Экологическое законодательство рф

Экологическое законодательство РФ

Глава 16. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Экологическое право совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологи­ческие) отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды с целью охраны окружающей природной среды, предуп­реждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной сре­ды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источниками экологического права, образующими экологи­ческое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) зако­ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель­ства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла­шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас­ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви­жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Кон­ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти­туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Зада­чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи­модействия общества и природы с целью сохранения природ­ных богатств и естественной среды обитания человека, предот­вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру­жающей природной среды, укрепления законности и правопо­рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо­вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре­чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу­ционного права субъектов Российской Федерации на совмес­тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок­ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях» (1995 г.) регулирует отношения в области организа­ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при­родных комплексов и объектов, достопримечательных природ­ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи­ческого воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду­ха. Атмосферный воздух является жизненно важным компо­нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейши­ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на­званы установление нормативов предельно допустимых кон­центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци­онной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо­вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавлива­ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер­риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребле­ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо­дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при­родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен­ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек­тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис­тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За­кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо­вание недр и их загрязнение.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе­мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо­зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают­ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на­правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника­ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера­ции в целях создания условий для рационального использова­ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за­щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо­го и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби­тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус­тойчивого использования всех его компонентов, создания ус­ловий для устойчивого существования животного мира, со­хранения генетического фонда диких животных и иной защи­ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова­ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов­лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель­ными для других министерств и ведомств, физических и юри­дических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк­ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла­сти охраны окружающей природной среды.

Экологическое законодательство РФ

Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.[. ]

Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.[. ]

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.[. ]

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».[. ]

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.[. ]

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.[. ]

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.[. ]

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.[. ]

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, территорий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.[. ]

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

— земельные; — горные; — водные; — лесные; — по использованию животного мира; — по использованию атмосферного воздуха

— земельноохранительные; — водоохранительные; — лесоохранительные; — по охране недр; — по охране животного мира; — по охране атмосферного воздуха; — природозаповедные

· В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»; другие законодательные и нормативные акты.

Головным законом природоохранительного законодательства является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», который был принят в декабре 1991г. Задачи, преследуемые данным Законом, следующие:

1. сохранение природной среды;

2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Генеральная линия Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду.

Центральная тема Закона – человек, который рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности; как объект такого воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Закон эффективен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических и воспитательных мер.

· В подсистему природноресурсного законодательства входят:

— Земельный кодекс РФ (1&91г.);

— Воздушный кодекс РФ (1&97г.);

— Лесной кодекс РФ (1&97г.);

— Водный кодекс РФ (1&95г.);

— Закон РФ о недрах (1&92г.);

— Закон РФ о животном мире (1&95г.);

— другие законодательные и нормативные акты.

Природноресурсные законодательные акты регулируют конкретные виды природноресурсных отношений и содержат следующее:

· в них приводится перечень объектов природноресурсовых отношений;

· определяются субъекты этих отношений, их права и обязанности;

· указывается форма собственности на природные ресурсы;

· приводится порядок лицензирования конкретного вида природопользования;

· указываются виды пользования природными ресурсами;

· устанавливаются виды платежей за использование природных ресурсов;

· определяются задачи государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов;

· указывается на обязательность осуществления контроля за использованием и охраной природных ресурсов, а также ведения кадастров конкретных природных ресурсов;

· приводятся виды ответственности за нарушение данных законов; устанавливается возможность разрешения споров по поводу использования и охраны природных ресурсов.

4.2. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

Раздел 1. Общие положения.

В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды.

Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.

Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.

Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается:

— планированием и нормированием качества окружающей природной среды;

— социальным страхованием граждан;

— предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях;

— возмещением вреда, причиненного здоровью;

— государственным контролем за состоянием окружающей природной среды.

Далее перечисляются права и обязанности граждан и общественных экологических объединений в области охраны природы.

Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В данном разделе раскрывается следующее:

— задачи экономического механизма;

— необходимость ведения кадастров природных ресурсов;

— источники финансирования экологических мероприятий;

— порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование;

— лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства);

— виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов);

— механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).

Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды.

В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.

Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза.

В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.

Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.

Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.

В разделе приводятся экологические требования отдельно:

— в сельском хозяйстве;

— при мелиоративных работах;

— к энергетическим объектам;

— при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов;

— при использовании химических веществ;

— к военным и оборонным объектам.

Тема 9. Основы экологического права, профессиональная ответственность

Основы экологического законодательства России. Правовые нормы в природоохранной деятельности. Нормативные акты и ответственность за вред, наносимый природным объектам. Экологическая экспертиза. Разновидности экологического аудита. Виды ответственности за экологические правонарушения.

Экологическое законодательство Российской Федерации

В нашей стране существует ряд уровней экологического законодательства. Основу экологического законодательства РФ составляют положения Конституции Российской Федерации: о праве на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, об обязанности бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с Конституцией принимаются соответствующие законы РФ, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, Законы и подзаконные акты на уровне субъектов РФ, Декларации общественно-экологических организаций, имеющие рекомендательный характер. В настоящее время на территории России действуют следующие законы, направленные на охрану окружающей среды:

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.).

Этот закон является базовым актом в области экологии и содержит все основные разделы, связанные с экологическим законодательством: основные принципы и объекты охраны окружающей среды, право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, экономический механизм охраны среды, нормирование качества окружающей среды, особо охраняемые природные территории и объекты, экологический контроль и т.д.

– Закон РФ «О недрах»

– Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»

– Закон РФ «Об экологической безопасности»

– Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

– Закон РФ «О животном мире»

В то же время, один из основных принципов охраны окружающей среды гласит: «Мыслить глобально – действовать локально». Это означает, что каждый человек несет личную ответственность за решение глобальных экологических проблем.

Экологическое право

8.1. Понятие, предмет и источник экологического права

Экологическое право– это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на ст. 1 Закона РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулирующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формирующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по природопользованию и охране окружающей природной среды, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области.

Систему источников экологического права в России образуют Конституция Российской Федерации, федеративные договоры, международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы, нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, Конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, нормативные правовые акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления и т.д.

Регулирование отношений в области использования природных ресурсов предусматривается Земельным кодексом РСФСР, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «О животном мире». Источники экологического права процессуального характера – это Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, различные правовые акты и постановления Правительства РФ.

Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды обеспечивают в нашей стране правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, общие и арбитражные суды). В своей деятельности они основываются на федеральных законах, Арбитражном процессуальном кодексе РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и других соответствующих правовых документах.

Экологическое законодательство Российской Федерации.

Главным инструментом государственной экологической политики является экологическое законодательство .

Основной источник экологического права – Конституция РФ. Именно в Конституции определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе в области экологических отношений. Согласно ст.42 Конституции РФ, «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённому его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Право гражданина РФ на благоприятную окружающую седу основано на ст.42 Конституции РФ, закреплено в ст.11-14 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды». Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Пользование землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Основной закон, обеспечивающий права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность – «Закон об охране окружающей природной среды « (2001г).

Этот Закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в РФ. В нём систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормирования качества окружающей природной среды, принципы государственной экологической экспертизы, экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, принципы деятельности в экологически неблагополучных зонах и в случае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных территориях, принципы экологического воспитания и образования, проведения экологического контроля и экологических научных исследований и др.

В юридическом смысле источниками права являются документы в форме законов и других нормативных актов: указов, постановлений, решений, приказов, инструкций и т.д. Законы являются нормативными актами высшей юридической силы. Основной закон РФ «Об охране окружающей природной среды», как правило, находит конкретное выражение и развитие в последующих нормативных актах.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах, в частности в Земельном, водном и Лесном кодексах.

Составной частью правовой системы РФЫ, имеющей приоритетное значение, являются международные нормативно-правовые акты, в которых участвует Российская Федерация .

Действие Закона «Об охране окружающей природной среды» распространяется на всю территорию Российской федерации .

Также в России, как правоприемнице бывшего ССР, продолжают действовать ряд принятых ранее законов и нормативных актов. Тем не менее в последние годы произошло существенное обновление федерального закона в сфере регулирования экологических отношений, охраны природы и природопользования. За период с 1995 г по 2000 г. разработано, принято и введено в действие более 20 федеральных законов природоохранной направленности.

В 1995 г. принят Закон «Об экологической экспертизе», который рассматривается как второй по важности российский экологический закон, направленный на обеспечение экологической безопасности. Также приняты законы «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». Приняты «Водный кодекс Российской федерации » (1995 г), «Лесной кодекс Российской Федерации » (1997 г).

С точки зрения обеспечения экологической безопасности важными представляются Законы « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1996 г),

« О радиационной безопасности населения» (1996 г), а также ряд других законов, касающихся обеспечения безопасности при радиационном, химическом и других видах загрязнения окружающей среды.

Разработка и принятие законов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который связан с необходимостью согласования различных, порой противоречивых, точек зрения.

Важную роль в реализации экологического законодательства в регулировании экологических отношений играют ведомственные нормативно-правовые акты. Прежде всего это деятельность Минпродресурсов РФ, Госкомэкологии РФ, Росгидромета, МЧС и др. министерств и ведомств.

Важное место в системе экологического права занимают указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации. которые обеспечивают проведение единой государственной экологической политики. Они направлены на решение наиболее актуальных проблем экологической безопасности.

Законодательством Российской Федерации определены основные требования, ограничения и запреты, виды правонарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. Предполагается внести дополнения в уголовный, Гражданский и Административный кодексы. Эти меры направлены на экологизацию всех отраслей права России, гармонизацию природоохранного законодательства субъектов Российской федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *