Избирательная система республики беларусь

55.Избирательная система в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание РБ – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994.

Мажоритарная система имеет в своей основе принцип абсолютного большинства, т.е. способ определения результатов голосования, при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.( США, Канаде, Англии, Новой Зеландии и других странах). Однако данная система зачастую нерезультативна, так как нередко случается, что ни один кандидат не получает абсолютного большинства голосов. В таких случаях используется метод перебаллотировки. Это означает, что во второй тур голосования проходят только двое из ранее баллотировавшихся кандидатов, которые набрали больше голосов, чем все остальные.

Относительного большинства – те, кто набрал 50% + 1 голос явл. победителями. Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам,т.е. избиратели голосуют не за определенного кандидата, а, за ту или иную партию, вернее — за ту или иную политическую программу. Пропорциональная система имеет свои достоинства и недостатки. Смешанные избирательные системы, которые строятся на основе сочетания элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеют своей целью соединить положительные стороны той и другой. Среди них выделяются параллельные смешанные и связанные смешанные. В параллельных смешанных системах определенная часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая же их часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий. В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах, а часть — в одномандатных округах

Избирательная кампания — действия непосредственных участников выборов — партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей, проводимые в установленное законом время. Она есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений и осуществлением необходимых действий. Каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой борьбы между соперниками. Поэтому, чтобы эта борьба не вылилась в острое противостояние и не привела к сбою всей кампании, в каждой стране создаются правовые нормы. регламентирующие и эту часть избирательного процесса. В основе законодательного регулирования соответствующих действий лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования. во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом; во-вторых — предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании. Финансирование выборов — один из самых важных вопросов организации избирательного процесса. Выборы как обширный комплекс мероприятий есть весьма дорогостоящее предприятие. О значении этой их стороны говорит тот факт, что преимущество в предвыборной борьбе зачастую оказывается не на стороне тех, кто имеет лучшую программу, а у кого больше денег. Поэтому законодательство различных стран пытается как-то смягчить это не украшающее демократию явление. Средства массовой информации, как известно, могут создавать преимущества одним кандидатам и вызывать ложное впечатление о других. Поэтому их деятельность в период избирательной кампании также достаточно жестко регламентируется. Обычно устанавливается общий период времени па государственных радио и телевидении, отводимого для ведения предвыборной агитации. Государственный аппарат также может оказывать влияние на ход предвыборной борьбы и результаты голосования в пользу одних кандидатов и, соответственно, в ущерб другим. Важнейшей стороной избирательной кампании является предвыборная агитация, которая представляет собой деятельность граждан и их объединений по подготовке и распространению информации с целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Предвыборная агитация находит свое проявление в таких видах политического действия, как митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание к теме выборов со стороны средств массовой информации, появление в общественных местах рекламных плакатов, распространение среди граждан листовок и т. п. Успех предвыборной агитации во многом предопределяется умением участников избирательной кампании пользоваться избирательными технологиями (совокупность способов воздействия на граждан с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их подать свои голоса за определенного кандидата).

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру «вход» — «выход» — «обратная связь», информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью СМИ. которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многое формируют общественное мнение, интересы и общие цели. Процесс осуществления информационной связи между политической системой и средой, а также между элементами политической системы называется политической коммуникацией. В современной политике роль универсального посредника в коммуникации играют СМИ. СМИ — это структуры (учреждения, предприятия, организации), создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты. публичность, т. е. неограниченный, надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических средств; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к получателю (реципиенту); невозможность перемены ролей; непостоянный характер аудитории, который образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче. В современном обществе СМИ выполняют разнообразные функции: — информационную, которая состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных событиях в стране и в мире; — образовательную — проявляется в сообщении знаний, дополняющих имеющиеся представления о политике и политических процессах; -функцию социализации, которая предполагает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения, что позволяет личности адаптироваться к социальной действительности и приобщиться к политической жизни; — функцию критики и контроля за деятельностью власти, которая основывается на авторитете общественного мнения; — функцию артикуляции интересов, поскольку СМИ обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, формулировать и представлять общественному мнению свои интересы, и на этой основе находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью интересов и целей; — функцию мобилизации, которая выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям либо сознательному бездействию; — развлекательную функцию. СМИ могут выполнять и негативные функции. провоцировать массовый протест, вселять в людей чувство страха, неуверенности, подрывать общественную мораль.

58.Роль СМИ в политике.

СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные электронные и Интернет-СМИ; пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности; печать: печатные СМИ: газеты, журналы, бюллетени; коммуникация: процесс передачи информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация разделяется на вербальную (речевую) и невербальную. Формы вербальной — язык, слово, невербальной — зрительная, коммуникация через мимику, жесты, движения и положения тела, тактильная коммуникация; социальная коммуникация (массовая): процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории; массовая информация: печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ; политическая коммуникация: специфический вид политических отношении, который регулирует производство и распространение в обществе различных идеологических парадигм. Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической жизни, все большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства. Во-вторых, современные СМИ все более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. В-четвертых, реальностью становится информационный метаболизм — обмен информацией в обществе. Основу информационного метаболизма составляют функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоничное единство политической системы и легитимность политического механизма. В-пятых, никакие реформы в Беларуси невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики. В-шестых, суть информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века заключаем я в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть реальным и все больше приобретает виртуальный, сконструированный, искусственный характер. В-седьмых, в настоящее время имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации.

Избирательная система Республики Беларусь

Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать сами принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь, и далее регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (Глава 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь, «граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе равного, всеобщего, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса, выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются всеобщими, т.е. не все имеют право голоса, а только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах и в референдуме не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых, в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана такая мера наказания, как содержание под стражей.

Под свободными выборами, в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса, понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах или Референдуме и за кого или за что голосовать.

Равное избирательное право – когда избиратели участвуют в выборах представительных органов государства и в референдумах на равных основаниях, т.е. каждый избиратель, участник референдума имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, т.к. избиратели прямо их избирают.

Косвенное избирательное право. Выборы членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Они избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.

Тайное голосование. Под этим понимается то, что контроль за волеизъявлением избирателей и участников Референдума в ходе голосования запрещен. В соответствии со ст. 52 Избирательного кодекса, бюллетень заполняется голосующим в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также иных лиц, указанных законодательством.

Большое значение в ст. 13 Избирательного кодекса уделено принципам открытости и гласности при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов.

Соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы обязаны информировать граждан, о своей работе по подготовке и проведению выборов и референдума, а также отзыва депутатов различных уровней

При проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики имеют право присутствовать наблюдатели – депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Центральной комиссией.

Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной комиссией. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации и заканчивается в день опубликования итогов выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с законодательством;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Наблюдатель не вправе:

заниматься агитацией в любой ее форме;

оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики, в депутаты местных Советов депутатов какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;

создавать препятствия в проведении голосования;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;

заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;

создавать препятствия для нормальной работы комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и проведения голосования;

находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;

вмешиваться в работу комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов.

Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют наблюдение в порядке, предусмотренном законодательством. Иностранные (международные) наблюдатели вправе также встречаться с кандидатами, доверенными лицами кандидатов, а после дня голосования излагать свое мнение о законодательстве Республики Беларусь, о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики.

Центральная комиссия вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь или общепризнанных принципов и норм международного права.

Средства массовой информации освещают подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссий, в помещениях для голосования, на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе присутствовать на участках для голосования при подсчете голосов избирателей.

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп. принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн. Амалфея, 2006.

2. Избирательный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 11.02.2000 г. № 370−З (ред. от 04.01.2010 г. № &9−З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 2/145.

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З).// Там же. – 2001.– № 2/478.

1. Антонова О.А. О принципах избирательного права в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2005. – № 2. − С. 112−122.

2. Антонова О.А. Об основах конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 2.− С. 65−78.

  1. Белкин А.А. Избирательные ограничения. /Правоведение. – 1992. – № 1. – С. 3−14.
  2. Бондарь Н.С. Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. – М. 2005.
  3. Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь. / В кн. Органы государственной власти в Республике Беларусь. – Мн. «Право и экономика», 1999, – С. 231−262.

6. Вашкевич А.Е. Избирательные споры – Мн. Тесей, 2001.

7. Выборы: подлинные, свободные и справедливые / С.А. Альфер, ИИ. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; Отв. ред. С.А. Альфер, науч. Ред. М.Ф. Чудаков. – Мн: «Тесей», 1999.

8. Веденеев Ю.А. Князев С.Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. – 1998. – № 5. – С. 27−36.

9. Проблемы конституционализма: Сб. науч. тр. Вып. 7. Избирательное законодательство: Республика Беларусь и международный опыт / Под общ. Ред. А.В. Вашкевича и С. Альфера. – Мн. «Тесей», 2000.

  1. Головко А.А. Понятие и взаимодействие избирательной системы и избирательного права в СССР. /Проблемы правового статуса субъектов права. Калиниград, 1976. – С. 75−81.

11. Дуксин П.А. Лишение избирательного права граждан по советскому законодательству 20-30 годов XX века // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 5.− С. 20−22.

§ 2.4. Избирательная система Республики Беларусь

Избирательная система Республики Беларусь является самой консервативной на территории стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Отметим, что в Беларуси сохранилась не только советская система выборов. Беларусь является единственной страной в Европе, которая практически не приняла системы классического парламентаризма. Выборы депутатов происходят в те же Советы депутатов, что и во время Советского Союза. Неизменным остался и производственный принцип образования избирательных органов и выдвижения кандидатов в депутаты — подавляющее большинство членов избирательных комиссий и кандидатов в депутаты выдвигаются от трудовых коллективов организаций. Тем самым, за трудовыми коллективами организаций де-факто сохранено отмененное де-юре право на участие в политической деятельности.

В республике действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в соответствии с которой предусматривается избрание депутатов всех представительных органов и должностного лица. Существуют некоторые отличия в системе при выборах различных субъектов, однако они существенно не изменяют избирательную систему.

При выборах Президента Республики Беларусь выборы считаются состоявшимися, если на избирательные участки пришло более 50% избирателей, включенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).

При выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для победы в первом туре также необходимо получить поддержку более половины избирателей, пришедших на избирательные участки. И это только в том случае, если в голосовании приняло участие более 50% от общего числа внесенных в списки избирателей. До выборов в палату представителей 2000 г. подобный принцип распространялся и на второй тур выборов[28].

Это приводило к неизбранию большого количества депутатов.

В итоге Верховные Советы и 12-го и 13-го созывов постоянно функционировали в неполном составе. Верховный Совет 13-го созыва удалось избрать в правомочном составе только со второго раза, при этом более 22% избирателей республики так и не смогли избрать своего депутата. В 2000 г. принципы выборов депутатов во втором туре были смягчены. Теперь для признания выборов состоявшимися необходим приход на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, а для победы кандидату необходимо получить голосов больше, чем его сопернику.

Таким образом, при избрании депутатов Палаты представителей во втором туре голосования действует некоторый элемент мажоритарной системы относительного большинства. Тем не менее, если во втором туре баллотируется только один кандидат, то для избрания ему необходимо набрать абсолютное большинство голосов пришедших на избирательный участок избирателей.

Аналогичная выборам депутатов Парламента процедура действовала и при выборах депутатов местных Советов депутатов. Однако в 2006 г. в Избирательный кодекс были внесены изменения, упростившие процедуру выборов депутатов местных представительных органов. Кворум для признания выборов состоявшимися не изменился. Для признания выборов депутатов местных Советов депутатов состоявшимися, как и ранее, необходимо, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Избранным же считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Если же баллотируется только один кандидат, то он обязан получить поддержку абсолютного большинства пришедших на избирательные участки избирателей.

29. Понятие и типы избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Виды избирательных систем

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов.

государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон от

Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями.

Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий – другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система. в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь

Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — заключение под стражу.

Глава государства — Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет.

Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей.

Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается.

Избирательная система Республики Беларусь

Выборы в Республике Беларусь регулируются Избирательным кодексом, принятым парламентом и вступившим в силу 26 марта 2000 года. Он предусматривает, что проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Срок полномочий Парламента – четыре года. Право избирать, участвовать в референдуме имеет право гражданин, достигший 18 лет и проживающий на территории соответствующей области. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения — содержание под стражей. В Беларуси, как и в других странах, выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, местных Советов депутатов. Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются ее гражданами при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей в поддержку каждого.

Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов власти различного уровня осуществляется следующими способами:

1. Выдвижение кандидатов в депутаты трудовыми коллективами. Право выдвинуть кандидата в депутаты Палаты представителей имеет трудовой коллектив. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей. На собрании должно присутствовать более половины состава трудового коллектива. Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выдвинут от нескольких меньших коллективов с общей численностью работающих не менее 300 человек на их общем собрании. Что касается выдвижения трудовыми коллективами кандидатов в местные Советы, то собрания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:

– при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих;

– при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих;

– при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Советов депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих.

2. Выдвижение кандидатов в депутаты путём сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов – инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей, должно поддержать не менее 1000 избирателей, а лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов в количестве:

– в областной и Минский городской Совет депутатов – не менее 150.

– в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов – не менее 75;

– в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Советы депутатов – не менее 20.

3. Выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий осуществляется высшими республиканскими органами политических партий. Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно их областными, Минскими городскими, районными, городскими руководящими органами. Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов осуществляется районными, городскими руководящими органами политических партий, а также на собраниях их первичных организаций.

Открытость и прозрачность избирательного процесса. Законом предусматривается, что в день проведения голосования с момента опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов волеизъявления народа вправе присутствовать в качестве местных наблюдателей представители политических партий, трудовых коллективов, избирателей, общественных объединений, средств массовой информации, депутаты всех уровней и члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций.

Согласно закону, голосование проводится с 8 до 20 часов.

Повторные выборы Президента с повторным выдвижением кандидатов назначаются: 1. Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не больше двух кандидатов и ни один из них не был избран; 2. В случае выбытия всех кандидатов; 3. Выборы признаны несостоявшимися; 4. Недействительными; 5. Второй тур голосования не позволил определить избранного президента.

Повторные выборы депутатов проводятся: 1. Если по избирательному округу при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися. 2. Недействительными. 3. В первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей. 4. В случае выбытия всех кандидатов в депутаты.

Второй тур голосования. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Отзыв депутата. В Республике Беларусь действует императивный мандат. Это означает, что депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван по инициативе не менее 20 процентов избирателей округа, от которого он избран. Инициатива выражается в виде сбора подписей. Для указанных целей создается инициативная группа на собрании избирателей, на которое обязательно приглашается депутат. Сбор подписей осуществляется аналогично указанной процедуре, применяемой при выдвижении кандидата в депутаты. Отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Референдум. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканские референдумы назначаются:

– Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе;

– по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов каждой из палат;

– по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение предложений о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Таким образом, выборы – важнейший компонент современной политики. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан, они являются единственной формой реального участия в политике. Выборы – это не только существенный критерий, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. Выборы – это барометр политической жизни. Они выполняют ряд важнейших социально-политических функций: легитимация и стабилизация политической системы; артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; рекрутирование политической элиты, селекция политических деятелей; разрешение социального конфликта; политическая социализация населения, развитие его политического сознания и культуры; контроль над институтами власти и др. Социальная значимость и эффективность выборов зависит от политической культуры населения, наличия демократических традиций в обществе, зрелой и ответственной элиты, демократического избирательного права.

Модуль 4.Международные отношения и внешняя политика государств

1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений.

2. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Республики Беларусь. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений.

Любая страна, каждое национальное государство представляют собой лишь часть человеческого сообщества. И они не могут развиваться изолированно друг от друга: между странами, государствами неизбежно устанавливаются различ­ного рода связи – экономические, политические, культурные.

Международные политические отношения — это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами международной политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Причем вся эта сложная система взаимодействий всех элементов протекает в обширном социальном пространстве, в котором располагаются различные силы. Как правило, они обладают различными интересами, зачастую противоречивыми по отношению друг к другу, что не может не вызывать их противодействие, столкновение, борьбу между собой и необходимость смягчения, урегулирования отношений между ними, снятия напря­женности, устранения серьезных трений, разногласий.

Главными субъектами международных политических отношений являются суверенные национальные государства. Каждое суверенное государство как субъект международных политических отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов. Это, прежде всего, уровень социально-экономического и политического развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности государства и т.д. Например, географический фактор. Он оказывает огромное влияние на осуществление внутренней и внешней политики. Все это находит концентрированное выражение в концепции национального интереса данного государства. Отношения между странами в сфере экономики, политики, куль­туры строятся на основе норм международного права.

Любая страна стремится не допускать вмешательства в свои дела, отстаивает свой суверенитет, территориальную целостность, стремится устанавливать отношения равноправного партнерства, развивать взаимовыгодную торговлю, экономическое и политическое сотрудничество, обеспечивать обмен культурными ценностями и т. п. Вся эта многогранная деятельность осуществляется, прежде все­го, на уровне глав государств и правительств, когда в процессе встреч, переговоров урегулируются спорные вопросы, заключаются конкретные соглашения, определяются перспективы взаимного сотрудничества и сосуществования.

Второй важный субъект МПО – это группы государств, всемирные и региональные организации. Среди них особенно выделяются: ООН, ЕС, организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК), ЮНЕСКО – организация ООН, занимающаяся проблемами развития культуры, образования и науки, Международное агенство ООН по атомной энергии (МАГАТЕ), специальная организация ООН, занимающаяся разработкой и осуществлением мер по охране окружающей среды (ЮНЕП). Их классифицируют по геополитическому критерию: универсальные (ООН или Лига Наций), межрегиональные (Организация исламская конференция), региональные (Латиноамериканская экономическая система), субрегиональные (Бенилюкс) или по функциональному критерию: общецелевые (ООН), экономические (ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный Банк), научные («Эврика»), технические (Международный союз телекоммуникаций), специализированные (Между­народное бюро мер и весов). Возросло и число международных неправительственных организаций (Гринпис, Красный крест и др.), таких акторов глобальной социальной жизни, как движения в защиту прав человека, окружающей среды и пр. религиозные, этнические и политические диаспоры.

Главным субъектом мпо является ООН (создана 24 октября 1945 года. Цели ООН изложены в Уставе:

-Поддерживать международный мир и безопасность;

-Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

-Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

-Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В соответствии с Уставом учреждены шесть гл. органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Межд. Суд, Секретариат. Как и отдельно взятая политическая система, система международных отношений преследу­ет вполне определенную цель. Однако это не со­вокупность целей отдельных национальных го­сударств. Для системы в целом выделяется своя глобальная цель, имеющая глубоко объективный характер. Эта стратегическая цель неразрывно связана с существованием и развитием человечества. Речь идет о сохранении человеческого рода как такового и создании благоприятных условий для его развития.

Особенно остро данная проблема встала в связи с угрозой всеобщей термоядерной катастрофы, накоплением огромных запасов термоядерного оружия, с ухудшением экологической ситуации. Поэтому необходимость сохранить такое уникальное явление, как человеческая цивилизация, не может не стоять перед мировым сообществом. Проблема выживания человечества становится тем самым важнейшим аспектом политики различных стран и международных организаций, различных массовых движений.

Следовательно, на систему международных отношений постоянно идет воздействие самых разнообразных факторов – военных, экологических, экономических, культурных и других, на которые она должна реагировать, обеспечивая свою стабилизацию. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя поли­тика каждого отдельного национального государства.

Ведущее значение в осуществлении многообразных связей, развитии всесторонних отношений приобретает, естественно, институциональный механизм, который формулирует внешнеполитические цели, намечает пути их достижения и осуществляет конкретные действия. Причем внешнеполитические решения формулируются, принимаются и реализуются во многом под давлением различных социальных сил общества, а зачастую и личностного элемента.

Так, в связи с угрозой термоядерной катастрофы широкое развитие получил целый ряд массовых движений, включающих в себя представителей самых различных социальных групп, которые оказали непосредственное воздействие на заключение ряда международных соглашений в этой области. На принятие внешнеполитических решений оказывают давление различные фракции, политические группы, отдельные политические деятели. В частности, решение о вводе советских войск в Афганистан было принято ограниченным кругом лиц и серьезно воздействовало на международные отношения.

Развал социалистической системы, исчезновение блокового противостояния и идеологического противоборства существенным образом воздействовало на международные отношения и во многом определило новые приоритеты, новую мировую политику. «Холодная война», жесткая конфронтация двух блоков, перманентное ядерное и идеологическое противостояние двух сверхдержав ушло в прошлое. Россия и США стремятся строить отношения на новой основе, в которой нет места классовому подходу и идеологическим различиям. Результатом нового подхода стал прорыв в области ядерного разоружения, уменьшение вероятности развязывания войны, укрепление атмосферы доверия, дружественных связей, широкое развитие эко­номических, политических и иных отношений.

Основные школы в теории международной политики. Идеалистическая школа. Деятельность Лиги Наций и связанных с нею научных институтов базирова­лась на идеалистическом подходе к международным отношениям, представителей которого в политической науке называют идеалистической школой. Одним из основоположников этой школы в тео­рии и политике был В. Вильсон. Идеалистический подход по сравнению с другими подходами отличает ярко выраженная этическая позиция. Он исходит из позитивной оценки природы человека как существа разумного, способного к нравственному совершен­ствованию и социальному прогрессу. Ради общего блага государ­ства должны отказаться от господствовавшей на протяжении мно­гих веком политики силы и стремления к доминированию. Им сле­дует развивать нравственные начала в международной политике и добровольно подчинить свои действия общим для всех правилам, международному праву.

«Идеалисты» стремились создать гармоничную, лишенную воен­ных конфликтов модель международных отношений. Путь к этому – расширение и институционализация международного сотрудничества. Институционализация означает упорядочивание и регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных орга­низаций, правил, норм, международного арбитража.

Политику тайной дипломатии необходимо заменить постоянным сотрудничеством политиков в международных организациях, открытым обсуждением спорных проблем на переговорах и конференциях с участием широкой международной общественности.

Идеалистическая школа оказала большое влияние на международное сотрудничество. Наиболее сильно ее воздействие на политику проявилось в создании в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В отличие от Лиги Наций ООН получила полномочия по контролю за соблюдением международного права и обеспечением его реализации. Такого рода функции уполномочен осуществлять Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов, 5 из которых – постоянные члены: США, Россия (ранее – СССР), Великобритания, Китай и Франция имеют право вето на принимаемые решения.

Идеалистический подход проявился также в создании организаций, устанавливающих международные режимы. Международный режим – это система принципов, норм и правил поведения частных лиц и организаций, а также процедур принятия общих решений в различных областях интернационального сотрудничества: экономике, торговле, использовании радиочастот, воздушного и космического пространства и т.д. Помимо интернациональных, общемировых, в различных частях света возникли региональные организации, в значительной степени регулирующие соответству­ющие сферы международных отношений. Это, например, Органи­зация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Органи­зация Американского Единства (ОАЕ), Европейский Союз и т.д. Создание наднациональных организаций, наделенных правом принимать обязательные для их членов решения, существенно изме­няет характер международной политики. В тех случаях, когда международные организации демократически организованы и свобод­ны от диктата мировых или региональных сверхдержав, их деятельность укрепляет шансы на сохранение мира и решение целого ряда глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Однако это происходит далеко не всегда. В мировой политике, в том числе и современной, установки идеалистической школы на обуздание национального эгоизма, создание мира, основанного на равноправном сотрудничестве и принципах морали, очень часто ставятся под сомнение сторонниками школы политического реализма.

Политический реализм. Идейные истоки школы политического реализма коренятся в воззрениях мыслителей прошлого: Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Л. фон Ранке (немецкий историк XIX в.), А.Тойнби (английского историка XX в.), а также теоретиков геополитики. Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Р. Нибур. Ее современные представители – Дж. Кеннан, У. Липпман, Р. Арон, Дж. Фрэнкель, 3. Бжезинский, У. Ростоу, Г. Киссинджер, К. Томпсон, С. Хантингтон и др.

Школа политического реализма в основном сформировалась во второй половине 40-х гг. в США под воздействием импульсов «холодной войны». Она длительное время господствовала в науч­ных кругах, непосредственно влияющих на американскую внешнюю политику.

Всех реалистов объединяет понимание человека как существа несовершенного, движимого эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование.

Еще Гоббс уподоблял человека волку и считал, что естественному состоянию людей соответствует борьба всех против всех, сдержать которую, обеспечить порядок и безопасность в обществе может лишь государство – Левиафан.

Идеи предвестников реалистов развил применительно к послевоенному устройству мира американский политолог Ганс Моргентау. Он со­здал из отдельных идей политического реализма целостную тео­рию и поэтому заслуженно считается главным представителем этого направления общественной мысли.

Согласно этой теории, единственными важными акторами меж­дународной политики являются национальные государства. Международная политика, как и любая политика, есть борьба за власть. Власть же означает господство одного человека над другим, не­важно в каких формах это господство осуществляется.

С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного актора международной политики можно лишь с помощью силового противодействия другого субъекта. Мир и стабильность обеспечиваются через равновесие или баланс сил. При этом мир понимается как отсутствие войны. Чтобы быть успешными, переговоры и дипломатия в целом должны опираться на военную мощь.

Баланс сил формируется в результате создания блоков и союзов во главе с наиболее мощными державами. Он служит самой надежной гарантией мира. Нарушения силового равновесия влечет за собой войны или же активизирует подготовку к ним. Вследствие этого достижение и поддержание баланса сил – важная цель меж­дународной политики. Однако длительный прочный мир в принципе невозможен в силу конфликтности человека по своей приро­де, его эгоизма.

Концепции неореалистов. Слабости теории Моргентау пытались преодолеть более поздние представи­тели школы политического реализма – неореалисты (С. Д. Краснер, Р. Гильпин и др.). Они стремились осмыслить новые политические реалии, возникшие в 80-е годы в связи с завершением периода разрядки в международных отношениях после ввода советских войск в Афганистан и прихода к власти в США президента Р. Рейгана, публично объявившего СССР «империей зла».

В отличие от классических реалистов, объясняющих международную политику главным образом стремлением к власти, неореалисты учитывают влияние на нее экономических акторов как но­сителей национальных интересов государства. Они вводят в проблематику международных конфликтов вопрос о распределении экономических ресурсов, борьба за которые, а не только за власть, также движет мировую политику. Международные отношения фор­мируются под влиянием конкурентной борьбы, в которой одни государства стремятся улучшить свои экономические и иные позиции за счет других. При этом в отличие от идеалистов и транснационалистов, считающих, что от международного сотрудничества могут выиграть все его участники, они трактуют такое взаимодействие как игру с нулевой суммой (т.е. когда выигрыш одного участника означает такой же проигрыш другого).

Неореалисты разработали концепцию национальных интересов, ядро которых составляют постоянные интересы: национальная безопасность (защита от внешней опасности), экономические интересы (развитие связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка) и интересы поддержания мирового порядка. Кроме того, на­циональные интересы включают и относительно второстепенные, текущие интересы.

Защищаемая реалистической школой и в общем-то не новая концепция баланса сил и сегодня играет важную роль в теории международных отношений и в определении практической поли­ики в области государственной безопасности. Необходимостью обеспечения этого баланса часто объясняется стремление государств к наращиванию вооружений. Как показала новейшая история, нарушение военно-стратегического равновесия после распада СССР и роспуска военного блока стран Варшавского Договора действительно усилило нестабильность в мире и активизировало гегемонистские устремления внешней политики США.

Марксистский подход к международной политике. Марксистская концепция объясняет международную политику классовыми интересами. Она утверждает, что антагонизм классов внутри наций и государств порождает антагонизм в отношениях между ними.

Основанный на непримиримых классовых противоречиях капиталистический строй после вступления в свою последнюю, империалистическую стадию отличается особой агрессив­ностью и стремлением ведущих держав к переделу сфер влияния и к мировому господству. С появлением социалистических государств определяющее влияние на международную политику оказывает борьба двух противоположных систем: социалистической и капи­талистической, которая завершится победой социализма и коммунизма в мировом масштабе и постепенным «слиянием наций».

Марксистский подход к международным отношениям отразил реальную зависимость внешней политики от политики внутренней, от гуманности внутригосударственного устройства и политической культуры, от уровня благосостояния граждан и социальной справедливости.

Транснационалистская школа. Идейное кредо транснациональной школы достаточно полно представлено в теории взаимозависимости. Она отразила возрастание количества субъектов международной полити­ки, расширение международного сотрудничества и усложнение системы взаимосвязей между народами. В 60-е годы в основном завершился процесс деколонизации, в результате которой на мировую арену вступили десятки новых государств. Многие из них активно включились в международную политику, в том числе в рамках влиятельного международного объединения – Группы не­присоединившихся стран.

Разрядка международной напряженности способствовала созданию многочисленных неправительственных организаций (сегодня в мире их насчитывается свыше 10 000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций, углублению международного разделе­ния труда, развитию хозяйственной кооперации и интеграции, особенно в рамках крупных регионов: Европы, Америки и т.д. В международную жизнь активно включились партии, профсоюзы, защитники окружающей среды и прав человека, церковь и другие организации.

Согласно теории взаимозависимости, все эти политические акторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Она утверждает, что национальные государства постепенно утрачивают свою роль главных субъектов международной полити­ки и свой суверенитет в пользу международных организаций. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государств становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей мере. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, в то время как международная кооперация, активизируемая в том числе с помощью международных режимов торгового, валютного и другого сотрудничества, создает возможности выигрыша для всех ее участников.

Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Республики Беларусь. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Внешняя политика, её сущность и функции. Внешняя политика – это разновидность политики, регулирующая отношения государства с другими государствами и народами, которые обеспечивают реализацию его потребностей на международной арене. Сущность внешей политики состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру:

1. Интересы различных социально-политических сил;

2. Национальные интересы;

3. Общечеловеческие интересы.

Национальные интересы – это общие потребности всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Возможности осуществления интересов зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские (идеологические), политические, экономические, военные средства. Сегодня положение государства на международной арене всё больше определяется его экономическим потенциалом, уровнем развития науки и технологии, а также приверженностью к праву и моральным авторитетам. Также внешнеполитический потенциал зависит от геополитического положения государства, стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процес преобразования интересов в цели. В настоящее время большинство развитых государств преследуют в своей внешней политике следующие цели:

• Повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства

• Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности

• Недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне

• Повышение престижа и роли государства на международной арене

• Защита определённых политических и экономических позиций государства во внешнем мире.

Реализация реальных целей зависит от способа внешнеполитического действия, т.е. от очерёдности использования ресурсов. Совокупность внешнеполитических целей и способов их реализации составляет концепцию внешней политики. Она обычно включает 3 момента. Во-первых, общее представление об оптимальном состоянии международной системы. Во-вторых, общее представление о том, каким образом может быть создана эта система. В-третьих, она содержит обоснование места и роли данного государства в создании этой системы. Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс, т.е. целевую направленность внешнеполитической деятельности государства.

Функции внешней политики:

1. Охранительная функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан за границей и в международных делах.

2. Информационно-представительская, выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает накопление и обработку данных о состоянии международных дел, о намерениях других государств и так далее.

3. Организационная функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий деятельности государтва на мировой арене, координацию усилий по решению глобальных проблем.

4. Идеологическая функция заключается в пропаганде преимуществ своей системы, а также в разработке, сохранении и передаче от поколения к поколению универсальных цивилизованных форм поведения государств на мировой арене.

Внешнеполитическая деятельность осуществляется с помощью специально созданного механизма, т.е. системы органов внешних взаимоотношений, которые делятся на 2 группы:

1. Внутригосударственные органы (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и т.д.)

2. Зарубежные органы

а. постоянные – консультва, посольства и т.д.

Во внешней политике государства исходят из реальных условий, реагируют на них, используя различные средства. В результате внешнеполитиеская деятельность приобретает определённые виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики:

1. Пассивная внешняя политика, сущность которой заключается в приспособлении к международной конъюнктуре.

2. Агрессивная внешняя политика, т.е. в стремлении принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

3. Активная внешняя политика, для которой характерен интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой.

4. Консервативная внешняя политика, направленная на охрану достигнутого ранее положения.

Форма внешней политики выражает её содержание в конкретных системно-структурных условиях:

• политика равновесия сил

Методы внешней политики:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *