Конституционно правовой статус субъектов рф

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. 2010

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

РФ состоит из республик, краев, обла­стей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, фе­деральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ».

Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и ус­тавы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), закона­ми и принимаемыми в соответствии с ними иными норматив­ными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместно­го ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и согла­шениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются федеральными закона­ми, издаваемыми в соответствии с ними нормативными пра­вовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Кон­ституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каж­дого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в рав­ном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федера­ции Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государствен­ного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Равноправие субъектов Федерации проявляется также, в общем для всех них определении предметов ведения. Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одина­ков.

Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и ре­ферендумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автоном­ных округов входят в состав краев и областей, но должны рас­сматриваться как государственные образования наравне с эти­ми краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в ко­торую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая систе­ма субъектов РФ как бы образует собственное конституцион­ное право, которое, однако, не разрывает единого поля кон­ституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты прини­мают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны пре­доставляет органам государственной власти соответствующе­го субъекта РФ дополнительные права и льготы в области та­моженного регулирования, транзита товаров, налогов, режи­ма инвестиций и предпринимательской деятельности.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Грани­цы между субъектами Федерации могут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, но с учётом конституционных требований. Чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя РФ, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, установленных фе­деральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, откры­вать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.

Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с ФКЗ.

Под изменением статуса понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему части своих полномочий Федерацией и пр.

Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено по взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики, и заключаются в следующем.

Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики ввели также свое гражданство.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие волосы.

3. Автономная область и автономные округа — национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. п.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ.

Российская Федерация включает три типа субъектов:

1) национально-государственные образования (республики);

2) административно-территориальные образования (край, области, города федерального значения);

3) национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).

В составе Российской Федерации 83 субъектов: 21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 4 автономных округов.

Россия как федеративное государство построена по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономная область, автономные округа в основе своей строятся по национальному принципу, края и области — по территориальному. Однако и в некоторых национальных образованиях коренное население не составляет большинства.

Россия является асимметричной федерацией: правовое положение и полномочия ее субъектов не унифицированы и во многом не равнозначны. Республики находятся в более «привилегированном» положении, чем края и области. В частности, конституции республик и их договоры с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий до недавнего времени устанавливали, например, их суверенитет, гражданство. Некоторые из них предусматривали создание своего конституционного суда и даже фиксировали особое положение в составе Федерации.

Несмотря на эти различия, всем субъектам Российской Федерации присущи общие черты:

— наличие конституций (уставов), в которых фиксируется их правовое положение и закрепляется компетенция;

— официальное представительство в федеральных законодательных органах государственной власти (по два представителя в Совете Федерации — от представительного и исполнительного органов);

— самостоятельное установление системы органов власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;

— собственное законодательство, бюджет;

— право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации;

— частичная международная правосубъектность, касающаяся в основном экономического сотрудничества;

Вопросы организации и деятельности системы органов государственной власти в субъекте Федерации составляют один из важнейших предметов конституционно-уставного регулирования вопросов содержания государственного суверенитета Российской Федерации.

Большинство конституций республик и уставов иных субъектов посвящают организации государственной власти на своих территориях специальные главы и разделы. В частности, Конституция Республики Ингушетия содержит гл. 3, которая называется «Организация и система органов государственной власти и управления». Конституция Республики Саха (Якутия) включает в себя разд. 4 «Система государственной власти в Республике Саха (Якутия).

Конституции и уставы по-разному определяют наименования, состав, порядок формирования и деятельности, полномочия собственных органов государственной власти, основы их взаимодействия между собой, а также с федеральными органами и органами государственной власти других субъектов РФ. Положения конституций республик и уставы иных субъектов РФ, определяющие основы их органов государственной власти, конкретизируются в соответствующих региональных законах. В некоторых субъектах приняты законы об органах государственной власти (Республика Мордовия, Тульская область, Санкт-Петербург и др.), действуют также законы о законодательном органе, о правительстве, об администрации, о конституционных (уставных) судах.

В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Согласно Конституции РФ «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» (ст. 36). Народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы права на использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако, это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежат исключительно субъектам РФ.

Конституция РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному владению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, на основе которых может осуществляться разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить соответствующим федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76).

Сходные правовые режимы установлены и в отношении других природных ресурсов. Ни один субъект РФ не вправе объявлять своей собственностью природные ресурсы на своей территории на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается государственный суверенитет Российской Федерации.

Территория, являясь одной из основных характеристик государственности, выступает одновременно материальным условием осуществления своего суверенитета. Но поскольку республики в составе Российской Федерации не являются суверенными государствами, они не могут обладать и собственной территорией, которая является территорией Российской Федерации.

Конституция России, определяя статус республик и других субъектов Федерации, исходит из принципа равноправия всех субъектов Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5). Признание же за республиками суверенитета, притом что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Федерации, сделало бы невозможны его осуществление в рамках суверенного федеративного государства.

Таким образом, использование в Конституции РФ (ч. 2 ст.5) понятия «республика (государство)» не означает – в отличие от Федеративного договора – признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

В определенной мере данное положение разрешает Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который стал важным звеном федеративной реформы. Его разработка и принятие были обусловлены необходимостью расширения полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими за счет средств собственных бюджетов. Кроме того, часть полномочий по предметам совместного ведения, отнесенных к полномочиям Российской Федерации, была передана субъектам Федерации с реализацией за счет субвенций из федерального бюджета и с сохранением регулирующих и контрольных функций за федеральными органами.

Однако, как отмечается в представленном впервые Докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», несмотря на масштабы проделанной работы, федеральной власти пока еще не удалось выйти на сбалансированную схему взаимоотношений центра и регионов.

5.5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти . Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности. *

* См. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М. 1998. С. 92.

2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно — коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы. как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области . В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области — Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области — Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области — Ненецкий округ, Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области — Агинский Бурятский округ. Камчатской области — Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Демократическое конституционное право. С конца 80-х гг. в.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право.
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/51.htm

См. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256;.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/147.htm

Конституционное право зарубежных стран в той или иной форме.

Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/16.htm

Конституция РФ. Референдум РФ. Назначение референдума РФ. Право.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/183.htm

учебный курс — курс конституционного права, который, наряду с.

См. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М. 1&98; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М. 1&94; Государственное право.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/1.htm

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

3. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции. 2. Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики.
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/

Отрасли права. Конституционное право. Определение конституционного.

Конституционное право очень многих государств, включая Россию. исходит из того, что государственная власть действует на центральном и иногда также на.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/5.htm

Россия — полупрезидентская республика, в которой доминируют.

Чиркин В.Е. Конституционное право. Россия и зарубежный опыт. С. 285-292. И после всего этого автор делает общий вывод, что «Россия — полупрезидентская.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/110.htm

Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства.

В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди. Конституция РФ гарантирует каждому работнику право на вознаграждение.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/26.htm

КОНСТИТУЦИЯ РФ. Разработка и принятие Конституции РФ.

Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность. К содержанию книги: Конституционное право.
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/27.htm

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации- входящие в состав РФ национально-государственные (республики), национально-территориальные (автономная область и автономные округа), а также территориальные (края, области, города федерального значения) единицы.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеративным договором и соответственно конституцией, уставом субъекта Федерации. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с федеральным конституционным законом. Изменение статуса и наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства граждан, проживающих в области, обладающих избирательным правом.

В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно признаков, характеризующих конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков: субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы); субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование; субъекты Федерации являются самоуправляющимися территориями; территория субъектов Федерации является составной частью российского государства; субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные нормативные акты в пределах своих полномочий интересы субъектов представлены на федеральном уровне; субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти; субъекты Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью; субъекты Федерации имеют собственную символику; субъекты Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации); субъекты Федерации равноправны; субъекты Федерации — несуверенные государственные образования.

Можно выделить следующее главные признаки правового положения субъекта Федерации: субъекты Федерации — это системообразующие элементы Федерации; субъекты Федерации, как и Федерация в целом, обладают государственной властью; субъекты Федерации, наделенные всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, находятся в состоянии прямой постоянно действующей взаимозависимости в отношениях между собой и в отношениях с федеральным центром; субъекты Федерации обладают самостоятельностью и ее конституционными гарантиями; субъекты Федерации имеют законодательно установленное право участия в делах Федерации; субъекты Федерации вправе заключать соглашения и союзы с другими субъектами Федерации, с субъектами других федераций, а также участвовать в иных международных отношениях.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется следующей совокупностью признаков:

· субъекты РФ обладают собственной территорией;

· самостоятельно устанавливают собственное наименование;

· устанавливают собственную систему органов государственной власти; субъект конституция

· имеют собственную правовую систему;

· субъекты РФ имеют официальную символику;

· субъекты Российской Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

· субъекты Российской Федерации равноправны;

· не обладают правом сецессии — одностороннего выхода из состава Российской Федерации.

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию, которая является составной частью территории Российской Федерации и находится под особой защитой органов государственной власти Федерации. В то же время территории субъектов неприкосновенны и границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. Конституционно закреплены принцип единства территории Российской Федерации и принцип территориального верховенства субъектов РФ.

Принцип единства территории Российской Федерацииозначает, что внутри Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей). Сущность принципа территориального верховенства субъектов РФ заключается в том, что в рамках своих законных полномочий органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельны в решении вопросов своего территориального устройства: установления и изменения внутренних границ, определения порядка административно-территориального деления, изменения статуса административно-территориальных единиц.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Субъект Российской Федерации обладает исключительным правом на изменение собственного наименования, что подтверждено Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Конституционный Суд отметил, что новое наименование субъекта Российской Федерации, подлежащее включению в ст. 65 Конституции РФ, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические и этнические традиции.

Новое наименование субъекта должно быть внесено в ст. 65 Конституции РФ указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Федерации в тексте Конституции в соответствие с решением субъекта Федерации. Президент РФ не обладает правом отклонения принятых изменений и обязан обнародовать (промульгировать) их. При возникновении споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, либо между субъектами Российской Федерации по поводу внесения нового наименования в ст. 65 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции РФ.

Таким образом, процедура внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ включает два этапа:

· решение субъекта Федерации об изменении собственного наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

· издание Президентом РФ указа о приведении наименования субъекта Федерации в тексте Конституции РФ в соответствие с решением субъекта Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Система органов государственной власти субъектов РФопределяется субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации имеют свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, законодательство, иные нормативные акты, изданные субъектом в пределах своих полномочий. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации имеют cсобственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) или административный центр (иные субъекты Федерации).

Субъекты Российской Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей и обладают ограниченной международной правосубъектностью. В пределах полномочий, предоставленных им федеральной Конституцией, федеральным законодательством и договорами, субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. По согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации они вправе открывать свои представительства за рубежом, давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств.

Порядок координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению международных и внешнеэкономических связей установлен Конституцией РФ (в соответствии с п. «о» ч. 1 ст. 72 которой такая координация относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов), а также Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В соответствии с Законом субъекты Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Эти соглашения не могут содержать положения, противоречащие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта.

Равноправие субъектов Российской Федерации, закрепленное в ст. 5 Конституции РФ означает:

· равенство субъектов РФ между собой (п. 1 ст. 5). Каждый субъект обладает конституционно-правовым статусом, включающим одинаковые элементы, названные выше;

· равенство субъектов во взаимоотношениях с федеративными органами государственной власти (п. 4 ст. 5). Все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти обладают одинаковыми правами, ни один субъект не может иметь преимуществ по сравнению с другими субъектами;

· равенство полномочий субъектов в плане предметов совместного ведения с федеративными органами (п. 2 ст. 72). Конституция РФ закрепляет одинаковые для всех субъектов принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в соответствии с Конституцией РФ. В юридической литературе к числу таких гарантий относят: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную конституции. право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ.

Субъекты Российской Федерациине обладают правом сецессии- одностороннего выхода из состава Российской Федерации. Конституция РСФСР 1918 г. Косвенно признавала такое право, в ст. 49 устанавливалось право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК на принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных ее частей. В Конституциях Союза ССР право на выход закреплялось, хотя механизма его реализации не существовало. В Конституции СССР 1977 г. было закреплено положение: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ, можно выделить 6 видов субъектов РФ: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Российской Федерации обладают единым конституционно-правовым статусом, в то же время отдельные виды субъектов имеют особенности.

Республики в составе Российской Федерации обладают следующими характерными признаками:

· Конституция РФ в ст. 5 называет республики государствами. В то же время, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что используемое в Конституции РФ понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера;

· республики принимают свои конституции;

· республики вправе устанавливать свои государственные языки. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ);

· республикам свойственен институт президентства, в то время как высшими должностными лицами других субъектов Российской Федерации являются губернаторы.

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и соответствующим уставом субъекта. Кроме того, Конституция РФ предусматривает возможность регламентации статуса национально-территориальных субъектов Федерации федеральным законом о соответствующей автономии. Закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей, что определяет особенность уставов автономных округов — констатация вхождения в состав края, области и установление принципов отношений между автономным округом и соответствующим краем, областью.

Особенностью городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание в их статусе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте. Основные виды субъектов Российской Федерации, современное состояние их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовые основы равноправия субъектов Российской Федерации.

курсовая работа [69,8 K], добавлен 08.12.2013

Конституционно-правовой статус государства в конституционном праве. Понятие, сущность, общая характеристика и основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации. Проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса РФ.

курсовая работа [197,2 K], добавлен 25.02.2011

Понятие и содержание конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, их эволюция и изменение состава. Компетенция России и ее субъектов. Классификация и особенности правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации.

курсовая работа [77,6 K], добавлен 15.11.2011

Понятие субъектов Российской Федерации, их участие в решении общефедеральных вопросов. Особенности правового статуса республик, областей, краев, городов. Проблемы федеративного устройства РФ, законодательного регулирования и утраты статуса субъекта РФ.

дипломная работа [47,0 K], добавлен 14.07.2011

Понятие и черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий между автономиями и субъектами. Сущность «сложносоставных субъектов». Специфика конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 07.11.2015

Понятие автономии в Российской Федерации, их историческое развитие. Автономия как широкое внутреннее самоуправление региона государства. Современный конституционно-правовой статус автономий, проблемы и основные противоречия его правового регулирования.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 25.04.2010

Федеративное устройство России. Правовые основы образования новых субъектов Федерации в России. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Особенности судебного конституционного контроля при принятии в состав России нового субъекта.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 26.01.2012

Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения. Курская область — субъект Российской Федерации, статус: административно-территориальное устройство области; организация и принципы деятельности органов государственной власти.

курсовая работа [50,6 K], добавлен 11.05.2011

Правовое государство как политико-юридическая проблема и ее отражение в Конституции РФ. Возникновение идеи правового государства, ее ценности. Основы федеративного устройства Российской Федерации. Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов.

дипломная работа [72,4 K], добавлен 11.02.2011

Правовой статус субъектов Российской Федерации. Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации. Констуционно-правовой статус областей, городов федерального значения.

курсовая работа [44,4 K], добавлен 04.12.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *