Экономико географическое положение

77. Экономико-географическое положение как фактор размещения

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из важных понятий экономической и социальной географии, широко используемое и в учебной географии. Большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, И. М. Маергойз, Ю. Г. Саушкин, некоторые другие ученые.
Согласно Н. Н. Баранскому, экономико-географическое положение есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам («данностям»), имеющим то или иное экономическое значение, – будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности человека. По Баранскому, ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. У него также есть стыки с физико-географическим положением, так что «китайской стены» между ними возводить не следует.
Экономико-географическое положение может быть общим (интегральным) и покомпонентным. Различают четыре вида интегрального ЭГП: 1) центральное, 2) периферийное, 3) соседское, 4) приморское положение.
Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Это можно показать на примере Центральной России как исторического ядра Русского государства. Н. Н. Баранский анализировал выгоды центрального положения на примере городов – Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Праги.
Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится как к отдельным крупным районам больших стран (Аляска в США, Амазония в Бразилии, центральные и северные районы Австралии, Север в России, Запад в Китае), так и к отдельным странам, примером которых может служить Монголия.
Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве благоприятного фактора, важной предпосылки международной экономической интеграции, например в Западной Европе.
И. М. Маергойз предложил выделять соседство первого и второго порядка. Под соседями первого порядка подразумевают страны, с которыми данная страна непосредственно граничит, второго порядка – страны-соседи стран первого порядка. Например, Венгрия имеет шесть соседей первого порядка, но как бы «через них» она соседствует также с Россией, Польшей, ФРГ, Италией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Болгарией. Роль соседства второго порядка возрастает в тех случаях, когда глубина территории стран первого порядка невелика, а проходимость ее хорошая.
Приморское положение фактически во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию и Древний Рим, Венецию и Геную, Испанию и Португалию, Нидерланды и Великобританию, борьбу Петра I и Екатерины II за выход России к морям. В результате постепенного увеличения роли приморского положения приморское расселение стало одной из главных закономерностей общего расселения людей на земном шаре (уже говорилось о том, что в прибрежной 50-километровой зоне, занимающей всего 12 % суши, ныне сосредоточено почти 30 % мирового населения).

В особенности это относится к тому географическому явлению, которое В. В. Покшишевский и С. И. Брук назвали приморской урбанизацией. В самом деле, в приморской зоне живут 40 % горожан мира. А из 20 сверхгородов 14 – морские порты (табл. 66).
Уже в эпоху НТР, в 1960—1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке. В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.
Что касается покомпонентных видов ЭГП, то, пожалуй, наиболее часто говорят о транспортно-географическом положении. В свое время И. М. Маергойз предложил выделять также энергогеографическое положение (по отношению к источникам топлива и энергии), агрогеографическое положение (по отношению к главным источникам продовольствия и сельскохозяйственного сырья), демогеографическое положение (по отношению к источникам трудовых ресурсов), рекреационно-географическое положение (по отношению к главным районам рекреации и туризма), но эти понятия не привились.
Экономико-географическое положение России, как и ее геополитическое положение, после распада СССР в целом изменилось к худшему. В первую очередь это связано с сокращением выходов в Мировой океан на Балтийском и Черном морях. С другой стороны, в системе стран СНГ территория России занимает центральное положение; на нее приходится 2/3 длины внешних границ этих стран. Именно с Россией они осуществляют многие важнейшие для них хозяйственные связи. Через территорию России проходят и транспортные пути, соединяющие их с целым рядом зарубежных государств.

Экономико-географическое положение (ЭГП)

Экономико-географическое положение (ЭГП) — положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

Благоприятное ЭГП — возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.

Макроположение страны — положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

Мезоположение — положение на материке или внутри части света.

Микроположение страны — это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней — интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение — положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение — относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение — относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение — относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение — относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение — относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение — относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:

ü центральное (континентальное),

ü периферийное (окраинное),

ü глубинное (внутреннее),

ü пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию — наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами — соседями второго порядка. Всего государств — соседей первого и второго порядков у России почти 40.

Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).

Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.

Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь — кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.

Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др. железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва — Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе — и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе — в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург — Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.

Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ это:

положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э.-г. п. — категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного ископаемого.

Краткий географический словарь. EdwART. 2008.

географическое положение любого субъекта хозяйственной деятельности или таксона пространственной иерархии (населённого пункта, района, страны и др.) по отношению ко вне его расположенным данностям, имеющим экономическое значение для его возникновения и развития. Выделяется потенциальное и реализованное экономико-географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее значительные перемены в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий. освоения Америки, развития ж.-д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико-географических положений проводят отдельный анализ его осн. составляющих, прежде всего транспортно-географического и политико-географического положения. Первое определяется степенью доступности других объектов, имеющих для данного экономико-географического положения экономическое значение; эта доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, надёжностью функционирования транспортных систем, отсутствием разного типа барьеров. С политико-географическим положением тесно связаны сами возможности установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, внешние опасности и угрозы. В пространственном аспекте обычно выделяют центральное и периферийное положения. Для городов традиционно выделяют микро– (отношения с ближайшим ареалом – двухчасовой транспортной доступности), мезо– (положение в регионе) и макроположение (в масштабах всей страны). Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия (потенциала поля расселения и др.).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М. Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

Смотреть что такое «ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» в других словарях:

Экономико-географическое положение — положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

Экономико-географическое положение — (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Большой Энциклопедический словарь

географическое положение — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

Географическое положение — положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

транспортно-географическое положение — положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

Чили. Экономико-географический очерк — Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

ЭГП — Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

Экономическая география — экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза. Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя — ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух… Подробнее Купить за 1168 руб
  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза. Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя — ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух… Подробнее Купить за 791 грн (только Украина)

Россия — это евроазиатское государство. Страна имеет уникальное географическое и геополитическое положение: занимает восточную часть Европы и северную часть Азии.

Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, составляющих около 20% мировых запасов. Это предопределяет сырьевую направленность экономики России.

Российская Федерация (РФ) — самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

Экономико-географическое положение современной России, и ее крупных регионов.

Понятие экономико-географического положения, его компоненты. Типы ЭГП.

Экономико-географическое положение — положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное. Благоприятное ЭГП — возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает необходимость использования категории политико-географическое (геополитическое) положение.

Экономико-географическое положение представляет собой сложную систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными компонентами ЭГП являются. транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети;. промышленно-географическое — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;

агрогеографическое – положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;

рыночное ( или сбыто-географическое) – положение относительно рынков сбыта продукции;. демографическое (или демогеографическое) – положение относительно концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;. рекреационно- географическое – положение относительно мест отдыха и туризма.

Особенности ЭГП России и его влияние на экономическое и социальное развитие страны.

Россия расположена в северо-восточной четверти земной поверхности (т.е. в Северном полушарии относительно экватора и в Восточном полушарии относительно Гринвичского меридиана) и занимает часть северо-запада и весь северо-восток Евразии. Несмотря на огромную протяженность морских границ (43 тыс. км), Россия безусловно является континентальным государством. С севера и востока возможность выхода в Мировой океан ограничена ледовыми условиями морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. С юга территорию России ограничивают горные системы Кавказа, Алтая, Восточной Сибири, пустыни Центральной Азии. Единственной дорогой в мировое хозяйство является запад, однако выходы из Балтийского и Черного морей в Атлантику контролируются европейскими государствами. Таким образом, по своему расположению Россия – это северо-восточное континентальное евроазиатское государство.

Раздвоенность России между Европой и Азией, между Севером и Югом является основной проблемой страны, решаемой сильной государственной властью и выполнением функции моста между странами первого и третьего мира.

Что касается современного состояния новой России в пределах этапа роста, то можно с высокой степенью уверенности говорить о начальной стадии данного этапа, когда ежегодный рост составляет 5 – 8%. Более низкие темпы роста (3 – 5%) будут характерны для 2004 – 2008 гг. после чего продолжится их замедление до 2 – 3% в год.

Экономико-географическое положение определяется отношением к развитому Северу и развивающемуся Югу или более точно – отношением к странам с Примитивной, Аграрной, Индустриальной, Сервисной (Постиндустриальной) и Информационной экономикой, а также отношением к полюсам роста мировой экономики и глобальным финансово-информационным центрам.

В течение советского периода развития Россия позиционировалась в мировой экономике как страна с Индустриальной экономикой и занимала промежуточное положение между развитым Севером, осуществлявшим переход к Сервисно-Информационной экономике, и развивающимся Югом, оставшимся с Примитивной и Аграрной экономикой.

Сырьевой сектор и ВПК выступали локомотивами развития экономики и обеспечивали пространственную экспансию страны. Однако преобладание сырьевой модели в развивающихся странах (в том числе благодаря усилиям СССР) привело к быстрому насыщению мирового рынка природными ресурсами, а развитие тяжелой промышленности – к обострению экологических проблем. Выбор между сохранением и отказом от Индустриальной модели экономики с нарастающими проблемами конкуренции на сырьевых рынках и нарастающими экологическими проблемами очевидно должен был быть решен в пользу перехода к Сервисно-Информационной экономике. В случае осуществления этого перехода Россия приблизится к странам развитого Севера и замкнет Северное кольцо стран с постиндустриальной экономикой.

Такому переходу благоприятствует и положение по отношению к полюсам роста мировой экономики. В настоящее время наиболее высокие темпы экономического роста (3 – 7% в год) демонстрируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося глобальным центром экономического роста. Китай увеличил в 2001 г. ВВП на 7%, а выпуск промышленной продукции – на 9,5%. Для Индии эти показатели составили 4,4% и 1,8%, для Индонезии – 3,5% и 7,5%. Россия по своим показателям роста (прирост ВВП на 5,1% прирост промышленной продукции на 3,8%) находится на одном уровне с этими странами, что может косвенно свидетельствовать о постепенном включении России в глобальный полюс роста мировой экономики. Однако многое будет зависеть от выстраивания экономически взаимовыгодных отношений как с азиатским, так и с европейским и американским экономическими центрами, концентрирующими огромные финансовые и технологические ресурсы. Поскольку политика является продолжением экономики, важно правильно оценить политико-географическое положение России.

Политико-географическое положение России определяется по отношению к странам и политическим союзам, играющим ключевую роль в мировой политике. Несмотря на стремление политиков многих стран к построению многополярного мира, следует признать, что единственным глобальным центром мировой политики остались Соединенные Штаты Америки. Континентальными центрами мировой политики выступают Соединенные штаты Европы (Европейский союз), Российская Федерация и Китай. Постоянно увеличивается влияние Индии, Мексики, Бразилии и ряда других стран. Тем не менее в ближайшей перспективе отношения с США, ЕС и Китаем будут иметь ключевое значение для России.

Для успешного экономического развития РФ необходима прежде всего стабильность на Евро-Азиатском континенте. Гарантом такой стабильности может служить «Ось миролюбия» (в отличие от придуманной американцами «Оси зла»), связывающая Францию, Германию, Россию, Китай, Индию и Японию. Такой политический союз мог бы погасить очаги нестабильности в Евразии (Балканы, Кавказ, Ближний Восток, Афганистан, Корейская проблема) и создать условия для дальнейшего экономического развития всего континента, концентрирующего 2/3 мирового населения.

В настоящее время можно говорить о наличии серьезных предпосылок для формирования Евро-Азиатского политического союза (расширение ЕС, интеграция стран СНГ, создание политического объединения (Шанхайское соглашение)) между Россией, Китаем и странами Центральной Азии, в случае реализации которого политико-географическое положение и экономические перспективы Росси могут существенно улучшиться.

Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений. По разведанным запасам и объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в стране. Здесь добывается 70% нефти страны. Наиболее значительные месторождения нефти расположены в Тюменской и Томской областях. Выделяют два нефтеносных района – Среднеобский с месторождениями Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское, Александровское, Федоровское и Шаимско-Красноленинский, который расположен в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения – Шаимское и Красноленинское.

На территории Западной Сибири расположены и основные запасы газа страны. Из них более половины находится на Тюменском севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные месторождения – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское – открыты в Надым-Тазовской газоносной области на севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иваньковское месторождения природного газа. Важное значение придается освоению месторождений газа полуострова Ямал. Добыча газа осуществляется в неблагоприятных климатических условиях Заполярья.

Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана, Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую, Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Наиболее крупные месторождения нефти – Ромашкинское, Альметьевское, Бугуруслан а Татарстане, Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское в Башкортостане, Мухановское в Самарской области, Яринское в Пермской области и др. Нефть провинции отличается повышенной сернистостью, большим содержанием парафина и смол, что осложняет переработку и снижает качество продукции. Велики запасы природного газа на Урале – Оренбургское и Астраханское месторождения. Запасами природного газа в Поволжье располагают Саратовская и Волгоградская области. Открыты месторождения газа в Калмыкии.

Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области. Месторождения расположены не только в континентальной области, но и на острове Колгуев, на шельфе Баренцева и Карского морей, вплоть до северных оконечностей Новой Земли. В этой провинции открыто более 70 нефтяных, газоносных и газоконденсатных месторождений. Нефть северных месторождений легкая, малосернистая, парафинистая с высоким содержанием бензиновых фракций. Наиболее крупные месторождения нефти: Усинское, Возейское, Ярегское, Ухтинское, Пашнинское, Харьягинское, Шапкинское и др. Крупные месторождения газа – Вуктыльское, Василковкое, Вой-Вожское, Джеболское.

Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территории Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Чеченской республик.

Нефтегазоносные области Восточной Сибири охватывает территорию Красноярского края, Иркутской области. Крупнейшим газонефтяным месторождением Восточной Сибири является Марковское, а месторождениями газа – Пелятинское, Криволукское и Ярактинское. На Дальнем Востоке наиболее крупные месторождения нефти находятся на Сахалине (Эрри, Оха и др.) В бассейне р. Вилюя на территории Республики Саха (Якутия) – Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское.

Перспективы освоения нефтяных ресурсов связаны также с освоением небольших запасов нефти в центральных районах европейской части страны.

Россия занимает по разведанным запасам угля 3-е место в мире (182 млрд т), уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). На ее территории расположено 30% мировых запасов угля. Представлены каменные и бурые угли. Угольные ресурсы размещаются по территории страны неравномерно. На долю восточных районов приходится 93%, а на Европейскую часть – 7% всех запасов страны. Наиболее низкая себестоимость добычи углей в Восточной Сибири, наиболее высокая – в районах европейского Севера. Основными угольными бассейнами на территории России являются: Кузнецкий, Печорский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский.

Кузнецкий бассейн находится на территории Кемеровской области. Площадь бассейна составляет 70 тыс. км2. Балансовые запасы угля составляют 600 млрд т. Угли бассейна имеют относительно невысокую зольность, низкое содержание серы, фосфора. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира. Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Поволжье.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории Красноярского края Восточной Сибири и Кемеровской области Западной Сибири. Бассейн вытянут вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км. Угли бассейна имеют сравнительно невысокую зольность и теплотворную способность. Но угли содержат значительное количество влаги (до 48%), что приводит к их быстрому окислению, а также обладают способностью самовозгораться. Это делает их непригодными для длительного хранения и перевозки на дальние расстояния. В бассейне выявлены 24 месторождения, в том числе 11 крупнейших. Основные месторождения: Итатское (Кемеровская область), Березовское, Боготольское, Назаровское и Ирша-Бородинское (Красноярский край). Канско-Ачинские угли экономически выгодно использовать как топливо на электростанциях, строить которые следует вблизи добычи угля и передавать полученную электроэнергию.

Желтиков В.П. Экономическая география. — Ростов н/Д, Феникс, 2013.

Минаков И.А. Экономическая география и регионалистика. — М, Колос, 2011.

Размещение производительных сил. / под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. – М, Экономика, 2006

Экономическая и социальная география. Учебник для студентов ВУЗов. — М, Владос, 2012.

Экономико-географическое положение (ЭГП)

ЭГП — отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение; положение того или иного социально-экономического объекта в системе конкретной территории органами общества; -совокупность пространственных отношений социально-экономических и др. объектам этого вида, отношений существующих и прогнозируемых, существующих для рассматриваемого объекта.

Понятие «положение» в общем смысле — отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории. В политической географии особенно важно учитывать положение страны относительно ее врагов и сателлитов при данной международной политической ситуации. Другими словами: положение в смысле математической географии дается на сетке координат, положение физико-географическое — на карте физической, экономико-географическое — на карте политической.

В зависимости от уровня сравнения, необходимо выделять микроположение (допустим, для сравнения и анализа на топографической карте) и макроположение (отношение к более отдаленным данностям для изучения, например, на мелкомасштабной карте).

ЭГП можно подразделить на ряд более частных категорий: транспортно-географическое положение (ТГП), политико-географическое, ресурсно-географическое, агро-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и др.

Нужно отметить, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка должны рассматриваться с историческим подходам. Иначе говоря, ЭГП, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени.

Территориальное разделение труда (ТРТ)

ТРТ – пространственное проявление общественного разделения труда (ОРТ), обусловленное экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями различных территорий и их ЭГП. (ОРТ — объективный процесс развития производительных сил, при котором происходит триединый процесс: 1)обособление различных видов трудовой деятельности; 2)специализацией отдельных производственных единиц; 3)обмен между ними продукции и специализированной продукцией.

Можно выделить несколько различных видов ТРТ:

Генеральное (всеобщее). Возникает и практически осуществляется между экономическими целостными территориями и ЭР;

Разделение труда между центрами (городами или промышленными узлами);

Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном «поле» вокруг экономического центра (города, пром. объекта);

Постадийное разделение труда между территориально разобщенными и находящимися в разных пунктах или местностях стадиями некоторого производственного процесса.;

Фазовое территориальное разделение труда- одна и та же продукция поступает в центры потребления в течение определенного временного промежутка (напр. года) из разных мест.;

Эпизодическое разделение труда- возникает между странами, которые обмениваются товарами и услугами лишь по общественно-политическим мотивам, при отсутствии обязательной экономической выгоды при этом.

Движущим моментом в масштабном развитии географического разделения труда (ГРТ), который является ключевым звеном глобального исторического процесса, была экономическая выгода. получаемая от осуществления ГРТ.

В денежном выражении экономическая предпосылка осуществления ГРТ выражается в том, что цена товара на месте его производстваCpи цена на месте сбытаСvдолжны находиться между собой в таком отношении, чтобы разницы между ними хватило на покрытие издержек по перемещению (транспортных издержек)t или: Сv>Cp+ t.

Международное разделение труда (МРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве отдельных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Специализация отдельных стран выражается в формировании отраслей международной специализации. т. е. таких отраслей, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и определяют значение страны в МРТ.

ТРТ есть ключевое понятие ЭСГ. ТРТ является процессом, выделяющим из хозяйственной, производственной деятельности отдельные отрасли материального и нематериального производства и их затем отдельные виды и разновидности, процессом, обособляющим их территориально, и в то же время связывающим их в более или менее единую хозяйственную систему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *