Культура древнерусского государства

Глава 4. Культура древнерусского государства

История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.

В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.

Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:

· Культура Киевской Руси, как древнего государства в XI веке

· Культура, когда Киевская Русь распадалась на отдельные владения в первой половине XII до трети XIII века.

Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государство получило статус самого развитого.

Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:

· Язычество – первая культура восточнославянских племён, которая влияла всю культуру средневековья в разные эпохи.

· Культура Византии, которая творилась под влиянием христианства. А появление его в Древнерусском государстве (988 год) — способствовало интенсивному развитию философии, литературе, общеобразовательному процессу.

В результате реформ и принятие христианства создавались школы, библиотеки, которые заставляли прогрессировать грамотность населения. Так и создали славянский алфавит в X веке. Образованными становились не только в высших слоях общества (духовенство, знатные люди), а и простые ремесленники, и купцы, которые пользовались грамотами в быту. Доказательством этого свидетельствуют находки археологов в Новгороде.

Историки разделяют два этапа в истории Древнерусской литературы:

· Развитие литературы, как неотъемлемой части культуры в Древнерусском государстве совпадало с единством двух центров – Киева и Новгорода (конец XI начало XII века).

· Появление новых жанров в литературе в связи с подключением других литературных центров в таких городах – Смоленск, Суздаль, Владимир, которые внесли в литературу свои обычаи, традиции.

Развитие литературы Древней Руси отражалось в основном с помощью переписки текстов религиозного характера, перевод слов с латыни, с греческого языка. Все мысли древнерусские авторы излагали только религиозного характера, так как мировоззрение в Древней Руси было исключительно религиозное.

Книги писались только от руки, а стоимости и ценности предавало им пергаментная основа и разного рода украшения. Такую книгу имели только зажиточные люди.

Много памятников связанных с письменностью и образованностью древнерусского народа не удалось сохранить из-за чужеземных нашествий.

Имело место в создании литературы и устное народное творчество – разного рода заговоры, песни для обрядов, свадебные песни, похоронные причитания, песни на празднованиях. Пословицы загадки, скороговорки также были частью древнерусского фольклора.

К устной поэзии относилось прославление дружинниками князей с их подвигами. Даже с появлением литературы в письменном виде устное творчество оставалось главной составляющей в культуре Древнерусского государства. Наши современники спустя многих лет черпают информацию с устной поэзии древних времен и ее оригинальные подходы творчеству.

Появления христианства на древнерусских землях отразилось и на архитектуре – постройки возводили не из дерева, как раньше, а из камня (X век). До нашего времени сохранилось приблизительно 60 храмов (Софийский собор в Киеве, Новгороде, Спасский собор в Чернигове – постройки середины XI века). К их строительству приложили руку, как греческие, так и русские специалисты. Строились эти сооружения практически одинаково — по размеру, художественному оформлению.

С развитием архитектуры начали появляться первые архитектурные школы в XII веке (новгородская, киевская, Галицкая).

Живопись на территории Древнерусского государства до самого конца XVII века ориентирована была на религию. Появление первых икон в Древней Руси датируется X веком, которые привезли греки с Византии. Писаны они были на обычных деревянных досках натуральными красками, которые разбавляли желтком с яйца. На иконах изображали, Богоматерь, распятие, а в XII веке появилось изображение древнерусских святых.

Хотя большая часть культуры Древнерусского государства пострадала из-за войн, пожаров, но памятники, дошедшие до наших времен, позволяют судить о Руси, как о развитом государстве среди других того времени.

В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян — Киевский и Новгородский объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.
С конца IX до начала XI в это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров некогда бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества. В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка, территории и психического склада, проявлявшегося в общности культуры.
Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливали дипломатические отношения с соседними странами.
Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Византией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями.

©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь.

Культура Древнерусского государства

Особенности культуры . На Руси создаётся мощная куль­тура, европейская по типу. Большое влияние на развитие куль­туры ока­зала Византия, от которой было заимствовано христиан­ство.

Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона. в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топо­ры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Лю­дота).

Юве­лиры (златокузнецы ) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка. скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см. которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см. по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты.

Гончары знали технику обжига глины, произ­водили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу ), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – гру­зики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг.

Древнерусское ре­месло, по мне­нию академика Б. А. Рыбакова. насчитывало около 60 специ­ально­стей.

Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Влади­мире Свя­тославиче («Красное Солнышко»). Ге­рои былинного эпоса – богатыри Илья Муро­мец, Добрыня Никитич, Алёша Попо­вич. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.

Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица. но она не получила распро­стране­ния.

Первый па­мятник древне­русской письменности – договор князя Олега с греками 907 г. написанный на греческом и древне­рус­ском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учё­ными обнаружены граффи́ти – над­писи, процарапанные на сте­нах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписан­ные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози. » мы встретим фразы-размышле­ния о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…».

Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новго­роде, три грамоты – в Московском Кремле, а также не­сколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домон­гольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамот­ности городского населения. Найдены берестя­ная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тет­радь маль­чика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хо­зяй­ственные распоряже­ния, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изы­сканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относи­лась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюблен­ному, не при­шедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в. «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. най­дены грамоты, со­держащие ненорма­тивную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга.

Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается кни­гописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый гео­метричный почерк назывался «уставное письмо ». Книги украшались орнаментирован­ными заставками и заглавными бук­вами, с которых начиналась глава. Эти буквы писались красной краской – киноварью («красная строка»). Книги помещались в дере­вянные пере­плёты, об­тя­нутые кожей. Большин­ство книг домонгольского периода погибло в результате междоусобиц, нашествия Батыя и многочисленных пожа­ров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие. написанное в 1057 г. для новго­родского посадника Остро­мира. а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнге­лие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой мануск­рипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами.

Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным за­веде­нием по подготовке духовенства. Здесь изучалось богосло­вие, грече­ский язык, церков­ная лите­ратура. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей де­тей и от­давать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распро­странению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Яро­слав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священ­нослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна. королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Летописание.Летописьисторическое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других горо­дах. Позднее они вошли в летопис­ный свод «Повесть временных лет » (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора яв­ляется пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новго­родская, «Ипатьев­ская» (найдена в Ипать­евском монастыре под Кост­ромой) и «Лавренть­евская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегород­ского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками све­дений об исторических событиях в Древней Руси.

Литература. Большинство литературных произведений XI – на­ч. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе дру­гих произведений:

«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «По­учении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отноше­нию к под­данным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Моно­мах призы­вает сыновей следовать его примеру.

«Слово о законе и бла­го­дати » митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею неза­виси­мого от Византии развития Руси.

«Устав » князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принужде­ние детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.

«Хожде­ние Даниила в Святые места » (в Палестину, 1113 г.).

Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе »).

Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Ска­зание, как сотворил Бог Адама »).

Архитектура. С принятием христианства начинается строитель­ство первых деревянных хра­мов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.).

С кон. Х в. под влиянием Византии возникает ка­менное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная системасистема пере­крытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примы­кают крестообразно распо­ложенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест .

Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруг­лые завершения стен, хóры — балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.

В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на со­держа­ние шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь .

Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древ­нейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы .

-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штука­турке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском со­боре Киева);

-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена» ) и Христос-Пантократор (Вседержи­тель ) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков.

-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы при­меняли ви­зантийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе. прикрепляясь к продольным балкам (тяблам ), в 5 рядов.

К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Ост­ромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произ­ведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия (?–1114),про кото­рого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный.

Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается скази­тель-певец Боян. который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Культура Древнерусского государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА».

Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, — 852 год. Но еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. В древних вендских могилах были найдены многие глиняные урны, весьма хорошо сделанные, с изображением львов, медведей, орлов и покрытые лаком; также копья, ножи и мечи, и кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправой и насечкою.

Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей, древнерусской культуры, которая начала свое существование в год 852 от Рождества Христова.

Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни, выразившиеся в разложении первобытнообщинного строя и вызревания феодальных отношений, в возникновении государства и в формировании древнерусской народности, привели к качественным сдвигам в жизни восточных славян и обусловили быстрый подъем в развитии, в результате которого древнерусская культура за сравнительно короткий исторический период достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.

До 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится на два периода: языческий и христианский.

В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура.

Центром новой, христианской культуры остался Киев.

1.Влияние художественных традиций Византии на древнерусскую культуру. Культурные связи Руси со странами Западной Европы

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного склада современников, заимствований у других народов.

Достоверная история русского искусства начинается только с принятия святым Владимиром христианства. Еще задолго до этого великого события наши предки были знакомы с художественными произведениями Византии, то делая воинственные набеги на нее, то вступая с нею в мирные договоры и торговые сношения. Когда же православие сделалось государственной религией Руси, явилась на ней надобность иметь для богослужения храмы, устроенные и убранные наподобие константинопольских церквей, а благоверным князьям жить в палатах и среди обстановки, напоминающих образ жизни восточных императоров. Удовлетворить этой потребности могли только греки, на долю которых выпало быть просветителями Руси и во всех других отношениях. Тотчас по своем крещении, Владимир вызывает из Царьграда зодчих, каменщиков, живописцев, мозаичистов; в Киеве и соседних местах воздвигаются церкви, украшенные иконами, мозаикой, резьбой. Все эти работы исполняются византийскими руками и в византийском стиле. То же самое происходит и при ближайших преемниках Владимира, хотя в это время начинают действовать и туземные мастера, выученные греками. Таким образом, русская архитектура и прочие художественные отрасли в самом своем начале получают совершенно византийский характер, черты которого не утрачиваются ими и впоследствии, при заимствованиях из других источников.

Древнерусское государство оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским.

Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии — одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира — оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, переломлены на русской почве.

Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Киев стал учеником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно, и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины XII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. И постепенно русская культура стала отделяться от влияния Византии. Мастера, обучавшиеся у «греков», стали привносить в культуру что-то свое. Но, несомненно, основой являлось византийское начало.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, — с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определяющие тип культуры.

Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Отмеченные особенности характерны для всех направлений древнерусской культуры.

памятник художественный культурный живопись

2. Богатство фольклора. Возникновение героического былинного эпоса

Истоки мировой литературы — в героическом эпосе, сказках, легендах, песнях, пословицах, загадках, в том, что обычно называют фольклором. Он возник еще тогда, когда человечество еще не имело письменности. Труд вызвал к жизни первые песни и сказки.

Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества — фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия — песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение «устную летопись» прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописания. Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкального искусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Народные песни были плодом коллективного устного творчества и имели много вариантов. Фольклор обладал сложившейся стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности.

В числе самых древних свидетельств музыкальной одаренности русского народа — календарно-обрядовые песни. Они создавались в соответствии с календарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. В содержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразные верования наших предков, представления о круговороте природы и устройстве мироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил.

Совсем иной была сфера семейно-бытового фольклора. В Древней Руси события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью, отразились в прекрасных народных песнях.

Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространены плачи-причитания: «причет», «вопль», «голошение».

К IX-X вв. относится возникновение былинного эпоса — нового эпического жанра фольклора. В нем отразилось представление о Руси как о едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса был конец X в. — время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко — обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого стал реальный исторический деятель — дядя Владимира Святославича по матери, бывший его наставником), Микула Селянинович, Вольга.

Устное народное творчество развивалось и после появления письменной литературы. Русский эпос XI — начала XII вв. обогащался сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича.

Громадное количество былин и былинных персонажей говорит об их популярности, о необходимости обращения к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.

Нашла отражение в былинах и русская история. Для народных сказаний, бесспорно, характерны идеи патриотизма, защиты родной земли. Но в отличие от летописей, где судьба Руси зависит от князя киевского, от его храбрости, мудрости или трусости, в былинах в минуты опасности единственными защитниками родины становятся богатыри из народа. Былины как бы противопоставляют официальной версии истории свою, народную.

3. Древнерусская литература и её основные жанры. Летописание. «Повесть временных лет»

Важным источником изучения древнерусской культуры является древнерусский язык, который в то время был близок другим славянским языкам. Русь расширяет связи с другими народами. Появляется множество переводов с греческого, латинского, древнееврейского. А главное, создаются оригинальные русские произведения. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знала ни Болгария, ни Византия.

Одно из самых значительных явлений древнерусской литературы — летописи. По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая, дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите и как Русская земля стала есть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). «Повесть» отличает сложность состава и многообразие материалов; в неё включены тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и. «Повесть временных лет», написанная в самый расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории и копировалась во всех концах Руси на протяжении пятисот лет.

Летописанием занимался князь Владимир Всеволодович Мономах. В составе летописи дошло до нас такое превосходное литературное сочинение Мономаха, как «Поучение детям». В «Поучении» он перечисляет ряд своих достоинств, в подкрепление слов о непрестанной борьбе с половцами приводит перечень важнейших походов, в которых он участвовал и которыми предводительствовал. Этот перечень производит впечатление конспекта, подготовленного князем для какой-то подробной летописи. «Поучение» написано около 1099 года.

Летописцы не всегда были историками, их главная задача состояла в описании современных событий, в оценке противоборствующих сил, в оправдании одних исторических лиц и обвинении других. Реже всего в церковном летописании отражались интересы народных масс.

Кроме исторических сочинений, показывающих, что русские писатели, несмотря на молодость Русского государства и его культуры, стали вровень с греческими, мы располагаем рядом произведений других жанров. Интересно «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» (около 1107 г.). Даниил, игумен одного их черниговских монастырей, посетил Палестину в 1104-1107 гг. где некоторое время сопровождал короля Бедуина I в одном из его походов. Даниил провел в Палестине 16 месяцев и подробно описал все, что там видел.

Своеобразным жанром были «жития святых», где не только говорилось о канонизированных церковью людях, но и просматривалась реальная жизнь: классовая культура монастырей, стяжательство монахов, жестокость и многое другое.

Особенно интересен Киево-Печерский Патерик — сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря (основан в 1051 г.). Исключительно интересна переписка епископа Симона и некоего церковного карьериста Поликарпа, стремившегося за взятку (деньги давала одна княгиня) получить высокий церковный пост. Другим жанром, тоже связанным с церковью, были поучения против язычества, бичевавшие веселые народные празднества. В них мы находим описания различных бытовых черт.

Русская литература IX-XII вв. была разнообразна и, по всей вероятности, очень обширна, но до наших дней, из-за многочисленных татарских погромов русских городов в XIII-XIV вв. уцелела лишь часть её.

4. Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода

Древнерусское зодчество развивалось на протяжении X — начала XIII вв. В этот период можно проследить эволюцию стилей и признаков, он замечателен развитием параллельных форм архитектуры: деревянной и каменной, причем преобладало деревянное строительство.

Архитектура была связана с жизнью государства, и важнейшие этапы её развития в основном совпадают с периодизацией отечественной истории.

Исторически обусловленный рост городов Киевской Руси предопределил в X-XI вв. быстрое развитие зодчества, в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство, так как защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали создания защитных сооружений.

В области жилищного строительства на Руси издавна сложились два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, с деревянным полом, срубленными стенами, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены — деревянные, часто присыпанные снаружи землей, печи — каменные или чаще глиняные.

В руках мастеров плотничьего искусства сосредотачивалось все строительство — военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля.

Русское каменное зодчество было заимствовано нашими предками из Византии. Оттуда пришла и символика храма — звездного неба. Основой плана является крест — символ христианства, символ спасения. Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище — алтарь.

Своды храма и его глава находятся на четырех столпах, символизирующие четыре Евангелия. Столпы членят внутреннее убранство на три нефа. Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный.

Русские зодчие по-своему переосмысляли византийскую архитектурную систему крестово-купольного храма и создавали новые архитектурные формы шатрового, столпообразного храма.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера обходами — галереями.

Сочетание светского и духовного начал нашло отражение в художественных особенностях здания: бытовые сцены развлечений, изображенные на фресках башни, как бы противопоставлялись идеям смирения и отреченности от жизненных благ, групповые портреты княжеского семейства включались в церковные росписи; замкнутость церковного здания нарушалось открытыми арками галерей, вносившими в облик храма черты общедоступности.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Начало строительства в 1045 году собора Софии в Новгороде, втором по значению городе Древнерусского государства, следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя. Собор во многом подобен киевскому, однако он несколько проще и скромнее. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, отсутствуют мрамор и шифер.

Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева, Чернигова, Переславля — строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоцкая — возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.

При всей своей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке в то же время были родственными по композиции, строительной технике, деталям и архитектурному образцу. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X — первой половины XI вв. Высокое художественное совершенство и своеобразие этих памятников ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Таким образом, используя традиции византийской архитектуры, каменное русское зодчество в эпоху своего становления имело своеобразный характер и уже во второй половине XI века вырабатывало собственные традиции. Именно на них ориентировались ваятели следующих поколений.

5. Монументальная живопись

Древнерусская монументальность живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности.

Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально просто и лаконично раскрыть перед молящимися основные положения христианского вероучения — о Боге как Творце и Судье мира, Христе как Спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты — небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой, была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.

В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику — из поколения в поколение. Масляной живописи Русь не знала.

Собор Святой Софии в Киеве — древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому она в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

На фресках изображались картины из Евангелия. Но также среди фресок Софийского собора сохранилось несколько изображений не церковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок — охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. — 2-е изд. испр. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. — М. Аванта+, 2000.

2. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. — М. Вече, 2000.

3. История России: учеб./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — 3-е изд. М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

4. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы в 2 кн. Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. — М. Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

5. А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот. Русская история с древнейших времен до наших дней /3-е издание. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». — СПб. Издательство «Лань», 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Произведения древнерусской литературы. Деревянное и каменное зодчество. Использование монументальной живописи — мозаики и фрески для украшения храмов. Художественное оружейное и ювелирное ремесло.

презентация [1,3 M], добавлен 27.11.2013

Рассмотрение культуры Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия. Возникновение у восточных славян письменности в дохристианский период. Развитие литературы, зодчества, живописи и фольклора.

реферат [2,8 M], добавлен 17.12.2014

Особенности развития художественной культуры Византии, в которой сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной стороне жизни и противостояние ей, сохранение традиций античности и создание художественных традиций христианства.

реферат [38,1 K], добавлен 28.06.2010

Становление культуры Византии в условиях ожесточенных философско-богословских споров. Исторический процесс возрождения и развития риторики, эпистолографии, архитектуры. Воплощение христианских мировоззрений в монументальной мозаичной и фресковой живописи.

презентация [3,5 M], добавлен 21.03.2011

Становление языческого Древнерусского государства, его основные культурные особенности. Влияние христианства на русскую культуру. Обзор раннехристианской русской культуры, ее самобытности, отличий от культурно-религиозных образований других стран.

реферат [26,7 K], добавлен 24.11.2009

Русская летопись — средоточие истории Древней Руси — один из важнейших памятников письменности, литературы и культуры в целом. Деревянное и каменное зодчество X-XI вв. — органическая часть культуры Киевской Руси. Охрана памятников искусства и старины.

контрольная работа [39,0 K], добавлен 20.01.2011

Устное народное творчество. Летописание, возникновение письменности и распространение грамотности среди славян. Берестяные грамоты. Памятники архитектуры, зодчества и живописи. Специфика иконописного письма. Художественное ремесло в эпоху Киевской Руси.

презентация [904,5 K], добавлен 13.11.2013

Религиозная реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси. Идея богоданности искусства Византии. Массовое строительство церквей и монастырей. Выдающиеся произведения зодчества Киевской Руси. Анализ живописи византийского православного мира.

презентация [6,6 M], добавлен 19.05.2015

Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры. Европейская культура раннего, зрелого и позднего Средневековья. Культура Византии: этапы и тенденции развития. История культурного развития средневековой Западной Европы.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 30.04.2011

Основные этапы зарождения и развития древнерусского искусства. Церковная архитектура, монументальная и станковая живопись Киевской и Суздальской Руси X-XIII веков. Каменное зодчество и монументальная живопись. Московская культовая архитектура XV-XVII вв.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 02.03.2013

1.2. Последствия принятия христианства 13

2.Культура Киевской Руси. 17

2.1.Литература, грамотность, письменность, школы. 17

2.2 Архитектура. 21

2.3 Искусство. 23

Список литературы. 30

Начиная изучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этой культуры, причины, вызвавшие ее появление, процессы, сопровождавшие ее развитие. Интересно понять, стало ли это игрой исторических случайностей или некая закономерность вызвала к жизни тоненький ручеек, ставший впоследствии мощным потоком.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. Актуальность данной темы определяется современным повышением интереса к самобытной русской культуре, к языческому и раннехристианскому периоду российской истории.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Актуальность данной темы связана с исторической преемственностью культурного наследия. В культуре огромное значение имеет принцип историзма. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур Поэтому изучение культуры Древней Руси важно для понимания ее дальнейшего развития и влияния на современные культурные тенденции ( сохранение традиций и отслеживание новых тенденций).

Целью работы является исследование культурных особенностей Древнерусского государства.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования: 1. -рассмотреть становление языческого русского государства, отметить его особенности; 2.-определить влияние христианства на русскую культуру.

I.Дохристианская Русь

Этапы дохристианского развития Руси

В наше время восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.

В начале I тыс. н. э. славяне жили родовыми общинами. Но высокое для своего времени развитие земледелия и появление избыточного продукта давали возможность отдельной семье обеспечивать свое самостоятельное существование. На смену родовой общине приходила община соседская, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С VI в. н. э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. Появление имущественного неравенства, развитие продуктообмена между различными племенами вели к образованию отдельных социальных групп. Родовая знать концентрировала в своих руках не только богатство, но и власть. О разложении первобытнообщинных отношений свидетельствовало выделение военных вождей, совершавших походы за добычей. Вокруг них складывались отряды профессиональных воинов и советников — дружины. В то же время большую роль играло народное ополчение, а для решения важнейших вопросов созывалось народное собрание — вече.

В VII в. восточные славяне объединились в племенные союзы, названия которых свидетельствуют о привязке к определенной местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород Северский, Северский Донец), полочане (р. Западная Двина, Полоть), дреговичи (от дрегва болото) (Белоруссия), радимичи (р. Сож, р. Десна), вятичи (р. Ока, Подмосковье) и т. д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями на данной ступени общественного развития назывались племенные вожди.

В VIII—IX вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию.

При этом славяне первоначально как жители лесов (а именно таковыми рисуют их нам византийские историки VI в.) продвигались и расселялись преимущественно вдоль больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путем. Подавляющая часть нашей информации о ранних славянах черпается из византийских источников. Даже сведения, сохраненные с VI—VII вв. сирийскими и арабскими писателями, в целом восходят к Византии.

Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого и промыслового, а следовательно, и трех образов жизни — оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. 1

О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни – в один, два, три двора. Несколько поселков объединились в союзы («верви» «Русской Правды»).

Основой их жизнедеятельности являлось земледелие, существовавшее в виде подсечно – огневого на Севере и «перелога», т.е. пашенного, на Юге, и скотоводство. Значительную роль в хозяйственной жизни восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Довольна развиты были различные ремесла. В VII-VIII вв. восточные славяне уже имели тот основной комплекс сельскохозяйственных и ремесленных орудий труда, который совершенствуясь, использовался в течении последующих столетий.

Определяющую роль в жизни славян играли три фактора – лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства – старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самым надежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. 2 .

У славян существовала оригинальная система письма – так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги – клубки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов 3 .

Важнейшим является вопрос о письменности у древних славян. Считается, что славянскую письменность создали просветители Кирилл и Мефодий. составившие для восточных славян кириллическую азбуку. Но исследования последних лет утверждают, что наши предки к этому моменту уже владели письменностью, в качестве которой выступало так называемое слоговое письмо, возникшее еще в древнейшие времена, а модификацией, приспособлением его к новым, меняющимся условиям, выступила глаголица. И в этом смысле глаголица несравненно более древняя система письменности, нежели кириллица. Однако развитие христианства и перевод религиозных текстов на славянские языки через посредство кирилловского письма именно кириллицу сделало основной письменной системой.

У восточных славян сформировались трудовые навыки, и был накоплен значительный объем практических знаний о природе. Одним из путем передачи новым поколениям социального опыта и накопленных знаний.

5. Культура и быт Древней Руси в iх– начале хiii в.

Культура– это совокупность материальных и духовных ценно­стей, создаваемых человечеством на протяжении истории. Культура – важная составная часть общественной жизни. Культурный процесс отражает те измене­ния, кото­рые происходят в обществе в соци­альных отношениях, идейных взглядах, эстетических пред­ставлениях, нравст­венных понятиях. Культура хранит национальные традиции, в ней выражается националь­ное самосознание народа. Куль­тура делится на материальную и духовную. К материальной куль­туре относятся: ре­мёсла – производство орудий труда, жилища, оде­жды, т.е. того, что помо­гает чело­веку справиться с материальными труд­ностями. Ду­ховная куль­тура – более сложное явление. К ней отно­сятся: идеоло­гические пред­став­ления (в том числе религия), наука, сис­тема просве­щения, система права, литература, искусство (архитектура, живопись, скульптура и т.д.).

Древнерусская культура делится на два этапа :

1) IX в.–1132 г. (Древнерусское государство до раздробленности);

2) 30-е гг. XII в.–30-е гг. XIII в. (до нашествия Батыя).

Культура Древнерусского государства.

Особенности культуры . На Руси создаётся мощная куль­тура, европейская по типу. Большое влияние на развитие куль­туры ока­зала Византия, от которой было заимствовано христиан­ство.

Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона. в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топо­ры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Лю­дота).

Юве­лиры (златокузнецы ) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка. скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см. которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см. по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты.

Гончары знали технику обжига глины, произ­водили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу ), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – гру­зики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг.

Древнерусское ре­месло, по мне­нию академика Б. А. Рыбакова. насчитывало около 60 специ­ально­стей.

Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Влади­мире Свя­тославиче («Красное Солнышко»). Ге­рои былинного эпоса – богатыри Илья Муро­мец, Добрыня Никитич, Алёша Попо­вич. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан.

Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица. но она не получила распро­стране­ния.

Первый па­мятник древне­русской письменности – договор князя Олега с греками 907 г. написанный на греческом и древне­рус­ском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учё­ными обнаружены граффи́ти – над­писи, процарапанные на сте­нах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписан­ные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози. » мы встретим фразы-размышле­ния о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…».

Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новго­роде, три грамоты – в Московском Кремле, а также не­сколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домон­гольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамот­ности городского населения. Найдены берестя­ная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тет­радь маль­чика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хо­зяй­ственные распоряже­ния, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изы­сканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относи­лась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюблен­ному, не при­шедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в. «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. най­дены грамоты, со­держащие ненорма­тивную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга.

Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается кни­гописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый гео­метричный почерк назывался «уставное письмо ». Книги украшались орнаментирован­ными заставками и заглавными красными бук­вами, написанными краской киноварью («красная строка»). Книги помещались в дере­вянные пере­плёты, об­тя­нутые кожей. Большин­ство книг домонгольского периода погибло в результате войн и пожа­ров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие. написанное в 1057 г. для новго­родского посадника Остро­мира. а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнге­лие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой мануск­рипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами.

Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным за­веде­нием по подготовке духовенства. Здесь изучалось богосло­вие, грече­ский язык, церков­ная лите­ратура. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей де­тей и от­давать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распро­странению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Яро­слав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священ­нослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна. королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Летописание.Летописьисторическое повествование,в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других горо­дах. Позднее они вошли в летопис­ный свод «Повесть временных лет » (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора яв­ляется пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новго­родская, «Ипатьев­ская» (найдена в Ипать­евском монастыре под Кост­ромой) и «Лавренть­евская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегород­ского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками све­дений об исторических событиях в Древней Руси.

Литература. Большинство литературных произведений XI – на­ч. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе дру­гих произведений:

«Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «По­учении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отноше­нию к под­данным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Моно­мах призы­вает сыновей следовать его примеру.

«Слово о законе и бла­го­дати » митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею неза­виси­мого от Византии развития Руси.

«Устав » князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принужде­ние детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде.

«Хожде­ние Даниила в Святые места » (в Палестину, 1113 г.).

Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе »).

Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Ска­зание, как сотворил Бог Адама » и др.).

Архитектура. С принятием христианства начинается строитель­ство первых деревянных хра­мов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.).

С кон. Х в. под влиянием Византии возникает ка­менное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная системасистема пере­крытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примы­кают крестообразно распо­ложенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест .

Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруг­лые завершения стен, хóры — балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича.

В Киеве были построены каменные сооружения: Десятиннаяцерковь (на со­держа­ние шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийскийсобор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь .

Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древ­нейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы .

Живопись.Виды живописи:

-фреска – техника живописи водяными красками по сырой штука­турке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском со­боре Киева);

-мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена» ) и Христос-Пантократор (Вседержи­тель ) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков.

-и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы при­меняли ви­зантийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе. прикрепляясь к продольным балкам (тяблам ), в 5 рядов.

К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Ост­ромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произ­ведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия († 1114), про кото­рого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный.

Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается скази­тель-певец Боян. который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *