (более беглая курсивная иератика); с течением времени оно меняло начертания знаков.

С сер. 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных или намеренно архаизированных текстов на вышедшем из разговорной речи среднеегипетском языке; новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке т. н. демотическим письмом. Оно возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения. Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии.

Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3-4 вв. н. э. последняя демотическая (и соответственно вообще древнеегипетская) надпись — к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.

Дополнительная литература

  • Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. Л. 1950.
  • Петровский Н. С. Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л. 1955.
  • Петровский Н. С. Египетский язык. Л. 1958.
  • Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М. 1963.

Древнеегипетская письменность и ее потомки

Первые памятники египетского письма датируются примерно 3000 до н.э. или несколько позже. Это письмо было в ходу примерно до 1 в. н.э. а затем его вытеснил греческий алфавит.

По мнению многих ученых, письменность Древнего Египта развивалось не постепенно, как клинопись. а было специально разработано. К моменту его появления существовала только одна письменность – клинопись, что и послужило стимулом к созданию египетского письма. Между этими двумя системами имеются существенные различия, но базовые принципы их построения примерно одинаковы.

К периоду, предшествовавшему появлению египетского письма. относятся несколько находок, являющихся образцами описательно-изобразительного способа визуальной коммуникации. Самая известная из них – палетка Нармера, датируемая ок. 2850 до н.э. и представляющая собой сланцевую плиту с изображенными на ней подвигами некоего властелина. В ряде начертаний, представленных на этой палетке, некоторые видят связь со знаками более позднего письма, но строение изображения в целом не позволяет говорить о нем как об образце какой-то письменности, и невозможно доказать, что оно действительно является предтечей египетского письма.

Существуют три вида египетского письма: иероглифическое, иератическое и демотическое. Иероглифическое [рисуночное] письмо применялось главным образом в культовых целях, в надписях на стенах гробниц и храмов, где знаки высекались в камне и затем прокрашивались, и в книгах с ритуальными текстами. Иератическое и демотическое письмо использовались в хозяйственных документах и письмах, написанных на папирусе. В иероглифическом письме все знаки – даже те, что не выражают ничего, кроме звуков языка, – с точки зрения своего внешнего облика, являются пиктограммами – аккуратно выполненными, подробными и вполне узнаваемыми рисунками людей, животных и предметов. Эти знаки сохранили свой рисуночный характер неизменным на протяжении всего времени употребления египетского письма. Знаки иератического и демотического письма произошли от иероглифических пиктограмм, но имеют характер скорописи, лишенной рисуночной изобразительности. Однако язык все три вида письма передают одинаковым способом, несмотря на имеющиеся между ними изобразительные различия.

Египтяне никогда не пользовались для письма глиной. Папирус, конечно, далеко не столь долговечен, как глина, и число имеющихся в нашем распоряжении документов на папирусе не идет ни в какое сравнение с тем, что мы имеем в случае клинописи, да и тематика египетских текстов уже.

Разделы страницы о письменностях Древнего Египта.

  • Древне-египетская письменность
  • Применение древнеегипетского письма другими народами
  • Производные древнеегипетской иероглифики

Большинство рисунков с образцами письменности на этой странице взяты с замечательного сайта Ancientscripts.com по личному согласию его автора Лоуренса Лоу.

На эту страницу имеется ссылка в Википндии (статья о мероитском письме ).

Древне-египетская письменность

О древнеегипетском языке (и, соответственно, также о древнеегипетской письменности) читайте на странице Египетские языки.

История дешифровки письма древних египтян

Французский лингвист Жан-Франсуа Шампольон. выступая 27 Сентября 1822 г. с докладом перед членами Парижской Академии надписей и словесности. сообщил о том, что он научился расшифровывать древнеегипетские иероглифы. Это достижение стало результатом его многолетнего изучения трехъязычной надписи на Розеттском камне. На этой плите из черного базальта выполнен текст на древнеегипетском языке (иероглифами), египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языке. В 1824 году Шампольон опубликовал главный труд своей жизни «Очерк иероглифической системы древних египтян », ставший краеугольным камнем современной египтологии.

Однако, иракский историк Яхья Мир Алем в 2004 году заявил, что за тысячу лет до француза Шампольона древнеегипетские иероглифы расшифровал средневековый арабский ученый Ибн Вахшийя ан-Набати. К такому выводу он пришел после исследования написанной в начале IX века нашей эры арабской рукописи «Страсть познания написанных знаков », в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов.

Ресурсы по древнеегипетскому письму

Развитие древнеегипетской письменности (иероглифики, иератики, демиотики) и языка

Древнеегипетский язык — язык, на котором говорили древние египтяне, населявшие долину Нила к северу от первого из нильских порогов. Образует одну из ветвей афразийских языков, носящую название египетской. Имеет ряд схождений в фонетике и морфологии с семитской ветвью афразийской семьи, в связи с чем в свое время некоторые авторы относили его к семитским. Другая достаточно популярная в свое время точка зрения заключалась в признании его промежуточным звеном между семитской, берберо-ливийской и кушитской ветвями. Обе эти трактовки в настоящее время отвергнуты.

Древнейшие из известных нам документов на древнеегипетском языке относятся ко времени правления I династии и датируются концом 4 – началом 3 тысячелетия до н.э. Почти все каменные памятники этого периода покрыты иероглифическими словесно-слоговыми письменами, в которых сохранились черты пиктографического письма. В деловой документации со времен глубокой древности использовалась особого рода иероглифическая скоропись; после периода правления V династии (около 2500 до н.э.), к которому относятся древнейшие записи на папирусе, эта скоропись стала называться иератическим письмом. После 7 в. до н.э. на основе иератического письма сформировалась сверхскорописная форма – демотическое письмо, остававшееся в употреблении вплоть до конца 5 в. н.э. Монументальная (рисуночная) форма египетского письма после появления иератики использовалась редко.

В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов.

  1. Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 32–22 веками до н.э.; он представлен в записанных в соответствии с их фонетическим звучанием гимнах и заклинаниях, найденных в пирамидах; в течение веков эти тексты передавались изустно.
  2. Следующий период истории древнеегипетского языка – среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 век до н.э.; для некоторых целей он продолжал употребляться и во времена римского правления.
  3. После примерно 1350 года до н.э. среднеегипетский уступает место позднеегипетскому (или новоегипетскому ) языку как в литературных текстах, так и в официальных документах. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. до н.э. не сменил демотический египетской – язык демотических текстов.
  4. Примерно во 2 в. н.э. для записи древнеегипетских текстов стал применяться греческий алфавит. и начиная с этого времени древнеегипетский язык стал называться коптским.

Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. н.э.; демотическим – 5 в. н.э.; с этого момента древнеегипетский язык принято считать мертвым. В период Средневековья древнеегипетские иероглифы были забыты, но с развитием науки стали предприниматься многочисленные усилия по их дешифровке. Все эти попытки, основывавшиеся главным образом на трактате Гораполло (ок. 5 в. н.э.), не имели успеха.

В 1799 был обнаружен Розеттский камень. содержавший надписи 3 в. до н.э. на греческом. древнеегипетском иероглифическом и демотическом языках. Эта надпись стала солидной основой для дешифровки, которая была немедленно начата и в 1822 доведена до завершения французским ученым Ж.Ф.Шампольоном. С тех пор египтологи последовательно работали над реконструкцией древнеегипетской грамматики и лексики, в результате чего большинство древнеегипетских документов всех периодов поддается переводу.

Элементы фонографии в древнеегипетской письменности

В первых же доступных прочтению и интерпретации образцах собственно письма, помимо логограмм и детерминативов, обнаруживается вполне развитая система фонетического письма, причем в том же виде, в каком она сохранялась на протяжении тысячелетий ее употребления в Египте. Бросающейся в глаза особенностью фонетических знаков является то, что они несут информацию только о согласных звуках текста и об их расположении относительно друг друга, но ничего не сообщают нам о гласных, которые тоже не могли не присутствовать в воспроизводимой данным письмом речи. Многие ученые утверждают, что эти знаки применялись для распознавания только согласных звуков, однако другие настаивают на том, что они, подобно клинописным знакам, обозначали слоги, но в отличие от клинописи, где каждый знак, как правило, обозначал только один слог, в египетском письме каждый знак обозначал целый ряд слогов, содержавших одни и те же согласные, но разные гласные.

В египетском письме имелось три вида фонетических знаков: примерно 24 знака, обозначавших только один согласный, примерно 70 знаков, обозначавших два согласных, и несколько знаков, обозначавших три согласных. Когда использовался двух- или трехсогласный знак, при нем почти всегда имелся один или более односогласный знак, повторявший частично или полностью его фонетическое значение.

Только немногие египетские логограммы употреблялись самостоятельно, при большинстве же из них имелись детерминативы и фонетические знаки, передававшие частично или полностью звучание слова. Когда логограмма встречалась в самостоятельном употреблении, то под ней стояла маленькая черточка. Примеры таких самостоятельных логограмм – знаки для слов со значением ‘лицо’, ‘сердце’, ‘дом’, ‘гора’ и ‘глаз’.

Фонетические знаки, как и в случае клинописи, безусловно, произошли от логограмм. Египетский фонетический знак – это зачастую рисунок какого-то предмета, для которого в языке имеется короткое слово, содержащее тот же согласный, который обозначается данным знаком.

Детерминативы в египетском письме

Детерминативы появились в египетском письме довольно поздно. В конце концов почти каждое слово стало на письме сопровождаться детерминативом. Исключения составляют слова, записываемые с помощью вышеприведенных самостоятельных логограмм, и кое-какие слова, записываемые фонетическими знаками, – например, слова со значением ‘имя’ и ‘хороший’, личные и указательные местоимения, предлоги и несколько часто встречающихся глаголов.

Египетские детерминативы отличаются от клинописных и в некоторых других отношениях. Они всегда стоят после написания слова, и при одном слове может быть употреблено более одного детерминатива. Количество различных детерминативов в египетском письме намного больше, чем в клинописи: в египетском имеется по меньшей мере 100 широкоупотребительных детерминативов и еще несколько сотен более редких.

Египетские детерминативы бывают трех видов: специфические – те, что встречаются с одним-единственным словом, родовые – те, что встречаются с более чем одним словом, и фонетические детерминативы. Специфические детерминативы обычно рассматриваются как логограммы, несмотря на то, что они, как правило, сопровождаются фонетическим отображением самого слова. За таким комплексом знаков может следовать родовой детерминатив. Каждый родовой детерминатив сочетается с большим числом слов и, подобно клинописным детерминативам, указывает на тот класс объектов, к которому принадлежит объект, обозначаемый конкретным словом.

Применение древнеегипетского письма другими народами

Древнеегипетская письменность

Древние записи, сделанные египетскими иероглифами на подземных частях стен пирамиды фараона Униса, долгое время представляли собой большую проблему для науки: ни у кого не получалось их расшифровать. Дешифровку выполнил профессор Ричард Штайнер из нью-йоркского университета Ешивы. Оказалось, что эти тексты написаны на языке древних ханаанцев, на котором они говорили 5000 лет назад. Текст содержит заклятья, которые были должны защищать мумии фараонов от ядовитых змей. Интересно, что для этого египтянам пришлось прибегнуть именно к семитской магии.

Производные древнеегипетской иероглифики

Древнеегипетская письменность

Письменностью Древнего Египта, по-видимому, пользовались и соседние народы, прежде всего, нубийцы. Вероятно, именно из нубийской письменности и произошла мероитская.

Другим потомком, возможно, является протобиблское и/или протосинайское письмо, из которого произошел финикийский алфавит.

В отличие от клинописи, египетское письмо не было заимствовано для записи текстов на других языках, однако многие ученые полагают, что оно, по-видимому, послужило основой для развития нового типа письма, разработанного применительно ко многим западносемитским языкам (финикийскому, древнееврейскому, арамейскому и др.). Западносемитские племена жили недалеко от Египта и часто находились под властью египтян, в силу чего многие из них могли быть знакомы с египетским письмом. В западносемитских письменностях используется тот же принцип, что и в египетском фонетическом письме, а именно, на письме фиксируются только согласные звуки. Если предположить, что при создании своего письма западные семиты исходили из египетского, то тогда они полностью пренебрегли, так сказать, внешней атрибутикой последнего – логограммами, детерминативами, двух- и трехсогласными знаками, – оставив только самое принципиальное, т.е. простейшие фонетические знаки, обозначавшие один согласный. Предпринимались попытки сравнить начертания знаков западносемитских письменностей с египетскими знаками, и хотя в ряде случаев можно при желании проследить смутные черты сходства, западносемитские знаки и те несколько египетских знаков, что на них отчасти похожи, выражают разные звуки.

(Истрин. Развитие письма)

Мероитский алфавит и мероитский язык (Нубия)

Мероитский язык — язык надписей Мероитского царства на Среднем Ниле (в районе слияния Белого и Голубого Нила) 2-й половины 1-го тыс. до н. э. — 1—4 веков н. э [эпоха Рима]. Предположительно относится к нило-сахарским языкам. Надписи выполнены двумя разновидностями алфавитного мероитского письма, восходящего к египетскому.

Мероитские памятники изданы Лепсиусом (в «Denkm a ler», V); описание см. у Розова, «Христианская Нубия»; Sch a fer, «Nubische Namen bei d. Klassikern». Попытку разбора надписей (не окончена) сделал Бругш, в «Aegypt. Zeitschriften», 1887 г.

Хронология мероитской истории:

  • -2400: начало царства Керма [почти Джерма ], в котором, возможно, говорили на прамероитском языке
  • -2000: князья Куша и Саи, возможно, имеющие прамероитские имена
  • -1500: первые реальные следы мероитского языка (имена военачальников, передаваемые египетскими иероглифами); конец царства керма. Начало египетской колонизации.
  • -1000: Конец египетской колонизации.
  • -700: XXV династия; культурный язык опять египетский, но имена фараонов мероитские.
  • -200: первые следы мероитского письма;
  • +420: последние известные мероитские письмена; мероитский язык дал начало нубийскому

Мероэ (гр. Meroe:) — полуостров между Бар-эль-Азреком и Атбарой (по-египетски Беруи и Меруау). На правом берегу Нила, в 83 верстах от устья Атбары, лежал город Мероэ. бывший столицей эфиопского царства в персидское, птолемеевское и римское время и служивший иногда резиденцией царям и в более ранний период. По имени его и эта эпоха истории Эфиопии называется мероитской. Перенесение столицы было вызвано, вероятно, желанием выбраться из тесной долины в обширные степи Сеннаара [Междуречья?!] и Кордофана; последствиями его было выступление мало-помалу на первый план варварского элемента и забвение египетской культуры. Последние известия о Мероэ относятся к 3 веку после Р. Х. он пал под ударом блеммиев. От мероитского периода сохранилось довольно много надписей, как иероглифических, так и курсивных, напоминающих демотические; последние еще не разобраны ; язык их, кажется, нубийский. На месте города — развалины храмов и пирамиды, напоминающие гробницы среднего царства. Геродот сообщает о существовании в Мероэ оракула Амона (Зевса) и о почитании здесь Амона и Осириса. Впрочем, его Мероэ слишком близко к Египту; может быть, он имеет в виду другой город, современный Meraui. Вероятно, об этом пункте упоминает Август в «Monum. Ancyranum», как о «ближайшем к Напате», до которого доходили его завоевания.

Нубия поставляла в древний Египет золото, наемников, рабов, слоновую кость, ладан, эбеновое дерево. С эпохи древних царств Нубия играла важную роль в истории Египта. Находилась она под властью Египта. В новом царстве случилось все наоборот, Египет был завоеван нубийцами. В ответ на это римляне разрушили столицу нубийцев — Напату. Но нубийцы потом построили новую — Мероэ. В 4 веке нашей эры Мероитское царство завоевали аксумиты.

Новое царство обеспечило Нубии относительное процветание, затрагивавшее, возможно, только верхние слои общества, подвергшиеся «египтизации». Нубия приносила Египту высокие доходы. В Позднюю эпоху отношения Египта и Нубии кардинально изменились. Накануне воцарения в Египте XXV династии, в Нубии между Напатой и Донголой возникло быстро расцветшее независимое княжество. Его военные успехи были впечатляющими: уже в 750 г. до н. э. правитель Напаты Кашта подчинил Верхний Египет. а его преемник Пи(анхи) стал основателем XXV египетской династии. именуемой нубийской или эфиопской. Некоторые правители Напаты обосновались в Фивах или Танисе.

Власть нубийцев над Египтом продержалась до завоевания этой страны ассирийцами. Последний царь XXV династии Танутамон, правивший в 664-656 гг. до н. э. [перед Давидом], вернулся в свою столицу в Напате. Неудача нубийцев, которую они потерпели в качестве правителей Египта, существенно повлияла на формирование первого независимого государства в среднем течении Нила. Возникло государство Куш. малоизученная история которого делится в соответствии с названиями двух его столиц на напатский (656-295 гг. до н. э.) и мероитский (295 г. до н. э. — 350 г. н. э.) периоды.

Археологически засвидетельствован поход мероитской армии в Египет в 24 г. до н. э. Нубийцы тогда захватили Филэ и Элефантину и привезли в свою столицу колоссальную бронзовую статую Августа, помещенную в наосе на высоком пьедестале, сооруженном специально для этой цели. Видимо, это было сделано после подписания мира между Августом и Мероэ в 23 г. до н. э. на острове Самос. Условия мира были выгодны Мероэ: римский гарнизон был выведен из Примиса (ныне Каср Ибрим), граница была установлена по Иерасикаминосу (ныне Махарака), царство Мероэ освобождено от уплаты дани. Между Мероэ и Римом установились прочные дипломатические отношения.

Мероэ — первая крупная африканская цивилизация, напрямую связанная со средиземноморской культурой [в чем причина? мероитцы — ассимилированные европейцы — гараманты или арии ?] и находившаяся под влиянием египетского искусства.

В Нубии процветало не только государство Мероэ. В том же регионе, у четвертых порогов возвышается священный комплекс Мусавварат-эс-Суфра. раскопки и частичная реконструкция которого проводились экспедицией Берлинского университета Гумбольдта под руководством Ф. Хинце. Помимо главного священного комплекса, принадлежность которого до сих пор не установлена, и который был основан еще до перенесения столицы в Мероэ, заслуживает внимания храм Львов, построенный в конце 3 века до н. э. царем Арнехамани и посвященный главному мероитскому божеству, львиноголовому Апедемаку. В эту эпоху развивался еще один важный центр этого региона — город Нага [индоар. «змеиный»?]; руины его многочисленных храмов датируются периодом со 2 века до н. э. до времен римского господства в Египте.

Блеммии (маджаи древнеегипетских источников [иранцы]?) — воинственные кочевники, населявшие с древнейших времен Восточную пустыню, в середине 3 века начали продвигаться в долину Нила. Во времена Силко блеммиям принадлежал район от Талмиса до Примиса. Нубады (очевидно, “красные ноба” надписей Эзаны), переселившиеся в долину Нила из района оазиса Эль-Харга на рубеже 3-4 веков, занимали территорию от блеммиев до третьего порога.

Блеммии (или блеммийцы — греч. blemmyes, коптск. belehmu — слепые, эф. bega) — кочевой народ хамитического происхождения, населявший территорию на правом берегу Нила — Восточную (Нубийскую) пустыню, потомки маджаев (упомянутых в древнеегипетских текстах), предки беджа [современный северно-кушитский ) народ. Этот ливийский разбойнический народ на юге и западе [?] от Египта боялись даже римские императоры, так что Диоклециан старался обезопасить себя от них посредством дани и уступки земли. Затем при Диоклетиане блеммии изгнаны с Нильской долины в области южнее Сиены (ныне Асуан). В последующие столетия блеммии оставались язычниками и производили опустошительные набеги на Египет. Остается открытым вопрос, с каким нубийским племенем эпохи фараонов блеммиев можно идентифицировать. [Из энциклопедий]

Блеммии были обычно враждебны населению южного Египта, однако вступали в дружеские связи с выдающимися людьми соседнего греко-египетского мира и интересовались возможностью отразить сведения о своей стране в сочинениях писателей. О племени блеммиев неподалеку от нильских порогов упоминает Аммиан Марцеллин (кн. 14, 4, 3; кн. 22, 15, 24) и Прокопий (Bell. Pers, I, 19).

В свое время в Судане было от 600 до 700 пирамид [!]. Катрин: «Самая большая проблема — это вопрос датировки пирамид — те немногие надписи, которые мы нашли, написаны на мероитском, не поддающемся дешифровке». Мероитский язык. на котором начертаны те немногие письмена, найденные в здешних местах, действительно не поддается расшифровке. В 1911 году англичанин Гиффит предположил, что смог расшифровать эти письмена, но с тех пор ему так и не удалось продвинуться вперед. Считается, правда, что сегодня лучше всего с расшифровкой мероитских текстов мог бы справиться французский профессор Клод Рилли. Он полагает, что этот язык «этрусков Африки» — одна из самых больших загадок, которая досталась нам от цивилизаций древности». Как и когда зародились в пустынном междуречье Белого и Голубого Нила нубийские царства и почему погибли — остается тайной.

[Не исключено, что это царство основали гараманты. а язык их — индоевропейский. берберский или этрусский с африканским субстратом]

Мероитское письмо

История Мероэ (Нубии и Эфиопии)

  • Мероэ — Викизнание.
  • Мероэ на Historic.Ru.
  • Нубия — Викизнание.
  • Египтологический Изборник. Нубия
  • Международная кампания по спасению памятников Нубии.
  • Надпись Силко. Надпись “басилиска нубадов и всех эфиопов” Силко высечена на стене храма Мандулиса (бога Солнца блеммиев ) в древнем Талмисе (Калабша, в настоящее время затоплена), в 55 км к югу от Асуана. Выполнена на «пиджин-грек». Это важнейший местный письменный источник, сообщающий о судьбах Мероитского царства после IV в. н. э.

Литература по языку и истории Мероэ

  • «Мероитский язык «. Юрий Николаевич Завадовский (1909-1979). [Также им расшифрованы западноливийские надписи из Марокко.]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *