Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров — это следственное действие, сущность которого заключается в контроле и фиксации на основаниях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также и других лиц с целью использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам.

Согласно пункту 14 1 ст. 5 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров — это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм. Однако представляется, что осмотр и прослушивание фонограммы является самостоятельным следственным действием и частью контроля и записи переговоров не является.

Посредством рассматриваемого следственного действия контролироваться и записываться могут лишь переговоры, ведущиеся с использованием технических средств связи. Разговор, происходящий при непосредственном контакте собеседников, с помощью данного следственного действия фиксироваться не может. Для ре-, шения этой задачи необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности.

Фактическое основание контроля и записи переговоров может быть двух видов.

Во-первых, это наличие достаточных данных (доказательств), дающих основание полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этом случае для осуществления контроля и записи переговоров фактическое основание должно сопровождаться обязательным условием: осуществление производства лишь по уголовному делу о преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении.

Во-вторых, наличие доказательств, свидетельствующих о воздействии на свидетеля, потерпевшего или их близких родственников, родственников или близких лиц посредством угрозы совер-

199Часть вторая. Досудебное производство

Глава XII. Следственные действия

шения насилия, вымогательства и других преступных действий. В этом случае тяжесть преступления не является фактором, подлежащим обязательному учету.

При наличии фактических оснований контролироваться и записываться могут переговоры не только подозреваемых и обвиняемых, но и любых других лиц, в том числе и не имеющих процессуального статуса.

Юридическое основание может быть различным в зависимости от вида фактического основания. Так, при наличии первого из указанных оснований юридическим основанием следственного I действия является судебное решение. В случае, если имеет место второй вид фактического основания, контроль и запись переговоров могут быть осуществлены по письменному заявлению лиц, в; отношении которых наличествует угроза, по постановлению еле- > дователя. Однако при отсутствии такого заявления в случае необ-1 ходимости следственное действие производится по судебному решению.

Срок контроля и записи переговоров устанавливается судом по ходатайству следователя, но не может превышать шести месяцев (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).

Постановление о производстве контроля и записи телефонных] и иных переговоров направляется следователем для исполнения в| соответствующий орган. Техническое осуществление контроля и] записи может быть поручено оперативно-техническим подразде- i лениям органов дознания либо телефонным станциям при нал и- i чии у них специальной аппаратуры.

Следователь в течение всего срока производства контроля й| записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время ис-| требовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмот-1 ра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в one-; чатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны! быть указаны дата и время начала и окончания записи указанш переговоров и краткие характеристики использованных при это» технических средств (естественно, при условии неразглашени* сведений, составляющих государственную тайну).

Переданная следователю фонограмма должна быть осмотрена и прослушана.

Контроль и запись переговоров прекращаются по истечении срока, на который судом дано разрешение производить это след*! ственное действие, но не позднее окончания предварительной

расследования. По постановлению следователя в случае, если основания для контроля и записи переговоров отпали, производство указанного следственного действия может быть прекращено и до истечения срока (окончания предварительного расследования).

Согласно части 8 ст. 186 УПК РФ фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

§ 10. Допрос. Очная ставка

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий. Законодатель достаточно детально регламентировал в статьях 187—191 (гл. 26) УПК РФ порядок производства допроса и фиксации его результатов. Очная ставка, будучи самостоятельным следственным действием, в своей основе строится на использовании тех же закономерностей, что и допрос.

Допрос — это урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в получении органом или должностным лицом, Осуществляющим производство по уголовному делу, показаний от допрашиваемого лица об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.

В зависимости от лица, дающего показания, возможен допрос потерпевшего; допрос свидетеля; допрос эксперта; допрос специалиста; допрос подозреваемого; допрос обвиняемого. Существен* ные особенности предусмотрены для допроса несовершеннолетнего свидетели, потерпевшего (ст. 191 УПК РФ), для подозреваемого и обвиняемого (ст. 425 УПК РФ). В связи с этим допрос несовершеннолетних участников процесса представляет собой самостоятельный вид допроса.

Фактическим основанием производства допроса свидетеля являются достаточные данные (доказательства), дающие основание полагать, что лицу могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для производства по уголовному делу.

201Часть вторая. Досудебное производство

Юридическим основанием допроса является процессуально оформленный вызов на допрос (в случае явки лица по собственной инициативе — разъяснение ему прав и обязанностей).

Свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается ему под расписку либо передается с помощью средств связи (телеграммой, телефонограммой). В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос (ч. 2 ст. 188 УПК РФ). В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто мерам процессуального принуждения, предусмотренным статьей 111 УПК РФ (привод, обязательство о явке. денежное взыскание).

Порядок производства допроса, по общему правилу, склады-] вается из следующих элементов:

1) следователь удостоверяется в личности явившегося на допрос;

2) допрашиваемому разъясняются права, обязанности, ответственность и порядок производства допроса;

3) постановка следователем перед допрашиваемым вопросов! об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для уголов-1 ного дела.

При этом следователь свободен в выборе тактики допроса, за| исключением права задавать наводящие вопросы (вопрос, в фор-| мулировке которого содержится ожидаемый, желательный ответ);

4) ответы допрашиваемого на поставленные вопросы;

5) фиксация заданных вопросов и ответов допрашиваемого протоколе допроса по правилам статьи 190 УПК РФ. Показания лица записываются от первого лица и по возможности дословно;

6) по окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения или по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись.| Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению (ч. 6 ст. 190 УП1 РФ). Допрашиваемое лицо (как и переводчик) подписывает каждую страницу протокола, а в конце протокола удостоверяет свое* подписью факт ознакомления с показаниями и правильность записи показаний.

Глава XII. Следственные действия

Допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов, продолжение допроса допускается после перерыва для отдыха и принятия пищи не менее чем на один час. При этом общая продолжительность допроса не должна превышать 8 часов в день. В случае наличия медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.

Потерпевший в основном допрашивается по правилам допроса свидетеля. При этом следует учитывать^ что потерпевший в отличие от свидетеля не только обязан, но и вправе давать показания (п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК РФ), т.е. следователь обязан допросить потерпевшего в случае желания последнего дать показания. Ход и результаты допроса потерпевшего отражаются в соответствующем протоколе.

Допрос эксперта производится по правилам допроса свидетеля с учетом особенностей предмета показаний.

В части 2 ст. 74 УПК РФ в числе источников доказательств указаны показания специалиста, которые представляют собой сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснение своего мнения (ч. 4 ст. 80 УПК РФ). О допросе специалиста должен быть составлен самостоятельный протокол допроса специалиста.

Уголовно-процессуальный закон достаточно подробно регламентирует порядок допроса обвиняемого 1 .

Допрос подозреваемого имеет некоторые процессуальные особенности. После задержания лица в качестве подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК РФ) оно должно быть допрошено не позднее 24 часов. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи показаний и объяснений (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В связи с этим перед началом допроса подозреваемого следователь должен разъяснить ему, в чем он подозревается, права и обязанности и предложить дать показания по поводу возникшего подозрения. Подозреваемый не обязан давать показания и не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Ход и результаты допроса подозреваемого фиксируются в соответствующем протоколе.

Специальные правила предусмотрены для допроса несовершеннолетних участников процесса.

1 Подробно порядок допроса обвиняемого рассматривается в i/лаве о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения.

Контроль и запись переговоров

Нормы, регулирующие производство контроля и записи переговоров, предусмотрены ст. 23 Конституции РФ, п. 141ст. 5, ст. ст. 13, 29, 164–170, 186, п. 8 ч. 2 ст. 213, п. 2 ч. 3 ст. 239 УПК РФ.

Сущность контроля и записи переговоров как следственного действия состоит в принятии следователем мотивированного решения об обращении в суд в целях получения судебного решения о проведении контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также в его последующих действиях, направленных на истребование и использование полученных сведений в доказывании.

В соответствии с п. 141ст. 5 УПК РФ под контролем телефонных переговоров понимаются прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации (переговоры абонентов по городской, междугородней, международной телефонной связи, сотовой связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной и космической связи, связь по телефаксу и др.), осмотр и прослушивание фонограмм.

Закон позволяет различать две разновидности контроля и записи переговоров, предопределяемые целями этого действия: контроль и запись переговоров в целях осуществления уголовного преследования; контроль и запись переговоров в целях защиты участников судопроизводства от преступных посягательств.

Фактическим основанием контроля и записи переговоров в целях уголовного преследования являются сведения о том, что в переговорах подозреваемого, обвиняемого и иных лиц могут содержаться фактические данные, имеющие значение для дела. Фактическим основанием контроля и записи переговоров в целях защиты участников судопроизводства выступают сведения, устанавливающие факты преступного (содержащего признаки преступления) воздействия определенных лиц на потерпевшего, свидетеля, их родственников и близких лиц. Процессуальные сведения могут дополняться гласными и негласными оперативно-розыскными мероприятиями.

Проведение контроля и записи переговоров в целях осуществления уголовного преследования допускается по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях. Круг субъектов, чьи переговоры могут быть подвергнуты контролю, строго не определен и допускает усмотрение. Закон относит к ним подозреваемого, обвиняемого и других лиц, чьи переговоры могут содержать сведения о преступлении либо иные сведения, имеющие значение для уголовного дела.

К субъектам, подпадающим под контроль и запись переговоров для защиты от преступных посягательств, относятся потерпевшие, свидетели, все их родственники и близкие лица. Цель следственного действия здесь иная — оградить добропорядочного гражданина от противоправного воздействия. Такой контроль может производиться в том числе на основе добровольного желания субъектов. Представляется, что контроль и запись переговоров в этих случаях осуществляется (независимо от наличия заявления) по делам о любой категории преступлений.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ контроль и запись переговоров проводятся только на основании судебного решения. Ходатайство следователя перед судом о даче разрешения на контроль и запись переговоров возбуждается с согласия руководителя следственного органа (дознавателя с согласия прокурора) и оформляется постановлением, содержание которого устанавливается законом. По результатам рассмотрения ходатайства суд выносит постановление.

В случае выдачи судом разрешения следователь направляет постановление суда со своим поручением органу дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), который организует фактическую реализацию контроля и записи переговоров специальным подразделением. В поручении есть необходимость конкретно указать, какая информация может иметь значение для дела. В ходе следственного действия следователь вправе дать дополнительное поручение, учитывающее вновь полученные доказательства.

Закон не предусматривает порядка оформления решения о проведении контроля и записи переговоров, если они осуществляются по письменному заявлению подлежащих защите от преступного воздействия лиц. Он устанавливает лишь, что судебное решение в данном случае не требуется. На наш взгляд, следователь обязан вынести соответствующее постановление и вместе с его поручением и заявлением направить в орган дознания, который организует исполнение подразделениями, осуществляющими оперативно-технические мероприятия. Уведомление суда о таких действиях не предусмотрено.

Предельный срок действия постановления судьи составляет шесть месяцев. Судья, как представляется, уполномочен установить и более короткий срок. Продление срока контроля и записи переговоров не предусмотрено, однако закон не запрещает повторно обратиться за разрешением. По решению следователя возможно досрочное прекращение этого следственного действия. Контроль и запись переговоров после окончания следствия по данному делу недопустимы. Не может данная мера осуществляться по приостановленным делам, а также в случаях изменения квалификации преступления на деяние небольшой тяжести.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Закон не предусматривает предварительного прослушивания следователем произведенных записей для целей отбора относящейся к делу информации. Представляется, что следователь имеет право истребовать записи по своему усмотрению, остальные вправе признать подлежащими уничтожению. Все официально поступившие к нему фонограммы должны быть в установленном порядке осмотрены с участием понятых либо с применением в качестве дополнительного средства фиксации видеозаписи путем внешнего обследования и прослушивания. Специалист, а также лица, чьи переговоры записаны, приглашаются для осмотра по усмотрению следователя.

Процесс контроля и записи переговоров не протоколируется. Протокол составляется лишь при осмотре фонограммы. Часть 7 ст. 186 УПК РФ устанавливает, что о результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны (при наличии такой возможности), составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании (ч. 8 ст. 186 УПК РФ).

Контроль и запись переговоров имеют значительное сходство с прослушиванием телефонных переговоров, осуществляемым в качестве оперативно-розыскного мероприятия. В связи с этим высказывается мнение об ошибочности регламентации такого действия в уголовно-процессуальном законе[83]. На наш взгляд, законодатель поступил обоснованно. Необходимость прослушивания переговоров иногда вытекает не из оперативных материалов, а из уголовных дел. В таких случаях ранее порой возникали сложные ситуации. Следователь не мог самостоятельно получить разрешение суда на прослушивание, поскольку УПК РФ такого действия не предусматривал. Если же следователь давал поручение оперативным службам о проведении прослушивания по Закону об ОРД, то, во-первых, нарушал такой принцип взаимодействия, как самостоятельность органа дознания в выборе средств исполнения поручения, во-вторых, оперативные подразделения не располагали «своими» сведениями, позволявшими им обратиться в суд за разрешением и эффективно обосновать ходатайство. На практике встречались случаи, когда разрешение о проведении оперативно-розыскного мероприятия испрашивал следователь либо представитель оперативного подразделения пытался оперировать процессуальными сведениями, не зная их досконально. Те и другие действия не совсем логичны. Поэтому, несмотря на то что контроль и запись переговоров не в полной мере отвечают всем выделяемым в теории признакам следственного действия, их нужно сохранить в УПК РФ именно в этом качестве. Уголовно-процессуальная деятельность должна быть самодостаточной. Утверждение, что следователь вполне может обойтись дачей поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, представляется не совсем правильным.

© 2015-2017 lektsii.org.

§1. Процессуальный порядок контроля и записи переговоров

Контроль и запись переговоров — это комплекс установленных уголовно-процессуальных законом организационных и удостоверительных действий следователя по осуществлению контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц с целью получения сведений, имеющих значение для уголовного дела, а также для обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.
В соответствии со ст. 186 УПК РФ осуществляется контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Понятием «телефонные переговоры» охватываются переговоры абонентов, которые ведутся по городской, междугородней и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи.
В понятие «иные переговоры» включаются переговоры, которые ведутся с использованием других переговорных устройств (селекторных, проводных или беспроводных и иных средств передачи речевой информации), а также переговоры, которые ведутся путем непосредственного общения между субъектами, если их прослушивание и фиксация возможны путем применения соответствующих технических средств.
Осуществление контроля и записи переговоров допускается при наличии двух условий: а) уголовное дело, по которому производится данное следственное действие, возбуждено по признакам совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 1 ст. 186 УПК РФ), или лицу предъявлено обвинение в совершении такого преступления и б) в материалах уголовного дела содержатся сведения, достаточные и необходимые для вывода о том, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, либо сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц.
Таким образом; по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 186 УПК РФ, контроль и запись переговоров могут осуществляться в отношении двух групп лиц: а) подозреваемых и обвиняемых в том значении, которое этим терминам придается в ст. 46 и 47 УПК РФ, и б) других лиц.
Под другими лицами следует понимать лиц, в отношении которых у следователя имеются сведения, дающие основание полагать, что они являются соучастниками преступления либо скрывают орудия и предметы преступления. К другим лицам следует относить также лиц, которые противодействуют расследованию преступлений. Сведения о таких лицах могут быть получены в ходе производства предварительного следствия или проведения оперативно-розыскных мероприятий, предшествующих принятию решения о производстве контроля и записи переговоров.
Процессуальным основанием осуществления контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц является судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Процессуальным основанием для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц является письменное заявление хотя бы одного из этих лиц, а при отсутствии такого заявления — суг дебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
Контроль и запись переговоров как следственное действие представляют собой следующий алгоритм действий следователя.
1. Принятие решения о производстве контроля и записи переговоров. Контроль и запись переговоров могут производиться лишь при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ. При этом уголовно-процессуальный закон не указывает, из каких источников должна быть получена информации о том, что во время телефонных и иных переговоров могут быть установлены обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, либо о том, что в отношении потерпевшего, сви-
345

Глава 2Ь Контроль и запись переговоров
детеля и других лиц высказываются угрозы и т.п. Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граждан, предприятий, учреждений и т.д.
По смыслу ст. 186 УПК РФ решение следователя о производстве данного следственного действия фиксируется в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров тогда, когда имеются основания, указанные в ч. 1 ст. 186 УПК РФ, либо при наличии оснований, указанных в части второй этой же статьи, отсутствует заявление потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц о высказанных в их адрес угрозах совершить насилие, о предпринятых в отношении их вымогательстве или иных преступных действиях. Однако и тогда, когда контроль и запись переговоров должны производиться на основании письменного заявления, необходимо выносить постановление о контроле и прослушивании переговоров, поскольку без такого процессуального акта соответствующие органы, указанные в ч. 4 ст. 186 УПК РФ, не могут приступить к производству необходимых действий.
Содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров установлено в ч. 3 ст. 186 УПК РФ, а его структура— в приложении 89 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления должны быть указаны: место и дата составления постановления; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) и номер уголовного дела.
В описательной части постановления излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров и указывается норма уголовно-процессуального закона (ст. 186 УПК РФ) на основании которой принимается данное решение.
В резолютивной части постановления:

  • излагается решение следователя (дознавателя) ходатайствовать перед судом (с указанием кон
    кретного суда) о даче разрешения на производство контроля и записи телефонных и иных пере
    говоров;
  • указываются фамилия, ими и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;
  • срок осуществления контроля и записи в месяцах;
  • номера служебного или домашнего телефонов, по которым следует производить контроль запи
    си переговоров;
  • иные переговоры, которые подлежат контролю и записи, с указанием каких именно и по каким
    видам связи;

— какому органу поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.
Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства пред
варительного следствия или проведения данного следственного действия и подлежит рассмотре
нию судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.
По результатам рассмотрения представленного постановления судья выносит одно из двух решений: о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Если судья принимает первое из названных решений, то он выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров (Приложение 11 к ст. 477 УПК РФ).
В случае принятия судьей положительного решения по ходатайству следователя постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган (ч. 4 ст. 186 УПК РФ).
В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи. в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.
При отсутствии у органов Федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»1.
Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомст-
1СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2954.
346

Глава 21. Контроль и запись переговоров
венными нормативными актами (См. например: Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. № 130 «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования» (с изменениями, внесенными Верховным Судом РФ, от 25 сентября 2000 г.).
2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных
и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание. Следователь в течение всего
срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время ис
требовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она переда
ется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть ука
заны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики
использованных при этом технических средств (ч. 6 ст. 186 УПК РФ).
Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и документов, установленным в ст. 177 УПК РФ.
Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати.
В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие признаков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.
При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафиксированы на фонограмме, а также на содержание самих переговоров, особенно в той их части, которая, по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредственное отношение к уголовному делу1.
В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержащуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необходимо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы2.
В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы следователь принимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства.
Ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе (см. §2 настоящей главы).
Решение следователя о приобщении фонограммы к уголовному делу излагается в постановлении о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. Структура и содержание данного постановления установлены Приложением 52 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления должны быть указаны место и время составления постановления; должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); номер уголовного дела и по обвинения какого лица либо по признакам какого преступления оно возбуждено.
В описательной части постановления излагаются основания признания фонограммы вещественным доказательством.
В резолютивной части постановления указывается фонограмма, которая приобщается к уголовному делу, и место ее дальнейшего хранения.
Постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства подписывает следователь.
3.Принятие решения о прекращении контроля и записи переговоров и его исполнение.
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок
не более чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановле
нию следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предвари
тельного расследования по данному уголовному делу (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).
Содержание и структура постановления о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров установлены Приложением 91 к ст. 476 УПК РФ.
Во вводной части постановления указывается: место и дата составления протокола; наименование органа предварительного следствия, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя и номер уголовного дела.
1 См. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от
29 мая 2002 года/ Под общ.и науч. ред. А.Я. Сухарева. — М. НОРМА-ИНФРА-М. 2002. — С. 333.
2См. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Научно-практическое издание)/ Под
общ. ред. Г.В. Мальцева, И,Н. Барцица. — М. Книга-Сервис, 2003. — С. 636.
347

Глава 21. Контроль и запись переговоров
В описательной части постановления указывается: на основании решения какого суда начаты контроль и запись переговоров; причины их прекращения (отпала необходимость в данной мере, оканчивается предварительное расследование); норма уголовно-процессуального закона, которой руководствуется следователь (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).
В резолютивной части постановления излагаются решения следователя о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров (с указанием фамилии, имени и отчества лица, чьи переговоры контролировались и записывались) и о направлении постановления для исполнения органу, которому было поручено техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Сущность и процедура прослушивания и записи переговоров

Прослушивание телефонных переговоров представляет собой совокупность действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи или односторонних сообщений, и их фиксации для обнаружения сведений о преступной деятельности лица — объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей, получения иной информации, полезной для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст. 186 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются:

  • при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях — на основании судебного решения. принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ;
  • при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц — по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения .

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

    1. уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
    2. основания, по которым производится данное следственное действие;
    3. фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
    4. срок осуществления контроля и записи;
    5. наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Тактика контроля и записи переговоров

Следует иметь в виду, что фонозапись переговоров прослушивается по аналогии с процедурой следственного осмотра. В том случае, если следователь является участником процедуры, он становится свидетелем со всеми вытекающими из этого процессуальными последствиями.

Переговоры прослушиваются специально уполномоченными на то лицами из числа операторов предприятия связи или особым оперативно-техническим подразделением органа дознания. Технические сотрудники предприятия связи, оказывающие следователю содействие в контроле и записи переговоров, предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, ставших им известными в процессе этого процессуального действия, наступающей по ст. 310 УК РФ. В прослушивании могут участвовать потерпевший или иное лицо, в чей адрес высказываются угрозы или противоправные требования.

Звукозапись переговоров ведется в автоматическом режиме. независимо от того, осуществляется ли параллельно их прослушивание или нет. При непосредственном восприятии значимая для дела информация может немедленно передаваться органу расследования. Запись же прослушивается периодически органом расследования с участием специалиста в присутствии понятых. При этом значимая информация переносится на единый носитель, а не имеющая отношение к делу стирается.

В протоколе указываются:

    • какие части записи перенесены на единый носитель и что он собой представляет;
    • при необходимости излагается значимая информация либо начальная и конечная фразы записанного разговора.

В тех случаях, когда запись производилась по поручению следователя, протокол прослушивания вместе со звукозаписью (кассетой), рапортом или препроводительным письмом представляется ему от органа дознания в опечатанном виде. Следователь осматривает их с участием понятых (и при необходимости специалиста) и прослушивает записи. Все материалы прослушивания, записи и протокол их осмотра приобщаются к делу в качестве источника доказательств. В протоколе указываются:

    • внешний вид и технические параметры кассеты;
    • признаки, свидетельствующие о возможных изменениях;
    • содержание фонограммы.

В целях установления подлинности и цельности фонозаписи, а также идентификации личности участников переговоров может быть проведена фоноскопическая экспертиза.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст 186 УПК РФ

Статья 186. Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Правовой комментарий к статье 186 «УПК РФ»

1. Контроль телефонных и иных переговоров — это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений. Однако с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в условиях конспирации, т.е. оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.

Контроль и запись переговоров необходимо отличать и от сходных с ним следственных действий — выемки почтово-телеграфных отправлений (ст. 185) и получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1). Между ними существуют два основных отличия. Во-первых, выемка и получение информации состоят в изъятии материальных носителей, либо уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы электронной почты), либо хранящихся у операторов связи. При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы — создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированный орган (подразделение правоохранительных органов), который прослушивает и записывает их, представляет в определенном порядке фонограмму. В выемке и получении информации принимает участие обычный оператор связи, через который передаются сообщения или ведутся переговоры.

2. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по преступлению средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому (ст. 15 УК).

3. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. При этом, однако, переговоры другого участника переговоров записываются без его согласия и без судебного решения. Это, на наш взгляд, не вполне согласуется с Конституцией РФ, которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).

4. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении. В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись переговоров в отношении определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток. В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону. Представляется, что законодателю следовало бы установить обязанность органов, осуществляющих прослушивание переговоров, немедленно устранять из записи разговоры лиц, не имеющих отношения к данному делу, а также предусмотреть в законе запрет на использование таких «лишних» записей в качестве доказательств, материалов ОРД и т.д. т.к. они получены без судебного решения, вынесенного в отношении этих лиц.

Судебная практика по статье 186 УПК РФ:

Следователем диски не опечатывались и не упаковывались в периоды перерыва их осмотра и прослушивания В процессе осмотра и прослушивания оптических дисков он (Бутченко) не участвовал. чем нарушена ч.7 ст. 186 УПК РФ. Протокол осмотра дисков не соответствует требованиям УПК РФ. Указывает на ненадле- жащее опечатывание вещественных доказательств и отсутствие подписей понятых.

Он также ставит вопрос об отмене приговора и о направлении дела на новое судебное разбирательство. Осужденный Киселев В.В. обращает внимание на то, что ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» в отношении всех подсудимых проведено с нарушением ст. 186 УПК РФ, не соблюдены положения Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности», определяющие порядок предоставления материалов ОРД, а поэтому, как он считает.

Расшифровка этого разговора и всех остальных имела место без его участия, что нарушает требования ч.7 ст. 186 УПК РФ, при назначении фоноскопической экспертизы были нарушены его права на ознакомление с постановлением.

Согласно протоколу, в судебном заседании после оглашения данной информации сторона защиты, в том числе и Дюндик, по вопросу о решениях суда, принятых в порядке ст.ст. 186. 186 УПК РФ ходатайств не заявили (т.14 л.д Л 67). Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено.

Доводы осужденных Шарипова, Шаймиева и защитника Лускало о недопустимости отдельных доказательств Судебная коллегия полагает необоснованными. Так, исходя из положений ч. 7 ст. 186 УПК РФ, участие в осмотре и прослушивании фонограмм лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, не является обязательным и обеспечивается при необходимости определяемой следователем.

Никаких нарушений требований ч. 6 ст. 186 УПК РФ также не усматривается, поскольку сообщения в рапортах о совершенных преступлениях, служащих основанием для возбуждения уголовного дела, не может считаться тиражирование фонограмм посторонними лицами.

Правовые нормы, связанные со статьёй 186 УПК РФ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *