Исторические типы обществ

Исторические типы общества

Можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.

1. Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура зиждется на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и, соответственно, ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: (1) примитивные первобытные общества и (2) появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества.

В примитивных обществах формируются характерные черты «первичной цивилизации», возникающей на основе неолитической революции (X-I тыс. до н.э.), в ходе которой древними людьми были освоены приемы шлифовки, сверления и пиления камня, изобретены каменный топор и мотыга с рукояткой, лук и стрелы, гончарный круг, повозка на колесах. Развивается земледелие, появляется ремесло как особая сфера труда. Люди ведут общинно-племенной образ жизни, который при большом разнообразии локальных особенностей отличается одинаковостью основных принципов социальной организации.

В обществах второго, более позднего подтипа возникает государственность, но и при ней нередко общинно-племенной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Доиндустриальное общество – это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развивается замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII в. к промышленной революции, результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промышленность, главным объектом производственной деятельности людей становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства – сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке.

Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

3. Во второй половине ХХ в. наступает время научно-технической революции, в которой на основе новейших достижений науки развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда во всех отраслях хозяйства. Постиндустриальное общество[7] – продукт этой революции ХХ века. В этом обществе возникают новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Открытия в области генетики и химии, а также усовершенствование техники и технологии растениеводства и животноводства ведет к «зеленой революции», резко (в несколько раз) увеличивающей продуктивность сельского хозяйства. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Высокопроизводительная и автоматизированная техника материального производства почти полностью вытесняет ручной труд. Трудовые ресурсы в значительной части перемещаются из сферы материального производства в сферу управления и обслуживания, в индустрию досуга, в здравоохранение, науку, образование.

Главным объектом деятельности людей в постиндустриальном обшестве делается информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая электронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.

В этих условиях усиливается техническая, энергетическая и информационная мощность, которая может оказаться во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественной жизни.

Черты постиндустриальной «электронной эры», «общества изобилия», несущего в себе зародыши новой социокультурной реальности, проступают в экономически развитых странах уже сейчас. И вероятно, в течение XXI в. они обретут полную силу во многих частях мира.

По-видимому, эти три исторических типа общества представляют собою вехи магистрального пути развития человечества. В зависимости от социально-исторических и экологических условий эти типы общества складываются в разных странах в разное время и принимают различные формы. Но с переходом от полилинейности исторического процесса к его монолинейности разнообразие подобных форм уменьшается. Если доиндустриальное общество реализуется в большом множестве вариантов, то с вступлением стран на путь индустриализации усиливается их взаимодействие и сходство в техническом, экономическом и культурном отношении. А переход к постиндустриальному обществу сопровождается процессом глобализации, которая представляет собою формирование целостной системы общественной жизни в масштабах всего земного шара, образование единого, охватывающего весь мир социального организма. Это является неизбежным следствием выхода на единый общечеловеческий аттрактор и в то же необходимым условием, без которого человечество не может справиться с глобальными проблемами, перед которыми его поставил ХХ век. Переход во всемирном масштабе к постиндустриальному обществу и связанную с ним глобализацию остановить невозможно (как бы ни сопротивлялись этому исламские фундаменталисты, бритоголовые неофашисты, националисты, твердокаменные ленинцы или нынешние российские лжепатриоты-«почвенники»).

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

4). Исторические типы общества

В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Это есть та форма, которая как бы накладывается на все взаимодействия людей. Люди, живущие в каждом конкретном обществе, с одной стороны, друг на друга похожи, с другой, различны по культуре, по нравам и обычаям. Но главное – их различает сам способ объединения в общество.

Любое производство имеет свою технологию. это относится и к материальному производству, и духовному. У производства нематериальных объектов – идей, ценностей, символов, образов, знаков – тоже есть своя технология. В наше время наличие таких технологий самоочевидно. Для этого достаточно вспомнить такие системы производства символических товаров как газеты, кино, телевидение, музыка. Духовная культура не существует в отрыве от материальной основы, но последняя не определяет ее содержание. Какая музыка будет написана, не зависит от нотной бумаги.

Социальная философия занимается не технологией производства, не самими способами изготовления продуктов, не материальной стороной хозяйственной деятельности человека, но совокупностью условий, которые придают продуктам труда определенную общественную форму, определяют способы связи отдельных людей в общество, способы упорядочения общественной жизни.

Различают традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Традиционное общество. Здесь традиция является основным средством общественного воспроизводства. Новое здесь рождается, как и в любом другом обществе, но человек и общество свою деятельность представляют как следование установленным от века традициям и обычаям.

Традиционное общество – это аграрное общество, с основными видами деятельности: земледелие, ремесло, жилищное и хозяйственное строительство. Хозяйствование ведется на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков.

Жизнь традиционных обществ базируется на личной связи, множественной, разветвленной, основанной на личном доверии. Связи личного типа называют короткими. Такова традиционная крестьянская община или цех ремесленников – здесь все знают друг друга. Таково же рыцарское или дворянское сообщество – здесь также все знают всех. Крестьянин и дворянин (рыцарь) – представители одного общества, но пребывают в разных социальных пространствах.

В традиционном обществе ценится не индивидуальность, а соответствие социальной роли. Эта роль воспринимается как данная от века Судьбой. Сын и внуки-правнуки крестьянина повторяют его жизненный путь, также и в других сословиях. Рамки жизненного выбора узки, они заданы обычаем и ритуалом: каждый знает, что ему делать и как поступать.

Время в традиционном обществе воспринимается как круг (круг времён года, сезонов работы). Время принадлежит церкви, она определяет время работы и время отдыха (праздников). Удары церковного колокола отмеряли время.

Изменения в таком обществе происходят медленно, на протяжении веков. Потому-то средневековье и занимает целое тысячелетие.

Характерные особенности традиционного общества:

 зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

 цикличность (а не поступательность) развития;

 коллективистский характер общества и притупление персонального (личностного) начала;

 авторитарный характер власти;

 отсутствие способности производить не для насущных потребностей, а ради будущего;

 преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

Индустриальное общество – это общество Нового времени. Это общество машинного производства, товарно-денежных отношений, научной организации труда, технического, экономического и политического рационализма. Активное предпринимательство, используя наемный труд, имеет основной целью получение прибыли.

Техническая революция конца XVIII – начала XIX вв. осуществила переход в царство машин. Машинное производство неизбежно порождает стандартизацию. Образом эпохи и ее порождением является конвейер. В жертву технике приносится здоровье людей, их психика.

Индустриальное общество порождает соответствующий тип рациональности. Рациональность понимается как совокупность процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования.

Машинная индустрия выступает как воплощение царства разума. Машина – это воплощение науки и технической мысли. Применение машин развивает рациональность. Машина требует четкой организации труда. Буржуазные общественные отношения воплощали в себе экономическую рациональность. Цепочка расчетов действий предполагала достижение целей, а конечная цель – получение прибыли.

Индустриальное общество – это общество буржуа.Буржуа – это горожанин (бюргер), мещанин. Именно в этой группе людей возникло представление о том, что время такая же ценность, как и деньги («время – деньги»), представления о связи богатства и праведности, о возможности мирного приобретения богатства, о профессиональном долге.

«Время – круг» традиционного общества превращается во «время – стрела». Время принадлежит «деловым людям», оно обретает цену. Часы пришли на смену церковному колоколу и воспринимаются как воплощение времени. С развитием транспорта, особенно железнодорожного, распространяется ощущение единого времени.

Современное общество отказывается от божественного измерения человеческого бытия, обращается к земному миру и осознает его ценности. Человек освобождается от клановых, сословных рамок. Идея равенства перед законом была здесь ключевой. Возникает «Я» и для человека становится проблемой самоопределение. «Я» осмысливает себя в автобиографии.

Противоречия индустриальной цивилизации, резко проявившиеся в конце XIX – начале ХХ века, можно свести к следующему: технологическое порабощение человека; дегуманизация труда; кризис перепроизводства; безработица .

Постиндустриальное общество начинается с 1960-х годов, именно тогда началось осмысление существенных изменений в жизнедеятельности общества. На Западе оно определяется как общество «всеобщего благоденствия», где имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. Ключевой формой деятельности становится потребление. Потребление, как способ активного поведения, носит характер коллективный и добровольно-принудительный.

Социальная система нуждается не только в трудящихся, налогоплательщиках, но, прежде всего, в потребителях. А в этой функции человек незаменим. Потребление становится важнейшим средством социального контроля. Оно требует усиления бюрократического контроля над процессом потребления, которое, тем не менее, объявляется областью свободы.

Характерные особенности современного общества:

 преобладание инноваций над традициями;

 светский (нерелигиозный) характер социальной жизни;

 либерально-демократическая система власти;

 наличие способности производить ради насущных потребностей;

 преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

Однако надо признать, что в нашем обществе масса людей не может участвовать в реализации стратегий потребительского соблазна.

Информационное общество. По мнению философов, произошла «революция контроля – комплекс быстрых изменений в технологических и экономических предприятиях, в которых информация собирается, хранится, производится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль».

Информационное общество – это самоорганизующаяся система взаимодействий и связей, в процессе функционирования которых создаются необходимые условия для развития экономической, технико-технологической, познавательной, интеллектуальной жизнедеятельности. Оно характеризуется созданием системы сбора, хранения, передачи, распространения информации как главного фактора контроля на каждом социальном месте. Самоорганизация этой системы на данном историческом этапе протекает как процесс, с одной стороны, информатизации повседневной человеческой деятельности, с другой стороны, создания условий для глобальной жизнедеятельности.

Становление информационно-технического общества связано с формированием и нового типа рациональности. Можно уже говорить об углублении противоречия между человеком и техникой. Сначала человек сам осуществлял контроль за технологическим процессом. Затем он передал контроль автомату, роботу, компьютеру. Автоматические системы получили широкое применение в производстве. Достижения математики позволили найти алгоритмы для производственных процессов. Технология начинает тяготиться человеком, он ей мешает.

Интеллектуальная технология – ключ к пониманию информационно-технического общества. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля над ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельно мыслящими и высокообразованными работниками, самой свежей научно-технической информацией, а также быстродействующими средствами ее переработки и применения в производстве.

Исторические типы общества

October 11, 2012

Исторические типы общества социология выделяет из всего разнообразия обществ, которые существуют сейчас или когда-либо. Объединяются они на основании похожих критериев.

Так, например, если главным признаком служит письменность, то исторические типы общества делятся на письменные и дописьменнные. Первые имеют алфавит и фиксируют свою речь в книгах, компьютерах или на других носителях. А вот дописьменные говорить умеют, а записывать звуки – нет. Ведь и в наши дни существуют нецивилизованные племена.

Согласно второй классификации, исторические типы общества группируются на простые и сложные. Такое разграничение основано на степени расслоения в социуме и на количестве уровней управления. Простые общества – это первобытные племена. У них нет разделения на бедных и богатых, подчиненных и руководителей. Сложные общества имеют несколько уровней управления. Социальные слои его населения располагаются по мере убывания доходов. Можно провести аналогию и сказать, что дописьменные общества совпадают с простыми, а письменные – со сложными.

Третья классификация основана на способе добывания средств существования. Согласно ей, исторические типы общества бывают нескольких типов. Самый древний и самый длительный (сотни тысяч лет) – собирательство и охота. Ими жили в период протообщества или человеческого стада. Со временем охота переросла в скотоводство, а собирательство – в огородничество. Это произошло тогда, когда люди поняли, что выгоднее приручать животных, а не постоянно убивать их, и выгоднее выращивать растения, а не просто собирать.

Вместе с переходом к оседлому образу жизни от кочевого, с земледелием зародилось государство. Появились классы, города, письменность – основные признаки цивилизованного общества. На смену аграрной цивилизации более двухсот лет тому назад пришла индустриальная. Ее основные признаки – дымящие заводы и городские кварталы. Некоторые специалисты выделяют еще и постиндустриальное общество, сменившее в развитых странах индустриальное в конце 20 века. В нем преобладает уже не промышленность, а сфера обслуживания и информатика. Его признаки – огромные супермаркеты, компьютеризированные производства, космические станции.

Выделенные типы общества в социологии на современном этапе представляют собой синтез всех известных ранее классификаций. Создателем новой модели признан американский ученый Даниел Белл. Разделив на три стадии современную историю: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, он определил и соответствующие им исторические типы общества. Смена одного этапа другим влечет за собой изменения технологий и способов производства, форм собственности, социальных институтов, политических режимов, культуры, образа жизни, количества населения, структуры социума. Для традиционного (доиндустриального) общества характерно сельское хозяйство в качестве определяющего фактора развития, а церковь и армия в роли главных институтов. В индустриальном преобладает промышленность во главе с фирмой и корпорацией. В постиндустриальном обществе основной фактор развития – теоретические знания, которые сосредотачиваются в университетах. У этой исторической триады имеется множество вариантов, предложенных другими известными социологами.

Итак, сказанное выше подводит к определенным выводам. Развитие человечества состоит из трех стадий, которым соответствуют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Время перехода от фазы первобытной до традиционной называется неолитической революцией. А переход от доиндустриального общества к индустриальному – революцией промышленной.

Исторические типы обществ

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Исторические типы обществ

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Исторические типы обществ

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Исторические типы обществ

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Исторические типы обществ

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Исторические типы обществ

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Исторические типы обществ
Главная | О нас | Обратная связь

Исторические типы общества

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию:

· согласно марксистской традиции, тип общества (общественно-экономическая формация) определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет;

· по наличию письменности выделяют дописьменные и письменные общества;

· на основании доминирующей в социуме религии можно говорить об исламском, буддийском и христианском обществах;

· Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с характерными для них способами получения средств существования, выделив общества охотников и собирателей, садоводческие и скотоводческие общества, аграрные и промышленные;

· Общество также делят на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное (или современное). Соответственно, в доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало- сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, в постиндустриальном – знания, информация.

Наиболее популярной в современной социологии является концепция, в создание которой в разные годы внесли вклад М. Вебер, Е. Поппер,

Т. Парсонс, Д. Белл, А. Турен. В ней выделяются три типа обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (два последних объединяются понятием «современное общество»).

Доиндустриальным (традиционным) считается общество, основанное на примитивном сельскохозяйственном труде, имеющее архаические формы организации социальной жизни, консервативное, регулирующее поведение индивидов на основе традиций.

Переход к индустриальному обществу занял несколько сотен лет и получил название модернизации. Считается, что индустриальное общество ведет сове летоисчисление со времен промышленной революции XVIII в. зародившейся в Англии и затем получившей распространение во Франции и Германии. Становление этого общества было подготовлено гуманистическими идеями эпох Возрождения и Просвещения, а также протестантизмом. Экономическая и технико-технологическая база была сформирована промышленным переворотом, социально-политическая основа заложена буржуазными революциями. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация вызревает внутри общества и отражает его духовные ориентиры, проблемы, противоречия, потребности (органический характер носили первые буржуазные реформы XVIII века). Напротив, неорганическая модернизация – это способ «догоняющего» развития, предпринимаемый с целью преодолеть отставание от более развитых обществ (например, Петровские реформы, индустриализация в СССР, перестройка в 1985 г.). Неорганическая модернизация осуществляется по зарубежным «эскизам»: с приглашением специалистов, закупкой оборудования и привлечением иностранных инвестиций. Это касается не только экономических преобразований, но социально-политических реформ. Однако, следует помнить, что реформы только тогда будут успешными, когда они учитывают традиции и менталитет общества, в рамках которого осуществляются. В этом смысле органическая модернизация глубже и эффективнее, ее результатами общество пользуется длительное время.

Концепции постиндустриального общества возникли в 60-е годы XX в. Они отражали существенные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни, были связаны с ростом престижа интеллектуального труда, развитием науки и высокой ценностью информации. Изменились также социокультурные потребности населения, их ценностные ориентации.

Представленные подходы различных авторов к типологии общества свидетельствуют о необычайном разнообразии, неповторимости и сложности существующих в современном мире обществ.

Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации, от простых форм к сложным называется социальным прогрессом. Регресс – это разрушение социальных связей, снижение уровня организации и темпов развития общества, его деградация и саморазрушение.

Решить проблему направленности совершающихся в обществе изменений пытались еще в древности. Для Платона, Аристотеля и Полибия история общества представлялась как циклический круговорот, проходящий одни и те же стадии, подобно смене времен года. Гесиод и Сенека рассматривали историю общества как регресс, уход от «золотого века». В христианстве развитие общества трактуется как реализация воли Бога, направленной на спасение человеческой души. И только с началом развития капиталистических отношений, в XVIII веке, появляются оптимистические представления о всесилии человеческого разума и необходимости решительно избавляться от оков прошлого и уверенно двигаться вперед.

В разное время внимание к идее прогресса проявляли такие мыслители, как Вольтер, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Кант, Г. Лессинг и др. Смысл их концепций состоял в том, что, несмотря на разного рода коллизии, человечество и отдельные общества развиваются поступательно, совершенствуются, т.е. прогрессируют. В основе их прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии искусства, науки и техники.

Первым кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса, был А. Тюрго. Он утверждал, что в отличие от природы, где господствуют неизменные законы, повторяемость и круговорот одинаковых явлений, общество- это мир изменчивости и новизны. Человеческий род с момента своего возникновения развивается прогрессивно: смягчаются нравы, просвещается разум. Человечество шествует, хотя и медленными шагами к совершенству.

Скорость прогресса, по А. Тюрго, зависит от сочетания обстоятельств и талантов людей. Если бы известные нам исторические личности попали в сове время в другие жизненные обстоятельства, они не смогли бы проявить своих дарований. Если бы Х. Колумб или И. Ньютон умерли в младенчестве, то Америка еще долго не была бы открыта и физики не знали бы законов классической и небесной механики.

Французский философ, математик и политический деятель ж. Кондорсе связывал идею прогресса с верой в бесконечность возможностей разума и духовное развитие человека, уничтожение в будущем неравенства между нациями и классами.

Идеи А. Тюрго и Ж. Кондорсе нашли продолжение у К. Сен-Симона и его школы, считавших прогресс универсальным и объективным законом, управляющим людьми независимо от их воли. Поэтому будущее общество («золотой век») будет основано на обязательности труда и предоставлении возможности трудиться каждому, а также на братской любви и взаимопомощи.

Под влиянием рационалистических взглядов на прогресс в социологию внедрялись важные идеи историзма, социальной эволюции и динамики, социального процесса и инновации. Но в то же время понятие прогресса, как и социального закона, содержало в себе долю фатализма и наивного детерминизма. Социальный закон в понимании социальных философов представал как довлеющая над людьми «историческая необходимость», существующая независимо от действий людей, а задача социологии состояла только в ее познании и использовании.

В современной социологии понятие «закон» используется осторожно, подчеркивается его вероятностный характер. Стремясь выразить устойчивые связи в социальных явлениях и процессах, социологи говорят не об открытии «неизменных естественных законов», а о выявлении и исследовании принципов и зависимостей, тенденций и типов. Так, современная наука отмечает следующие устойчивые тенденции в развитии общества.

· Ускорение исторического процесса. Эта тенденция является результатом кумулятивных (накопительных) процессов, в результате которых новое поколение не повторяет жизнь предыдущих; используя накопленный опыт, технические изобретения и научные открытия, оно развивается более быстрыми темпами. Катализаторами этих процессов в разное время выступили открытие письменности, создание печатного станка, возникновение средств массовой информации;

· Неравномерность общественного развития. Различные общества в конкретный исторический момент находятся на разных стадиях развития: с индустриально развитыми соседствуют районы, сохранившие доиндустриальный уклад; западные регионы более развиты, чем восточные; северные имеют более высокие технико-технологические показатели, чем южные. Объяснение кроется как в особенностях природной среды (благоприятный климат, наличие природных ископаемых), так и в социокультурных характеристиках народов, их сплоченности и организованности, специфике принципов, определяющих отношение к окружающему миру (активное или пассивное, потребительское или компенсирующее). Оказывается, важно не только иметь природные ископаемые, но и рачительно ими пользоваться;

· Развитие и усложнение потребностей общества. Удовлетворение различных потребностей человека объясняет побудительные мотивы его деятельности. Человек- единственное существо, которое не только пользуется природной средой, но и активно познает ее и изменяет, моделирует;

· Усложнение общества по мере его развития. Удовлетворяя свои потребности, люди переходят от механической солидарности к органической, углублению разделения труда, все большей его специализации, появлению разветвленной системы социальных институтов и усложнению палитры социальных статусов и ролей. Результатом этого процесса является углубление социальных различий, образование множества социальных слоев, групп и уровней власти.

Эти тенденции развития общества не содержат в себе никаких оценок, а лишь в теоретической форме отражают совокупность социальных фактов. Такой подход соответствует требованиям научности. Кроме того, прогресс сопровождается побочными эффектами, нередко имеет негативные последствия, и это не позволяет однозначно оценить его результаты. Кроме того, действительное значение социальных изменений нередко проявляется только спустя десятки лет. Поэтому достаточно сложной является проблема определения критериев прогресса.

Проще всего оценит изменения в сфере материальной культуры, где они зримы и подлежат количественной оценке. Мы можем наблюдать прогрессивные изменения в орудиях труда и предметах быта людей. Но прогресс требует от человека платы за полученные блага. Расплатой за комфорт является экологический кризис, истощение природных ресурсов, гиподинамия, рост числа сердечно-сосудистых заболеваний и появление новых болезней, перед которыми медицина пока бессильна. Такова цена прогресса.

И если отдельные количественные показатели (например, высокий уровень дохода на душу населения) внушают нам чувство удовлетворения, для полноты картины мы должны принять во внимание и субъективные оценки людей: довольство своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. В нестабильном обществе даже высокий уровень благосостояния не может компенсировать человеку его тревогу за будущее детей.

Все это свидетельствует о многомерности понятия «прогресс» и сложности его измерения. Кроме того, не все факты подлежат «взвешиванию». Невозможно, например, определить прогрессивность многих явлений в сфере духовной культуры. Так, нельзя сказать, что одна религия лучше другой или искусство одного народа превосходит искусство другого. Они разные и не поддаются сравнению по критериям «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Но это не значит, что постановка вопроса о критериях прогресс вообще безосновательна. Научная социальная мысль нашла философское решение этой проблемы, связав критерий прогресса с гуманистической трактовкой цели социального развития. С точки зрения данного подхода, прогрессивным считается такое развитие, которое способствует утверждению в людях человечности, расширяет их свободу, предоставляет возможности для творческой самореализации. Несмотря на войны и кризисы, история свидетельствует о том, что общество развивается прогрессивно, т.е. прогресс абсолютен, а регресс относителен.

Развитие общества происходит в виде реформ и революций.

Реформа- это вариант постепенного развития, когда происходит преобразование отдельных сторон жизни общества и не затрагивается социальная система в целом. Реформы могут проводиться в экономике и политике, науке и образовании.

Революция – это совокупность преобразований во всех сферах общественной жизни, преследующих цель коренного изменения социальных основ. Революция в первую очередь осуществляет смену власти, а затем новая власть проводит социальные реформы. Реформы и революции могут быть прогрессивными или регрессивными. Революция осуществляется обычно по инициативе и под руководством оппозиционных движений или партий при непосредственном участии народных масс. По своим последствиям революции бывают глобальные и локальные.

Одной из важнейших проблем функционирования общества является поддержание его равновесия. Для этого общество стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений и научить их следовать нормативным предписаниям. Контроль процесса и его регуляцию осуществляют социальные институты. Они поддерживают целостность социальной системы и обеспечивают ее воспроизводство. Однако для ее развития необходимы изменения, основным источником которых является социальное творчество – созидательная деятельность людей, которая может нарушить сложившееся равновесие.

Кроме того, в обществе на разных его уровнях нередки отклонения, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут приобрести угрожающие масштабы. Если при этом защитные механизмы социальных институтов ослабевают, может начаться процесс саморазрушения, ярким примером которого является аномия.

Процессы развития по-разному протекают в стабильном и кризисном обществах. Если для стабильного общества инновации не несут угрозу разбалансирования, то для общества, находящегося в состоянии аномии, они могут быть разрушительными.

Итак, общество обладает не только механизмами самовоспроизводства, но и способностью изменяться, развиваться.

1. Раскройте понятие «общество» в социологии.

2. Назовите основные признаки общества.

3. По каким критериям можно выделять типы общества?

4. Какова природа социальных изменений?

5. В чем суть и смысл социального прогресса?

6. По каким параметрам различаются революция и реформа?

7. Какие типы исторических обществ выделяют в социологии?

8. Назовите основные признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.

1.Американская социологическая мысль. М. 1994.

2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993.

3.Гидденс Э. Социология. М. «Эдиториал УРСС», 1999.

4.Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М. ИНФРА –М, 2000.

5.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М. Академический Проект, 2002.

6.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М. ИНФРА-М, 2002.

7.Осипов Г.В. Социология. М. Мысль, 1996.

8.Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1977.

9.Смелзер Н.Дж. Социология. М. «Феникс», 1994.

10.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М. «Мысль», 1998.

11.Фролов С.С. Основы социологии. М. «Гардарики», 1999.

12.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М. ИСПИ РАН, 1995.

aaa. социальный прогресс

bbb. социальная революция

ccc. социальная система

ggg. индустриальное общество

hhh. постиндустриальное общество

kkk. социетальный уровень

lll. институциональный уровень

Типы обществ

В социологии существуют различные трактовки понятия «общество ». Так, П. Сорокин отмечал: «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления». К. Маркс, задавая вопрос: «Что такое общество, какова бы ни была его форма?», — отвечал: «Продукт взаимодействия людей» .

В целом признавая, что общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, социологи по- разному рассматривали вопрос о том, что же конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности, основанной на солидарности как «коллективном сознании» и противостоящей природному эгоизму; М. Вебер — в социальных, т.е. ориентированных на других, действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в согласованности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

Структурная сложность и вместе с тем целостность общества обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему с применением соответствующего (системного) подхода к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение. Основными элементами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация, а также искусственные: политические партии, движения, профсоюзы и др.) и их институты. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет свою специфическую роль. При этом общество как социальная система функционирует и развивается по собственным законам и имеет следующие специфические черты:

  • носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы;
  • выражает и согласовывает интересы всех членов;
  • осуществляет социализацию членов общества;
  • является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования;
  • регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение;
  • общество многослойно и многосферно. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов. тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В основе типологии обществ могут быть различные критерии. Так, Огюст Конт, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.

Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов, Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.

Немецкий социолог Фердинанд Теннис главное внимание уделяет разграничению двух основных типов обществ — до промышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская. крестьянская община) и современного промышленно-городского (Гезельшафт).

Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер производственных отношений и разделил все общества на пять основных общественно-экономических формаций, — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая социализм как ее первую фазу).

Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

Сегодня довольно широко распространено (Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, Р. Арон и др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном западном понимании — отсталые, примитивные, с натуральным сельскохозяйственным укладом, не восприимчивые к нововведениям, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные изменения в социальной структуре и самих формах социальности).

Существует великое множество других типологий обществ. Отметим, что ни одна из указанных или подобных классификаций обществ не может считаться единственно правильной или, напротив, отвергаться изначально. Роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретной стороны изучается общество как сложное, многогранное образование.

Социальные и исторические типы обществ

В истории социальной мысли существовало очень много типологий обществ. Как мы показали выше, типологизация — это самый простой и эффективный способ конкретного изложения своего понимания общества. Именно поэтому почти каждый значительный философ или социолог предлагает собственную типологию.

У К. Маркса типология обществ основывается на принципе естественно-исторического подхода, согласно которому все общества без исключения рано или поздно проходят одни и те же фазы развития, которые и составляют элементы его типологии. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются общества первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое.

В типологиях, построенных на принципе наличия письменности, все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях — клинописных таблицах, бумаге, книгах и т.д.

Типология может строиться также на основе господствующей в обществах религии (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

У типологизации общества долгая история. Мыслители Просвещения выделяли такие состояния общества, как «дикость9raquo;, «варварство9raquo; и «цивилизация9raquo;. Для Ш. Монтескье эта схема была скорее географической, чем исторической. Темпоральное измерение ей придали А. Тюрго, А. Смит и Ж. Кондорсе.

Собственно социологические типологии существуют со времени возникновения социологии как самостоятельной науки. Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, которая, несмотря на ее позитивный в целом характер, еще несет черты умозрительной конструкции:

  • стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;
  • стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
  • стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ, идущего от простого к сложному, от элементарного общества ко все более дифференцированному. В развитии обществ Спенсер видел составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой степенью однородности, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество достигает высшего полюса — индустриального общества, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие. Спенсер не настаивал на обязательном единообразном линейном развитии всех обществ. Он писал, что социальные типы не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам.

Классификации классического периода развития социологии отличаются от описанных выше. Главное отличие в том, что в этот период социологи уже сознавали специфичность и нередуцируемость социальной реальности и свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, как на раннем этапе, а исходя из нее самой и ее внутренних закономерностей, не присущих порядку природы.

Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее9raquo;, элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует «механическая солидарность», потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существуют сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды далеки друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической9raquo;, функциональной, а не механической. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах доминирует механическая солидарность, а в современных — органическая. Дюркгейм утверждал, что существуют простые социальные единицы, сочетание которых может объяснить образование различных типов обществ. Таковы род, «простое полисегментарное общество», «простое сложное общество», «двойное сложное общество» и так далее до «полисегментарного сложного общества». Простейшей и исторически первичной формой общества является орда.

Классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основан на представлении об обществе не столько как о продукте солидарности, сколько как о результате борьбы за власть и удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы правителя — харизмы. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, по Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология Ф. Тенниса построена на довольно искусственном различении общины (Gemeinschaft) и общества (Gesell- schaft). Под общиной он понимает любую социальную организацию, основанную на эмоциональных и родственных отношениях, объединяющих людей на бессознательном уровне, и на традиционных связях, поддерживаемых и культивируемых сознательно. Это отношения и связи родственников, соседей и духовно или религиозно близких людей. Исторически община как тип традиционной и патриархальной социальной организации намного более архаична, чем общество. Общество в собственном смысле слова у Тенниса — это индустриальное общество. Только оно в полной мере соответствует этому понятию, поскольку община — это своего рода социальная предыстория. Община романтизируется Теннисом как организация, позволяющая индивиду сохранить всю полноту своей эмоциональной жизни и подлинных связей, тогда как общество — это продукт рациональных, а не эмотивных отношений. Таковы отношения обмена, построенные на сознании ценности или полезности вещей. Перед отношениями обмена все равны, родственные и другие эмоциональные связи здесь не дают никакого преимущества. Эти отношения сугубо сознательны и рациональны. Если община похожа на организм, где все части существуют в нерасторжимом единстве, то общество скорее напоминает механизм, в котором все винтики и колесики взаимозаменяемы. Индустриальная социальная организация, каковой является общество, бездушна, механична и рациональна. Типология Тенниса, проникнутая ностальгическим отношением к общине, все же представляет собой предвосхищение многочисленных современных типологий, основанных на противопоставлении — оптимистическом или пессимистическом — доиндустриальной и индустриальной стадий социального развития.

Типологии середины XX в. характеризуются преимущественно тем, что все они по-своему отражают отношение авторов к основной проблеме эпохи — существованию двух полярных систем общественной организации и перспективам их сосуществования. Большинство этих типологий содержит идею, что марксистская схема естественно-исторического развития неверна или верна лишь в относительных пределах и что современное капиталистическое общество вышло из той фазы развития, на которой оно ощущало влияние этой схемы. В то время сила марксистского видения истории была еще так велика, что даже западные мыслители были вынуждены с ней считаться и вести полемику с оглядкой на ее непререкаемость. Так авторы социальных типологий середины XX в. показывали, что угроза тотальной революции прошла, капитализм приобрел «человеческое лицо», воплотившееся в облике «постиндустриального общества», которое раз и навсегда вышло из марксистской схемы. Такие типологии можно разделить на две группы.

К первой группе относятся «оптимистические9raquo; социальные типологии, сквозь которые проходит мысль о том, что постиндустриальное общество — это «лучший из миров», что это поистине гуманная, технологически совершенная и наиболее комфортабельная для индивида независимо от его статуса и происхождения социальная организация. Такая концепция представлена теориями Д. Белла, У. Ростоу, Р. Арона, 3. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и др.

Ко второй группе, возникшей синхронно с первой, относятся типологии, отличающиеся тем, что, несмотря на признание необратимого перехода капиталистического общества в новую стадию развития, не вписывающуюся в типологию Маркса, к самой этой стадии они относятся критически и в целом исполнены пессимизма в оценке перспектив постиндустриального общества. Один из самых ярких представителей такого подхода Г. Маркузе рассматривает современное ему западное общество как «одномерное9raquo;, порождающее одномерного человека — особый социальный тип личности, сформированный потребительским обществом, воспитанный на рекламе и массовой культуре, которые прививают ему ложные потребности, т.е. не свойственные его подлинной природе. Маркузе оценивает современное ему общество ничуть не выше, чем закрытое общество советского социализма. Исторический пессимизм Маркузе определяется еще и тем, что он, будучи теоретиком революции, не видит в рамках своей эпохи те социальные силы, которые могли бы радикально изменить сложившуюся ситуацию. Постиндустриальное общество почти исключает возможность революции, оставляя только ничтожно малый шанс, что ее движущей силой станут люмпен-пролетарии, маргинальные слои и социальные группы, разного рода меньшинства. Только у них сохраняется критическое отношение к обществу потребления, чтобы революция оказалась возможной.

Наряду с подобными типологиями, обладавшими некоторой идеологической тенденциозностью, возникали и другие, авторы которых во главу угла ставили фактическую точность, достоверность и нейтральность.

Французский социолог Ж. Гурвич предложил типологию, отличающуюся сложной многоуровневой архитектоникой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включающие в себя разнородные и слабо иерархизированные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоящие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства при помощи теогоничсской и космогонической мифологии, непосредственно включенной в функционирование социальной структуры (черная Африка).

Далее идут шесть типов исторических глобальных обществ:

  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

Наконец, в современном мире им выделяются:

  • технико-бюрократическое общество;
  • либерально-демократическое общество, построенное на принципах коллективистского этатизма;
  • общество плюралистского коллективизма и т.д.

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В частности, Г. Ленски иДж.Ленски классифицируют общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. При этом каждая стадия характеризуется ключевым изменением в развитии техники.

В качестве главных зависимых переменных в своей типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения, выраженную в единицах плотности (более крупные сообщества), и общие размеры общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования (структура основных верований), социальное неравенство, изменения в характере стратификации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *