Я.а.коменский

Основные педагогические идеи Я.А. Коменского

Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. В 2 т. М. 1982. Начиная с 60-х гг. XIX в. трактат неоднократно издавался на русском языке.

Я. А. Коменский рассматривал дидактику как педагогику в целом — в трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, нравственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии.

«Великая дидактика» — своеобразный сплав педагогических идей времени. Но трактат отнюдь не компендиум, он вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые. Я. А. Коменский выявляет законы педагогической науки, выводя их из закономерностей природы. Согласно своей философской теории эволюции, он считает, что в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. «Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», — гласит надпись на фронтисписе «Великой дидактики».

Знание закономерностей педагогического процесса Я. А. Коменский ставил на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носителем знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию. Но для Я. А. Коменского образованность не была самоцелью. Он подчёркивал, что знания, умения, навыки приобретаются «не как часть образования или учёности, но. для того, чтобы. сообщать их другим».

Дидактикой называется искусство обучения. Правильная постановка дидактики согласно Коменского важна:

«1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.

2. Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.

5. Для государств — по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами»). С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): «Что составляет основу всего государства? — Воспитание юношей».

Ян Амос писал, что Господь создал два превосходнейших творения — рай и человека. В своем научном труде он опирался прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Его педагогическая система представляет собой прежде всего христианское учение, и направлено оно на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей планировалось и восстановление авторитета церкви. Педагог определял сверхзадачу своей дидактики так: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… »

Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь на земле является только приготовлением к вечной жизни». Педагог неоднократно повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца, но тем не менее Коменский настаивал, что данные чувства и знания нужно постоянно развивать.

В следующих главах говорится об общих принципах обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Автор пишет, что в воспитании и образовании юношества нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места истязания умов». Коменский полагал, что «точный порядок для школы следует заимствовать у природы». В своих книгах он освещал реформы схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и методы обучения.

Далее речь идет в основном о школьной дисциплине, устройстве школ, дошкольном воспитании (о материнской школе), языковом обучении (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность, считал педагог, является одним из общественных дел и должна всемерно поддерживаться как родителями, так и общественными организациями или общинами, финансирующими деятельность школы.

Заканчивается книга проникновенной молитвой Господу: «Господи, Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени Твоего, все это от Твоих рук!»

По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований».

Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:

· при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;

· развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями.

Коменский неоднократно давал определение термину «правильное образование», вкладывая в него христологическое содержание.

В истории мировой педагогики множество педагогических систем, каждая из них считает именно свою точку зрения правильной. Но единственным критерием правильной деятельности той или иной формы воспитания и обучения может служить лишь уровень воспитанности и качество знаний выпускников. В этом смысле деятельность школ, построенных по системе Коменского, до сих пор выдерживает испытание временем. Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:

· детство — от рождения до 6 лет включительно,

· отрочество — от 6 до 12 лет,

· юность — от 12 до 18 лет,

· возмужалость — от 18 до 24 лет.

Основываясь на многолетнем опыте, педагог отмечает такие шестилетние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводил особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования.

Педагог был противником сословного образования, считая его «тупиковым».

«Для детей до 6 лет включительно он предлагал материнскую школу, под которой он подразумевал дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначалась шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении. Для юношей (от 12 до18 лет) должны были быть латинские школы, или гимназии. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академии».

Целесообразность данной системы заключалась не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей: каждая возрастная ступень имела определенное содержание обучения. Должна была учитываться потребность общества в том или ином виде образования; оплата педагогов зависела от «глубины и высоты» преподаваемого материала.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». Этот фундаментальный труд, в том числе, содержит общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.

Утренние часы для занятий наиболее удобны.

Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.

Развивать ум ранее языка.

Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

Примеры предпосылать правилам.

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).

Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью — так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка — местной общиной, гимназия — центральным органом власти, академия — государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого.

Ребенок в детстве получал элементарные навыки труда и ведения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости, а главное, — любви к Богу и к людям.

Также в своем труде Ян Амос Коменский выделяет семь возрастов человека, он называет каждый из них и дает ему краткую характеристику. Здесь педагог проводит очень важную мысль о том, как необходимо человеку соответствовать своему возрасту:

1. Человек бывает сначала младенцем,

2. затем дитятей,

3. потом отроком,

5. после этого мужем,

6. затем старцем и, наконец,

7. дряхлым стариком (Как и другого пола).

Тот же процесс роста, пишет Коменский, происходит и у нашего внутреннего человека, за исключением 6 и 7 пунктов. В духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым уже не под силу «твердая пища» и которые не способны двигаться вперед и живут одними воспоминаниями. Следующим очень важным принципом работы школы Коменский считал систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.

Обучение, вне всякого сомнения, по мнению педагога, должно быть всегда посильным, а усвоение материала прочным. Как этого достигнуть? Над этим вопросом бьется современная педагогика, изобретая все новые методы и технологии обучения.

Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. И в выполнении этих упражнений педагог соблюдал диалектический принцип: вначале ученики осваивали «инструмент», с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы («сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы»), и лишь только на конечном этапе брались за целую работу.

В развитии педагогики как науки Ян Амос Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения. Во времена Коменского авторитет учителя был ничтожно мал. Педагог считал, что процесс воспитания и обучения не сдвинется с места до тех пор, пока население не начнет с должным образом (т. е. с уважением) относиться к учителю, а с другой стороны, сам учитель должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе.

«Учитель, — писал Коменский, — должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним».

Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально:

«Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность…»

«…Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде — образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, — быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

С точки зрения Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так:

«Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться».

В качестве одного из полезных наставлений Коменский советует учителям не забывать четко ставить цели и задачи в ходе обучения и представлять, что должно быть достигнуто. Вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием, — так считал выдающийся педагог.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне принятой в России. Здесь, для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же показывал их различие, вводя понятие «педагогиуса» (учителя) и «педагога» (воспитателя). Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость (начало мудрости — страх Господень), умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».

Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения.

В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.

Основные науки, начатки которых развивались в тот период в ребенке — это естествознание, астрономия, география.

Эти знания не должны были носить характер зубрежки, они вырабатывались в ходе каждодневного общения с окружающим миром.

Основные педагогические идеи я. А. Коменского

Я.А. Коменский педагог и ученый, который внес значительный вклад в отечественную педагогику. Его открытия, педагогические идеи, достижения в области педагогики, легли в основу современной педагогики, в частности дошкольной.

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

принцип сознательности и активности;

принцип постепенности и систематичности знаний;

принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Я.А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому. от знакомого к незнакомому. от целого к частному. добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Одной из основных заслуг Коменского Я.А. является разработка классно-урочной системы обучения. которая заменила индивидуальную.

На сегодняшний день классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

В школах тогда КОГДА. прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Одной из заслуг Коменского была разработка классно-урочной системы. Он, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно;

отрочество — от 6 до 12 лет;

юность — от 12 до 18 лет;

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему — от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу. под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе — школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения — в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия .

В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

И по мнению Коменского в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в своем труде «Чешская дидактика», Коменский в «Пампедии» (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Не понятно где же эта система все таки была описана. в «Чешской дидактике», или в «Пампедии».

Таким образом основными заслугами Я.А. Коменского в области дошкольной педагогики были: (это заслуги не в области дошкольной педагогики, а в педагогике в целом. раздели заслуги в облатси педагогики, а потом конкретизируй про дошкольную. )

понятие школьного года

Ян Амос Коменский

«Ян Амос Коменский»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

воспитание коменский материнский школа обучение

Ян Амос Каменский (1592-1670) жил в то время, когда народ его родины Чехии, находившейся в условиях тяжёлого национального угнетения со стороны немецких феодалов, поднимался на борьбу за своё освобождение. Возникшее национально-освободительное движение выдвигало религиозные требования, но по существу это был протест трудового народа против угнетателей: трудящиеся массы жёстко эксплуатировались дворянством, преимущественно немецкого происхождения, и католическим духовенством.

Коменский родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.

Рано лишившись родителей, Каменский благодаря заботам общины получил университетское образование. Это был человек огромной эрудиции. По окончании обучения он был назначен учителем братской школы в г. Фульнеке, затем стал проповедником и одним из руководителей местной общины Чешских братьев. Коменский вёл разностороннюю научную работу, проникнутую патриотическим духом. Он изучал особенности чешского языка, собирал произведения устного народного творчества, занимался географией своей страны. Заботясь о том, чтобы дать знания народу, стремился соединить науку с народными воззрениями, а также совершенствовал содержание и методы обучения в братских школах.

Мирные занятия Коменского были прерваны Тридцатилетней войной (1618 — 1648), в ходе которой Чехия потеряла государственную самостоятельность и была включена в империю Габсбургов. Немецкие феодалы и прислужники Ватикана подвергли страну разорению и террору, жестоко преследовали Чешских братьев. В это время погибла от чумы семья Коменского, он потерял всё имущество, книги и рукописи. Когда в 1628 г. От Чешских братьев потребовали перейти в католичество или покинуть родину, 30 тысяч их поселилось в польском городе Лешно, который предоставил им кров. Коменский снова стал учителем братской школы, издал здесь несколько произведений, принесших ему мировую славу, среди которых такие, как «Великая дидактика» и «Материнская школа».

В странах Западной Европы стало известно о его научных занятиях в области демократизации знаний и попытках создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе, доступную для всех людей. В 1641 г. Коменский был приглашён английским парламентом, боровшимся тогда с феодальной и католической реакцией, в Лондон для совместной с английскими учёными работы в этом направлении. Его поездка превратилась в триумфальное шествие — свидетельство того, как велика была популярность чешского педагога, глашатая новых идей и реформатора воспитания. Его также приглашали в Швецию и Венгрию для проведения школьных реформ.

Коменский продолжал свои научные исследования, написал ставший широко известным учебник «Мир чувственных вещей в картинках» и приступил к созданию грандиозного труда «Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел».

По возвращении в Польшу Коменский снова лишился всего имущества. Во время польско-шведской войны Лешно был дотла сожжён.Погибла библиотека учёного и все его ценнейшие рукописи. Умер Коменский в 1670 г. В Амстердаме. Вся его жизнь, которая, по его словам, «протекала не в отчизне, а в вечном и беспокойном странствии», является примером горячей любви к родине и преданного служения делу воспитания подрастающих поколений.

О роли воспитания, его целях и задачах

Взгляды Коменского на ребёнка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился ещё от влияния религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения, — это «дары божьи», но в тоже время он правильно указывал, что развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию «из всякого ребёнка можно сделать человека», что все дети при умелом к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными. Взгляды Коменского на ребёнка как на существо развивающееся, его вера в силы и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей.

Хотя Коменский считал, что земная жизнь является «только подготовлением к вечной жизни», и стремился воспитать верующего христианина, его идеалом, соответствующим прогрессивным требованиям нового времени, являлся человек, способный «знать, действовать, и говорить».Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

Принцип природосообразности воспитания

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространёнными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве «учить всех всему», исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что всё в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании «всеобщего естественного метода», который вытекает из «природы вещей» и основывается, по его словам, «на самой человеческой природе». Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа всё начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее её очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены. Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части.

Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным примером для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогают ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.

Коменский глубоко проникает в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Каменскому, является только такое обучение, которое строится с учётом возрастных особенностей детей. «Мы, — говорил он, — решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».

Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог ещё понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Веря в силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы «истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости». Коменский решительно осуждал школы, в которых процесс обучения состоял в зубрёжке непонятным детям религиозных текстов, называл их «пугалом для мальчиков и застенком для умов» и требовал их коренного преобразования.

Система школ. Содержание образования

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определённая школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от 6 до 12 лет обучаются в школе родного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаруживающие наклонность к научным знаниям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом городе, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учёными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.

Демократ Комеский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечивать всестороннее воспитание молодого поколения.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать «с простейших элементов» и знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, всё более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов.

В те времена, когда обучение велось ещё на латинском языке, весьма прогрессивным было требование Коменского сделать начальную школу школой родного языка. Великий педагог руководствовался при этом демократическим стремлением сделать науку доступной народу. В начальной школе, считал Коменский, дети должны научиться свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению. Хотя Коменский в разработанной им программе школы родного языка отводил ещё большее место религиозному обучению, она была, несомненно, прогрессивной для его времени, когда начальная школа давала крайне убогие знания. Очень ценным было мнение Коменского о том, что учащиеся должны «ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чём, касающемся человеческих дел, отчасти даже для того, чтобы впоследствии легче обнаружилась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание».

Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и «семь свободных наук», Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук.

После изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний. «Словам нужно учить и учиться только в соединении с вещами», — писал Коменский.

Задавшись целью создавать «всеобщее искусство всех учить всему», преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.

Опираясь на положения материалистической философии, Коменский утверждал, что «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например педагоги-гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятий их с привлечением всех органов чувств.

Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путём непосредственного ознакомления детей с предметами. Нужно, писал Коменский, чтобы люди «черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука»; в том случае, если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.

Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение лёгким, приятным для учащихся.

Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал в обучении идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от лёгкого к трудному, от близкого к далёкому. Примеры он советовал предпосылать правилам.

Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы «предыдущее пролагало путь к последующему», т. е. новый материал должен быть преподнесён лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно, в свою очередь, содействовать закреплению предыдущего.

Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определённому учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными особенностями разных классов.

Большое значение Коменский предавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.

В противовес распространённому тогда пренебрежительному отношению к учителям Коменский высоко оценивал общественное значение их деятельности. «Им, — писал он, — вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под эти Солнцем». Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.

Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету, изложений в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить «вернейшей картиной мира»; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его «Мир чувственных вещей в картинках». Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной литературы снабжён многочисленными иллюстрациями: в нём 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в своё время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведён на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.

В России учебные книги Коменского, в том числе «Мир чувственных вещей в картинках», начали использовать в конце ХVII в. ими пользовались в учебных заведениях Москвы и Петербурга в начале ХVIII в. К этому времени относится первый русский рукописный перевод учебных книг Коменского. Первое печатное издание «Мира чувственных вещей в картинках» было осуществлено во второй половине ХVIII в. Московским университетом.

учение коменский материнский школа наглядность

Учение Коменского о материнской школе

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания.

Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей «Великой дидактики» и специальное сочинение под названием «Материнская школа». Этой ступени воспитание он придавал очень большое значение, рассматривая её как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы подрастающего поколения.

В материнской школе должны закладываться основы физического, нравственности умственного развития детей. При этом Коменский напоминал, что физические и духовные силы ребёнка развиваются постепенно. Он не мог ещё в то время подробно раскрыть возрастные особенности детей, но ценно, что преддошкольный и дошкольный возрасты не представляются ему чем-то единым. Наряду с требованием учитывать возрастные особенности детей Коменский предлагал считаться с их индивидуальными различиями. Он указывал, что одни способы воспринять определённые знания на третьем-четвёртом году жизни, для других же они становятся доступными только в пяти-шестилетнем возрасте. Коменский уделял много внимания вопросам физического воспитания детей. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться с величайшей тщательностью о здоровье своего ребёнка и давал конкретные указания об уходе за малышом, о том, каким должно быть его питание, одежда, режим. Очень важным было требование Коменского о кормлении младенцев непременно молоком матери, его советы обеспечить детям как можно больше движений — давать им возможность бегать, играть, резвиться.

Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребёнка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно». Подчёркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум всё-таки чем-то напряжённо занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребёнка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять современные игры детей друг с другом.

Наставления Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу, но отдельные его указания относительно задач и средств нравственного воспитания были новыми для того времени и весьма положительными. Так, Коменский советовал воспитывать с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почтительность к старшим. Много внимания он уделял воспитанию у них любви и привычки к труду, который должен быть посильным и тесно связанным с их игровой деятельностью. Средствами нравственного воспитания Коменский считал разумные наставления и упражнения детей в положительных, с точки зрения нравственности, поступках, а также положительный пример взрослых. В то время как в практике семейного воспитания широко применялись физические наказания, он предлагал воздействовать на детей в случае их дурного поведения или проступка прежде всего увещанием или порицанием, прибегая к наказаниям лишь самых крайних случаях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Я.А. Коменский

Говорить о педагогике как самостоятельной отрасли научных знаний невозможно без выдающегося чешского мыслителя, общественного деятеля, гуманиста, демократа Яна Амоса Коменского. «Мудрость педагогики» — так оценивает место Коменского в истории мировой культуры наш современник, яркая личность в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили.

По годам жизни (1592-1670) Я.А.Коменский – педагог ХVП столетия, эпохи начала Нового времени в Западной Европе. По своей деятельности, по тому, что им сделано для развития теории и практики обучения и воспитания, Коменский принадлежал, принадлежит и будет принадлежать всем последующим эпохам.

Жизнь и деятельность Коменского была посвящена многогранным проблемам исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Среди этих проблем образование занимает первое место. Пансофия как всеобщая мудрость, как универсальное средство обучения всех всему – философия образования Коменского.

В теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания («Великая дидактика», «Материнская школа», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) Коменским рассмотрены важнейшие педагогические проблемы, заложены основы педагогики Нового времени, получили развитие гуманные идеи воспитания и обучения, заложенные античной педагогикой и педагогикой эпохи Возрождения.

Наука есть система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. «Педагогика — отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности» (Российская педагогическая энциклопедия).

Педагогика Коменского – результат глубочайшего анализа педагогической мысли, накопленной в течение многовековой истории человечества, это система знаний о практических путях и способах, направленных на то, чтобы помочь каждому человеку стать Человеком («Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование»).

Ребенок для Коменского «драгоценнейшее существо», школа – «мастерская гуманности».

«Учить всех всему» — призыв Коменского, смысл которого состоит в том, что образование должно носить не только всеобщий, но и универсальный (энциклопедический) характер. В связи с этим различные науки должны быть объединены в единую всеобщую мудрость – пансофию .

Согласно Коменскому, человек – дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. На основе принципа природосообразности Коменский разрабатывает единую систему образования. При этом, он не только намечает структуру образовательной системы (от дошкольного образования к начальном, а далее — среднему и, наконец, — высшему), но предлагает программу содержания образования, показывает специфику подбора педагогических средств, методов на каждой ступени обучения — в материнской школе, школе родного язык, латинской школе и академии.

Педагогику Коменского как систему знаний о сущности и закономерностях образования, о содержании, путях и средствах, помогающих каждому человеку стать Человеком, невозможно понять без глубокого осознания эпохи, в которой жил Коменский, особенностей государства, общины Чешских братьев, воспитавшей его, мировоззрения, социально-политических взглядов, практической деятельности, в которой немалое место занимало образование.

Заслугой Коменского является то, что он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, центральное место среди которых занимала «пансофическая» идея «обучать всему всех со всех точек зрения», впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив все это в своем главном труде «Великая дидактика».

Само слово «дидактика» возникло в Древней Греции (didaktikos — поучающий, относящийся к обучению). В Новое время благодаря В. Ратке, называвшему свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания», этот термин вошел в научный оборот и, начиная с Коменского, стал использоваться в качестве понятия, обозначающего теорию обучения.

Для Коменского дидактика была «душой и сердцем» педагогики, и поэтому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к базовым принципам:

— принцип природосообразности (природа выступает как образец для подражания; через всю «Великую Дидактику» проходят три образа, характеризующие процесс обучения – яйцо, из которого вылупился птенец; птичка – мать; садовник, иногда строитель. Идея подражания природе (естественный метод образования). На основе природных дарований осуществляется воспитание, с помощью которого происходит совершенствование человека;

— принцип наглядности и золотое правило дидактики: «…все что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами»;

— принцип легкости обучения (современное понимание доступности, посильности и учета особенностей возраста) обеспечивает интерес ребенка к учению, желание учиться;

— принцип прочности знаний (последовательность изложения, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от общего к частному)

С учетом названных общепедагогических принципов была создана классно-урочная система обучения. Классно-урочная система, несмотря на попытки отказа от нее в 20-21 вв. во многом сохранилась в своих основных параметрах в школах многих стран мира.

В одном разделе «Великой дидактики» Коменский высказывается по поводу последовательных типов школ, что свидетельствует о глубоком знании психологии. Принцип природосообразности реализует в возрастной периодизации, в системе школ, в разработке содержания обучения и его организации. Материнская школа – прекрасная весна; школа родного языка – лето; гимназия – осень, академия – зима.

Таблица 1. – Возрастная периодизация и система школ по Я.А. Коменскому

В каждом государстве и даже в значительной провинции.

При всем различии этих школ мы, однако, хотим, чтобы в них обучали не различным вещам, а одним и тем же, только по-разному, т.е. всему тому, что может сделать людей истинно людьми. ученых — истинными учеными, усваивающими знания в зависимости от возраста и уровня предшествующей подготовки, которая должна постоянно повышаться.

Идеи пансофии (всеобщей мудрости) реализуются в целях и задачах воспитания, в содержании и методах обучения:

1. Воспитание мудрого человека, умеющего оказать помощь другим.

2. Подготовка к загробной жизни.

1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание)

2.Управление собой. Воспитание 4-х добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям (нравственное воспитание).

3. Стремление к Богу (религиозное воспитания)

Методы воспитания: личный пример, наставление-разъяснение, упражнение, поощрение и наказание.

Школа – мастерская человечности.

Содержание нравственного воспитания – формирование мудрости, мужества, умеренности, справедливости, человечности, трудолюбия.

Золотое правило нравственного воспитания – «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку».

Учитель «Должность учителя очень почетна, настолько превосходна, как никакая под солнцем».

Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на

него благороднейшую задачу?

Прежде всего — любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» — детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».

Трудолюбие — важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их.

В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы — мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети — «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель — живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.

Стержень педагогики Я.А.Коменского – вера в человека «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

Образование не ограничиваются рамками школы и семьи, а являются неотъемлемой частью всей общественной жизни: человеческое общество – это обучающееся общество – идея, которая получила свое позитивное выражение лишь в XIX в. И которую Коменский предвидел в перспективе этой философии; отсюда и амбициозность «пансофической» идеи: «обучать всему всех со всех точек зрения», и основополагающее единство образовательного идеала и идеала международного устройства.

«Великая дидактика» Я.А.Коменского охватывает все проблемы, которые являются предметом изучения современной педагогики. Коменский поставил ряд новых для своего века проблем: умственного развития, психологических основ дидактических методов, связи между школой и обществом, необходимости структурирования или регламентации программ, управления образованием, наконец, международной организации научных исследований и образования. Постановка таких проблем, имеющих жизненно важное значение для человечества, остается самой большой гордостью знаменитого педагога.

Оставленное потомкам богатейшее педагогическое наследие позволило назвать Яна Амоса Коменского основоположником педагогики как самостоятельной отрасли научных знаний.

Основные даты жизни и деятельности

1592 — Ян Амос Коменский родился в Нивнице — Чехия.

1611—1614 — обучение в университетах.

1614—1620 — деятельность в Пршерове и Фульнеке.

1621—1628 — жизнь вне закона.

1628—1641 — первое пребывание в Лешно.

1641—1648 — путешествие в Англию и работа для Швеции.

1648—1650 — второе пребывание в Лешно.

1650—1654 — деятельность в Венгрии.

1654—1656 — третье пребывание в Лешно.

1656—1670 — деятельность в Голландии.

1670 — Ян Амос Коменский скончался в Амстердаме.

1631 — «Открытая дверь к языкам».

1657 — «Материнская школа» (написана в 1628 г.).

1657 — «Великая дидактика» (написана в 1632 г.).

1658 — «Мир чувственных вещей в картинках».

КОМЕНСКИЙ это:

КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Филос. взгляды К. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве К. получает развитие предшествующая традиция чеш. реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. братьев (см. в ст. Чехия) .

Ещё в период учёбы К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чещ. языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения.

К. — ведущий представитель чеш. реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. написал ряд ист. работ и лит.-филос. трактат «Лабиринт света и рай сердца» («La-birint sveta a räj srdce», 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. позиция К. Острая обществ, сатира в «Лабиринте. » дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма К. пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чеш. языке (1628—30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К. должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицат. отношение к «Дидактике».

В 1631—32 К. переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике»создать учебники и метод, лит-ру. Закончил К. лишь «Ин-форматорий материнской школы», ставший первой теорией дошк. воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физич. и нравств. воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. и религ. воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение дет. игр, К. подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильств. ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. деятельностью, К. в 1633—38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика » («Didactica magna»), ставшая осн. теоретич. базой средней (лат.) ступени образования. К. создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошк. воспитания до высш. образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения — в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. вводит наряду с традиц. семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. догматич. путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из к-рых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. К. по предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) К. возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие лат. языка» («Vestibulum latinae tinguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубл. 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в соч. «Пансофич. школа» (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. процессе (напр. лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофич. школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания уч. книги на основе психол. принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. составил уч. кн. «Школа — игра » («Schola — ludus», 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене шк. театра.

В 1654 К. вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. пед. сочинений «Opera didactica omnia», среди к-рых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме К. работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), к-рый явился итогом его филос.-пед. и обществ, планов по исправлению общества. «Всеобщий совет. » включает неск. частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панав-гия») анализирует осн. методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), наз. также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит филос. ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. процесса. Гл. место в ней занимает человек — творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание » («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. ступеням обучения и воспитания К. присоединяет и др. «школы жизни», к-рые в свою очередь делит на этапы развития- «классы». Т. о. система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. воспитание), «школу детства» (элементарное гак. обучение на родном языке), «подростковую школу» (ср. ступень), «школу молодости» (высш. образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании — апофеоз труда К.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац. культура. — «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. подчёркивал связь между самоисправлением каждого отд. человека и исправлением гл. социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунар. орг-ция учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. суд для мирного решения спорных полит, вопросов. Заключит, часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение » («Пан-нутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естеств. постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по К. — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш. мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. о. К. выделяла составные части воспитания — науч. образование, нравств. воспитание и религ. воспитание. Понимание К. задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К. человек — дитя природы, и поэтому все пед. средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К. в своей пед. системе.

Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка -языка науки и культуры того времени. Осн. требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие уч. материала возрасту ребёнка. К. считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и по-степеннчм продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, гл. значение К. придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.

Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб, важными считал справедливость. мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегриров. систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить осн. линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. культуры.

С о ч. в рус. пер. Избр. пед. соч. т. 1 — 2, М. 1982.

Лит.: Красновский А. А. Я. А. Ко-менский, М. 1&53; Мат-лы науч. сессии А. ПН РСФСР, поев. 300-летию опубликования Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М. 1&59; Джибладзе Г. Н. Философия Комеиского, М. 1&822; К p а т о х— в и л М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш. М. 1&91; Popelovä J. Ко-menskeho cesta k vsenäprave, Praha, 1958: Blekastad M. Comenius, Praha — Oslo, 1&69; С a p k o v a D. Nektere zäkladni prmcipy pedagogickeho mysleni J. A. Komen-skeho, Praha, 1&77; Otäzky soucasne komeni-logie, Praha, 1&81; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute öd Education Praha, Comenius Muzeum in Uhersky Brod, 1&84; Acta comeniana, Praha, 1940.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993 .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *