Коммуникативная личность

Коммуникативная личность. Личность в системе коммуникации.

«Слово Личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля и соответствующую особенностям характера того человека, которого актер в маске должен был играть».

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”.

Под коммуникативной личностьюмы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности.

Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.

Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности.

Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса формирования личности различаются подходы в исследовании личности.

Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые испол­няет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974), американ­ский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979).

В рамках необихевиоризма рассматривается дей­ствие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен.

В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного развития — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоаналитических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания — формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью».

В теории коммуникации понятие языковой личности связано с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупностью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр. определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности.

Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.

Коммуникативная личность

1. Понятие и основные характеристики коммуникативной личности

2. Параметры коммуникативной личности

3. Типы коммуникативной личности

Список использованной литературы

коммуникативный личность социотип интровертный

Многогранность человека как личности — воплощение индивидуальных особенностей — позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности: как «человека разумного», как «человека общественного», как «человека-потребителя», как «человека свободного». Имеются исследования, посвященные изучению «человека, не владеющего речью» (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы). Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение «человека говорящего», то есть реализующего себя как коммуникативную личность.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Изучение коммуникативной личности может иметь различную степень глубины в зависимости от целей исследования и является полезной практикой для развития навыков наблюдения и критического анализа социального поведения человека и в то же время увлекательным занятием в плане самопознания речевой деятельности в различных коммуникативных сферах.

Цель данной работы: изучить понятие коммуникативной личности.

Задачи: рассмотреть определения и характеристики коммуникативной личности; выявить ее основные параметры; познакомится с различными типами коммуникативной личности.

1. Понятие и основные характеристики коммуникативной личности

Изучение коммуникативной личности опирается на определения понятия «личность» как категории философской, социологической, психологической и лингвистической («языковая личность»).

Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Разнообразие подходов и множество теорий свидетельствуют о сложности проблемы обоснования существенных признаков личности, ее структуры и функционирования. Различие заключается главным образом в понимании роли стадий в процессе формирования личности: создание познавательных навыков — в теории развития познания (Ж. Пиаже); понимание чувств других людей — в теории нравственного развития Л. Колберг); преодоление напряженности в сознании собственного «Я» — в психоаналитических теориях (З. Фрейд, Э. Эриксон); формирование личностного смысла как осознанного отношения личности к миру, в котором осуществляется ее деятельность, — в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания личности (Л.С. Выгодский).

Коммуникативная личность — самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование — 45%, говорение — 30%, чтение — 16%, письмо — 9%).

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю.Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов).

Понятие коммуникативной личности шире понятия языковой личности и имеет свои особенности, так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли, при этом сохраняя свою идентичность. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы — будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью.

Становление коммуникативной личности начинается с рождения, с семьи, где ребенок усваивает в целостности слово (высказывание) в его интонационном оформлении и жестово-мимическом сопровождении. Естественная коммуникативная среда воздействует на формирование представления о нормах коммуникативного поведения и на само коммуникативное поведение.

Любая коммуникативная личность прежде всего несет в себе черты национально-культурного речевого идеала — системы наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившейся в той или иной культуре и отражающей систему ее ценностей эстетических и этических (определение А.К. Михальской).

Коммуникативная личность воплощает в себе и черты речевого идеала той микрогруппы, к которой принадлежит, той социальной роли, которую выполняет, причем чем дольше выполняется эта социальная роль, тем прочнее переплетаются ее речевые характеристики с индивидуальными, становясь их частью. Это, в частности, проявляется в том, что человек даже в неофициальной обстановке демонстрирует коммуникативное поведение, свойственное ему как представителю той или иной профессии. Стереотипы находят отражение в выражениях типа «учительский тон», «командирский голос», «начальственный жест» и др.

Многие черты коммуникативного поведения личности обусловлены индивидуальными качествами: полом, возрастом, темпераментом, склонностями, особенностями речевого мышления и восприятия. Об особенностях коммуникативной личности мы прежде всего получаем представление по ее речевому поведению, языковым и речевым средствам, которые она использует (предпочитает).

Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социально значимых функций — функции взаимодействия и функции воздействия. В этой связи целесообразно различать (как в родовом понятии) коммуникативную личность (англ, — «личность как индивид») и коммуникативную Личность (англ. — «личность как индивидуальность»), обладающая целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Значительное место в структуре харизматической личности занимает коммуникативная компетентность. Существенными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего; адекватной оценке «статуса языка»; пониманию смысловой и оценочной информации.

Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнерам по общению. Указанные показатели служат для характеристики коммуникативной личности. У каждого человека они свои, обусловленные его опытом, знаниями, образованием, профессией, образом и стилем жизни и т.д.

Чтобы развивать себя как коммуникативную личность, необходимо многое, в частности, развивать способность к рефлексии: отслеживать свое речевое поведение, соотносить коммуникативные потребности с процессом их достижения и результатом, наблюдать за тем, какое впечатление производит ваше речевое поведение на окружающих.

Рефлексия возможна, только если человек постоянно накапливает знания, обогащает себя познавательным опытом. Не всякая коммуникативная личность являет собой образцовую яркую индивидуальность. Последнюю отличает уважение к партнеру по общению, способность варьировать коммуникативные средства в процессе общения, индивидуальный стиль речевого поведения.

Коммуникативная личность — это личность, включенная в процесс социализации, умеющая понять и проанализировать этот процесс и, наконец, это личность мировоззренчески содержательная, понимающая смысл своего бытия и человеческого назначения в принципе, умеющая осмыслить вопросы процесса жизни и ее достойного конца. Мы обозначили ведущие характеристики личности, так сказать, в идеале. Возможно, что действительность не всегда представит нам такие феномены, но должен быть идеальный вариант, на который целесообразно ориентироваться в жизни.

Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации; это личность, обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию.

Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.

2. Параметры коммуникативной личности

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. В.П.Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания-верования-стереотипы-предположения-ценности — (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор.

В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу мотивов человеческой деятельности, лежит положение о приоритете личностных потребностей. В этом плане интересно сравнить понятие личностного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым и раскрываемое как отражение в индивидуальном сознании отношения личности к действительности, но при этом социально обусловленное, поскольку ее потребности реализуются в ходе поисковой активности, и обоснование американским психологом А. Маслоу мотивов человеческой деятельности, способствующих личностному росту и обусловливающих коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные).

Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоятельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка.

В актуализации коммуникативной установки наблюдается использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации — функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и нейрофизиологическими.

Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию.

Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета.

Таким образом, отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.

3. Типы коммуникативной личности

Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом (потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).

Существует несколько типов коммуникантов.

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для `борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации. Следует иногда — в собственных интересах — возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).

Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее другим, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

В плане воздействия как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость, и б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Родитель: критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте, я сделаю это за Вас!).

Взрослый: консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!

Ребенок: приспосабливающийся (работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега коллеге: Ну старик, ты гений!).

В зависимости от коммуникабельности — привычного стиля общения социотипа на близких коммуникативных дистанциях — можно выделить несколько разновидностей общения или групп типов личности.

1) группа страстных социотипов (этические экстраверты), которые уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общительные в неформальных контактах типы. К ним относятся: энтузиаст, наставник, политик, советчик.

2) группа хладнокровных социотипов (логические интроверты), которые не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях; наименее общительная категория людей. К ним относятся: аналитик, инспектор, критик, мастер.

3) группа деловых социотипов (логические экстраверты), которые контактны в деловом общении и эмоции которых направлены на результаты работы. К ним относятся: искатель, маршал, предприниматель, управитель.

4) группа душевных социотипов (этические интроверты), которые обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями; для них характерна средняя степень коммуникабельности — общительность в кругу знакомых и родных. К ним относятся: посредник, лирик, хранитель, гуманист.

Сначала разберем контрастные, легко заметные в жизни виды коммуникабельности — экстравертно-этический и интровертно-логический.

1. Экстравертные этики, или страстные. Их позиция в общении — активный поиск чувств. Они несут эмоции окружающим людям. Общение они понимают как обмен эмоциями, как своеобразное «плавание» в бурном потоке жизни.

2. Интровертные логики, или хладнокровные. Группа коммуникабельности, противоположная страстным. Общение понимают как обмен недостающей информацией. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.

Среди этих двух полюсов коммуникабельности находятся еще два, которые укладываются в рамки выработанных обществом стереотипов поведения лиц противоположного пола.

3. Экстравертные логики, или деловые, — мужской стереотип коммуникабельности. Его можно назвать активным ожиданием чувств. Стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество.

4. Интровертные этики, или душевные, — женский стереотип коммуникабельности. Эту позицию можно охарактеризовать как пассивный поиск чувств. Общение понимается как обмен знаками душевной привязанности.

С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль, который является формой ее репрезентации и саморепрезентации. Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях, например: доминантный (нацеленный на подавление и самоутверждение), драматический (с элементами нажима, преувеличения, с надеждой на сочувствие и понимание своих проблем), аргументативный (предполагающий спор, дискуссию, в какой-то мере провокативный), впечатляющий (аффективный, театрально-игровой, запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), уравновешенный (внимательный, открытый индифферентный к внешним проявлениям).

Развитие личностью тех или иных коммуникативных стилей (которые могут воспроизводиться человеком в неосознаваемой форме) предполагает их анализ и осознанный выбор при решении тех или иных задач.

Таким образом, существует несколько классификаций типов коммуникативной личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения) и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.

Отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.

Существует несколько классификаций типов коммуникативной личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения), экстравертный и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).

Проблема коммуникативной личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок даже для нас самих. Попробуйте заглянуть в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного.

Список использованной литературы

1. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.

2. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. АСТ: Восток — Запад, 2007. — 256 с.

3. Кирьянов В.И. Сергеева О.В. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 56 с.

4. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. — М. Международный университет бизнеса и управления, 1997 — 304 с.

5. Саблина С.Г. Коммуникация и общественные связи: Западные теории, методология, практика: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2007. — 228 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретический анализ исследования коммуникативных особенностей личности. Коммуникативный механизм в социальной среде. Исследования коммуникативных особенностей зарубежными и отечественными авторами. Установки и способности коммуникативной личности.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 19.01.2015

Характеристика основных подходов к анализу понятия общения. Коммуникативная сторона общения, понятие и содержание коммуникативной компетентности, пути её формирования. Постановка эксперимента для изучения коммуникативной компетентности личности.

дипломная работа [4,5 M], добавлен 28.11.2011

Понятие и направления становления коммуникативных навыков личности. Психологический анализ развития коммуникативных навыков у школьников в зависимости от их возрастной категории. Разработка рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у школьников.

курсовая работа [198,3 K], добавлен 25.03.2011

Понятие «личность», её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы «невротических» руководителей.

контрольная работа [153,5 K], добавлен 31.01.2012

Понятие и определение термина «коммуникация», характеристика множественных информационных систем передачи человеческой речи, сигналов и изображений. Коммуникативная компетентность личности, процесс ее совершенствования, суть синергического стиля.

лекция [44,7 K], добавлен 27.02.2010

Основы классификации свойств человека. Общее понятие коммуникативной структуры личности, проявление ее стабильности и краткая характеристика подструктур. Основные группы мотивов общения у детей. Роль эмоциональной сферы в коммуникативном процессе.

реферат [135,9 K], добавлен 08.05.2009

Описание общепринятых качеств собеседника. «Доминантный» и «недоминантный» собеседник. «Мобильный» и «ригидный» типаж. Специфические черты общения при экстравертивном и интровертивном характере. Особенности применения психологических приемов при общении.

реферат [36,8 K], добавлен 27.12.2009

Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Основные характеристики направленности: интересы, потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы. Формирование и развитие человека.

презентация [605,6 K], добавлен 23.04.2014

Психологические характеристики личности преступника. Типология личности преступника: насильственный и корыстный типы. Психологические особенности преступников-профессионалов, неосторожных преступников. Психология несовершеннолетних правонарушителей.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 22.02.2008

Особенности коммуникативной компетентности студентов педагогических ВУЗов, необходимость ее развития в период обучения. Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности. Рекомендации по развитию коммуникативных умений.

курсовая работа [178,7 K], добавлен 16.02.2014

6.2. Параметры коммуникативной личности

Коммуникативная личность — это деятельный человек, обладающий коммуникативной компетенцией, умеющий формировать индивидуальные коммуникативные стратегии и тактики, обладающий когнитивными, семиотическими и мотивационными ориентирами. Коммуникативная личность — это содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли. Так, например, один человек может быть политиком, бизнесменом, спикером, отцом, мужем и т. д.
Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации или есть псевдокоммуникация как психологическая потребность в коммуникации, т. е. в данном случае имеет место не передача сообщения, информации, а присутствует видимость общения, игра в общение (например, «газетный интернет» — переписка через газетные объявления или американский small talk. осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме three a prinsiple: answer-add-ask). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая определяется коммуникативной личностью в процессе коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).
Когнитивный параметр коммуникативной личности включает в себя множество характеристик, связанных с познавательным опытом индивида, который формирует его внутренний мир; это знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т. е. самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнёра — коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависит от когнитивных характеристик коммуникантов.
Функциональный параметр включает:
Коммуникативную компетентность-совокупность социальных, как по форме, так и по содержанию; умение владеть вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникации.
Умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения.
Построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом(потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Существует несколько типов коммуникантов:
1. Доминантный коммуникант — стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, говорит резко, насмешливо, громко. При взаимодействии с таким коммуникантом бесполезно использовать его методы и способы общения, лучше занять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы).
2. Мобильный коммуникант — легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения, увлекается в процессе разговора настолько, что иногда следует возвращать её к теме разговора.
3. Ригидный коммуникант — испытывает трудности при установлении контакта. Поэтому рекомендуется «разогревать9raquo; коммуниканта, вести с ним разговор о погоде, о последних политических, международных событиях. После этого коммуникант будет чётко и логично излагать свою позицию.
4. Интровертный коммуникант не стремится овладеть инициативой в процессе общения, характеризуется застенчивостью и скромностью, ощущает скованность в неожиданной ситуации. При общении с такой личностью следует постоянно осуществлять фатическую функцию, при вербальном и невербальном общении, не перебивать.
Коммуникативная личность и индивид не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться разные личности.
В психологии существует концепция множественности личности (многоголосие по М. Бахтину). Российский исследователь теории коммуникаций В. Кашкин отмечает, что крайним проявлением множественности личности является клиническая раздвоенность (психическое расстройство), но и здоровый человек может проявлять себя в различных сферах, на различных «лингвистических рынках» ( в терминологии П. Бурдье).
Коммуникабельность — самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникации занимают 80 % всего человеческого существования.

Вопросы и задания к разделу «Коммуникативная личность»

1. Понятие личности в философии.
2. Понятие личности в психологии.
3. Структура личности, основные структурообразующие элементы.
4. Характеристики коммуникативной личности.
5. Функции коммуникативной личности.
6. Типы коммуникативной личности.
7. Понятие личности в социологии.

Коммуникативная личность: сущность и содержание

В теории коммуникации различные авторы по-разному определяют понятие коммуникативной личности. Так, В. Конецкая понимает ее «как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации»1.
В. Кашкин определяет коммуникативную личность как «совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сфор
мировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида»1.
Ни то, ни другое определение, с нашей точки зрения, не может быть принято за основу понимания той стороны социального функционирования человека, которая обозначается понятием коммуникативной личности.
Дефиниция В. Конецкой вызывает вопросы в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, она по существу не раскрывает содержания определяемого понятия. Коммуникативная личность трактуется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров. Но в чем заключается это проявление, какова его онтологическая природа, остается неясным. Во-вторых, сомнительной представляется правомерность использования в приведенном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность есть одно из проявлений личности как таковой, значит есть и другие ее проявления, которые, следуя правилам формальной логики, можно обозначить как «некоммуникативную личность». Такой следующий из рассматриваемого определения вывод вызывает новые вопросы. Что такое некоммуникативная личность? Возможна ли она? Возможно ли формирование каких-либо проявлений личности именно как личности вне коммуникативных процессов в ее настоящем или прошлом? В-третьих, определение В. Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерминирующие коммуникативную личность, не носят необходимого и достаточного характера. Любое действие личности, как коммуникативное, так и некоммуникативное, определяется когнитивными характеристиками, опирающимися на предшествующий опыт, а также опирается на более или менее адекватное восприятие информации от окружающей среды.
Нельзя в полной мере согласиться и с В. Кашкиным, определяющим коммуникативную личность как совокупность индивидуальных стратегий и тактик ее коммуникации. Оставляя за скобками неоднозначность понятия «коммуникативная стратегия и тактика», отметим, что такая совокупность может скорее считаться формой проявления коммуникативной личности, чем собственно коммуникативной личностью. Реальные практики общения действительно характеризуют личность как субъекта коммуникации. Но они не исчерпывают всего ее личностного коммуникативного потенциала.

При формулировании определения коммуникативной личности следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избежать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне многословных конструкций.
Прежде всего, обратимся к онтологии коммуникативной личности. На наиболее общем — философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают.

Это вытекает из сформулированного выше постулата о том, что понятие личности помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые он реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в процессах взаимодействия и коммуникации с другими людьми. Личность как социальный субъект, социализированный индивид не может существовать иначе как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах общения, он не смог превратиться в социального субъекта, то есть в личность. Ребенок, оставленный после рождения в лесу и по счастливой случайности выживший вне коммуникации с другими людьми, не является личностью. Маугли в известной истории Киплинга только потому становится личностью, что общается с другими очеловеченными писателем личностями — волком Аке- лой, пантерой Багирой, питоном Каа.
Таким образом, на социально-философском уровне категории «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком понимании категории «коммуникативная личность». В широком понимании термин «коммуникативная личность» эквивалентен термину «личность».
Теория коммуникации как частная научная дисциплина, в отличие от философии, пользуется узким пониманием категории «коммуникативная личность». Здесь этим понятием обозначается одна из форм проявления личности, связанная с качеством выполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия.
Таким образом, под коммуникативной личностью (в узком смысле) будем понимать устойчивую систему социальнозначимых свойств и качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).
С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, которое
связывает воедино различные психические процессы, детерминирующие практики общения индивида, и придает его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость.
Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в теории коммуникации. Коммуникативная личность здесь понимается как форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника и (или) получателя сообщений.
В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной личности может трактоваться следующим образом. В каждый конкретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через различные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реализует сложную социальную практику, содержащую как коммуникативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы абстрагируемся от всех его социальных ролей, не связанных с коммуникацией.
Коммуникативная личность («homo communicatus») — это одновременно «человек, общавшийся в прошлом» — субъект и продукт предшествующей коммуникации, «человек, общающийся реально» — в настоящем, и «человек, общающийся потенциально» — готовый к общению в будущем. В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза — прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация.

/ Коммуникативная личность

Современная лингвистика, теория коммуникации, да и практически вся гуманитарная наука с успехом разрабатывают новый подход к коммуникативной деятельности— антропоцентрический (ориентирующийся не на систему и структуру, а на пользователя языка, коммуникативных и социальных систем — человека). Вводится понятие языковой и коммуникативной личности.

Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова persona — маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, — и носителя собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке. Коммуникативная личность— совокупность разноуровневых характеристик коммуникативного поведения отдельного коммуниканта или типа коммуникантов.

Воспользуемся трехуровневой моделью языковой личности Ю. Н. Караулова (см. рис. на с. 246). Для коммуникативной личности также выделимы три уровня: 1) уровень кода (лексикон, запас слов и знаков иных кодов, умение их использовать, в т. ч. ошибки, т. е. вербальный опыт); 2) когнитивный уровень (личностная картина мира, система ценностей, излюбленные обороты речи, т. е. познавательный и социальный опыт); 3) прагматике-мотивационный уровень (намерения коммуниканта, коммуникативные установки, коммуникативные способности, т. е. ситуативный опыт). Соответственно уровням выделяются три параметра коммуникативной личности: функциональный, когнитивный и мотивационный. Основной и исходный— мотивационный. Коммуникативная способность, умения, навыки, коммуникативный стиль, коммуникативная компетенция (в т. ч. в межкультурном аспекте), коммуникабельность, харизма.

Фундаментальным свойством коммуникативной личности является ее способность к самоосознанию себя как отдельной личности, способность к проведению границы (по преимуществу семиотической). Существенную роль в проведении границы и собирании пучка характерных особенностей коммуникативной личности под одной эгидой играет имя личности, либо типа или вида личностей, либо сообщества: антропоним, имя группы, этноним.

Хотя небезызвестная девочка Алиса спрашивала doubtfully (с сомнением в голосе): Mustanamemeansomething? «А должно ли имя что-либо значить?», — имя для человека как коммуникативной личности весьма значимо. Антропоним имеет особую коммуникативную значимость. В отличие от любых других имен, называющих предмет разговора, антропоним может обозначать самих коммуникантов. Коммуникативная функция антропонима — самоосознание и самоопределение коммуникативной личности как участника коммуникации и социальной жизни (80 % которой и составляет коммуникация). Имя говорящего — страж границы его личной и личностной территории, ведь «граница личности есть граница семиотическая» (Ю. М. Лотман). Коммуникативная личность определенным образом определяет качества и характеристики мира по эту и по ту сторону границы. Следовательно, имя для человека наделяется неким личностным значением, у него формируется определенное понятие о себе как личности. Есть разница в обобщающих способностях имен и фамилий, разница в традициях использования одного или более имен, отчеств, имени матери, официального и неофициального имени в различных коммуникативных культурах и т. п.

Как мы уже знаем, языковое и коммуникативное поведение мифологизированы, они организуются и управляются не всегда полностью осознаваемыми мифологемами-стереотипами. Имя— свернутый «мифологический сюжет» (В. Н. Топоров), деятельностный стереотип. Вопрос об «истинности имен», о связи имени и именуемого постоянно возникает в истории человечества. Вспомним Пушкина: Что в имени тебе моем? Или Шекспира: Whatsinaname? В этих случаях раньше было принято цитировать К. Маркса: Я решительно ничего не знаю о человеке, если знаю только, что его зовут Иаковом. То есть имя незначимо, оно — пустой звук, сотрясение воздуха, «мертвый след» на бумаге. Дж. Кэрролл называет Шекспира «хорошим поэтом, но плохим философом»: имена не являются до конца произвольными, арбитрарными.

Обратимся к результатам некоторых исследований (анкеты, сочинения и интервью на тему «Я и мое имя»: Знаете ли Вы, что означает Ваше имя? Нужно ли человеку знать значение своего имени? Нравится ли Вам Ваше имя? Есть ли люди, имена которых Вам не нравятся? Отражает ли имя характер человека? Влияет ли на жизнь человека его имя?). Хотя большинство опрошенных открыто считают, что имя не влияет на характер его носителя, размышления по поводу связи имени и человека свойственны всем (имя подходит, подходящее имя, похожее имя, правильное имя, истинное имя и т.п.). я считаю, что мое имя мне подходит. Бывает, что когда я впервые вижу какого-нибудь человека и слышу его имя, мне кажется, что этого человека никак не могли бы звать по-другому. Его имя ему подходит. Например, у меня есть подруга, которую зовут Пяйви. Она так похожа на Пяйви (от paiva «день»), что других имен представить себе невозможно. Может быть, это от ее веселого, живого характераI (Влияет ли на жизнь человека его имя?) Думаю, да. Если имя нравится, то это отражается на самооценке и т. п. Есть стереотипы, которые повлияют на отношение окружающих к носителю данного имени (например, что все Толикипьяницы, Олегибестолковые, Игорисебе на уме и довольно жестокие люди, Татьянысчастливые, Сергеисерьезные, Ксюшискрытные, Никитыспокойные, порядочные, сообразительные, честные).

Весьма показателен ответ одного российского студента: На жизньнет, возможно, на судьбу.

Собственные имена нравятся большинству опрошенных (чаще только после 18-20 лет, а до этого возраста обычно бывают конфликты). Чужие же имена могут удивлять и даже раздражать в любом возрасте. иногда меня удивляют некоторые имена детей моих знакомых. Как влияют на судьбу детей такие имена, как, например, Аида и Вариа? Оба имени связаны с музыкой. Аиду назвали по имени оперы Верди, а Вариа происходит от слова «ария», но имя это произносят почти как финское словоvaari (дедушка).

Приобретая имя, личность приобретает и определенный статус в социальной среде. Имя, таким образом, выполняет пограничную, защитную функцию для носителя. Наличие во всех языках выражений типа доброе имя, уважаемое имя, достойное имя свидетельствует о том, что имя хранит в себе и долю «символического капитала», если воспользоваться терминологией и концепцией лингвоэкономических обменов П. Бурдье. Имя, как и любой элемент речи, производится в экономических целях для использования на лингвистическом рынке. Это достаточно очевидно для brandname товара или для фамилии. Общественное признание того или другого является не чем иным, как обобщением, генерализацией качеств товара или семьи, — качеств, в которых они себя зарекомендовали в практике использования, сотрудничества или общения.

В знаменитой «Санта-Барбаре» Идеи Кэпвелл-Кастильо во время одной из присущих ей эскапад с переменой имиджа и социального стратума своей коммуникативной деятельности берет себе имя Нэнси. Социальное окружение раскрывает обман, один из общающихся с нею говорит: YoudontlooklikeaNancy (Ты не похожа на Нэнси, т. е. «на одну из девушек, которых

обычно называют Нэнси»). В этом неопределенном артикле сконцентрировался весь путь генерализации общения с различными носителями имени Nancy. Имя личности стало практически нарицательным. Аналогичный пример из русской социальной среды: сотрудники одной из воронежских фирм так отзываются о работниках налоговой инспекции: Они там все Васи! Личностные качества «хороших» и «плохих» Вась и Нэнси здесь стерты обобщением, но, возможно, таков удел личности: от единичного к всеобщему?

Но разве артикль в ItsaSony не выполняет такую же генерализующую функцию, подчеркивая комплекс положительных качеств, приписываемых семье этих товаров? Как видим, номинация не так уж и произвольна ни до, ни после наделения именем. Именно поэтому современный маркетинг рассматривает имя фирмы или товара как существенную составляющую роста авторитета и роста продаж (происходит конвертация символического капитала в экономический, по П. Бурдье). Кто, например, с радостью станет покупать продукты питания у воронежской фирмы Москал (название фирмы взято из справочника «Товары и цены») или не станет размышлять о возможном существовании мыла Взяв, если есть уже мыло Дав!

Один французский исследователь соотнес названия и невербальное оформление выпускаемых и популярных в данной стране конфет с психологией и историей народа. Конфеты «.Ну-ка отними» позволили ему рассуждать о свойственным русским людям жертвенности и мазохизме. Но больше всего автора поразили названия конфет «Радий» и «Данко»; к тому же на фантике последних было изображено горящее сердце героя.

Наделение именем фактически является речедействием, перформативным речевым актом с далеко идущими последствиями для судьбы носителя имени. «Магический» перформатив номинации, как видим, связан с отношениями власти и авторитета, с экономикой лингвистических обменов (по П. Бурдье).

Одна из возможных мотивировок наделения именем в человеческом обществе— авторитет старшего родственника. Но, как этого и следовало ожидать, он длится только до определенного периода в развитии носителя имени. Как пишет Ю. М. Лотман: «Ситуация возмущения и бунта возникает при столкновении двух способов кодирования: когда социально-семиотическая структура описывает данного индивида как часть, а он сам себя осознает автономной единицей, семиотическим субъектом, а не объектом». Агрессивная экспансия собственной воли, самоутверждение или утверждение границ собственного «я» распространяется на все сферы поведения подростка в переходном возрасте. Имя как «страж границы» личности также подвергается ревизии в большинстве случаев (70-80 % информантов сообщают о желании изменить имя в юном возрасте), наблюдается подростковый бунт и неприятие имени: В детстве я хотела иметь какое-нибудь более интересное, оригинальное имя, чем Анне. Сейчас я довольна своим именем именно потому, что оно нейтральное (финская студентка). В детстве по глупости не нравилось (имя Михаил). А мой случай был явно клинический: подросток, бунтующий против матери, отца, деда и вообще всего, что старше восемнадцати лет (имя Максим, статья в журнале).

Собственное имя воспринимается носителем не само по себе и, может быть, даже не по соответствию неким качествам, присущим носителям подобного имени (во всяком случае, не в первую очередь). Основным пафосом восприятия себя через имя является самоидентификация, ее две диалектически взаимосвязанные стороны: быть таким, как все, и быть не таким, как все. Именно под-

ростковый возраст дает наибольшее количество конфликтов в плане самоидентификации, врастания в социальную среду и отграничения собственной личности от других личностей (от окружающей социальной среды). Знаком-мифологемой этого отграничения и служит личное имя индивида: Когда я сама была моложе, я не соглашалась с моими родителями. Мое имя казалось мне некрасивым и страшным. Я не могла понять, почему родители меня так строго хотели наказать и дали мне такое ужасное имя. Я много раз старалась изменить свое имя; я хотела, чтобы меня звали бы Яана или Маръяана. Конечно, это не удалось, но я постепенно одобрила, что меня зовут Оути, и сейчас это мне даже нравится. Я очень горда своим именем. Я считаю, что тому, почему я раньше ненавидела свое имя, и тому, почему я сейчас его люблю, та же самая причина: имя «Оути» довольно редко здесь появляется. Раньше это была проблема, потому что я не могла отождествиться, но сейчас это хорошо, это средство, чтобы отличаться от массы (финская студентка говорит о нетипичном для Финляндии шведском имени Оути). Последняя фраза опять же отражает единство и борьбу противоположностей: отождествления со средой и выделения себя из среды. Как писал А. Ф. Лосев, «Без слова и имени человек — вечный узник самого себя, по существу и принципиально анти-социален, необщителен, несоборен, и следовательно, также и не индивидуален, не-сущий. ».

Вопрос стоит не о том, правильны или неправильны выводы наивного пользователя и наблюдателя языка о связи имени и его носителя. Вопрос в том, зачем нужно носителю искать такую связь. То, что она обнаруживается, как в следующем примере, очевидно: Сережасреднего роста, сильный, спортивный, добрый, веселый, озорной, но не обязательно умный, вызывает симпатию; Сашаодно из самых популярных мужских имен, оно

нравится большинству; у Саши темно-русые волосы (ассоциации имени с цветом волос отмечаются постоянно), светлые глаза, высокий рост, мужественный характер; он настолько симпатичен, что даже неважно, умный ли он (материалы опроса, проведенного в 70-е годы в Москве).

Связь между именем и его носителем поддерживается в массовом сознании (имя может иметь различную интерпретацию в различных исторических срезах: Игорьтемноволос, худощав, умен, красив, капризен и себялюбив, немужественный, плохой друг; но для старшего поколения Игорь другой: высокий, широкоплечий, светловолосый, добрый и мужественный). В то же время, массовое сознание через дискурс, речевое взаимодействие, общение с носителем имени воздействует на индивидуальное сознание последнего (индивид должен оправдывать данное ему имя). Индивидуальные отступления от ожидаемого соответствия приводят к нарушению баланса и возможному сдвигу в значении имени для массового сознания. Мода на имена связана, во многом, именно с этим. Мифологема имени, таким образом, имеет историческую привязку. Имя человека и мотивировано, и немо-тивировано. Антропоним скорее является примером асимметричного дуализма знака (по С. Карцевскому), нежели примером его арбитрарности. Значение имени изменяется с историей его носителя.

В отношении антропонима можно выделить и иной ракурс обобщения: под эгидой имени объединяются единичные элементы коммуникативного поведения, характеризующие конкретную личность. Где же находится мотивация имени, его «значение»? Язык рождается из диалога отдельных личностей, и именно в этом диалоге следует искать значение имени: Но в день печали, в тшиине,\\ Произнеси его тоскуя; \\ Скажи: есть память обо мне, \\ Есть в мире сердце, где живу я. (А. С. Пушкин).

2. Модели коммуникативной личности.

Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателям сообщения, о том, что их отношение к нам и, что более важно, их поведение по отношению к нам определяется, в значительной степени, нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт» (И. А. Стернин), визитная карточка (И. Н. Горелов). Коммуникативная личность— содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности, коммуникативный деятель. Помимо индивидуального коммуниканта, коммуникативной личностью называют также тип коммуникантов, типичную коммуникативную личность какой-либо социальной группы (фамильная личность).

Обмен «любезностями» между представителями отдельных социальных групп (заключенные, молодежь и подростки, ученые), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фатической,

контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я). В известном мультсериале Beavis&Butthead часто наблюдается нарушение взаимной идентификации, неудачи в общении из-за отсутствия коммуникативного опыта у подростков, недостаточной социа-лизованности, в первую очередь в коммуникативном плане.

Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи— через посредство души — живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Сейчас в гуманитарном знании стали выделять некартезианскую парадигму, которая не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. Хотя сам Рене Декарт вряд ли знал об этом и, может быть, и не был бы против такого подхода.

Рене Декарт (Rene Descartes, или Renatus Cartesius, 1596-1650) —

французский философ, математик, естествоиспытатель, «отец новой философии» — рационализма, убежденный в философской суверенности разума. Автор знаменитого афоризма Cogito,ergo,sumЯмыслю,следовательно,ясуществую. Для Декарта существует телесный мир и существует Бог, мышление. Мышление и телесный мир создают раздвоенность человека, он есть мыслящая субстанция (res cogitans), машина, как и прочие живые существа. В философии Декарта противопоставлены субъект и объект мышления.

По определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа М. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

Коммуникативное поведение человечества также состоит из общих моментов в поведении отдельных личностей. Существуют только отдельные индивиды, коммуникативное поведение которых составляет единый язык. Но и в поведении индивида отражаются свойства природной и социальной (в том числе коммуникативной) среды. В некартезианской парадигме говорится также о воплощении <embodiment;hexis «гексис» в теории французского социолога П. Бурдье) природных и общественных структур в отдельном индивиде. Своеобразие формальных и стилистических характеристик речи отдельного носителя данного языка называют идиолектом.

Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли (или голоса), при этом сохраняя свою идентичность. Психологи, воспринявшие диа-логизм Бахтина, пишут о «многоголосии» личности. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и Чехов как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например обмана или убеждения, вымогательства или просьбы — будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (ср. роли: «студент-троечник» и «преподаватель-троечник»).

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В. П. Конецкая строит на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Сходные параметры выделяются и Р. Димблби и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания — верования — стереотипы — предположения — ценности — (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т. п.). Видимость общения или игра в общение наблюдается в некоторых передачах MTV

(Дневной каприз), в некоторых chatrooms в интернете. Таковы, в основном, и «газетный интернет» (переписка через бесплатные объявления) в выходившей когда-то «Газете с улицы Лизюкова» или в аналогичных «Сороке» и т. п. американский smalltalk, осуществляемый не столько по содержанию, сколько по формальной схеме threeAprinciple:answeraddask.

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. фактически осуществляем метакоммуника-тивную, саморегуляционую функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров «на контроле» у коммуникатора — тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

3. Типы коммуникативной личности.

Типы коммуникативной личности выделяются в зависимости от подхода и потребностей исследования. Приведем некоторые из существующих классификаций.

Начнем с психологической классификации коммуникативной личности. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к одному из четырех типов (Гойх-ман-Надеина).

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с ним бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).

Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации об-

щения. Следует иногда— даже в его же собственных интересах — возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (например, вступительная часть «о погоде», более развернутое и продолжительное фати-ческое общение).

Интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния «Я», или ego-состояния, по Берну, следующие: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

Родитель: критический (руководитель — работнику: Когда Вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель — студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте я сделаю это за Вас!).

Взрослый: консультант фирмы — клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник — директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!

Ребенок: приспосабливающийся (работник — руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы — клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега — коллеге: Ну, старик, ты гений!).

Индивид и коммуникативная личность — не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные

личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности (многоголосие, по Бахтину). Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах, на различных «лингвистических рынках» (в терминологии П. Бурдье) по-разному.

Ю. В. Рождественский выделяет типы языковой личности в зависимости от сфер словесности. Для всех видов устной словесности создатель речи совпадает с языковой личностью— индивидуальным речедеятелем. В письменной словесности при рукописной технике создатель речи также совпадает с индивидом (кроме документов). В документах создатель речи может быть коллегиальным, один документ может создаваться разными юридическими лицами (копия диплома: вуз + нотариус). Такую языковую личность можно назвать коллегиальной. В печатной словесности разделен труд автора и издательства (создание и тиражирование текста). Здесь перед нами кооперативный речедеятелъ. Тексты массовой коммуникации совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной речевой деятельности (информагентство + аппарат редакции + издательство), следовательно, перед нами коллегиально-кооперативная языковая личность. Информатика как вид словесности содержит три вида деятельности (реферирование и аннотирование как комплексная работа по анализу первичного текста и синтезу вторичного + информационный поиск + автоматизированное управление), поэтому представляет собой коллективную речедеятельность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *