Долг и совесть

§ 8. Долг и совесть. —

1.Установи соответствие понятий и определений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия:
А) Долг
Б) Совесть
В) Честь

Определения:
1) Способность личности к моральному самоконтролю
2) ососзнание человеком своего значения и признание этого значения обществом
3) совокупность объективно необходимых обязанностей человека

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Раскрой смысл понятий.

Общественный долг- это все объективные обязанности которые человек должен выполнять в жизни.
Ответственность- объективная необходимость выполнять обязанности.

3. Во время блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растенияводства сберегли уникальную коллекцию семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, а рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Но учёные не съели ни одного зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Оцени поступок учёных, используя нравственные категории «общественный долг», «моральный долг» и «совесть».

Учёные выполняли общественный долг, чтобы люди через века смогли увидеть эту бесценную коллекцию. У них была совесть и они стерпели голод. Совесть не позволяла им съесть эти семена.

4. Как соотносятся понятия «долг» и «совесть»?

Долг- объективные обязанности. Совесть- осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль. Если у человека есть совесть, то конечно, он будет исполнять свой долг.

5. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории «долг» и «совесть».

Если бы у человека была совесть, то он не сел бы за руль в нетрезвом состоянии. Долг любого человека — не наносить вред другим. А не трезвый водитель может принести много вреда окружающим.

6. Объясни смысл высказываний.

1) «Долг- это уважение к праву другого» (И. Кант)

Долг любого человека — уважать права других. Тогда будут уважать и твои права. Нельзя нарушать права других людей.

2) «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л.Н.Толстой)

Совесть — это набор качеств, рамок, установок, которые обязан знать и соблюдать каждый человек. Вот и получается набор, собранный из памяти общества и олицетворённый в каждом человеке.

3) «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести» ( М. Эбнер-Эшенбах (1830-1916), австрийская писательница)

Если быть хозяином своей воли, то все действия будут зависеть только от тебя самого. А если быть слугой своей совести, то все будешь делать так, как подсказывает совесть.

7. Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «Грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком приувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею ввиду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками общества («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

1) Составь план текста.

1.Совесть
2.Долг
3.Честь мундира
4.Честь истинная

2) Какие характеристики совести привёл автор? Подчеркни соответствующие фразы текста.

Долг и совесть

3) В чём отличие истинной чести от ложных представлений о чести?

Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыни человеческой души.

4) Найди и выдели в тексте пояснения мысли автора о том, что ложные представления о чести причиняют ущерб обществу. Приведи одно-два своих пояснения.

Ложные представления о чести наносят ущерб обществу, потому что человек думает, что у него присутствует честь, а его поступки наносят ущерб обществу.

Долг и совесть

Долг и Совесть – личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют Морально-психологический механизм самоконтроля, Тесно связанный с Ответственностью личности .

Долгесть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле.Нравственный долгЭто превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является Общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя Нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Долг и совестьДолг и совесть =

Долг и совесть +

Долг обогащает понятие обязанности:

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

Таким образом, Долг не тождественен Обязанности: Простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга Обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной Заинтересованностью в их исполнении, добровольным Принятием и Осознанием их необходимости. Таким образом, Долг– это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека Осознания своего долга и Чувствa долга.

Долг и совесть

Осознанность добровольность заинтересованность

Долг и совестьДолг и совестьНеобходимости принятия в исполнении

Основные «свойства» долга:

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на Разном уровне добровольности. от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно Моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от каких-либо внешних и внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, они не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у такого человека чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. МножественностьДолгов. Существует сложная «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать, какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Совесть – «другая сторона» долга, еще более личностный и сильный «внутренний голос» нравственного действия. Совесть – способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

Долг и совесть

До поступка во время поступка после поступка

Основные «свойства» совести:

«Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим найти себе оправдание – так сложились обстоятельства. Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.

3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее мучительных своих обличий: она выступает как Угрызения совести,Муки совести – как осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является Раскаяние , нравственный смысл которого – Гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

Долг и совестьДолг и совестьДолг и совестьДолг и совестьОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫБОР ПОСТУПОК СОВЕСТЬ

Долг и совестьДолг и совестьДолг и совесть моральный компромисс “себя знать”

Долг и совесть стыд за совершенное,

Долг и совестьДолг и совестьДолг и совестьУгрызения совести за то, что хотел совершить,

за последствия совершенного

Взаимосвязь совести и долга:

1. С одной стороны, Долг и совесть образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, В котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга.

2. С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождаемые, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести и долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.

Записи по теме

Долг и совесть

Долг — одна из основных категорий этики, обще­ственная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают пе­ред определенной личностью. Иными словами, это пре­вращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выраже­но отношение общества к отдельным его членам (оно фор­мулируется обществом и предъявляется к ним), то долг — это отношение личности к обществу. Личность выступа­ет здесь как активный носитель определенных мораль­ных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Выполняя требования долга, личность выступает носителем определенных моральных обязанностей перед обществом, реализуя их в совей деятельности. В долге обязателен побудительный момент. Долг – это такое отношение человека к общественным обязанностям, общественным делам, когда они осознанно выполняются по внутреннему побуждению.

Категория долга тесно связана с другими понятиями, характери­зующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Психологически долг осознается личностью как не­обходимость совершать определенные действия. Однако в случае долга эта необходимость диктуется не внешни­ми обстоятельствами, а осознается личностью как изнут­ри данная необходимость, как внутреннее побуждение. Долг только тогда становится нравственным феноме­ном, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг — это сознательное и сво­бодное подчинение личности моральному повелению.

Таким образом, спецификой нравственного долга яв­ляется его превращение из внешней необходимости опре­деленного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности. По словам И.Канта, долг — это нравствен­ный закон внутри нас, субъективный принцип нравствен­ности. Он означает, что в случае долга нравственный за­кон сам по себе прямо и непосредственно становится мо­тивом человеческого поведения.

В повседневном опыте и общеупотребительной лек­сике долгом именуются разнообразные обязанности, вы­текающие из совместной жизни людей, включая профес­сиональную деятельность и предписываемые правом, обы­чаем, традицией, служебными уставами и т.д. (воинский долг, долг врача, долг отца, долг соотечественника и т.п.). Моральный долг отличается от прочих обязанностей тем, что он претендует на безусловность. Через понятие дол­га той или иной конкретной обязанности придается безус­ловный характер и она поднимается на высоту нравствен­ной обязанности.

В самом общем плане можно сказать, что содержа­нием морального долга является та совокупность мо­ральных норм, принципов, моральных кодексов и идеа­лов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется безусловно стабильный ком­понент, который составляет содержание общечеловечес­кой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особеннос­тями общества.

В рамках рассмотрения данной категории выделяется понятие профессионального долга, относящегося к профессиональной этике наряду с понятием профессиональной чести, которое будет рассмотрено далее. Профессиональный долг включает в себя не только практические результаты, но и мотивы деятельности. При выполнении профессионального долга важно выяснить степень ответственности человека за выполнение поставленной задачи и степень осознания ее служебно-деловой важности. Моральный критерий профессиональной деятельности ориентирует на максимальные возможности развития нравственных сил и основывается на углублении субъективной стороны профессионального долга. Иначе говоря, Выполнение профессионального долга носит скорее субъективный характер и зависит от наличия личностных качеств, позволяющих реализовывать свой профессиональный долг.

Далее рассмотрим категорию совести.

Совесть может проявляться не только в форме разум­ного осознания нравственного значения совершаемых дей­ствий, но и в форме эмоциональных переживаний, на­пример в чувстве удовлетворенности или угрызений со­вести. Совесть — это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом за свое поведение, служащее руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков. Но фор­ма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руковод­ствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления совести послужила источником мно­жества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли.

Совесть представляет собой способность человека фор­мулировать моральные обязательства, критически оцени­вать свои поступки, мысли, желания, осознавать и пере­живать их несоответствие нравственным заповедям и принципам, требовать от себя поступать в соответствии с требованиями этих заповедей и принципов.

Основные функции совести — это самооценка и са­моконтроль.

Очень важно отметить рефлексивный характер со­вести, т.е. ее направленность на собственное сознание. Совесть производит оценку действия и поступков ин­дивида и выносит свой вердикт: добрые они или злые, находятся ли они в соответствии с долгом, нравственны или безнравственны. Совесть способна и поддержать ин­дивида в тех случаях, когда он подвергается незаслужен­ным обидам, оскорблениям, оговорам. Человек противо­стоит этому негативному давлению извне, имея опору внутри себя — опираясь на голос своей совести, подтвер­ждающей его правоту, нравственную чистоту.

Проблема развития нравственного сознания силы и глубины голоса совести нашла свое отражение в дискуссии о том, возможна ли вообще чистая совесть. По это­му вопросу в этике были высказаны два противополож­ных взгляда. Один взгляд, выражаемый в частности выдающимся этиком XX в. Альбертом Швейцером, со­стоит в том, что чистая совесть как таковая невозмож­на. Так что уверенность в чистоте собственной совести есть либо лицемерие, либо знак нравственной неразвитос­ти, слепоты в отношении собственных оплошностей и ошибок, неизбежных для каждого человека, либо свиде­тельство успокоенности и, значит, смерти души.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможно и нужно. Чистая совесть — это сознание того, что ты в общих чертах справляешься со своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушений долга и крупных отступлений от нравственных ориентиров.

Более обоснованной представляется вторая точка зрения. Чистая совесть — это нормальное состояние человека, выполняющего мораль­ный долг, это награда за нравственные усилия. Без чис­той совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть в значительной степени — эмоциональный фе­номен. Он проявляется через глубокие переживания, чаще всего негативного характера: самоупреки, укоры, тревож­ность и озабоченность человека моральностью и гуман­ностью своего поведения5.

Основой совести является понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Формы проявления совести могут быть самыми разными:

— в форме нравственного удовлетворения (исполненный долг, помощь нуждающемуся, защита, забота и т.п. вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, радости от содеянного);

— в форме стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным окружающим, так и перед самим собой – за поступки, о которых никто даже не догадывается. В последнем случае имеют место угрызения совести, как форма проявления совести;

— в форме сомнения. Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к нравственным нормам в обществе.

Человек как высшая ценность раскрывается только во взаимоотношениях с обществом, выражаясь в категориях чести и достоинства.

Издавна эти категории привлекали к себе внимание разных философов. Говоря о данных категориях, на первое место обычно ставят честь. Это более древняя категория, чем достоинство. В обыденной жизни иногда одно понятие подменяют другим. Однако они не идентичны, достоинство более широкое понятие. Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности.

Достоинство – это форма индивидуальной самооценки, осознания собственной ценности. Это собирательное понятие. Другими словами, каждый человек является одновременно носителем нескольких достоинств:

— личное достоинство (ценность конкретной личности, с присущей ей совокупностью значимых свойств);

— групповое достоинство (ценность человека как представителя социальной группы (семьи, коллектива);

— профессиональное достоинство (ценность человека, связанная с его профессиональной принадлежностью);

— гражданское достоинство (ценность человека как представителя того или иного государства);

— человеческое достоинство (ценность человека вообще, как представителя человеческого рода).

Достоинство человека находится в тесной взаимосвязи с выполнением общественного долга. Чем добросовестнее выполняет человек свой долг перед обществом, тем выше его ценность и, наоборот, чем выше достоинство личности, тем полнее она его осознает, тем ответственнее она выполняет свои обязанности. Проверкой степени личного достоинства являются жизненные трудности, умение их преодолевать, выполнять свой долг.

Достоинство помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает как реакция на то или иное отношение к человеку, поэтому можно говорить о нем как об понятии эмоциональном. Честь выступает как мировоззренческое понятие. В чувстве собственного достоинства немаловажную роль играет чувство гордости, основывающееся на осознании своих заслуг перед обществом и людьми. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании человеком сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.

Подобно достоинству категория чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, это нравственная воспитанность, убежденность. В категории чести ценность человека связывается с конкретным положением в обществе, родом его деятельности, моральными заслугами. Честь оценивает людей дифференцированно, что отражается в их репутации. Честь- это положительная моральная репутация; социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет; высшая степень порядочности, честности и благородства. Понятие о чести конкретного человека находится в сознании знающих его людей, в мнении коллектива. Если достоинство человека – это его ценность, то честность – признание достоинств человека.

Честь как стимул выполнения общественного долга выступает в форме профессиональной чести. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности и важности выполнения своего долга. В данном понятии отражается осознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к высокому мастерству и творчеству. Профессиональная честь стимулирует, активизирует личность; требует добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, предполагая самокритичное отношение к себе. У человека в процессе социализации вырабатывается чувство чести – высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение.

Как правило, развитое чувство чести заставляет человека вести себя в рамках нравственных норм даже тогда, когда он не находится под непосредственным контролем общественного мнения. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения масштабно (по-государственному) мыслить.

Чести противоположно честолюбие. Честолюбие отличается от чести тем, что оно проявляется в постоянном и настойчивом стремлении завоевать себе общественное признание, почет и славу любыми средствами, как социально полезными, так и социально вредными. Честь подчиняется долгу, если долг подчиняется чести, то это уже честолюбие.

19. Категории долг и совесть.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Узнать цену работы по вашей теме

Долг и совесть.

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг. Долг изучает философская дисциплина деонтология. Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
Александр Круглов провел интересное сравнение между этими понятиями.
Долг
Совесть
Долг – направляет, указывает, требует. Он априорен, то есть всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, – точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше.
Совесть именно судит, и почти не умеет указывать и направлять – разве что в слишком очевидных «минимальных» случаях, которые совесть лишь и согласна почитать за долг.
Долг абсолютен; его максимум есть одновременно минимум – ты должен все до капли, что должен, и не жди за то поощрений, – а минимум – максимум: «ни от чего не отказывайся, ни на что не напрашивайся».
Совесть абсолютна; если долг – это лишь безусловный и явный моральный минимум, то совесть тяготеет к максимуму.
Долг – знает (а чего вправду не знает, в том нет и долга, – тут делай, что душе угодно!). Ему тем легче знать, что он принципиально не расположен ничего понимать, входить во внутреннее и ситуативное. Классический лозунг долга – «ты должен, значит, можешь»; это значит: никакие обстоятельства не рассматриваются, кроме разве что непреодолимых физических.
Задача и, так сказать, материал совести, с которым она работает – внутреннее и ситуативное. Слишком мало для нее заведомо ясных вопросов – чем и пользуется наша слабость… Зато по прошествии времени, рассмотрев много больше того, что видно сразу, она вполне может сказать: нет, ты мог тогда еще и то и то, а значит, был должен…
Больше всего долг боится – поблажек и послаблений, которые каждый, как в то верит «святая простота», обязательно себе даст, как только позволит себе рассуждать.
Совесть не дает поблажек. Всякому мыслящему по опыту известно, что спрятаться от правды все равно невозможно. Тем паче, когда эта правда таится в глубине твоей же души…
Мнение долга – единственно верное, сомнение в нем есть уже уклонение, уже – грех. «Категорический императив, – можно сказать, – не обсуждается»… Долг авторитарен, обращается с тобой, как с существом неразумным: тебе необходимо и достаточно уразуметь, чего он от тебя хочет, но, ни в коем случае, не почему.
Совесть – со-мнение, сомнение без конца. С момента, когда перестаешь сомневаться, перестаешь слышать и совесть (но, не исключено, лишь на время)… Совесть – не «святыня», не «высшая инстанция» (то есть не выше лучшего в тебе), – это твои собственные разум и сердце, от которых, если только они есть, никуда не уйдешь.
…Получается, долг знать не хочет совести, презирает ее. Совесть для долга – тот самый «червь сомнения», что точит нравственность изнутри.
…Получается, совесть долга побаивается. Как искушения слишком легко, не допустив ничего к душе, ощутить себя правым и «нравственным».
Долг, повторюсь – религиозен или квазирелигиозен. Он или прямо прописан божеством (как Моисеевы заповеди), или, дедуцированный из необходимости общежития как «поступай согласно той максиме, относительно которой желал бы, чтобы она стала всеобщим законом».
Совесть – секулярна. Как только ее седлает какая-нибудь святая вера, она или гибнет (что называется фанатизмом), или сбрасывает наездника. Совесть не верит, а исследует. Она – понимание без границ, не нисхождение святыни, а восхождение к истине, причем бесконечное, «асимптотическое».
Долг, в идеале, предустановлен, заповеден, и, как говорилось, ничем не смеет поступиться в пользу ситуации. Долг – нормативен.
Совесть – процесс, никогда не могущий быть завершенным, – так оно уже потому, что никогда не бывает исчерпанным смысл ситуаций, который она пытается постичь.
Работа долга – «серийная». Он в точности равен себе и не ведает исключений.
Работа совести – «штучная». В каждом случае она начинает свою работу заново, не ведает никаких «вообще», «раньше», «другие в таких случаях»…

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *