Коммуникативная интерактивная и перцептивная стороны общения

Стороны общения

Структуру общения мы можем охарактеризовать путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом надо помнить, что в реальности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция9quot; — взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов». В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию — реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи — помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Остановимся на анализе ещё одного важного специфического свойства межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическимпсихологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практическойпсихологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практическойпсихологии ; основы психологии труда и управления.

В словаре практическогопсихолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М. Институт практическойпсихологии. 1996. … См. Вундт В. Проблемы психологии народов. М. 1&12; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практическойпсихологии. книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология » (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Стороны во время общения

Коммуникативная интерактивная и перцептивная стороны общения

Психологи определяют 3 главные типы общения, которые «занимают» индивиды в процессе коммуникации: коммуникативная сторона, перцептивная, а также интерактивная. Следует сразу заметить, что стороны во время общения чаще всего тесно взаимосвязаны между собой, границы между ними нечеткие, размытые, и они могут сливаться между собой, дополняя друг дружку.

Важным фактором является и то, что сам процесс коммуникативного взаимодействия следует рассматривать не только как совместную деятельность, каковой оно является по факту, но также и в качестве особого действия.

Таким образом, общение заключает в себе содержательные и формальные стороны. Содержательная сторона выражается в непосредственном обмене определенной информацией, составляющей основу всей беседы. В то же время вторая, формальная сторона, характеризуется поведенческой частью коммуникации, выражением индивидуальности человека.

Перцептивная часть общения

Среди всех сторон в процессе общения в первую очередь принято выделять перцептивную. Поскольку она является одной из первичных для любого общения. Объяснение этого заключено в определении данной стороны: перцептивная сторона заключается в процессе познания и анализа друг другом всех участников диалога, что является обязательной и неотъемлемой частью любого взаимного контакта между двумя индивидами.

Стоит понимать, что каждый человек вступает в беседу с другим индивидом или группой людей как уникальная личность. Исходя из большого множества внешних факторов, в том числе поведения собеседника, человек всегда заранее выстраивает в сознании его образ. При этом он как бы оценивает, «читает» собеседника, проводя расшифровку его определенных внешних данных и сопоставляя полученную информацию со своим личным опытом.

В ходе такого глубоко анализа, который может протекать достаточно быстро и даже параллельно с непосредственным общением, индивид всегда размышляет над полученным собирательным образом собеседника, пытаясь угадать его настоящий настрой, возможные намерения, дальнейшие действия и помыслы.

Следует подчеркнуть тот факт, что в регулярной и повседневной жизни каждого человека мимо него проходит целая череда других личностей. При этом он не может осознать, понять. Найти какое-либо объяснение тем или иным совершаемым ими действиям. Иногда это понимание присутствует, но оно может быть недостаточно в силу определенных обстоятельств. В таком случае сознание индивида всегда приписывает окружающим определенные качества или поведенческие мотивы, которые могут быть и ненастоящими, но зато объясняют происходящее вокруг.

Этот процесс «объяснения» может быть совершенно неосознанным, и происходить также в процессе анализа собеседника. В результате такого подхода, получаемый образ собеседника, выстроенный только на внешних данных и сопоставлении их с личным опытом, может совершенно не соответствовать действительности.

Интерактивная сторона коммуникации

Что касается интерактивной части общения, то оно заключает в себе взаимодействие участников коммуникации, их совместную деятельность. С этой точки зрения любого рода коммуникация должна предполагать какую-то определенную общую цель. При этом цель напрямую зависит от потребностей участников общения в какой-либо форме совместной деятельности.

При этом важным фактором также является то, что любая форма общения между индивидами, а также совместная деятельность, всегда регулируется общественностью посредством соблюдения участниками социальных норм порядка, этики, морали. О том, что в обществе действительно существуют определенные нормы и каноны данных действий, свидетельствует тот факт, что социальные массы.

Как правило, реагируют одинаково на то или иное событие, которое идет вразрез с общепринятыми рамками «нормального». Следует отметить, что спектр общественных регламентирующих норм достаточно широк, поскольку они распространяются и на модели поведения в обществе, формальные обязанности при совместном труде в той или иной сфере, воинский долг, и даже банальные правила этикета в обществе.

Из существования общественного контроля происходит и специфическая интерактивная сторона коммуникации, в ходе которой осуществляется сопоставление ролей индивидуумов-участников. С желаемыми нормативными правилами. В данном случае под понятием «роль» подразумевают ожидаемую от человека деятельность, которую принято считать нормативной для любого субъекта, занимающего соответствующую социальную должность.

С другой стороны, любая социальная роль задает свои требования для человека, который готов ее на себя принять. Также возможно выполнение одним человеком нескольких определенных социальных ролей, что часто приводит к внутренним конфликтам.

Коммуникативный аспект общения

Именно тогда, когда под процессом общения понимают непосредственный обмен необходимой для обоих или даже одного участника информацией, подразумевают основной, коммуникативный аспект общения.
Однако же не стоит никогда рассматривать общение только в качестве механизма передвижения информации от одного индивида к другому.

Прежде всего, общение подразумевает налаживание потока постоянного обмена информацией, то есть непосредственный процесс информирования одного индивида другим, который также может включать в себя параллельную совместную деятельность. Большое значение в данном аспекте играет ценность, то есть значимость, получаемой индивидами в ходе общения информации, при том условии, что эта самая информация была корректно сформулирована, услышана, и понята.

Результативность коммуникации во многом зависит от того, обладают ли все участники общения одной и той же языковой системой, системой кодирования и дешифровки. Тем не менее стоит учитывать и тот факт, что даже располагая пониманием значения всех слов. Участники коммуникации могут понимать и трактовать их совершенно по-разному, что может завесить от множества культурных, национальных, нравственных и даже политических факторов.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны.

В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения — это передача информации. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника обладают единой системой кодирования. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п.

Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Перцептивная сторона общения — восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным .

Лично-групповоеобщение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Непосредственное и опосредованноеобщение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.

В зависимости от времени общения различают кратковременное идлительное общение .

© 2015-2017 lektsii.org.

Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности. (3) Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых является активным субъектом. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информации заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга по средствам системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процесса.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный «фильтр доверия — не доверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства способствующие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примеров фасцинации может быть музыкальная, пространственная или световое сопровождение речи.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория — обратная связь.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точки зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее). В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга, а так же обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта.

Должное внимание следует уделять так же таким коммуникативным навыкам, как не рефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а так же тогда, когда цель общения со стороны говорящего — «излить душу», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы. (4)

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействия людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничество, сотрудничество, комромисса и др. Общение успешно когда поведение людей соответствуют ожиданием друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация — способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место («Я бы на его месте сделал так…»).

Рефлексия — явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

образ «Я», каким он видит себя;

образ «Я», каков он есть на самом деле;

образ «Я», каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно — рефлексивных отношениях. Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению («наверно, он…»). Естественно, что такие выводы оказывают влияние на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола — влияние общего первого впечатления о человеке, сформулированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Это оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный недооценку положительных качеств личности.

Стереотипизация (от греч. Stereos — твердый и typos — отпечаток) — устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат общения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание получения ошибочных результатов. (1)

Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения

Анализируя структуру общения Г. М. Андреева выделяет в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Важно помнить, что коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах. Межличностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими чертами.

Модель коммуникативного процесса включает в себя пять элементов (по Г. Лассуэллу):

1. Кто? (передает сообщение) — коммуникатор.

2. Что? (передается) — сообщение (текст).

3. Как? (осуществляется передача) — канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория (реципиент).

5. С каким эффектом? — эффективность.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах:

· процессе обратной связи;

· наличии коммуникативных барьеров;

· феномене коммуникативного влияния (любая информация, поступающая к реципиенту, несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения; выделяют авторитарное и диалогическое воздейтсие);

· в существовании вербального и невербального компонентов общения.

Прежде всего, необходимо отметить, что информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (человека, передающего информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию — реципиентом), а именно обмениваются. Соответственно и основной задачей информационного обмена в общении является не простой перевод информации в прямом или обратном направлении, а выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу той или иной ситуации или проблемы общения. Смысл механизма обратной связи состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Таким образом, обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Обратная связь может осуществляться прямым и косвенным путем. В первом случае, информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию, на поведение говорящего. Это могут быть открытые высказывания типа «Мне неприятно то, что ты говоришь», «Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь» и т.д. а также жесты и различные проявления чувств досады, раздражения, радости и другого.

Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого часто используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В таком случае коммутатор должен сам догадаться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какая же на самом деле его реакции и его отношение к коммутатору. Естественно, что догадки далеко не всегда оказываются верными, что в значительной степени затрудняет и обмен информацией, и весь процесс общения.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего зависит адекватность восприятия информации? Прежде всего, от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров— как психологических препятствий на пути адекватной передачи информации. В случае возникновения барьера, информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождают также: невыразительная быстрая речь, речь скороговоркой и речь с большим количеством звуков паразитов. Снятие фонетического барьера возможно в случае улучшения качества речи участников общения, обучения их основам риторики.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный, прежде всего, с различиями в системах значений (тезаурасах) слов, употребляемых участниками общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микро-культур, каждая из которых создает свое «поле значений», характеризуется своим специфическим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Для общающихся снятие такого барьера является весьма актуальной проблемой, так как успешность напрямую связана с созданием адекватных межличностных отношений с другими людьми. Для них важно уметь усваивать чужие семантические системы, чтобы говорить с людьми “на их языке” не провоцируя собственной специфической речью возникновение семантических барьеров.

Не меньшую роль в коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психического состояния другого человека. Так, например, человек может не принять критическое замечание, если оно будет высказано в несоответствующей ситуации или панибратской манере. Необходимо чувствовать состояние своих партнеров по общению, с тем, чтобы привести в соответствие с ним стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая человеком, либо сложна для восприятия другого, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства. Для любого человека выбор адекватной системы доказательств, для данного момента, всегда является открытой проблемой, так как в психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно условно говорить о существовании «женской9quot; и «мужской9quot; психической логике, о подростковой логике и т. д. От психологических пристрастий слушающего (реципиента) зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее неубедительной.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникаций. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как человека определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность начальника в глазах подчиненного. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое «яйца курицу не учат»). Этим легко объясняется тщательность, с которой люди собирают все авторитетные мнения, которые могут служить подтверждением их личной частной позиции (разнообразные ссылки на авторитетные источники, известная формула «есть мнение», цитирование классиков и так далее).

Барьеры общения — это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому говорящему (коммуникатору), которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Рассматривая сущность явления психологического барьера нельзя не заметить, что любой психологический барьер – это, прежде всего, защита, которую выстраивает слушающий (реципиент) на пути предлагаемой ему информации. Так, например, первый путь — искажение и избегание неприемлемой информации («Сегодня я не сделал этого, потому что не знал всех задач»). Второй путь — снижение авторитетности источника информации («Сам на прошлой встрече говорил, что у него тоже были проколы»). Наконец, третья возможность защиты — через непонимание («Знал бы он еще сам, как это задание выполнить»).

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Любая, поступающая к человеку, информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки, желания с целью их частичного или полного изменения. То есть, межличностная коммуникация всегда предполагает влияние и попытку воздействия на поведение партнера по общению. В этом смысле барьер — это форма психологической защиты от чужеродного психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.

В ходе совместной деятельности необходимо не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного человека «планами, созревшими в голове другого” (Ломов Б.Ф.), которая и делает деятельность групповой, коллективной. Взаимодействие есть та сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, посредством которых меняется поведение партнеров, но и организацию совместных действий участников коммуникации, выработку ими форм и норм для достижения общей цели.

Интерактивная сторона общения, таким образом, раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействия. Структуру этих взаимодействий рассматривают с точки зрения анализа следующих компонентов: деятельности, затем внутри ее — действий и далее — операций.

Все многообразие видов взаимодействия можно свести к двум таким противоположным группам, как кооперация и конкуренция (их называют еще согласие и конфликты, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д.).

Наиболее значимым типом взаимодействия между общающимися является кооперация. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

В социально-психологической науке среди основных коопераций выделено несколько:

традиционная кооперация направляется традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися нормами;

спонтанная кооперация основывается на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяется ситуативными условиями (игры, приятельские, семейные группы и т.п.);

директивная форма кооперации — для военных организаций, ряда производственных, предпринимательских структур;

конкретные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных и неформальных соглашений между ними.

Включение в кооперативное взаимодействие усиливает взаимозависимость участников, способствует оказанию взаимопомощи и более полному использованию потенциала каждого для дела.

Другим взаимодействием субъектов является конкуренция или конфликт. В отечественной социальной психологии сейчас имеется немало работ, рассматривающих конфликт не только как негативное явление, но и выявляющих и его позитивные качества, сосредоточивается внимание на изучении природы конфликтов, их типологизации и т.п. Многое использовано из зарубежной конфликтологии.

В зависимости от характера влияния выделяются следующие конфликты:

стабилизирующий направлен на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы;

конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования организации в новых условиях внешней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установления новых связей;

деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Возникновение и успешное развитие процесса межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия одним человеком другого в ходе общения выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

На основе внешней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (С.Л.Рубинштейн). И наши впечатления при этом — регулятор нашего отношения и поведения при общении. Однако надо иметь в виду, что представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Чем богаче представление о самом себе, тем более полно раскрывается и другой человек. Л.С. Выготский писал: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляется собой для других».

Под с о ц и ал ь н о й п е р ц е п ц и е й понимается восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка этого другого и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего поведения. Чтобы было успешным взаимодействие, каждый партнер должен уподобить себя другому партнеру и учитывать, как он понимает поступки, установки, мотивы.

В перцепции выделяются два главных аспекта: психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия, а также — механизмы межличностного отражения.

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

— выражение его лица (мимика);

— способы выражения экспрессии (чувств), жесты, позы, походка;

— оформление облика (одежда, прическа);

— особенности голоса и речи.

При этом можно выделить как широко распространенные, «интернациональные9quot; жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцениваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.

Находясь в определенной культурной и национальной среде, человек усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых в сообществе принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

Вместе с тем, выделяется ряд универсальных психологических механизмов. обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам познания и понимания относят, прежде всего, идентификацию, эмпатию, аттракцию и рефлексию.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение об его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть, происходит уподобление себя другому человеку. При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении, одного человека правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека; что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия и эмпатийность в отношениях с партнером по общению рассматриваются как одно из наиболее важных профессиональных качеств различных видов деятельности, связанных с общением и развитие способности к эмпатии решается с помощью активного самообразования, а также участием в различных группах профессионального развития.

Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. Остановимся на некоторых их них.

Сопереживание – человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым.

Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям другого, а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра (эстетическое сопереживание).

Сочувствие – человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому.

Симпатическое реагирование – это чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.

Т.е. человек не пытается сопереживать другому человеку. Вместо этого его понимание того, что испытывает говорящий, вызывает у него самого беспокойство за этого человека, жалость к нему или огорчение.

Аттракция (в дословном переводе — привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формирования по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Процесс самопознания во время общения получил название социальной рефлексии. Другими словами, под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция – это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией.

Т.о. каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Типичные ошибки межличностного восприятия и понимания

К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола –это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д.

Американский психолог А. Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых. Затем показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и попросил высказаться о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографиях. Испытуемые оценили красивых как более уверенных, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и духовно богатых, по сравнению с теми, кого эксперты оценили как некрасивых или «обычных». Испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Еще одна схема – проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо. В одном из экспериментов студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который содними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный».

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов – превосходство, привлекательность или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация— это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Проекциязаключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Раздражительные, агрессивные люди часто приписывают эти качества другим, завистливые видят в других проявления зависти, самонадеянные осуждают других за непредусмотрительность. Давно известно психологическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам».

Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оценить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Один из ранних экспериментов, подтвердивших это правило, состоял в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом – страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая концовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преувеличение их настойчивости, агрессивности; в описаниях, обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последующие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни.

Эффект снисходительностизаключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) – люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *