Дневник наблюдений

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систематическое накопление материала, характеризующего облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности.

Учителя пользуются различными формами учета данных о развитии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетворять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а следует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо прежде всего сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о которых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

В качестве оптимального варианта можно привести следующий пример периодичности записей. Дневниковые записи в отношении ученика 2-го класса Андрея 3. на протяжении октября были произведены 6, 15, 25 и 29 числа, а записи об ученице того же класса Тамаре П. — 2, 8, 14, 19 и 24 числа того же месяца.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность. Следует записывать именно то, что фактически произошло, притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности наблюдавшихся событий. Описывая проявления учащихся, необходимо отметить и ту обстановку, в которой они имели место. В дневниковых записях не следует увлекаться обобщенными оценками наблюдаемых фактов; это задача последующего этапа — составления педагогической характеристики. Дневниковые же записи должны обеспечить возможно более точный и объективный материал для последующего обобщения.

Записи следует делать в дневнике по возможности сразу же после того, как что-то произошло, или во всяком случае в тот же день. Если учитель откладывает фиксацию наблюдений, ему приходится делать записи по памяти, а это чревато искажением фактов, появлением неточностей и т. п.

В качестве примера приведем дневниковые записи о новой ученице Марине О. сделанные учительницей класса компенсирующего обучения на протяжении первых месяцев ее занятий в классе.

4.IX. Марина с трудом осваивается в новой обстановке. Детей сторонится. Говорит мало. Руку на уроках не поднимает, даже когда разговор идет на близкие всем темы — как провели каникулы, где были летом, что нового узнали. Все дети хотят поделиться своими впечатлениями, а у Марины этого желания пока нет.

7.IX. Первые дни я не поднимала Марину для ответов, давала возможность девочке оглядеться, привыкнуть к новой обстановке. Сегодня вызвала ее прочитать отрывок нового текста. Читали рассказ Л.Воронцовой «Зеленый патруль». Марина читает с трудом, по слогам. Допускает много ошибок.

10.IX. После уроков побеседовала с Мариной. Спросила, какой предмет ей больше нравится, чем она любит заниматься, какое задание по классу выполняла прежде в школе. Какое поручение хотела бы иметь? Марина отвечала очень робко, неуверенно. О любимом предмете сказала — труд. На вопрос, что именно любила делать на этом уроке ответила — лепить. Дома любит играть с младшей сестрой, а насчет задания, которое она раньше выполняла по классу, пожала плечами и ничего не ответила. В новом классе хотела бы поливать цветы.

14.IX. На перемене Марина подошла ко мне и сказала, что Нина (ее соседка по парте) на уроке ела конфету, а Дима подставил ножку Славику, когда выходили на перемену. Объяснила девочке, что это нехорошо, — рассказывать по секрету о плохих поступках других.

18.IX. Решали задачу: «На аэродроме было 27 самолетов, несколько из них улетело, после этого на аэродроме осталось 15 самолетов. Сколько самолетов улетело?» Вызвала Марину повторить условие задачи. Девочка растерянно молчит. В беседе выяснилось, что она не знает, что такое аэродром. Когда я объяснила слово, повторить условие смогла, но решение в тетрадь с доски переписала механически. Решить аналогичную задачу самостоятельно не смогла, нужна была помощь. Примеры девочка решает лучше, чем задачи. Трудность для нее представляет осмысление условия, уяснение отношений между данными.

23.IX. Марина с трудом входит в коллектив класса. У нее пока еще нет подруги, на переменах она в большинстве случаев одна, стоит в стороне и наблюдает за ребятами или смотрит в окно. Когда вступает с кем-нибудь в разговор, то часто он носит конфликтный характер. Нина, девочка, рядом с которой я посадила Марину и которой поручила опекать ее на первых порах, старается избегать ее. Когда я спросила Нину: «Почему это происходит?» — та сказала: «Она подсматривает за всеми и ябедничает».

1.Х. Бросается в глаза очень сильная неуверенность девочки. Сегодня на уроке русского языка дети выполняли самостоятельное упражнение № 77. Нужно было списать текст (четыре предложения) и подчеркнуть слова с двойными согласными. Когда все уже закончили работу, Марина написала только два предложения. Списывала не словами, а чуть ли не побуквенно, каждый раз проверяя себя по учебнику. Не первый раз обращаю внимание девочки на технику списывания, а движения вперед пока нет.

5.Х. Марина снова пыталась мне сказать что-то о Диме.

«А он (показывая на него пальцем). ». Но, увидев мое строгое выражение лица, вспомнила, очевидно, наш разговор и убежала.

10. X. Были на экскурсии в сквере. Со мной рядом шли Марина и Лена. Лена рассказывала, как они с папой встречали вчера маму у проходной завода. Спросила Марину: «А где работают твои родители?» Про маму сказала — в магазине, а про папу — на заводе. Когда я хотела уточнить, на каком заводе, что на этом заводе делают, девочка не ответила. На вопрос: «Как зовут твою маму?» — сказала: «Тетя Зина». — «На какой улице живешь?» — показала только направление — «В той стороне».

16.Х. Марина старается очень строго выполнять все указания учителя. На парте у нее всегда образцовый порядок. Она никогда не забывает наказы учителя. Сегодня мы снова говорили об организованности, потому что многие ребята забыли принести угольник, цветные карандаши. Я поставила Марину в пример. Она была на седьмом небе от счастья.

20.Х. Приходил отец Марины. Интересовался, как она успевает. Открыл мне секрет: если ошибок в тетради много, а оценки нет (не ставлю в тетрадях отметок), то родители дома заставляют девочку все выполнять заново. Так вот откуда такая неуверенность Марины во время работы. Отсоветовала применять такие меры к девочке. Подчеркнула важность развития ее общего кругозора, наблюдательности.

Как видим, в записях учительница стремилась разносторонне (насколько это возможно за относительно короткое время знакомства) отразить духовный облик новой ученицы: ее кругозор, состояние учебных умений и навыков, учебные возможности девочки, интересы, отношения, складывающиеся с детьми, особенности поведения, отношение к оценке учителя. В записях обращается внимание как на трудности, которые испытывает девочка в обучении, так и на те стороны, которые учитель может использовать как опору в работе. Каждый раз, замечая то или иное проявление особенностей девочки, учительница обращала внимание и на ситуацию, в которой это происходило. Ценным в записях является и то, что наряду с особенностями школьницы в них отражены и те педагогические способы и приемы, которые использовала учительница в порядке индивидуального подхода к ней.

Следует остановиться также на форме записей в дневнике наблюдений. Конечно, это вопрос не самый главный. Фиксация наблюдений может производиться по-разному, наиболее существенно обеспечение должного содержания и систематичности в записях.

Большинство учителей используют для дневника наблюдений одну общую тетрадь, где на каждого учащегося отводится некоторое количество страниц. На первой странице раздела, выделенного для данного ученика, обозначаются его фамилия, имя. Последующие страницы заполняются записями наблюдений. Возможен такой способ ведения дневника, при котором в одной сплошной записи фиксируются наблюдаемые особенности учащихся и действия, предпринимаемые педагогом.

Можно располагать записи и по-другому. В этом случае каждая страница делится на три графы: в первой проставляется дата наблюдения; вторая графа отводится для записей о данном учащемся; в третьей графе указываются те педагогические мероприятия, которые намечены или проведены учителем, их результат.

Такая форма дневника наблюдений имеет то преимущество, что подчеркивает действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.

Приведем пример такого способа записей.

Дневник наблюдений.

День недели: вторник

Название предмета: физика

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель опрашивает домашнее задание, один из вызванных учеников оказывается неготовым к уроку. Учитель не стала сразу ставить плохую отметку, а задала этому ученику индивидуально приготовить сообщение по этой же теме на следующий урок.

Ученица, за которой ведется наблюдение, ведет себя на уроке хорошо, готова к уроку, активно отвечает и решает задачи у доски.

Выводы: учитель владеет педагогическими приемами, дает шанс ученику исправиться.

День недели: вторник

Название предмета: французский язык

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: класс разбирает новый текст, в котором встречается животное, о котором никто не слышал, учительница объясняет примерно что это за животное и продолжает дальше урок, ученица, отвлекшись от темы находит в интернете информацию об упомянутом животном, учительница ругает ее за, то что она отвлекается на уроке на посторонние предметы.

Выводы: с одной стороны учительница права, но с другой стороны ей следовала похвалить ученицу за любознательность.

День недели: вторник

Название предмета: история

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: во время урока у одного из учеников звонит телефон, он просит разрешения выйти ответить, так как ему звонила мама. Учитель отбирает телефон и говорит, что вернет только после звонка.

Ученица, как и весь класс возмущена, так как считает, что на звонок мамы нужно обязательно ответить.

Выводы: учитель хотела поддержать дисциплину в классе, так как пользование мобильным телефоном на уроке запрещено.

День недели: вторник

Название предмета: химия

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: класс очень шумно ведет себя на уроке, все отвлекаются и разговаривают, учитель не обращает на это внимания и продолжает зачитывать новую тему.

Ученица, как и весь класс, отвлекается на уроке.

Выводы: учительне владеет вниманием класса, не делает замечаний, нет дисциплины.

День недели: вторник

Название предмета: геометрия

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель дает на полурока самостоятельную работу, дети протестуют, так как это последний урок и они уже устали, но учитель их не слушает.

Ученица реагирует молча, принимается за работу без разговоров.

Выводы: учитель не учитывает усталость учеников, которая влияет на работоспособность мозга.

Название предмета: география

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя. учитель вызвала отвечать по карте не очень уверенного в себе ученика, ученик ошибся, указал неправильно, но учитель стала его приободрять и давать подсказки, в итоге ученик сумел отыскать нужную зону на карте.

Ученица,как и весь класс,была нетерпелива, выкрикивала с места, зная правильный ответ, за что получала замечания.

Выводы: учитель использовала действенный метод положительного подкрепления, который помог ученику не получить плохую отметку.

Название предмета: информатика

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: ученик, как всегда, опоздал на урок, учитель разрешил ему войти, но потребовал дневник. В дневнике учитель написал замечание, что он систематически опаздывает на уроки. Ученик никак не отреагировал на это.

Ученица пассивно вела себя на уроке, отметку не получила.

Выводы: действия учителя корректны, он не оставил ученика за дверью, как это делают иногда и дал сигнал родителям, что дисциплина их сына оставляет желать лучшего.

Название предмета: алгебра

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: ученица весь урок болтает с соседом по парте, не реагирует на замечания учителя. Учитель пересаживает ее за другую парту.

Выводы: учитель нашел действенный выход из ситуации.

Название предмета: французский язык

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: ученик читает текст, в то время как все остальные должны следить. Учитель замечает, что одна ученица не следит, она прерывает читавшего и просит продолжить эту ученицу, но та не может, так как не знает, на чем остановились. Учитель делает ей замечание.

Ученица активно работает на уроке, но иногда отвлекается на соседа по парте.

Выводы: учитель следит за дисциплиной и старается держать внимание учеников, концентрировать их на предмете.

День недели: четверг

Название предмета: Русский язык

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель отмечает отсутствующих, затем звонит родителям каждого отсутствующего ученика, чтобы узнать причину, по которой учеников нет на уроке. Класс возмущенно переглядывается.

Ученица ведет себя хорошо, активно отвечает и зарабатывает хорошую отметку.

Выводы: учитель серьезно относится к своей работе, переживает из-за большого количества отсутствующих, но с другой стороны, на звонки родителям уходит время, предназначенное для урока.

День недели: четверг

Название предмета: алгебра

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: на урок алгебры пришла учитель биологии, чтобы посмотреть как класс ведет себя с другими учителями. Но на уроках алгебры и геометрии класс почти всегда активен, почти все ведут себя хорошо, потому что заняты решением задач, примеров, так как учитель алгебры строго все контролирует. Учитель биологии понимает, что поведение класса зависит и от учителя.

Ученица работала у доски и отвечала с места.

Выводы. у учителя биологии нет авторитета среди учеников, учитель алгебры и геометрии очень требовательна и четко контролирует работу, поэтому внимание учеников сосредоточено на уроке.

День недели: четверг

Название предмета: физика

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель начинает урок с домашнего задания, но выясняется, что большинство не выполнили задачи, так как не поняли как их делать, класс просит учителя объяснить еще раз. Учитель объясняет наглядно на одной из задач, домашнее задание к следующему уроку остается прежним.

Ученица одна из немногих, кто справился с домашним заданием.

Выводы: учитель входит в положение учеников, относится с пониманием и не жалеет времени на закрепление.

День недели: четверг

Название предмета: французский язык

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель спрашивает лексику по теме ученицу, которой не было на предыдущем уроке. Ученица начинает оправдываться, говорит, что не может ответить, потому что отсутствовала, но учительница настаивает на ответе, говорит, что домашнее задание необходимо было выполнить и тем более выучить слова по теме, ученица не может ответить и получает неудовлетворительную отметку.

Выводы: учитель дает понять всем ученикам, что отсутствие на уроке не освобождает от выполнения домашнего задания, тем самым, поддерживая дисциплину.

День недели: пятница

Название предмета: химия

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: ученик, который долго болел, пришел первый день в школу после болезни, предоставив справку. Учитель начинает опрос материала именно с этого ученика. Заметно, что ученик дома готовился, читал параграфы, но с химическими реакциями по теме не разобрался, учитель вместо того, чтобы объяснить ученику моменты, в которых он не разобрался самостоятельно, ставит ему неудовлетворительную оценку.

Ученица хорошо разобралась в теме, получила отличную отметку.

Выводы: поведение учителя некомпетентно, нет понимания и желания нучить.

День недели: пятница

Название предмета: алгебра

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: в конце урока учитель собирает тетради с домашним заданием, одна ученица не сдает тетрадь, так как говорит, что забыла ее дома, но задание выполнила. Учитель предлагает ей прорешать номер из домашнего задания у доски. Ученица готова к уроку, сдала тетрадь с домашним заданием.

Выводы: учитель нашла альтернативный вариант решения проблемы, одновременно проверила слова ученицы и оценила домашнюю работу.

День недели: пятница

Название предмета: физическая культура

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: один из учеников забыл форму, учитель, не разбираясь, ставит неудовлетворительную отметку в дневник, ученик очень расстраивается.

Ученица не занимается на уроке, так как предоставила освобождение.

Выводы: учитель поступает некорректно, не захотел выслушать объяснения ученика.

День недели: пятница

Название предмета: русский язык

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: на протяжении всего урока ученики очень скучали, так как учитель очень медленно и неинтересно рассказывал новую тему. Учитель заметил, что дети не слушают, и учитель устроил незапланированный словарный диктант.

Ученице было тоже скучно на уроке,но когда объявили, что

будет словарный диктант, она активизировалась и написала диктант на хорошую оценку.

Вывод: учитель поступил некорректно, так как решил наказать

учеников за их пассивное поведение, вместо того, чтобы заинтересовать своим уроком.

День недели: суббота

Название предмета: геометрия

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель раздает тетради с проверенным домашним заданием, у двоих учеников одинаковые решения и ошибки. Учитель спрашивает кто у кого списывал, но оба ученика утверждают, что решали сами. Учитель вызывает их к доске и каждому дает на решение по аналогичной задаче, ученики приступают к решению.

Ученица расстроена, ее домашнее задание выполнено не верно, она внимательно следит за решением у доски.

Выводы: учитель показывает свой опыт, найдя способ определить кто решил сам, а кто списал

День недели: суббота

Название предмета: биология

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя: учитель объясняет новый параграф, но ученики не обращают на это внимания, каждый занят своим делом. Учитель делает замечания, кричит, но ничего не помогает.

Ученица на уроке невнимательна.

Выводы: учитель не оказывает никакого влияния, его методы недейственны, ученикам на уроке не интересно.

День недели: суббота

Название предмета: литература

Наблюдаемая ситуация, действия ученика, реакция учителя. после пересказа текста учитель предложил ученикам прочитать пьесу по ролям. Детям очень понравился такой вид работы, и они с удовольствием работали.

Ученица активно себя вела, она читала за главную героиню

Выводы: учительпытается разнообразить работу на уроке, учитывая интересы учеников

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Дневник наблюдений за погодой

Валентина Коробкова
Дневник наблюдений за погодой

Дневник наблюдений

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с детьми наблюдаем за погодой. или предлагаем самостоятельно понаблюдать и в конце рассказать о ней. Какая сегодня погода. Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера (другой день недели? Учим детей замечать изменения в погоде и планировать. чем они будут заниматься в зависимости от погоды. После прогулки дежурные отмечают погоду на календаре группы и в «Дневнике наблюдений за погодой ». У нас дневник оформлен в форме таблицы на каждый месяц года. В клетке дня недели ребенок рисует значок, соответствующий погодным явлениям(образы солнца, дождя, снега, др.)

Дневник наблюдений

Заполнив дневник за двенадцать месяцев, мы с детьми проследили изменения погоды по сезонам и в течение прошедшего года.

Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений Дневник наблюдений

На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. логически мыслить. Ребятам нравится вести «Дневник наблюдений за погодой » и мы будем продолжать эту работу.

Публикации по теме:

Дневник наблюдений «Сегодня на улице…» Наблюдение за погодой во второй младшей группе В октябре, начав заниматься со своими малышами, я поняла, насколько трудно даются им беседы о погоде, и решила организовать для них простой.

Дневник учебно-исследовательской практики — краткое описание Дата Содержание деятельности Анализ 7 сентября 2015г. Понедельник Составление плана практики План практики включает в себя знакомство с.

Дневник наблюдений Летний дневник 2. Здравствуйте,уважаемые коллеги. Продолжаем наш летний дневник. Эту неделю мы решили посвятить насекомым. Начали мы со всеми любимой «Мухи-цокотухи».

Дневник наблюдений Летний дневник 3 Мы продолжаем нашу летопись. Спасибо за голоса и добрые слова!Температура воздуха+35,поэтому эту неделю посвящаем воде и всему,что с ней.

Дневник наблюдений Летний дневник нашей группы Наступило лето!Но,к сожалению,оно очень короткое в наших краях. Решили мы запечатлеть каждый день в летнем дневнике. В нем мы будем описывать.

Дневник наблюдений Мастер-класс «Календарь наблюдений за погодой» Сегодня я хотела бы поделиться идеей создания календаря наблюдений за погодой. Изюминка этого календаря состоит в том. что им могут пользоваться.

Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за погодой в течение одного времени года (весны)» Серия наблюдений за погодой Цель: способствовать формированию начал экологической культуры, интереса к явлениям природы, стремлению наблюдать.

Наблюдение за дождливой погодой Цель – формирование представлений об особенности поздней осени (дождливая погода) Ход наблюдения. К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет.

План-конспект целевой прогулки в старшей группе «Наблюдение за погодой весной» ЦЕЛЬ: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

Дневник наблюдений

Рекомендации по ведению дневника наблюдений за погодой

Почему необходимо вести дневник?

Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.

Зачем нужно вести дневник наблюдений?

Ведение дневника наблюдений — прекрасное проектное задание для учащегося. Оно развивает многочисленные навыки и умения. Ребенок учится ориентироваться во времени, формируется внимание и наблюдательность. Систематическое заполнение дневника развивает аккуратность и ответственность. Для школьника ведение дневника наблюдений погоды помогает заметить повторяемость процессов в природе, дает ощущение стабильности в окружающем мире. Кроме того, ведение дневника погоды – это просто интересно. Заполняя дневник в течение года, полученные результаты можно проанализировать, построить соответствующую диаграмму. По ней будет видно, как изменялась погода, в каком направлении, преимущественно, дует ветер в нашей местности. По этим данным можно будет впоследствии предсказывать погоду. А это уже начальная работа метеорологических исследований.

Как подготовить дневник?

Для «Дневника наблюдений» заводится тетрадь в клетку, подписывается, надевается обложка. Тетрадную страницу нужно расчертить на шесть равных столбиков, которым даются следующие названия «Дата», «Температура воздуха», «Облачность», «Ветер», «Атмосферное давление», «Осадки», «Явления». Тогда измеряемые данные будут записываться в отдельную ячейку. Если данных нет (например, отсутствует осадки), то в ячейке следует ставить прочерк.

Какие действия должен проделать ребенок, если он в этот день начинает вести дневник наблюдений для школьников за погодой?

  1. Посмотреть на термометр и записать его показания в дневник. Это температура воздуха в градусах по шкале Цельсия. Следует учитывать, что термометр должен находиться в тени. Прибор, помещенный на освещенное солнцем место, будет давать неверные показания.
  2. Посмотреть в окно и выяснить наличие облачности на улице – ясно, облачно или пасмурно. Нарисовать в ячейке соответствующий рисунок или написать словом.
  3. Отметить в дневнике наличие осадков. Если осадков нет, поставить прочерк.
  4. Записать направление ветра.

Какие условные знаки использовать в дневнике?

Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии и природоведении. Направление ветра указывать буквой, например, для северного ветра в соответствующую графу записывать С, для южного – Ю. Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17 0 С или – 17 0 С.

Условные знаки в дневнике наблюдений

Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей и цветных ручек, в том числе и гелиевых. Сама таблица может быть начерчена карандашом. Допускается использование шаблона таблицы в печатном варианте или готового дневника наблюдений. Приветствуется оформление свободного пространства вокруг таблицы рисунками, фотографиями, картинками, соответствующими времени года, изображениями животных и растений, явлений природы.

«Отлично» — все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, нет расхождений с реальными данными погоды, подведен итог за месяц.

«Хорошо» — все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке; нет явных расхождений с реальными данными погоды. Допускаются отдельные пропуски (1-2 дня) в заполнении погоды. Или: — все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» выполнены достаточно аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Погода отмечалась ежедневно, но не подведен итог за месяц.

«Удовлетворительно» — «Дневник наблюдений за погодой» ведётся с нарушениями правил, имеются грубые фактические ошибки в описании погоды, погода отмечалась не ежедневно, не подведён итог за месяц. Работа выполнена неопрятно.

«Неудовлетворительно» — «Дневник наблюдений» практически не ведется; отсутствует погода более чем за 7 дней месяца; имеются грубые фактические ошибки в описании погоды; работа выполнена неаккуратно, ручкой с фиолетовой или синей пастой, таблица начерчена без линейки; итог месяца не подведён; тетрадь имеет неряшливый вид.

Итоги наблюдений за месяц

  1. Сколько было ясных дней?___________дней
  2. Сколько было пасмурных дней?________дней
  3. Сколько дней было с осадками?Какими?

______________ дней с дождем

______________ дней со снегом

  1. Сколько дней было с положительной температурой?________дней
  2. Сколько дней было с отрицательной температурой?_________дней
  3. Самый теплый день________________________t=_______ 0 C
  4. Самый холодный день______________________t=_______ 0 C
  5. Сколько дней дул северный ветер? ______________дней

южный ветер? ________________дней

западный ветер? ______________дней

  1. Определи дни, когда наблюдались необычные природные явления (туман, радуга, град, роса).

/ Дневник наблюдений практики

Место прохождения практики: г. Томск, Гимназия №29, 1 «г» класс,

система обучения – «Развивающая система обучения Занкова» .

Сроки прохождения практики: с 15.04.2013г. по 27.04.2013г. (2 недели)

Классный руководитель: Стекольщикова Елена Владимировна.

Цель практики: способствование формированию у студента профессиональных компетенций:

— сознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

-владению основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

-способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

-готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами (ПК-6);

-способность организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

-готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

Методы исследования: наблюдение, беседа, ит.п.

план деятельности по дням :

Знакомство с учителем и учениками. Изучение плана работы на неделю. Беседа с учителем. Наблюдение за учениками. Анализирование первых уроков (4 урока).

В классе 30 учеников. Учительница Стекольщикова Е.В. вызывает у учеников восхищение. И уже с первого дня видно, что дети любят ее и относятся к ней с уважением. Побеседовав с ней, у меня сложилось положительное впечатление и желание проходить практику именно в этом классе с данным классным руководителем. Проанализировав первые уроки, свои теоретические знания о системе обучения Занкова вижу как они реализуются на практике. Заметила что учитель использует метод Зайцева на технику чтения.

Беседа с учениками. Игры на перемене. Анализирование уроков (4 урока). Наблюдение за межличностными отношениями учеников.

Беседа с учениками привела к доверительным отношениям между мной и детьми. Игры на перемене заинтересовывают детей, что помогает отдохнуть им от учебной деятельности, а мне в свою очередь узнать о них больше.

Наблюдая за межличностными отношениями можно предварительно сделать вывод о том, что в классе присутствуют как лидеры, так и обычные дети, в свою очередь, идущие за ними. Примером является подражание одного из ученика другому.

Наблюдение за работой учителя. Анализирование уроков (3 урока).

В меру обеспеченности класса техническим оборудованием учитель использует всевозможные методы обучения. Особенно привлекает внимание момент, когда дети работают самостоятельно, при этом, показывая свои способности мыслить и др.

Наблюдение за учениками. Анализирование уроков (3урока). Проведение урока окружающий мир на тему: «охранять природу — значит охранять Родину».

Наблюдая за учениками, сегодня я могу сказать о их способностях помогать друг другу не зависимо от отношений между ними. Проанализировав уроки еще раз убеждаюсь в соответствии системы и применение ее на практике данным классным руководителем. Провела урок окружающего мира, при этом применив навыки публичной речи, ведения дискуссии, беседы, поддерживая активность и инициативность обучающихся. Приобрела опыт взаимодействия с учениками. Впервые попробовала себя в роли учителя, и с уверенностью могу сказать что данная профессия имеет свои положительные стороны, хотя без трудностей не обойтись.

Анализирование уроков (3 урока). Проведение урока ИЗО с целью выявить творческие личности, а также на определения мышления у учеников.

Мною был проведен урок ИЗО на котором я выявила учеников с наибольшим количеством творческих идей. Также применяла навыки публичной речи, ведения дискуссии, беседы, поддерживая активность и инициативность обучающихся.

Анализирование уроков (3 урока). Проведение урока «Окружающий мир». Беседа на тему «Друзья наши пернатые».

На сегодняшний день все больше приобретаю опыт учителя. Меня дети воспринимают в большей степени как взрослого преподавателя, чем в первые дни прихода. Поражена осведомленностью некоторых детей о разных птицах.

Опрос детей о их будущем. О чем мечтают. Выявление в детях такого качества как ответственность за другого, сплоченность с помощью игр.

Дети в своем возрасте мечтают о разном кто-то хочет стать врачом, кто-то космонавтом…Данный опрос позволил мне узнать о интересах учеников а также кому чего не хватает в жизни…Меня дети приятно удивили тем что в них воспитанно чувство уважения к своему сверстнику. Дети охотно показывают меру своей вежливости выражая это например когда уступают место девочкам, приветствуют взрослого стоя. Сплоченность и ответственность также выявлено в детях.

Наблюдение за успеваемостью учеников, их активностью на уроках.

За период, который я провела в классе я могу сориентироваться в успеваемости учеников, наблюдая за ними. Всегда найдется ученик тянущий руку не выслушав вопроса до конца, и тот ученик который даже не обратит внимания на вопрос учителя будет продолжать заниматься своим каким-то делом. Так и в этом классе есть такие ученики. Наверное благодаря им держится некое «равновесие» этого класса.

Беседа с одним из учеников. Составление психолого-педагогической характеристики на ученика.

Побеседовав с учеником, и наблюдая за ним за весь период практики я составила психолого-педагогическую характеристику.

Беседа с учителем о выполненной мною работой. Ее оценка о моих деятельностях за период практики.

Побеседовав с Еленой Владимировной я получила массу для себя оцениваний и советов с ее стороны. Также обрела спокойствие в том, что иду по правильному пути выбрав для себя данную профессию.

Данная практика помогла мне выявить некоторые компетенции, способствующие формированию системы «учителя».Классный руководитель, я считаю, умело организовывает уроки по данной системе обучения. Учительница использует все возможные свойства, методы и качества данной системы. Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т. п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью. Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение. Я получила большой опыт. И теперь имею практическое представление о ведении уроков, роли учителя и ученика в классе, их взаимоотношения и др. полезные для меня и моей дальнейшей профессии навыки.

Анализирование уроков. Наблюдения деятельности учителя и учеников во время уроков.

Дата, название урока

Открываем тетради Пишем классная работа 15 апреля и прописываем число 4

Обратите внимание на доску что вы видите

Тема нашего урока уравнение

Но сначала проведем небольшую работу

Вызывает ученика к доске.

Максим у доски а все остальные у себя в тетради записываем числа 33 6 267 12 3 42 16

Давайте решим уравнение

отркрываем рабочую тетрадь и выполняем упражнение № 24 самостоятельно там нужно решить примеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *