Электронные образовательные ресурсы это

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы — совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Электронные образовательные ресурсы — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

— ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание — аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).

— Третий уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны.

— Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа-ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.

Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении — все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Образовательный электронный ресурс — это что такое?

September 11, 2016

В связи с модернизацией российского образования педагоги применяют не только традиционные формы обучения, но и внедряют инновационные методики. Поговорим о том, какие существуют требования к электронному образовательному ресурсу.

Что такое ЭОР

Федеральные электронные образовательные ресурсы — это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств.

Электронные образовательные ресурсы это

Отличие между учебниками и ЭОР

Образовательный электронный ресурс — это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблемы со здоровьем (инклюзивное образование). Так, обычный учебник не доступен школьникам с ослабленным зрением, к тому ж книги тяжелые, из-за чего школьники часто «забывают9raquo; их дома.

Электронные образовательные ресурсы это

Классификация ЭОР

Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп:

  1. Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.
  2. Текстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся такие книги, читать которые можно на ПК, переходя в любой момент на требуемую страницу. Указывая нужный термин, можно в дополнительном небольшом окне прочитать его характеристику (определение) либо сменить мгновенно содержимое экрана, указав словосочетание (ключевую фразу). Навигация по тексту происходит нелинейно, а текстографический продукт именуют гипертекстом.
  3. Третий образовательный электронный ресурс — это визуальный либо звуковой фрагмент. Анимация, звук делают обучающий процесс интересным и увлекательным для школьников.

Электронные образовательные ресурсы это

Применение мультимедиа ЭОР

В переводе с английского языка слово «мультимедиа9raquo; означает «много способов». И подобный образовательный электронный ресурс – это представление изучаемых объектов с помощью графики, звука, видео, фото, анимации. Говоря другими словами, образовательный электронный ресурс – это все то, что будет воспринимать человек с помощью органов слуха и зрения.

В настоящее время термин «мультимедиа9raquo; используется довольно широко, в связи с этим нужно понимать, к чему именно он будет относиться. Например, к электронным образовательным ресурсам относятся тематические видеофильмы учебного характера, посмотреть которые можно с использованием проектора и ПК. А под мультимедиа ЭОР подразумевается возможность воспроизведения одновременно на компьютерном экране суммы объектов, которые представлены разнообразными способами. Безусловно, при этом подразумевается не бессмысленное смешение предметов, не имеющих взаимосвязи, а выбор объектов, подчиненных определенной дидактической теме. Они должны быть логически связаны друг с другом, формировать единое представление у школьников об изучаемом явлении либо процессе.

Степень адекватности представления в фрагменте реального мира характеризует качество создаваемого мультимедиа продукта. Инновационным выражением признается «виртуальная реальность», которая подразумевает применение мультимедиа компонентов, содержащих визуальный трехмерный ряд и стереозвук.

Электронные образовательные ресурсы это

Способы представления ЭОР

Рассматривая перечень электронных образовательных ресурсов, отметим и их структуру. ЭОР может быть в виде учебного материала, разбитого на отдельные блоки. В каждом из них применяют графические иллюстрации, текстовые фрагменты, программы, элементы гипермедиа.

В последнее время электронные ресурсы в образовательных учреждениях стали привычным явлением. Учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ для обучения школьников, по Федеральным стандартам нового поколения сразу комплектуются ЭОР. Функциональные возможности использования ЭОР в современном образовательном процессе в значительной мере определяются дидактическими характеристиками:

  • интерактивностью;
  • коммуникативностью;
  • предоставлением учебного материала в виде текста, анимации, графики, видео, аудио мультимедиа средствами;
  • использованием компьютерного моделирования для анализа образовательных объектов;
  • автоматизацией разных видов учебной деятельности.

Предназначение ЭОР

Рассмотрим использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. ЭОР дает возможность реализовать следующие задачи:

  1. Организовывать самостоятельную когнитивную деятельность учащихся.
  2. Обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы каждого ученика профессиональными преподавателями.
  3. Организовать групповую учебную деятельность с использованием ресурсов информационно-коммуникационных технологий.

Электронные образовательные ресурсы это

Особенности ЭОР

В зависимости от использования в образовательном процессе, принято разделять все ЭОР на несколько видов:

  • Распределенные ресурсы, которые размещены в ИОС. Например, электронные образовательные ресурсы по информатике могут размещаться в электронных библиотеках, хранилищах, на образовательных порталах. Они необходимы для дистанционного обучения, предполагающего режим удаленного доступа на базе ИКТ технологий.
  • ЭОР для использования в локальных сетях образовательных организаций и учреждений.
  • Однопользовательские ресурсы, которые предназначены в основном для применения на персональных компьютерах. Эта группа предполагает использование носителей CD или DVD.

Учет возрастных особенностей при составлени ЭОР

Особенность электронного образовательного ресурса в том, что он учитывает целевой уровень и ступени обучения. Так, общеобразовательные предназначены для дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, а профессиональные создаются для дополнительной подготовки тех лиц, которые имеют высшее образование.

В зависимости от формы обучения, портал электронных образовательных ресурсов УРГЭУ предлагает ресурсы для очного, заочного, очно-заочного, семейного образования, экстерната, самообразования.

Электронные образовательные ресурсы это

Целевая аудитория

В равной мере электронными ресурсами пользуются абитуриенты, педагогические работники, методисты, научные работники, ученики, технические специалисты.

В зависимости от типа ресурсов, можно найти следующие разновидности материалов:

  • Учебный материал. Он подразумевает виртуальные задачники, лабораторные практикумы, учебные пособия, тесты, конспекты лекций, учебные электронные курсы, контрольные вопросы.
  • Учебно-методический комплект. В электронном виде можно подобрать методические указания, учебные планы, программы, планы занятий.
  • Справочный материал. Например, в виде ЭОР предлагаются базы данных, словари, энциклопедии, справочники.
  • Демонстрационный и иллюстративный комплект. К нему относят наглядные карты, атласы, альбомы, наглядные пособия.
  • Дополнительный информационный материал. В электронном виде можно изучать хрестоматии, печатные издания, публикации научно-популярного характера, рекламно-информационные материалы.
  • Нормативные документы. Учителя могут изучать национальный педагогический стандарт, должностные инструкции, нормативные акты.
  • Периодические электронные издания.

В зависимости от своего прямого предназначения, ЭОР подразделяют на научные, учебные, научно-популярные, справочные, досуговые, художественные, массово-политические, производственно-практические и справочные.

Функции электронных образовательных ресурсов

В зависимости от того, каково предназначение создаваемых ЭОР для образовательного процесса, их делят на несколько видов:

  • учебные программы;
  • хрестоматии;
  • учебно-методические комплекты по определенным учебным дисциплинам;
  • словари;
  • справочники;
  • конспекты лекций;
  • практикумы.

Последняя группа ЭОР имеет особое значение для реализации задач, поставленных перед педагогами образовательных учреждений после введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Такие ресурсы предполагают комплекты практических работ, лабораторных занятий, виртуальные практикумы, деловые игры, научно-исследовательскую, проектную деятельность. На начальной ступени обучения широко применяют иллюстративные материалы: наборы анимаций и слайдов, аудио- и видеосопровождение уроков. В основной и средней школе учебно-методическими комплектами пользуются преподаватели химии, биологии, физики.

Благодаря ЭОР повышается мотивация ребят к проведению лабораторных и практических работ, стимулируется познавательная активность подрастающего поколения. В зависимости от степени дидактического обеспечения, можно подобрать ЭОР следующих видов:

  • специальность;
  • предмет;
  • раздел дисциплины;
  • часть предмета.

По варианту предоставления информации, все современные электронные ресурсы делят на программные продукты, мультимедийные ЭОР и изобразительные материалы. А учитывая физиологические и психологические особенности школьников, педагоги подирают для образовательного процесса активные, смешанные, описательные или неопределенные ЭОР.

Прежде чем применять в работе с ребятами электронные книги либо пособия, педагог проверяет их соответствие действующим Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

Существует классификация электронных ресурсов по типу среды применения и распространения на оффлайн, Интернет, а также ресурсы для интерактивных школьных досок. В зависимости от технической оснащенности учебного заведения, педагог выбирает ту группу ЭОР, применение которой будет оптимально в конкретной ситуации. А содержимое контента предполагает использование презентационных ресурсов, мультимедиа ЭОР или специальных систем обучения.

Правительством РФ в последнее время особое внимание отводится обучению детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем, поэтому не могут посещать занятия в обычной школе вместе со своими сверстниками. Была разработана и успешно функционирует специальная программа по инклюзивному образованию. Ее реализация невозможна без применения электронных образовательных ресурсов разного типа. Также функционирует специальная виртуальная школа, в которой ребята вместе со своими наставниками выполняют интересные задания. Помимо применения электронных образовательных ресурсов непосредственно во время уроков, доступ к ним у ребят есть и во внеурочное время. Это офлайн-электронные учебники, которые характеризуются сформированной системой поиска на базе глоссария, содержания, гиперссылок. В таких пособиях перенесена бумажная основа в электронный вариант.

Электронные образовательные ресурсы это

Примеры применения ЭОР в образовательном процессе

Учитель химии уже не представляет своей деятельности без активного использования презентаций, видеофрагментов, а также показа перед началом практических работ вводного инструктажа по технике безопасности. При отсутствии в школе химических реактивов учитель проводит «виртуальную» практическую работу, воспользовавшись необходимыми ЭОР по химии. Кроме того в электронной коллекции, которая создана на федеральном уровне, есть ресурсы, демонстрирующие эксперименты, запрещенные по ТБ к проведению в школьной лаборатории. Ребята с удовольствием смотрят опыты, сопровождающиеся выделением света, тепла, энергии.

Заключение

В Российской Федерации были созданы на общероссийском уровне ЭОР первого и второго поколения. К первому относят разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), например, платформу 1С.

Второе поколение представлено ресурсами ФЦИОР, которые воспроизводятся с использованием специального ОМС-плеера. Они построены с использованием технологий и стандартов SCORM, Flash, Java. Создание педагогами электронных образовательных ресурсов второго поколения предполагает знания основ программирования, что нереально для большинства преподавателей. Многие учителя пробуют создавать свои собственные электронные ресурсы на основе программы Microsoft PowerPoint.

Для того чтобы упростить жизнь современных преподавателей, Министерством образования РФ были разработаны специальные цифровые коллекции по каждой учебной дисциплине. Относительно применения ЭОР в Linux отметим, что в настоящее время они применяются крайне редко. Причина заключается в том, что многие педагоги ею не умеют пользоваться. Все электронные ресурсы, предлагаемые для применения в общеобразовательных учреждениях, проходят предварительную проверку. В случае несоответствия их требованиям, что выдвигаются новыми федеральными стандартами, ЭОР не рекомендуются к использованию в школах и колледжах.

Электронные образовательные ресурсы это

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Электронные образовательные ресурсы это

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Электронные образовательные ресурсы это

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Электронные образовательные ресурсы это

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Электронные образовательные ресурсы это

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Электронные образовательные ресурсы это

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? — презентация

1 Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Электронные образовательные ресурсы это

2 Электронными образовательными ресурсами ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере Электронные образовательные ресурсы это

3 Какие бывают ЭОР? 1-текстографические (текст и иллюстрации представлены на экране компьютера) 1-текстографические (текст и иллюстрации представлены на экране компьютера) 2-гипертекстовые – текстографические, но отличаются нелинейной навигацией по тексту 2-гипертекстовые – текстографические, но отличаются нелинейной навигацией по тексту 3-аудио или видеопродукты 3-аудио или видеопродукты 4-мультимедиа ЭОР – самые мощные и интересные для образования продукты 4-мультимедиа ЭОР – самые мощные и интересные для образования продукты Электронные образовательные ресурсы это

4 Что такое мультимедиа ЭОР? Слово multimedia обозначает «много способов». Слово multimedia обозначает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов – с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов – с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера некоторой совокупности объектов, представленных различными способами Имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера некоторой совокупности объектов, представленных различными способами Электронные образовательные ресурсы это

5 Главный педагогический инструмент, используемый в ЭОР — интерактивность – возможность взаимодействия (учебными объектами можно манипулировать, а в процессах активно участвовать) и получения ответных реакций на участие Электронные образовательные ресурсы это

6 ЭОР нового поколения – открытые образовательные модульные мультимедиа системы- ОМС Это сетевые продукты, выпущенные разными производителями по пятнадцати предметам Английский язык, биология, география, естествознание, история, математика, МХК, русский язык, физика, химия, информатика, изобразительное искусство, музыка, технология, окружающий мир Архитектура, программные средства воспроизведения и пользовательский интерфейс ОМС унифицированы Электронные образовательные ресурсы это

7 Как устроены ОМС? Весь школьный курс по предмету разбит на тематические элементы (например «закон Ома», «теорема Пифагора», «деление клетки» и т.д.) Для каждого тематического элемента имеется три типа учебных модулей- – –Модуль получения информации – –Модуль практических занятий – –Модуль контроля Электронные образовательные ресурсы это

8 Cтруктура совокупного контента ОМС по предмету Электронные образовательные ресурсы это

9 Информационный модуль по географии Электронные образовательные ресурсы это

10 Модуль практического занятия по химии Электронные образовательные ресурсы это

11 Модуль контроля по химии Электронные образовательные ресурсы это

12 Вариативы учебных модулей могут отличаться друг от друга -Глубиной представления материала -Глубиной представления материала Методикой изложения материала Методикой изложения материала Характером учебной работы (тест, тренажер, эксперимент, задача и т.д.) Характером учебной работы (тест, тренажер, эксперимент, задача и т.д.) -Технологией представления материала (текст, аудиовизуальный ряд и т.д.) -Технологией представления материала (текст, аудиовизуальный ряд и т.д.) Электронные образовательные ресурсы это

13 Как работать с ОМС? -новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая блок И-П- К-модулей в качестве ДЗ -новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая блок И-П- К-модулей в качестве ДЗ -на уроке просматриваем результаты домашней самоаттестации учащихся -на уроке просматриваем результаты домашней самоаттестации учащихся Организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении ДЗ Организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении ДЗ Электронные образовательные ресурсы это

14 Где взять ОМС? Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Адрес ФЦИОР в интернете Адрес ФЦИОР в интернетеhttp//fcior.edu.ru Доступ из школ и получение ЭОР из ФЦИОР по глобальной сети бесплатны Электронные образовательные ресурсы это

Статья по теме:
Что такое ЭОР

Предварительный просмотр:

1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

2. Чем отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

· Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

· ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

· Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

3. А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

4. Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

5. Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

6. Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Официальный сайи Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

Инфрмационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu/ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior/edu/ru

Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

Словари и энциклопедии:

Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании: http://www.edu_all.ru
Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы: http://periodika.websib.ru
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: http://www.edic.ru
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия: http://www.wikiznanie.ru
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: http://www.megabook.ru
МультиЛекс Online: электронные словари онлайн: http://online.multilex.ru
Нобелевские лауреаты: биографические статьи: http://www.n_t.org/nl/
Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники: http://www.rubricon.com
Русские словари. Служба русского языка: http://www.slovari.ru
Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий:
http://www.rambler.ru/dict/
Словари русского языка на портале «Грамота.ру9quot;: http://slovari.gramota.ru
Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру9quot;: http://www.glossary.ru
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля: http://vidahl.agava.ru
Энциклопедия «Кругосвет9quot;: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания»: http://www.elementy.ru/trefil/

Информационная поддержка Единого государственного экзамена
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена: http://ege.edu.ru
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме:
http://www.ege.ru

Ресурсы для абитуриентов
Все вузы России: справочник для поступающих: http://abitur.nica.ru
Все для поступающих: http://www.edunews.ru
ВСЕВЕД: все об образовании: http://www.ed.vseved.ru
Интернет_портал «Абитуриент9quot;: http://www.abitu.ru
Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА9quot;:
http://www.detiplus.ru
Проект Examen: все о высшем образовании: http://www.examen.ru
Портал «5баллов9quot; (новости образования, вузы России, тесты, рефераты): http://www.5ballov.ru
Портал Abiturcenter.ru: Учебно-научный центр довузовского образования: http://www.abiturcenter.ru
Справочник «Высшее профессиональное образование в России»: http://www.he.znanie.info
Университеты Москвы: информационный портал о столичных университетах: http://www.moscow_high.ru

Типология электронных образовательных ресурсов как основополагающего компонента информационно-образовательной среды

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Рассмотрены термины и определения, связанные с информационно-образовательной средой. Предложено определение электронного учебника. Представлен состав электронного образовательного контента информационно-образовательной среды.

Информатизация образования – отрасль педагогической науки, интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, обеспечивающая сферу образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [6]. Понятийный аппарат информатизации образования состоит из устоявшегося терминологического ядра, зафиксированного в комплексе национальных стандартов Российской Федерации, и постоянно пополняется новыми терминами, отражающими бурное развитие этой отрасли.

Рассмотрим зафиксированные в ГОСТах и новые термины, касающиеся информационно-образовательной среды, рассматриваемой в настоящее время в качестве одного из важнейших условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. В этом же нормативном документе определяется электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

По характеру представления информации ГОСТ Р 52657-2006 подразделяет ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым ЭОР позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине иерархической системы.

Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.

Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в учебном процессе важно различать простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления); педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса).

Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные действия над информационным источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д. Среди информационных инструментов можно выделить:

  • общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися (веб-браузер, почтовая программа-клиент; программ просмотра графических изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов; текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций; редактор видеомонтажа и пр.);
  • специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда, включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании; среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем образовании и пр.);
  • инструменты организации образовательного процесса, используемые учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система организации управления информационным образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и пр.).

Выделив в отдельные категории общекультурные источники и общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1).

Согласно ГОСТ Р 53620-2009, ЭОР, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения, является электронным изданием. Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения (ГОСТ 7.83-2001). На основании вышеизложенного в категории педагогических ЭОР выделим электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР отнесем к категории электронных учебных материалов.

Электронные образовательные ресурсы это

Рис.1. Типология ЭОР

По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.

Предлагается следующее определение электронного учебника.

Электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания.

Для понимания сущности понятия электронного учебника важны следующие положения:

  1. ЭУ предназначен для воспроизведения на современных электронных устройствах, том числе мобильных, определенных его разработчиком, соответствующих требованиям, предъявляемым к устройствам, поставляемым в учебные заведения;
  2. допускается уменьшение функционала ЭУ при его воспроизведении на устройствах, не входящих в перечень рекомендованных разработчиком ЭУ, но соответствующих иным требованиям к устройствам, поставляемым в учебные заведения;
  3. бумажный учебник, представленный в электронной форме, не может рассматриваться в качестве ЭУ;
  4. ЭУ не может быть сведен к бумажному варианту без потери дидактических свойств;
  5. альтернативы ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику.

К категории учебных электронных изданий, дополняющих учебники (электронные / бумажные) могут быть отнесены издания следующих жанров: электронная хрестоматия, электронное наглядное пособие, электронный практикум / задачник, электронный тренажер, электронная рабочая тетрадь, комплект параметрических моделей, виртуальная лаборатория, конструктивная творческая среда, комплект контрольно-измерительных материалов и т.д. Различные комбинации ЭОР – элементарных и комплексных информационных источников и информационных инструментов – могут быть объединены в электронном приложении к учебнику. При этом термин «электронное приложение к учебнику» можно определить как учебное электронное издание, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.

К категории электронных учебных изданий, частично (полностью) заменяющих учебник, можно отнести комплекты электронных учебных модулей (информационных, практических, контролирующих), репетиторы / самоучители, мультимедийные учебные курсы, учебники в игровой форме и т.д.

К категории электронных справочных изданий можно отнести электронные словари, электронные энциклопедии и электронные справочники.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе (ГОСТ Р 53620-2009).

В настоящее время в учебном процессе широко распространены учебно-методические комплексы, сочетающие бумажные и электронные компоненты. Таким образом, современный учебно-методический комплекс (УМК) – открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов, предназначенных для совместного применения в образовательном процессе.

Состав УМК определяется спецификой уровня образования и предметной области (предмета). Обязательными составляющими современного УМК являются учебник и электронное приложение к учебнику. Дополнительно в УМК могут входить электронные и/или печатные рабочие тетради, практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и др. учебные издания, инструменты для поддержки профессиональной деятельности учителя, проектной и творческой деятельности учащихся, а также сетевые ресурсы, в т.ч. обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекса.

Электронные образовательные ресурсы это

Рис.2. Электронный контент в составе ИОС

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 ЭОР позиционируется в качестве основополагающего компонента ИОС (рис.2), который в сочетании с системами обучения и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать организацию: самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся; индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем; организацию групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Список использованных источников

  1. ГОСТ 7.60-90 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения
  2. ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
  3. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные термины в образовании. Термины и определения
  4. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные термины в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
  5. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
  6. Роберт И.В. Лавина Т.А. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М. ИИО РАО, 2012. – 96 c.

Устное выступление и публикация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *