Эвакуация населения в военное время

Эвакуация населения в мирное и военное время. Работа эвакопункта и эвакоприемного пункта.

Рассредоточение и эвакуация населения — один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

Рассредоточение и эвакуация широко применялись при ведении войн в прошлом, в частности во вторую мировую войну, в том числе и в Великую Отечественную войну. Однако эвакуационные мероприятия, осуществлявшиеся в прошлом, принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий в современных условиях. Во время Великой Отечественной Войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Суть эвакуационных мероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника в загородную зону, где вероятность поражения значительно снижается.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым)способом его защиты от современных средств поражения.

Эвакуация населения — комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления.

Загородная зона – территория в пределах административных границ субъекта РФ, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения), вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуированного населения.

Эвакуационные мероприятия планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность.

Вывозится (выводится) также нетрудоспособное население и не занятое в сфере производства и обслуживания.

Рассредоточение — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Эвакуируемые в ЧС природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредоточиваемые в военное время — в районах загородной зоны в ближайших к границам городов, в населенных пунктах расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей. Чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4-х часов, по решению начальника ГО — руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты эвакуируются неработающие члены их семей. Если их совместное размещение невозможно (из-за ограниченного фонда жилых, общественных и административных зданий), то члены семей расселяются в других пунктах на том же эвакуационном направлении.

Эвакуация людей из населенных пунктов расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва плотин гидротехнических сооружений, проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации, а за этими пределами при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуируемые из зон возможного катастрофического затопления расселяются на не затапливаемой территории.

Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГО ЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению населения (с учетом эвакуируемых) жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях, а также создание группировок сил для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС и применения современных средств поражения. Кроме того, учитывая наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для форсированного возведения недостающих простейших защитных сооружений и жилья.

Районы расселения персонала (с неработающими членами семей) предприятий, переносящих свою деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, продолжающих функционирование в городах. Они соответствующим образом оборудуются в инженерном отношении. Остальное население из городов вывозится в более отдаленные пункты.

Весь фонд жилых, общественных и административных зданий в районах эвакуации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (в том числе в отапливаемых домах, дачных кооперативов и садоводческих товариществ), передаются в распоряжение руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане в них размещаются на основании ордеров, выдаваемых указанными органами.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству.

Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы

Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы).

Предусматриваются следующие способы эвакуации:

1. Пешим порядком (главный)

2. Всеми видами имеющегося транспорта

3. Комбинированным способом

Количество вывозимого населения определяется эвакуационными комиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь выводятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешим ходом дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на лабораторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Работающие смены действующих объектов экономики с началом эвакуационных мероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных сооружениях. В загородную зону они убывают после прибытия оттуда им на замену отдохнувших смен.

К сказанному следует добавить, что в загородную зону в особых условиях предусматривается также эвакуация аппаратов министерств, ведомств, которые планируют эвакуационные мероприятия, организуют их материально-техническое обеспечение и проведение.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

ЭВАКУАЦИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1. С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 2. Система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.— Мн. «Технопринт9quot;, 2005.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. межгосударственный стандарт. Общие положения. — Мн, 1997

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №495 от 10 апреля 2001 года

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование, Межгосударственный стандарт, Мн, 1997

5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. межгосударственный стандарт. Природные чрезвычайные ситуации. — Мн, 1997

6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. межгосударственный стандарт. Техногенные чрезвычайные ситуации. — Мн, 1997

Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры ГСЧС при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия:

· укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны;

· предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС;

· выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

· оказание медицинской и социальной помощи населению;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия:

· подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС;

· построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию;

· организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению;

· накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты;

· организовано обучение населения способам выживания в ЧС;

· организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС;

· организовано оповещение населения о ЧС и др.

Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность (рис.1.).

Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно.

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.

С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.

Эвакуация населения в военное время

Рис.1. Основные мероприятия защиты, проводимые ГСЧС

Эвакуация организуется по территориально-производст-
венному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-экплуатационных служб (ЖЭС), домоуправлений. К эвакуации планируется все население, за исключением нетранспортабельных больных, военнообязанных уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

· в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;

· во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;

· в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).

Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП ).

Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м 2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.

При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.

Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:

· в городе – эвакуационные комиссии (ЭК ) и сборные эвакопункты (СЭП);

· в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК ), приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

ЭК формируются исполнительными органами власти и руководителями объектов. Они планируют, организуют и проводят мероприятия по эвакуации. Им подчиняются СЭП, они имеют связь с различными службами города, района, объектов, с ПЭК сельских районов. СЭП обычно размещаются на вокзалах, на оконечных маршрутах городского транспорта, возле ЖЭСов, домоуправлений, на объектах и т.п. Каждому СЭП присваивается номер. На СЭП эвакуированных регистрируют, при необходимости может быть оказана медицинская помощь, формируются группы, колонны для отправки пешком и различными видами транспорта. Пункты посадки на транспорт размещаются вблизи пунктов сбора.

ПЭК в сельской местности планируют, организуют и проводят мероприятия по приему, размещению, решению бытовых и других вопросов эвакуированных. На ПЭП эвакуированных людей встречают и распределяют по местам проживания.

ППЭ создаются в основном для эвакуи­рованных людей пешим порядком. На ППЭ люди могут отдохнуть, получить медицинскую помощь, горячее питание. ППЭобычно размещают на пути движения колонн для отдыха после 5– 6 часов перехода.

При формировании колонн для движения пешим порядком учитывают контингент эвакуированных, их возраст, количество и т.д. Обычно колонны формируются по 500–1000 человек во главе с начальниками колонн. Каждую колонну разбивают на группы по 50–100 человек, во главе со старшими групп. Скорость движения 4–5 км/ч, дистанции между колоннами – до 500м. Пешие маршруты рассчитаны на один суточный переход, совершаемый за 10–12 часов движения. Через 1–1,5 часа делают малые привалы на 10–15 минут, а через 5–6 часов движения делают большой привал на 1–2 часа.

ЭВАКУАЦИЯ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Эвакуация в мирное время может проводиться случаях возможного катастро­фического затопления, химического заражения местности и воздуха СДЯВ в результате аварии на химически опасном объекте, радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте, из зон возможного задымления в результате лесных пожаров, при угрозе наводнений, угрожающих жизни людей, и др. Следует помнить, что эвакуация – дорогостоящее мероприятие, поэтому проводится только в случаях крайней необходимости.

Решение на эвакуацию может принять руководитель объекта или (и) органы власти любого уровня. Они же несут полную ответственность за организацию и проведение мероприятий по эвакуации.

Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по ЧС различного уровня. Комиссии по ЧС, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оператив­ное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация в чистом виде бывает редко. Она, как правило, сочетается с другими мероприятиями, в реализации которых участвуют и другие структуры ГСЧС.

ЭК выполняют функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан. Из-за ограниченного времени эвакуационные органы полностью не разворачиваются. В ряде случаев для эвакуации транспорт будет подаваться прямо к жилым домам, административным зданиям и с помощью милиции; эвакуация может даже носить принудительный характер.

Как правило, ЭК планируют эвакуационные мероприятия заранее, так как некоторые ЧС достаточно точно прогнозируемы. Обычно известны потенциально опасные объекты, степень их опасности, роза ветров, особенности местности и другие исходные данные. Это позволяет заранее информировать службы, организации и объекты района, города об их участии в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий.

Планируют эвакуацию в первую очередь организованных детей, стариков, больных и т.п. (школы, детсады, больницы, дома престарелых и т.д.). В мирное время эвакуация будет проводиться не в загородную зону, а в безопасные районы, в частности, в населенные пункты, имеющие возможности по размещению эвакуированных людей.

В мирное время эвакуация носит, как правило, кратковременный характер, но не исключается и эвакуация на многие десятки лет, как это имеет место после аварии на ЧАЭС.

Большое внимание уделяется подготовке населения к эвакуации, обеспечению безопасности людей и объектов, жилых домов при эвакуации.

Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое:

· личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;

· продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду;

· кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик;

· необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета;

· белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации.

Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки. На всякий случай к ним прикрепите бирки с указанием фамилии, домашнего адреса и конечный пункт эвакуации. Не исключаются случаи, когда по радио и телевидению поступит распоряжение самостоятельно уходить из зоны ЧС. Помните! В этом случае необходимо брать с собой минимум вещей. Выходить необходимо строго по рекомендуемым маршрутам.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

На практических занятиях изучены средства индивидуальной и коллективной защиты. Их можно использовать как в мирное, так и в военное время.

8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.

Особенности эвакуации на военное время в большей части касаются общих положений, организации и проведения эвакомероприятий.

На военное время остаются понятия:

Эвакомероприятия — это рассредоточение и эвакуация населения из категорированных городов в загородную зону, т.е. эвакомероприятия касаются только категорированных городов.

Рассредоточение — это организованный вывоз (вывод) рабочих, служащих и членов их семей организации и предприятий продолжающих работу в военное время из городов и прилегающих к ним населенных пунктов, находящиеся в зонах возможных сильных разрушений, опасных заражений с размещением их для проживания и отдыха в загородной зоне.

Районы рассредоточения выбираются как можно ближе к своим предприятиям (допускаются в зоне возможных сильных заражений) с расчетом, чтобы на подвоз и отвоз смены затрачивалось не более 4-5 часов.

Эвакуация — это вывод (вывоз) рабочих и служащих объектов, деятельность которых прекращается или переносится в загородную зону на время ведения военных действий, а также всего нетрудоспособного населения из городов и населенных пунктов, находящихся в зоне сильных разрушений, опасных заражений и катастрофических затоплений.

Загородная зона — это территория в пределах административных границ, области (республики, края), расположенная вне зон возможных

разрушений, опасных заражений и катастрофических затоплений, пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.

Начинается она в 27-30-ти км от категорированнного города. Рассредоточение и эвакуация осуществляются по производственно-территориальному принципу в соответствии с планом ГО и указаниями старшего начальника.

С получением распоряжения и проведении рассредоточении и эвакуации начальник гражданской обороны района (объекта) обязан организовать выполнение эвакуационных мероприятий в сроки, установленные планом. С этой целью он уточняет объем мероприятий по рассредоточению и эвакуации, последовательность их проведения, ставит задачи подчиненным начальникам, органу управления по делам ГО и ЧС и эвакоприемной комиссии на проведение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и осуществляет контроль выполнения.

Орган управления по делам ГО и ЧС и эвакокомиссия района доводят задачи до начальников, органов управления по делам ГО и ЧС, эвакоорганов объектов по оповещению, своевременному сбору рабочих, служащих и остального населения и отправке их в загородную зону в соответствии с установленной очередностью.

Начальники, штаба и эвакуационные комиссии объектов организуют оповещение и сбор рабочих, служащих и членов их семей на сборные эвакопункты, посадку на транспорт, отправку пеших колонн и оказывают помощь эвакоприемным органам (сельским) в приеме и размещении рассредоточиваемого и эвакоприемного населения.

В военное время население, объекты будут эвакуироваться в определенные, заранее подготовленные районы. Списки эвакуируемых, составляемые заранее будут более точными, т.к. люди к моменту эвакуации возвратятся из отпусков, командировок и других поездок.

Эвакоорганы, как правило, будут развернуты в полном объеме и работать будут согласно разработанным в мирное время планом. В мирное же время часто непредсказуемость, внезапность создавшейся ЧС не дает возможности развернуть эвакоорганы, действовать согласно заранее составленным планам.

В военное время перед эвакомероприятиями при необходимости будет возможность в полной мере использовать защитные сооружения (отсутствует фактор внезапности), широко будут оборудоваться и использоваться простейшие защитные сооружения (щели открытые и перекрытые).

В военное время автотранспорт личного пользования рабочих и служащих привлекается к эвакуационным перевозкам по месту работы владельцев и включается в состав автомобильных колонн объектов.

Автотранспорт личного пользования неработающего населения должен учитываться в ремонтно-эксплуатационных управлениях (РЭУ), домоуправлениях. Управление по делам ГО и ЧС района должно установить места сбора и построения колонн этого транспорта, маршруты движения и порядок обеспечения пропусками установленного образца.

В целях проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые сроки часть населения будет организованно выводиться в загородную зону пешим порядком. Вывод осуществляется по заранее установленным маршрутам на расстояние одного суточного перехода, совершаемого за 10-12 часов движения.

Особенности эвакуации населения в военное время.

Эвакуация населения в военное время – это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

Эвакуационные мероприятия в военное время планируются и осуществляются в целях:

· снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

· обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

· обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В современных условиях в целях обеспечения защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения целесообразно эвакуировать в загородную зону жителей крупных городов, которые могут попасть в зону действия поражающих факторов.

Загородная зона – территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Рассредоточение – комплекс мероприя­тий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служа­щих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Отселение – организованный вывоз нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из районов загрязнения РВ и опасных для проживания в безопасные места на постоянное жительство.

Эвакомероприятия планируются и гото­вятся заблаговременно.

Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность. Вывозится (вы­водится) также нетрудоспособное население и не занятое в производстве и обслуживании.

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продол­жения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также рабочие и служащие организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города в военное время, – энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохра­нения, транспорта и связи, органов государст­венной власти и местного самоуправления.

Размещаются рассредо­точиваемые в военное время – в районах загородной зо­ны, ближайших к границам городов, в населенных пунк­тах, расположенных вблизи железнодорожных, автомо­бильных и водных путей. Чтобы обеспечить организо­ванную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4 часов, разрешается размещать их в зо­нах возможных слабых разрушений.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служа­щих в те же населенные пункты эвакуируются неработа­ющие члены их семей. Если их совместное размещение невозможно (из-за ограниченного фонда жилых, обще­ственных и административных зданий), то члены семей расселяются в других пунктах на том же эвакуационном направлении.

Руководство подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий осуществляют руководители ГО и штабы ГО всех степеней.

Руководители ГО отвечают за планирова­ние, обеспечение всем необходимым, организацию, про­ведение эвакуации населения и его размещение в заго­родной зоне. Непосредственно же обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ве­домства), объекты экономики независимо от форм соб­ственности во взаимодействии с органами исполнитель­ной власти и местного самоуправления.

Планирование эвакомероприятий организуют эвакокомиссии органов исполнительной власти, от­раслей, объектов экономики совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии при участии названных органов и служб разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения прибывающих. По ряду вопросов планирование осуществляется во взаимодействии с органами воен­ного управления. Это – выделение сил и средств, транспорта, использование транспортных коммуни­каций, а также военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размеще­ния и первоочередного жизнеобеспечения людей; согласование районов их расселения.

Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы). Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других ус­ловий. В первую очередь вывозятся медицинские учреж­дения, лица, которые не могут преодолеть пешком даль­ние расстояния (беременные, женщины с де­тьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприя­тий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Работающие смены действующих объектов экономи­ки с началом эвакомероприятий остаются на рабочих местах в готовности по сигналу укрыться в защитных со­оружениях. В загородную зону они убывают после при­бытия оттуда им на замену отдохнувших смен.

Для проведения эвакуации населения заблаговременно фор­мируются: эвакуационные комиссии (ЭК), сборные эвакуа­ционные пункты (СЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), эвакоприемные комиссии (ЭПК), приемные эвакуа­ционные пункты (ПЭП), оперативные группы (ОГ) по ор­ганизации вывоза эвакуируемого населения, группы управ­ления на маршрутах пешей эвакуации, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии регионального и муниципального уровней, которые создаются решениями соответствующих на­чальников гражданской обороны.

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные ко­миссии возглавляют заместители руководителей ГО местно­го самоуправления, а отраслевые (объектовые) ЭК – замес­тители руководителей ГО отраслей (объектов) экономики. В них включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, образования, социаль­ного обеспечения и здравоохранения, внутренних дел, свя­зи, представителей военных комиссариатов, мобилизаци­онных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

В эвакокомиссиях объектов экономики создаются груп­пы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников СЭП, эвакуационных эшелонов, старших по автомобиль­ным и пешим колоннам.

Основные задачи эвакуационной комиссии: разработка и корректировка планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях, организация и контроль всестороннего обеспечения эвакомероприятий, комплек­тования и подготовки эвакоорганов, подготовки и прове­дения эвакомероприятий.

Сборные эвакуационные пункты формируются на базе одного объекта экономики. Они осуществляют сбор и учет эвакуируемых, их отправку в загородную зону. СЭП распо­лагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт. Каждый из них обеспечивается средством связи. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек. В соот­ветствии с этим определяется и количество выделяемых для эвакуации транспортных средств.

Вот примерный рабочий аппарат сборного эвакопунк­та: начальник и его заместитель, группы регистрации и учета, формирования эшелонов (пеших колонн), охраны общественного порядка, связи, а также комната матери и ребенка, стол справок, медицинский пункт, комендантская служба. В состав групп регистрации и учета, формирова­ния эшелонов (колонн) включаются представители ЭК объектов, приписанных к данному пункту

Основные задачи сборного эвакуационного пунк­та. прием, регистрация, размещение прибывшего населения; оказание при необходимости медицинской помощи; проведение радиационной и химической разведки, светомаскировка; укрытие при необходимости в защитном сооружении; формирование и отправка колонн пешим порядком; организация посадки на транспорт эвакуируемых транспортом; поддержание связи с вышестоящей эвакокомиссией (субъекта РФ, муниципального образования).

Промежуточные пункты эвакуации создаются за преде­лами зон возможных разрушений (заражений, загрязне­ний) в ближайших к ним населенных пунктах, вблизи пу­тей сообщения. Они заблаговременно подготавливаются в инженерном отношении и предназначаются для кратко­временного размещения (отдыха) эвакуируемого населе­ния, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в загородной зо­не. Если требуется, на ППЭ осуществляются обмен или спе­циальная обработка одежды и обуви.

Основные задачи промежуточного пункта эвакуа­ции: встреча и временное размещение прибывших в насе­ленные пункты, согласование с эвакоприемными комисси­ями районов загородной зоны графиков движения транс­порта, организация отправки людей в конечные пункты размещения, оказание им медицинской помощи, поддер­жание общественного порядка, своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени и количестве прибывшего населения и об отправ­ке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обслуживания пеших колонн на маршруте создают­ся подвижные медицинские бригады на санитарных авто­мобилях.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на их исходных пунктах и выполняют свои задачи мето­дом патрулирования.

Эвакоприемные комиссии создаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспече­ния эвакуируемого населения. По решению местной адми­нистрации в загородной зоне формируется районная (го­родская) ЭПК, возглавляемая заместителем главы админис­трации. Основной задачей эвакоприемной комиссии является: орга­низация приема и размещения эвакуируемых, их перво­очередного жизнеобеспечения и защиты.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. Располагаются они вблизи высадки в общественных и административных зданиях. В структуру ПЭП входят группы встречи, приема и размеще­ния горожан, учета, отправки и сопровождения эвакуируе­мых, охраны общественного порядка, а также стол спра­вок, медицинский пункт, комната матери и ребенка, комен­дантская служба.

Основные задачи приемного эвакопункта: встреча прибывающих из города автоколонн и обеспечение высад­ки людей, организация (при необходимости) временного размеще­ния эвакуируемых в ближайшем населенном пункте, от­правка их в пункты постоянного размещения, оказание медицин­ской помощи нуждающимся, поддержание общественного порядка, укрытие людей по сигналам ГО.

Для определения очередности эвакуации граждан и бо­лее четкого планирования их размещения все эвакуируемые делятся на три группы. Первая (рассредоточивае­мое население) – рабочие и служащие, продолжающие производственную деятельность в зонах возможных силь­ных разрушений категорированных городов, а также обес­печивающие их жизнедеятельность. Вторая (трудоспо­собное население) – рабочие и служащие, прекращающие в особых условиях свою трудовую деятельность или пере­носящие ее в загородную зону. И третья – остальное на­селение, основная часть которого может быть вывезена еще до начала общих эвакомероприятий.

Эвакуируемые берут с собой документы, личные вещи (ручную кладь) с расчетом на длительное пребывание в за­городной зоне, но не более 50 килограммов на одного взрослого человека, и продукты питания на двое-трое су­ток.

Больные, находящиеся на излечении в лечебных учреж­дениях категорированных городов, эвакуируются в заго­родную зону с этими учреждениями, за исключением не­транспортабельных с обслуживающим их персоналом.

После объявления об эвакуации население категорированного города самостоятельно, на городском транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на сборный эвакопункт. Там людей распределяют по транс­портным средствам, инструктируют и организованно на­правляют на посадку Выводимые пешим порядком форми­руются в колонны и отправляются с исходных пунктов.

Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший, который обязан проверить ее состав, не допуская попадания в группу посторонних лиц, проследить, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны – 3-4 километра в час. Суточный переход (10-12 часов дви­жения) составляет 30-40 километров. Дистанция между ко­лоннами – до 500 метров. Через каждые 1-1,5 часа движе­ния назначаются малые привалы (не более 15-20 минут), а в начале второй половины суточного перехода – большой привал (1,5-2 часа). На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

На период эвакуации на сборных, промежуточных, приемных эвакопунктах, в местах посадки и высадки лю­дей, на самих маршрутах лечебно-профилактические уч­реждения по заданию соответствующих органов управ­ления ГОЧС развертывают медицинские пункты с круг­лосуточным дежурством. В состав автоколонн, эшелонов (поездов, судов) включаются медработники (из числа лиц, подлежащих эвакуации) или сандружинницы, снаб­женные необходимыми средствами и имуществом. При эвакуации пешим порядком помощь нуждающимся на маршрутах движения, в местах привалов и на промежу­точных пунктах оказывается силами близлежащих ле­чебно-профилактических учреждений. Они же на каж­дом маршруте эвакуации организуют не менее двух по­движных медицинских бригад, оснащенных транспор­том, которые подчиняются главврачу своего учреждения.

Медицинские мероприятия проводятся на протяже­нии всей эвакуации. В число их входят: контроль за сани­тарно-гигиеническим состоянием мест временного и по­стоянного размещения эвакуируемых, за проведением дезинфекционных и дератизационных мероприятий; ор­ганизация лабораторного контроля за качеством питье­вой воды и пищевых продуктов, соблюдением санитар­но-гигиенических правил при хранении и приготовле­нии пищи, а также за организацией банно-прачечного обслуживания; своевременное выявление инфекцион­ных больных, их изоляция и госпитализация. В случае применения бактериологического оружия для проведения прививок формируются прививочные бригады. А при подготовке к массовой иммунизации си­лами лечебно-профилактических учреждений организу­ются подвижные и временные прививочные пункты.

Основные мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях и условия их применения

Общие положения. эвакуация населения в мирное и военное время

Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС и от их источников структуры ГСЧС при необходимости организуют и проводят следующие основные мероприятия:

· укрытие людей в приспособленные для защиты производственные, общественные и жилые помещения зданий, а также в специальные защитные сооружения гражданской обороны;

· предупреждение, локализацию и ликвидацию эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· эвакуацию населения из зон прогнозируемых и возникших ЧС;

· выдачу населению и использование им средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

· оказание медицинской и социальной помощи населению;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Эти способы могут быть реализованы, если дополнительно будут выполнены следующие мероприятия:

· подготовлено достаточное количество сил и средств для ликвидации ЧС;

· построено необходимое количество защитных сооружений, организована их эксплуатация и постоянная готовность к использованию;

· организовано накопление средств индивидуальной защиты и своевременная их выдача населению;

· накоплено необходимое количество медицинских препаратов и других средств медицинской защиты;

· организовано обучение населения способам выживания в ЧС;

· организована система мониторинга природной среды и прогнозирование ЧС;

· организовано оповещение населения о ЧС и др.

Перечисленные мероприятия охватывают: медицинскую, радиационную, химическую, биологическую, социальную, противопожарную и инженерную защиту, эвакуацию, защиту экономики и экологическую безопасность (рис.1.).

Наиболее надежный способ защиты населения – эвакуация. Он применяется только в том случае, если имеется угроза реальной опасности жизни и здоровью населения и если имеется достаточно времени до начала ЧС. Укрытие в защитных сооружениях применяется в случаях, когда времени на эвакуацию недостаточно.

Эвакуация населения

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу и вывозу населения из городов и других населенных пунктов в безопасные районы в случае ЧС, угрожающих жизни людей. Эвакуация может быть полной или частичной, в мирное или военное время, на несколько часов и многие десятки лет. Так как имеются существенные отличия в эвакуации населения в мирное и военное время, рассмотрим их отдельно.

Эвакуация в военное время

С объявлением военного положения из ряда городов население будет эвакуировано. В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют некатегорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.

Рис.1. Основные мероприятия защиты, проводимые ГСЧС

Эвакуация организуется по территориально-производст- венному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-экплуатационных служб (ЖЭС), домоуправлений. К эвакуации планируется все население, за исключением нетранспортабельных больных, военнообязанных уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

· в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;

· во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;

· в последнюю очередь эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).

Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через домоуправления, ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП ).

Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.

При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.

Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:

· в городе – эвакуационные комиссии (ЭК ) и сборные эвакопункты (СЭП);

· в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК ), приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *