Инфантицид

Инфантицид (детоубийство) это:

Термин обозначает склонность к истреблению своего потомства у некоторых коиспецифичных видов. Подобные случаи наблюдались у различных животных, включая львов, грызунов и приматов. К примеру, самцы индийских обезьянлангуров, недавно захватившие лидерство в группе, пытаются убить всех еще не отнятых от груди младенцев, чтобы самки могли вынашивать их потомство, пока какойнибудь другой самец не вытеснил их из группы. Некоторые птицы, включая ястребов и сов, не совершают прямого инфантицида, но косвенно способствуют ему. Их птенцы вылупливаются из яиц в разное время, поэтому старший птенец обычно крупнее и сильнее младшего, который подвергается запугиванию, игнорируется родителями и часто погибает от голода. Родители относятся к этому безразлично и даже могут предложить останки мертвого птенца выжившсму в качестве пищи. Вполне возможно. что эти птицы откладывают два яйца, пользуясь одннм как «страховкой» на случай неудачи. У некоторых видов птиц самки всегда откладывают по два яйца. В благоприятные годы родители могут выкормить обоих птенцов, а в неблагоприятные годы один из них умирает, и родителям не приходится тратить ресурсы и энергию на его выживание.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М. ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Смотреть что такое «Инфантицид (детоубийство)» в других словарях:

инфантицид — Акт убийства новорожденного, встречающийся в некоторых странах, с целью регулирования соотношения полов в обществе или сохранения единственного наследника. Syn. детоубийство … Словарь по географии

ДЕТОУБИЙСТВО — (инфантицид), обычай умерщвления детей, как правило новорождённых, реже малолетних. Возник на ранних этапах первобытнообщинного строя и был обусловлен низким уровнем развития производит. сил, ограничивавшим возможности человеческого коллектива… … Демографический энциклопедический словарь

детоубийство — Акт убийства новорожденного, встречающийся в некоторых странах, с целью регулирования соотношения полов в обществе или сохранения единственного наследника. Syn. инфантицид … Словарь по географии

Инфантицид — Человекоубийство Убийство Геноцид Массовое убийство Серийные убийства Заказное убийство Линчевание Смертная казнь Отцеубийство Детоубийство Убийство чести … Википедия

Естественное родительство — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — у животных (франц. aggressif нападающий, воинственный, от лат. aggredi ог нападаю), действия животного, адресованные др. особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физич. травм. Обычно А. п. рассматривается как составная… … Биологический энциклопедический словарь

Рейтинг топ блогов рунета

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Предложения о рекламе

Инфантицид

Инфантицид beth4ever — 17.07.2014 По словам историка Ллойда Де Моза: «Все семьи когда-то совершали детоубийства. Все государства начинались с принесения детей в жертву. Все религии начинались с истязаний и убийств детей «.
Это перевод/пересказ интересных данных из книги С. Пинкера «Лучшие ангелы нашей натуры». Если вам интересно, пожалуйста, отмечайтесь — я тогда потом еще перескажу.

TW — в тексте много информации о насилии в отношении детей, поэтому под врезкой.

Исследование, проведенное антропологиней Лайлой Уильямсон показало, что инфантицид практиковался на всех континентах и во всех типах обществ, от племен до развитых цивилизаций. Причем в 77% случаев это была признанная практика. До не такого уж давнего времени 10-15% детей убивали вскоре после рождения, а в некоторых обществах доля убитых доходила до 50%.

Человечество прошло долгий путь, чтобы возникло общество, в котором хирурги героически спасают недоношенных младенцев, никто не ожидает от детей экономической продуктивности в первые 20 лет жизни, а игра в «вышибалы» кое-где рассматривается уже как чересчур жестокая.

Врач Ларри Мильнер в своем исследовании, посвященному инфантициду в мире (Hardness of Heart/Hardness of Life), признается, что начинал свою работу с вопроса: как кому-то вообще может прийти в голову убить свое дитя? Он полагал, что речь идет о какой-то патологии, о поведении, идущем в разрез с интересами эволюции. Но постепенно он пришел к выводу, что убийство своего потомства в целом ряду стрессовых ситуаций является одним из наиболее «естественных» деяний для человека.

На самом деле, идея, что всякий новорожденный бесценен, идет вразрез с естественным отбором. Самка млекопитающего зачастую тратит больше энергии на вскармливание, чем на вынашивание. Для биолога человеческий инфантицид это пример триаж-сортировки (сортировка оказания медицинской помощи). Еще недавно почти любая женщина вскармливала младенца 2-4 года. Многие дети умирали, особенно в первый год жизни. Чтобы стать бабушкой в такой обстановке, женщине приходилось делать тяжелый выбор и учитывать такие факторы выживания потомства как: его состояние здоровья, свою способность к материнству, наличие старших детей, войну и голод, отсутствие поддержки родных или отца ребенка, свой возраст (способность выносить еще детей).

Марти Дэйли и Марго Уилсон проверили теорию триажа, исследовав выборку 60 различных сообществ, основываясь на данных этнографов. Инфантицид практиковался в большинстве из них, и в 112 случаях этнографы указали его причины. 87% причин соответствовали теории триажа: ребенка не принимал отец, он был нездоров, имел близнеца или старшего брата/сестру близкого возраста, не имел отца, родился в тяжелые времена.

История инфантицида показывает, что когда-то он был не бессмысленным зверством, а особой категорией насилия. Антропологи отмечают, что опрошенные ими матери (или родственники, поскольку матерям было тяжело это обсуждать) горевали об убитых и рассматривали их смерть как неизбежную трагедию. Собственно, название работы Hardness of Heart/Hardness of Life происходит из труда основателя антропологии Эдварда Тейлора XIX в. который писал: «Инфантицид возникает из-за жестокости жизни, а не жестокости сердца».

В нашей культуре предполагается, что счастливая тесная связь между матерью и новорожденным практически инстинктивна. Но, на самом деле, для ее формирования требуется преодолеть определенные психологические препятствия. «Естественная привязанность» далека от автоматизма. Дэйли и Уилсон, а позже антрополог Эдвард Хаген предположили, что послеродовая депрессия — это не результат гормонального дисбаланса, а эмоциональные переживания, связанные с периодом, во время которого принимается решение, сохранить ли ребенка. Матери с ПРД часто чувствуют эмоциональное отторжение от новорожденного и мучаются навязчивыми мыслями о том, чтобы причинить ему/ей вред. Как отмечают психологи, умеренные депрессии дают человеку более трезвый взгляд на мир, чем приподнятое состояние, в котором мы обычно оцениваем наши перспективы. По мере того, как ситуация налаживается, депрессия матери проходит, и многие отмечают, что они влюбляются в своих детей и начинают видеть в них уникальных, бесценных человеческих личностей.

Хаген изучал литературу о ПРД, чтобы проверить свои предположения. Как и предполагалась, ПРД чаще поражает женщин, лишенных социальной поддержки, переживших тяжелые роды, родивших ослабленного ребенка, безработных и жен безработных. Также выяснилось, что ПРД довольно слабо связано с гормональными изменениями, что позволяет предположить, что ПРД — не баг, а фича.

Многие культурные традиции, рассчитанные на то, чтобы не дать матери сблизиться с новорожденным в первые дни его жизни, подтверждают эту теорию. В разных культурах может быть принято минимально прикасаться к ребенку, не давать ему имя, не признавать его как личность до завершения опасного периода (обычно где-то в месяц). Завершение этого периода часто отмечается торжественной церемонией, собственно, откуда могли произойти и наши крестины.

Но не все инфантициды прошлого можно объяснить суровой эволюционной логикой. И одной из разновидностей такого детоубийства является убийство новорожденной девочки просто за то, что она — девочка.

Женский инфантицид стал известен миру благодаря статистике, которая открыла гигантскую нехватку женщин в развивающихся странах. Обычно говорят о ста миллионах женщин (преимущественно речь об Индии и Китае). В некоторых странах женщина может зайти на узи, узнать, что у нее будет девочка, и прямым шагом отправиться на аборт. Можно подумать, что женский инфантицид стал реальностью благодаря таким технологиям распознавания пола, но в Китае и Индии он документировался последние две сотни лет. Повитуха в Китае могла держать у кровати роженицы ведро с водой, чтобы сразу утопить девочку. В Индии существовало множество методов: дать новорожденной таблетку из табака и гашиша, утопить ее в молоке, намазать материнскую грудь опиумом и т.п. И даже если девочек оставляли, они жили недолго. Если у нее был брат, то доступная еда предлагалась, в первую очередь, мальчику. Если ребенок заболевал, то мальчика везли в больницу сразу же, а с девочкой предпочитали подождать и посмотреть.

Такое происходило не только в Азии, но и в Древних Греции и Риме, в Средневековой Европе. Вообще, везде, где убивали новорожденных, девочек убивали чаще. С точки зрения биологии это не логично. Следующее поколение должно делиться на мужчин и женщин примерно поровну. Родители, убивающие детей одного пола, наказывают сами себя сокращением перспективы получить внуков в условиях дефицита девочек (и тоже самое было бы при дефиците мальчиков).

Существует теория, что иметь сына выгоднее, так как число потомков мужчины может быть крайне велико, а женщина, в любом случае, не родит больше определенного числа внуков. С другой стороны, при дефиците дочерей, надежным вкладом в будущее является только очень выдающийся сын, который способен победить в конкуренции за немногочисленных женщин. А даже не очень завидная дочь-невеста, будь она попросту здорова, уже гарантированная жена и мать. Это называют теорией Трайверса-Уилларда, и она работает у некоторых видов, а также, отчасти, в традиционных сообществах людей, где люди с более высоким статусом, как правило, живут дольше и могут привлечь больше партнерш, потому более высокие классы предпочитают иметь сыновей, а низшие — дочерей. Но эта теория объясняет лишь почему, например, высшие классы в Индии более склонны избавляться от дочерей. Она не объясняет, почему ни в каком обществе нет тенденции сокращать исключительно число сыновей. Инфантициды во всем мире либо равноправны, либо имеют форму геницида.

По мнению Стивена Пинкера, феминистская теория, согласно которой к генициду приводит сексизм, также не объясняет его до конца. Каким бы женоненавистническим не было общество, никому не хочется остаться без женщин вообще. В самых тяжелых для женщин обществах, они все равно нужны мужчинам для секса, деторождения, воспитания детей и сбора или приготовления еды. Семьи, избавляющиеся от девочек, хотят, чтобы девочки вокруг жили — пусть только выращивает их кто-то другой. Женский инфантицид — это род социального паразитизма, «проблема безбилетника».

Проблема безбилетника возникает, когда никто не владеет общим ресурсом, в данном случае пулом потенциальных невест. На свободном брачном рынке, где права собственности принадлежат родителям, дочери и сыновья заменимы и никакому полу нет предпочтения. Если вам в доме нужна трудолюбивая невестка или бравый воин, не важно, сколько дочерей или сыновей вы родили, вы всегда сможете «обменять излишки». Предпочтение сыновьям в таком случае отдается на рынке с неравными правами собственности, где родители, по сути, владеют своими сыновьями, но не дочерьми.

Отмечают, что в племенах собирателей инфантицид девочек более распространен в патрилокальном обществе (где дочери уезжают из дома к мужу и свекрам), чем в матрилокальном (где они остаются, а переезжают сыновья). Патрилокальные общества чаще встречаются в племенах, воюющих с близкими соседями — поэтому им нужно, чтобы все воины оставались вместе. Воинственные племена, таким образом, попадают в порочный цикл: они убивают своих новорожденных девочек, чтобы жены поторопились и родили побольше сыновей, чтобы нападать на другие деревни и чтобы защищать женщин в собственной — ресурс, который они сами и уничтожают инфантицидом. Это происходило с племенами гомеровской Греции.

В таких странах как Индия и Китай речь идет также о собственности на сыновей, но не по военным, а по экономическим причинам. В стратифицированных обществах собственность обычно переходит сыну. В Индии низшие касты должны предоставить высокое приданое, чтобы дочь могла выйти за сына из более высокой. В Китае сыновья и невестки обязаны содержать родителей сына, в отличие от дочерей и зятьев (отсюда поговорка «дочь подобна пролитой воде»). Китайская политика «одного ребенка», введенная в 1978 г. сделала эту проблему еще более актуальной. В обоих случаях, сын — это капитал, а дочь — задолженность. И родители решают эту проблему самыми экстремальными способами. Считается, что сегодня инфантициды в Китае сошли на нет, уступив место селективным абортам, которые также нелегальны, а в Индии практика (тоже, конечно, нелегальная) все еще сохраняется. Впрочем, и там и там правительства уже начали понимать, что геницид сегодня — это толпы неуправляемых холостяков завтра.

Вы авторизовались на сайте

ИНФАНТИЦИД это:

ИНФАНТИЦИД [от лат. infans (infantis) — дитя, младенец, ребенок и . цид, ] специфическая форма каннибализма означающая поедание собственных детенышей, обычная у некоторых хищных животных (например, судак, щука и др.). В некоторых экстремальных условиях (при перенаселенности, нехватке пищевых и пространственных ресурсов и др.) инфантицид играет существенную роль в саморегуляции численности популяции.

Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.

Смотреть что такое «ИНФАНТИЦИД» в других словарях:

инфантицид — а, м. infanticide m. Численность <Homo sapiens > регулировалась сверху хищниками и паразитами, сбоку конкурирующими видами, изнутри людоедством и умерщвлением детей, инфантицидом. и снизу истощением пищевых ресурсов. ЗС 1997 4 41 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

инфантицид — Акт убийства новорожденного, встречающийся в некоторых странах, с целью регулирования соотношения полов в обществе или сохранения единственного наследника. Syn. детоубийство … Словарь по географии

Инфантицид — Человекоубийство Убийство Геноцид Массовое убийство Серийные убийства Заказное убийство Линчевание Смертная казнь Отцеубийство Детоубийство Убийство чести … Википедия

инфантицид — (лат. infans, caedere убие/убива) прав. убиец на свое дете, чедоубиец … Macedonian dictionary

Инфантицид (детоубийство) — Термин обозначает склонность к истреблению своего потомства у некоторых коиспецифичных видов. Подобные случаи наблюдались у различных животных, включая львов, грызунов и приматов. К примеру, самцы индийских обезьянлангуров, недавно захватившие… … Большая психологическая энциклопедия

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — у животных (франц. aggressif нападающий, воинственный, от лат. aggredi ог нападаю), действия животного, адресованные др. особи и приводящие к её запугиванию, подавлению или нанесению ей физич. травм. Обычно А. п. рассматривается как составная… … Биологический энциклопедический словарь

Бабуин —. Бабуин Научная классификация … Википедия

Естественное родительство — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

Исторические типы воспроизводства населения — стадиальные особенности воспроизводства населения, закономерно присущие определенной стадии или фазе исторического развития общности людей. Исторические типы воспроизводства населения адекватны исторически определенным экономическим, социальным… … Экология человека

ДЕТОУБИЙСТВО — (инфантицид), обычай умерщвления детей, как правило новорождённых, реже малолетних. Возник на ранних этапах первобытнообщинного строя и был обусловлен низким уровнем развития производит. сил, ограничивавшим возможности человеческого коллектива… … Демографический энциклопедический словарь

Инфантицид – важный фактор организации сообществ у млекопитающих

Среди особенностей организации сообществ у млекопитающих важное место занимает инфантицид – убийство молодых членами того же сообщества. Он обнаружен более чем у 100 видов, относящихся к 18 семействам из пяти отрядов. Причем инфантицид присущ не какому-то одному полу (самцам): убийство детенышей самками известно для 25 видов из отрядов зайцеобразных, хищных и грызунов.

Возможные выгоды от инфантицида таковы:

  • а) источник пищи (самцы и самки шимпанзе пожирают свои жертвы);
  • б) устранение конкуренции, в том числе и для своих будущих потомков (у мармозеток не размножающиеся самки помогают пестовать малышей, рожденных самкой-доминантом; убийство ею других детенышей устраняет потенциальных соперников ее собственного потомства);
  • в) захват ресурсов (у кроликов и суслика Белдинга самки-детоубийцы не поедают свои жертвы, но занимают их убежища);
  • г) половой отбор – инфантицид выгоден самцам-детоубийцам, которые уничтожают потомство соперников, а самка, лишенная необходимости выкармливать детенышей, входит в состояние эструса (например, у шимпанзе, львов, бурых медведей, леммингов). Самец уменьшает риск убийства собственного потомства, распознавая его по запаху или оберегая потомство самки, с которой он спаривался, или саму самку на своей территории;
  • д) действия родителей, которые регулируют соотношение полов в помете;
  • е) снижение риска случайного «усыновления9raquo; чужих детенышей и лишних затрат энергии на их воспитание (возможно, так действуют ластоногие, убивающие детенышей, которые отбились от матери).

Многие аспекты поведения млекопитающих могут быть объяснены как контрстратегии, противодействующие инфантициду. Например, самцы оленьих хомячков защищают территорию, на которой находятся их самки, лишь при высокой плотности населения. Противодействие самок инфантициду самцов включает спаривание с доминантам, который будет лучшим защитником для своего потомства, но большей угрозой для детенышей, произведенных не от него. У лангуров и львов самки, чтобы избежать инфантицида, покидают стаю на время родов. Инфантицид может быть невыгоден для популяции: самка луговой собачки, покидая нору, чтобы убить чужих детенышей, подвергает такому же риску своих собственных.

Инфантицид

Иногда инфантицид может иметь далеко идущие последствия для сообществ млекопитающих. У видов, самцы которых склонны к инфантициду, самки обычно спариваются беспорядочно. Таким образом, инфантицид может быть одним из скрытых факторов, определяющих всю стратегию размножения. Риск инфантицида со стороны самок может вызывать их агрессивность и утрату территориальности, что, в свою очередь, может благоприятствовать задержке расселения потомства, если подходящие места обитания заняты владельцами территорий: это ведет к образованию семейных групп и подавлению репродуктивного потенциала молодых самок. Все это сказывается на способности самцов монополизировать самок и, таким образом, на будущем вида: окажется ли свойственная ему система спаривания моногамной, полигамной или свободной.

Также вам будет интересно

ИНФАНТИЦИД

Инфантицидом называют умерщвление детей по экономичес­ким, религиозным, политическим или социальным причинам. Наряду с ним для обозначения данного феномена используются и другие термины. Пре­имущественное умерщвление девочек по сравнению с мальчиками получи­ло наименование гендероцида. Он употребляется в связи с демографичес­ким анализом половозрастной структуры населения, когда в ней обнаруже­ны смещения в пользу численного перевеса мальчиков (тогда выясняют

Инфантицид

причины смещения и устанавливают, что они заключаются в убийстве дево­чек). Женский инфантицид, или как его стали ныне называть гендероцид (gendercide) главным образом распрос­транен в странах третьего мира. Его жертвами стали уже несколько милли­онов девочек, прежде всего Индии и Китая, где статус мальчиков традици­онно ценится выше. Диспропорция полов среди детей и селективный ин­фантицид у большинства народов объясняются социально-экономически­ми причинами: мальчики — будущие кормильцы семьи, основная рабочая сила в земледелии и источник дохода; девочки — будущие невесты, которые покидали домашний очаг, да к тому же за них приходилось еще платить от­ступного, приданное.

Научные данные свидетельствуют о том, что селективный инфантицид носит универсальный характер: родители предпочитают иметь сыновей, а не дочерей в большинстве изученных обществах и в разные исторические эпо­хи. Если в семье уже имеется одна девочка, все последующие убиваются вско­ре после рождения.

Другая форма инфантицида, филицид (лат. filia — дочери, filius — сын; caedo — убивать) подразумевает убийство собственных — в отличие от чужих (child-killing) — детей, т.е. дочери или сына. Изредка зарубежные социологи используют такие новообразования как «Endangered Children», буквально означающие «дети, у которых заканчивается возраст» (разумеется, не доб­ровольно). Сюда включают кроме инфантицида и филицида еще и неона-тицид (Neonaticide — убийство ребенка в момент его рождения, аборт) 9 .

Неоштицид (от Neonatal — относящийся к новорожденному) отличает­ся от аборта, тоже убийства ребенка, следующими моментами: а) при абор­те ребенок находится в теле матери, при неонатициде — вне его (первый момент рождения); б) аборт на последних месяцах беременности, когда плод сформировался в ребенка, законами многих стран наказывается, а неонати-цид — нет (он осуждается в США только с нравственных позиций, и по этому поводу в литературе идет обширная дискуссия). Инфантицидом, согласно последним разработкам американских психиатров, следует считать убийство ребенка в течение первого года жизни, произошедшее в случае его непол­ноценности (неизлечимого умственного расстройства). Неонатицид — это

Schwartz L. Isser N. Endangered Children: Neonaticide, Infanticide, and Filicide. Hardcover, 2000.

тот же инфантицизм, но с укороченным сроком, т.е. если убийство ребенка происходит в течение первых 24 часов 10. Инфантицид совершается чаще все­го осознанно, когда человек отдает отчет в своих действиях. К неонатициду прерасположены роженицы, находящиеся в состоянии психоза, психичес­кого расстройства или относящиеся к категории антисоциальных личнос­тей. К. Райтсон приводит данные о том, что убийство детей в XVII в. в Анг­лии иногда принимало более привычную форму убийства непосредственно после рождения. Неонатицид совершался в основном при кормлении гру­дью путем умышленной небрежности — форма детоубийства, которая, судя по всему, не рассматривалась как явное преступление».

Инфантицид

Инфантицид зародился в глубокой древности и существует до сих пор, выявляя негативное отношение взрос­лых к детям и демонстрируя обесцени­вание человеческой жизни вообще. Экономическими причинами чаще всего являются дефицит ресурсов, их катастрофическая нехватка, например, материальная нужда семьи или голод в стране. К социальным причинам отно­сят состояние здравоохранения, к ре­лигиозным — ритуальное принесение детей в жертву богам и духам, к поли­тическим — геноцид и уничтожение детей завоевателями, покорившими ту или иную страну. Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. В древнем обществе инфантицид — жертво­приношение детей — служил не только ритуалом, призванным умилости­вить богов. При помощи инфантицида пытались контролировать числен­ность населения.

Инфантицид можно рассматривать в узком и широком смысле. В первом случае он обозначает убийство (неважно по каким мотивам) уже родившихся детей, во втором — неродившихся. Законы Франции относят к случаям ин­фантицида только убийство родившихся младенцев, законы Англии — с момента зачатия до возраста двух или трех лет.

В широком смысле его разновидностями выступают разрешение на абор­ты и ограничение рождаемости. Аборт принято называть также пренаталь-ным (зародошевым, эмбриональным) убийством, т.е. умерщвлением ребенка до его рождения. Отказ матери от ребенка после его рождения называют «скрытым инфантицидом» 12. Это широкая трактовка инфантицида, так как отказ от ребенка не означает его умерщвления. Мать-отказница может ос­тавить свое дитя в роддоме или подбросить другим людям. На протяжении многих веков подбрасывание богачам служило для семей бедняков един-

10 Spinelli Margaret G. A Systematic Investigation of 16 Cases of Neonaticide // American J. Psychiatry, 2001.

Vol.158, May. P. 811-813. » WrightsonK. Infanticide in Earlier Seventeenth-Century England// Local Population Studies. 1975.Vol. 15.

P. 10-21. 12 Bonnet K. Geste d’amour. Paris, 1992.

ственным способом сохранить ребенку жизнь. Для многих из них такая про­цедура сопровождалась мощным психологическим стрессом, поскольку они одновременно отказывались и от своих родительских прав, от возможности взглянуть на своего ребенка в будущем, от радости общения с ним и его материальной поддержки на старости лет.

Понимание инфантицида в узком и широком значении позволяет авто­рам современных зарубежных энциклопедий, в частности Католической, трактовать инфантицид как умерщвление младенца до или после рождения 13. Современному человеку жертвоприношение детей в язычестве кажется са­мым кровожадным и жестоким ритуалом, но для древних людей — это был

лишь еще один способ выживания. Во всех религиях мира, за исключением христианства и иудаизма, убийство де­тей своими родителями либо законно разрешалось, либо не подвергалось преследованию. В России инфантицид Инфантицид запрещен православием, тем не менее раньше он был широко распространен в широких массах. Согласно исследованиям Т. В. Артемьевой 14. оправдание смерти — одна из главным тем русской философии и русской литературы. К примеру, восприятие смерти ребенка как блага, пожелание ему смерти можно встретить в русском фольклоре, где выделяется группа так называе­мых «смертных колыбельных»: «Бай да бай, Поскорее помирай! Помри по­скорее! Буде хоронить веселее. » 15 Не случайно В.И. Даль в «Толковом сло­варе живого великорусского языка» приводит специфический термин, обо­значающий нечаянное убийство ребенка, — «прислать». «Прислать или заспать младенца, — бесстрастно говорится там, — положить с собою, на­валиться на него в беспамятном сне и задушить» 16 .

Ситуации инфантицида не раз были описаны русскими писателями. Л. Н. Тол­стой отмечает, что нет, вероятно, ни одной крестьянской семьи, где мать хоть однажды в жизни не приспала бы грудного ребенка. В романе «Воскресенье» он описывает инфантицид, как обычный, не вызывающий особых эмоций у окружающий, привычный способ поведения, связанный с появлением неже­ланного ребенка. Детская жизнь соизмерима с другими ценностями, а пото­му она может быть принесена в жертву, что оправдывается неординарностью ситуации. Смерть ребенка в патриархальном обществе обычно рассматрива­ется как «дело семейное», а его убийство — как находящееся в пределах «ес­тественного» родительского права. Инфантицид может быть спровоцирован тяжелыми обстоятельствами, тогда он совершается вопреки желаниям самих родителей, сопровождается угрызениями совести, но не общественным по­рицанием 17. Из современной литературы можно привести эпатирующие стро­ки В.В. Маяковского: «Я люблю смотреть, как умирают дети».

13 The Catholic Encyclopedia, Vol. VIII. N.Y. 2003.

Артемьева Т.В. Загадка русской души, или Нужна ли нам вечная игла для примуса? // Фигуры

Танатоса: Искусство умирания / Сб. статей. СПб. 1998. С. 66—76.

Цит. по: Успенский Б.А. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема /

Тр. по знаковым системам. Вып. XXII. Тарту, 1988. С. 79.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М, 1980. С. 444. 17 Артемьева Т.В. Указ. соч. С. 66-76.

Как ни странно, умерщвление детей оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. У Аристотеля в его «По­литике» есть мысль о том, что эмбрион — это не человек, он не способен что-либо ощущать 18 .

Современная антропология, приоткрывшая завесу над далеким прошлым человечества, доказала нам, что оно было не столь идиллическим, как мо­жет показаться 19. История древнего мира знает немало сказаний о благород­ных поступках, сильных страстях, жажде познания, проявлениях самого

высокого духа. Нам известны велико­лепные наскальные изображения, най­денные в первобытных пещерах. Но существует, оказывается, и другая сто­рона явления: регулярные голодовки, Инфантицид державшие первобытного человека в постоянном страхе, дикие, порой от­вратительные нравы и обычаи тех времен (истории о «лишних» детях и «за­жившихся» стариках, оставляемых бушменами в саванне на смерть).

В древнекаменном веке люди жили недолго и умирали рано. Синантро­пы в среднем жили лет по 25—30. Неандертальцев хоронили в возрасте меж­ду 30 и 40. Во II тысячелетии до н.э. продолжительность жизни составляла 40-50 лет.

Человеческий род существует несколько миллионов лет. Самому ранне­му из известных погребений — не более 60 тыс. лет. Выходит, что людей стали хоронить совсем недавно. А что делали с ними раньше? Ученые высказыва­ют гипотезу о том, что всех людей, родившихся и умерших до того, попрос­ту съедали. Ни один питекантроп и синантром не был погребен.

Их кости, если судить по археологическим раскопкам, расщеплены, обо­жжены и обгрызай ы, как и кости всех остальных животных. Разрубили камен­ными орудиями, согрели, поджарили в огне костра, а потом расщепляли для извлечения костного мозга. Та же участь поджидала многих неандертальцев, живших позже питекантропов, в эпоху порядка 50 тыс. лет назад. Канниба­лизм, т.е. людоедство было в порядке вещей. Нет никаких оснований пола­гать, что с трупом человека раньше обращались иначе, чем с трупами любых других животных 20. Но подобное может означать одно: человек воспринимал другого человека не как гуманоида, а как представителя животного мира, на которого можно охотиться, убивать, загонять, истреблять.

Многие этнографы, в том числе Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, П. Клас­тере, Дж. Фрезер, Дж. Даймонд, сообщали о том, что характерным для пер­вобытных племен способом сохранения демографической устойчивости служит нормативный инфантицид — систематическое истребление «лиш­них» младенцев, особенно женского пола, и кастрация. В трудных условиях

18 Аристотель. Политика // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: Соч. Харьков;
М. 1999. С. 679.

19 Буровский A.M. Идиллический палеолит? // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
С. 163-174.

первобытного общества кормление ребенка грудью продолжалось очень долго — два-три года, а то и дольше. Новая беременность в это время соци­ально нежелательна. Бушмены даже практикуют инфантицид, убивая ново­рожденного, если предыдущий ребенок не начал ходить. У индейцев кади-увео распространен обычай инфантицида и усыновления детей более стар­шего возраста из соседних (покоренных) племен. Его описал монах-иезуит С. Лабрадор в конце XVIII в. Сами кадиувео объясняли существование тако­го обычая хозяйственными причинами — крайне подвижный образ жизни. В условиях экономического кризиса насильственное уничтожение наи­менее полезных или вовсе бесполезных для общества и обременяющих его

индивидуумов, например стариков и больных, равно как инфантицид, по­могали сохранять наиболее активную и репродуктивно-полноценную часть кол­лективов. Уже в глубокой древности, Инфантицид судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители.

В раннепервобытной общине дети воспитывались всей родней, т.е. они оставались членами не семьи, а группы. Ученые полагают, что средняя чис­ленность такой общины составляла 25—30 человек. Численность регулиро­валась голодовками, высокой смертностью рожениц, трудностями транспор­тировки маленьких детей и т.д. Если у женщины интервал между родами составлял меньше трех лет, то младенцев нередко убивали (инфантицид). Убивали и немощных стариков (геронтицид). Инфантицид существенно сократился либо вовсе исчез, как полагают историки, с переходом от ран­не- к позднепервобытной общине, которая насчитывала до нескольких со­тен человек 21. К тому времени более совершенные орудия труда позволили повысить производительность и обзавестись избыточным продуктом, пред­определившим переход к личной собственности и оседлому образу жизни. В общине выделилась прослойка богатых людей (бигменов), появились за­чатки социального неравенства и стратификации. Все это изменило струк­туру социальных связей и отношение к детям. Этот период называют еще эпохой вождеств, о чем мы писали в предыдущих томах.

Антропологи полагают, 10 тыс. лет назад, когда было освоено земледелие, изменился рацион питания. Девочки стали раньше достигать полового созре­вания, матери — отнимать детей от груди и, значит, снова беременеть и ро­жать. Таким образом, женщины стали рожать гораздо большее количество детей, чем было задумано природой. Мужчины тем временем превратили в собственность почти все, что их окружало: землю, животных, орудия труда и оружие для истребления, жен и детей. Собственность стала источником пре­стижа, а женщины — движимым имуществом, за которое нужно сражаться. Окультуривание растений, доместикация животных, частная собствен­ность на землю, «одомашнивание» женщин (они перестали заниматься со­бирательством, отлучаться от жилища и сосредоточились на домашнем хо­зяйстве), наконец, участившиеся деторождения предшествовали появлению

Петров В.П. Движущие силы и основные пути развития человеческого общества. М. 2000.

патриархата. Участились войны за передел собственности, как следствие, возросла в обществе роль сословия воинов-мужчин.

Для привлечения самца женщине уже не требовались сексуальная пред­приимчивость, хитрость, привлекательность. Мужчина мог овладеть женщи­ной по праву сильного. Только в Средние века и эпоху рыцарства в бытность вернулись техники ухаживания и этикетное обращение с женщинами. У сред­него и высшего класса сократилось число детей, хотя многие состоятельные и аристократические семьи и сегодня придерживаются культа многодетно­сти, выказывая явные признаки чадолюбия. Низшему классу многодетность требовалась как стратегия выживания: при высокой смертности детей сохра­нялась хоть какая-то вероятность обеспечить свою старость двумя-тремя кормильцами.

По подсчетам этнографов, основанным на данных о 99 обществах, веро­ятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов почти в семь раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен 22. Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база снижают статистичес­кую вероятность инфантицида, который практикуется теперь в основном по «качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или социально неполноценными, по ритуальным сооб­ражениям (например, близнецов) и т.п.

Инфантицид

Инфантицид — умерщвление детей по экономическим, религиозным, политическим или социальным причинам

Многие этнографы, работавшие среди аборигенов Австралии, сообщают об инфантициде, который наблюдался не только в кризисные периоды (во время голода или засухи, чаще всего в зонах пустынь), но в вполне благопо­лучные времена. Новорожденных младенцев иногда убивали, если у матери уже был один грудной ребенок: в условиях полубродячего образа жизни охот-

22 Super CM. Behavioral development in infancy // Handhook of cross-cultural human development / Ed. by R.H. Munroe, R.L. Munroe, B.B. Whiting. N.Y.; L. 1981.

ников и собирателей выходить почти одновременно двоих младенцев было практически невозможно. Убивали также одного из близнецов по тем же соображениям или обоих — по причинам, связанным с суеверным страхом перед этим сравнительно редким явлением. Часто убивали детей, родивших­ся с какой-либо патологией; в некоторых племенах — детей незамужних женщин, а иногда также детей женщин, умерших во время родов.

Некоторые матери убивали здоровых младенцев потому, что это были де­вочки, а не мальчики; потому, что ребенок причинил слишком сильную боль при появлении на свет; потому, что маленькие дети очень грязные и с ними много возни; потому, что растить ребенка казалось слишком обременитель­ным. Нежеланному ребенку просто за­жимали нос пальцами. Одна абориген­ка спокойно задушила двоих младен­цев, но третьего ребенка ее уговорили Инфантицид оставить. Она к нему привязалась, по­том родила и благополучно вырастила еще шестерых. И все в племени считали ее образцовой матерью, потому что она старалась, чтобы дети всегда были сыты и хорошо следила за ними 23 .

В других племенах, напротив, считалось почетным иметь много детей. Дети повышали статус родителей, а многодетные семьи окружались особым почетом. Этнографы считают, что широкое распространение инфантицид получил только в тех группах аборигенов, культура которых сильно дегра­дировала под воздействием контактов с европейцами. В обычных же усло­виях не только родители и близкие родственники бывали обычно ласковы и внимательны к детям, но, как правило, и все взрослые члены коллектива. В древности детей убивали для приношения в жертву богам, из-за того, что не могли прокормить, чтобы выровнять (изменить) соотношение рож­дающихся в племени девочек и мальчиков. По данным В. Шивенховела, дети рожденные от внебрачных связей, или дети от прошлых браков оказывают­ся более вероятными жертвами инфантицида в 15 из 39 традиционных об­ществ, практикующих этот обычай. Хотя в большинстве случаев убивают детей преимущественно женщины (в том числе и сами матери), не подле­жит сомнению, что стороной, выносящей «смертельный приговор» и ини­циирующей данное поведение, являются именно мужчины или их кровные родственники. У современного племени охотникам-собирателям аче (Па­рагвай) для детей, лишившихся отца, шансов погибнуть от инфантицида в возрасте от 2 до 15 лет в 15 раз больше, чем у сверстников, имеющих отцов. Еще хуже статистика в западных индустриальных обществах: усыновленные дети в первые два года жизни имеют в 65 раз больше шансов погибнуть, чем их ровесники, живущие с двумя биологическими родителями 24 .

Исследователь австралийских аборигенов Дж. Бердселл, составив их ге­неалогии за длительное время, пока они не сталкивались с белым человеком (так называемый доконтактный период), установил, что инфантицид среди жителей пустыни достигал 15%. У австралийских аборигенов убийство ре-

Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные ме­тоды воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М. 1992. С. 20. Бутовская М.Л. Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М. 1&93; Бутовская М.Л. Со­временная этология и мифы о нарушенном балансе между агрессией и механизмами ее тормо­жения у человека // Общественные науки и современность. 1999. № 4.

бенка, в отличие от убийства взрослого, не считалось таким преступлени­ем, в наказании которого заинтересовано все общество. Здесь и похоронный обряд ребенка сводится к минимуму или вовсе отсутствует. У наших север­ных нивхов (гиляков) считалось, что в рождении близнеца («дополнитель­ного» ребенка) замешана нечистая сила, а потому его нередко убивали.

Среди исторических свидетельств об инфантициде самыми потрясающи­ми являются данные о племени яга, появившемся на восточных границах Конго в начале 60-х гг. XVI в. Точное происхождение этого племени неизве­стно, мало изучена его социально-общественная организация. Зато извест­но, что подобно туче саранчи, яга все истребляли и опустошали на своем

Инфантицид

пути. Это был воинственный и под­вижный народ, пришедший из глубин Экваториальной Африки. Современ­ники, главным образом английские путешественники и моряки, описыва­ют яга как варваров и людоедов. Жен­щины яга, подобно мужчинам, носили оружие и участвовали в сражениях. Обычай не разрешал иметь детей: каж­дого новорожденного убивали. Чтобы восполнить неизбежный урон, кото­рый несло войско в непрерывных войнах и набегах, яга охотно включали в свой состав подростков и девушек тех племен и народов, на территории ко­торых они вторгались и чье взрослое население истребляли в подавляющей массе или поголовно. Получалось, что этот народ-паразит, не имеющий собственного генетического источника, постоянно пополнялся за счет чу­жой молодежи, убивая у покоренных народов их взрослых, способных ока­зать сопротивление, стариков и детей, служивших обузой в дальних пере­ходах. Как следствие, инфантицид у яга составлял 100% — абсолютный по­казатель в мировой истории.

В объемистой книге «Людские ресурсы Италии» классик демографии П. Брант 25 подтверждает существование массовых случаев селективного ин-фантицида в раннюю римскую историю. Согласно «закону Ромула», все граждане обязаны были — под страхом конфискации половины имуще­ства — оставлять жизнь и воспитывать всех мальчиков, а издевочек — только первую дочь, за исключением тех случаев, когда ребенок рождался уродли­вым или увечным (это должны были подтвердить пятеро соседей), после чего калеку бросали. Судя по всему, избавление от калечного ребенка являлось обязательным по Закону двенадцати таблиц (V в. до н.э.). Нормы семейно­го права в ту пору основывались на безусловном господстве главы семьи.

В античности детей убивали открыто, поэтому даже у богатых родителей практически никогда не было больше одной дочери 26. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государствен­ной политики.

Гендероцид практиковался, согласно данным Р. Руммеля, в Греции во II в. до н.э. Среди 6 тыс. семей в городе Дельфы только 1% имели двух дочерей. В среднем по городской популяции соотношение девочек к мальчикам рав-

25 Brunt P.A. Italian Manpower 225 B.C.-A.D. Oxford. 1971.

26 Brunt P.A. Op. cit.

нялось 28:118 27. Среди жителей Милета на 118 сыновей приходилось 28 до­черей (соотношение полов 421:100). В Эретрии в III в. н.э. в семьях практи­чески никогда не воспитывали больше одной дочери. Даже богатые люди всегда бросали новорожденного, если это была девочка 28 .

Право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей было ото­брано у отцов лишь в конце IV в. н.э. около 390 г. Инфантицид стали счи­тать преступлением на территории Европы только при императоре Констан­тине, в 318 г. а к человекоубийству он был приравнен лишь в 374 г. 29 Против инфантицида был направлен и Кодекс Феодосия (lib. XI, tit. XXVII). — официальный сборник постановлений римских императоров IV—V вв. со­ставленный по указанию императора Феодосия II и опубликованный в 438 г. Однако, как показывают истори­ческие свидетельства, инфантицид процветал и после того времени. Прав­да, если бы не жесткие запреты католи­ческой церкви, влиянию которой под­ Инфантицид чинялись все европейские монархи, таких случаев могло быть гораздо боль­ше. В раннем Средневековье часто наблюдалось детоубийство, а в периоды голодов — каннибализм (по закону родители не наказывались за убийство своих детей); кроме того, при слабом развитии акушерства, много детей погибало во время родов.

В Средние века официальная церковь запрещала убивать своих маленьких прихожан, но их с удовольствием подвергали другому испытанию, отправляя к кормилице, на воспитание в чужую семью или в монастырь. От девочек из­бавлялись гораздо чаще, чем от мальчиков. Убивали либо открыто, либо от­правляя к «нянькам-убийцам» с оплатой всего лишь на несколько недель впе­ред, либо очень короткое время вскармливая девочек грудью (меньше, чем мальчиков), отчего они становились восприимчивыми к болезням и умира­ли. Распространенным способом регулирования числа детей являлось подки­дывание младенцев в сиротские дома 30. Эти и другие формы избавления от детей преимущественно женского пола широко практиковались в то время 31. Согласно историческим исследованиям, в 84 обществах со времени Ре­нессанса до наших дней убивали до ‘/3 детей, признанных дефективными. В жесткой кастовой системе Индии «фильтровать» потомство считалось обя­занностью самой матери. Когда в XIX в. впервые появилась статистика та­кого рода, то оказалось, что в некоторых индийских деревнях вообще нет девочек, а в большинстве других соотношение полов среди детей было 343 мальчика на 54 девочки 32. По данным переписи в Индии 1901 г. диспропор-

27 Rummel R.J. Death By Government. New Brunswick, NJ, 1994.

28 7am W. Hellenistic Civilization. L. 1952. P. 101.

Flandrin J.L. L’attitude a 1’egard du petit enfant et les conduites sexuelles dans la civilisation occidentale // Annales de demographic historique. 1973. P. 150.

Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южно-итальянском городе высокого Средневеко­вья (X—XIII вв.) // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М. 1996. С. 103-135. ДемозЛ. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 32 Rummel R.J. Death By Government. New Brunswick, NJ, 1994. P. 65-66.

ция полов все еще сохранялась в пределах 972 девочки на 1 тыс. мальчиков 33. Через 100 лет, общество все еще не осознало опасности уничтожения дево­чек, а правительство не приняло радикальных мер, ситуация только ухудши­лась. Согласно переписи 2001 г. на 1 тыс. мальчиков приходилось 933 девоч­ки 34. В средневековой Англии (XIV в.) демограф Дж.С. Рассел обнаружил ту же диспропорцию соотношения детских возрастов (170 мальчиков на 100 девочек), что и в римскую эпоху 35. Причина может быть только одна — се­лективный инфантицид.

Исторические данные показывают значительное преобладание мальчи­ков в эпоху Возрождения: соотношение полов среди детей до 15 лет как для

деревенского, так и для городского на­селения, составляет в Испании 125 мальчиков на 100 девочек. Это может отражать особенности рождаемости. Инфантицид Джованни Биллани сообщает, что в 1330-х гг. во Флоренции из 5,5—6 тыс. младенцев, которых крестили каждый год, мальчиков было на 300—500 боль­ше, чем девочек. Иными словами, отношение всех мальчиков к девочкам разных возрастов достигнет 118% 36. Такой избыток мальчиков (а нормаль­ное соотношение полов у новорожденных — 105 мальчиков на 100 девочек 37 ) вызвано скорее искусственными мерами, в том числе инфантицидом. По­скольку девочки биологически выносливее мальчиков, более устойчивы к болезням, соотношение полов 125 к 100 в возрасте от 0 до 15 лет означает убийство порядка одной трети (или даже большей) всех рождающихся де­вочек 38. Американский биолог Урсула М. Каугилл 39. работая с приходскими книгами Йорка (Англия) 1538—1812 гг. ввела в компьютер 33 тыс. случаев рождения и составила диаграмму детской смертности, по которой было вид­но, что девочек в любом возрасте умирало больше, чем мальчиков. Причи­на кроется в том, что родители лучше заботились о сыновьях, чем о дочерях. В Англии и в Америке в XVI—XVII вв. по словам Ф.Дж. Эммисона 40. ин­фантицид имел «прискорбно широкое распространение». Во Франции даже в XVIII в. 80% парижских детей отдавались на несколько лет специально нанятым кормилицам в деревни, а по возвращении домой почти сразу от­правлялись в школу или в ученики 41 .

33 DahlburgJ.-T. Where killing baby girls «is no big sin // The Toronto Star, Febr. 28, 1994.

34 См. данные на официальном веб-сайте, посвященном переписи населения Индии 2001 г. (http://
www.censusindia.net
).

35 RussellJ.C. British Medieval Population. Albuquerque, 1948.

36 Herlihy D. Medieval and Renaissance Pistoia: The Social History of an Italian Town. 1200-1430. New
Haven, 1967. P. 80-81.

37 Vital Statistics of the U.S. 1970. Vol. I Natality. Rockville, Md. 1975. P. 1-19.

38 ДемозЛ. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000.

39 Cowgill Ursula M. The People of York: 1538-1812 // Scientific American, Jan. 1970. Vol. 222. Nr 1. P. 108.

40 Emmison F.G. Elizabethan Life: Disorder. L. 1970. P. 156.

41 Sussman George D. The Wet-Nursing Business in Nineteenth-Century Franco. French Historical Studies,
1975. Nr 1. P. 304—28; Lallemond L. Histoire des enfants abandonnes et delaisses: etudes sur la protection
de Fenfance aux diverses epoques’de la civilisation. Paris, 1885. P. 161; Longer William L. Infanticide: A
Historical Survey // History of Childhood Quarterly. 1974. Vol. I. P. 353-365; Shorter E. The Making of
the Modem Family. N.Y. 1&75; Olwin H. Hufton, The Poor of Eighteenth-Century France 1750-1789.
Oxford, 1974, P. 329-345.

В тот же период в Германии и в Италии родители еще кастрировали ма­леньких мальчиков, примерно каждого сотого, надеясь потом заработать на их певческих способностях. В России в ту эпоху новорожденных детей по­лагалось «закалять», надолго окуная в ледяную воду. В Италии младенцев еще прибивали к телегам и выставляли на всеобщее обозрение в религиозной процессии: матери отдавали их на мучительную смерть в надежде, что их чадо, послужив религии, попадет на небо 42 .

В Новое время Англия на столетие опережала Францию и на два столетия — остальную Европу по таким ключевым показателям, как снижение детоубий­ства, отказ от тугого пеленания, от передачи ребенка кормилице. В колони­альной Америке наблюдалось наилуч­шее соотношение численности девочек и мальчиков — благоприятное условие для демографического развития и ста­новления нового типа воспитания де­тей. В Новом Свете от детей не отказы­вались и не избавлялись путем убий­ства, а потому здесь не требовалось огромное число приютов для детей, как это наблюдалось в XVII в. в большин­стве стран Европы. Вдобавок Америка первой стала вводить всеобщее школь­ное обучение и первой начала кампа­нию против побоев детей в школе и Инфантицид дома, первой прекратила отсылку детей к кормилицам и тугое пеленание 43. По мнению Ллойда Демоза 44. на протяжении античности и раннего Сред­невековья законных детей в Западной Европе убивали в огромном количе­стве. В позднее Средневековье это явление пошло на убыль, но лишь к XVII столетию детоубийство стало ограничиваться главным образом незаконны­ми детьми. В античности и раннем Средневековье убивали, вероятно, от одной трети до половины всех рождавшихся детей, а к началу Нового вре­мени это число уменьшилось ненамного. А если прибавить сюда убийство не меньше трети законных детей, из которых большую часть составляли девочки, то можно говорить буквально о миллионах убитых детей.

В Индии и Китае раньше, а отчасти и сегодня, широко практиковался женский инфантицид — убийство новорожденных девочек, если в семье уже была дочь. В Индии в семьях раджпутов (воинская каста) на протяжении многих веков существовал обычай убивать новорожденных девочек. Коло­низовавшие Индию англичане в XIX в. запретили подобную практику и жестоко преследовали не подчинявшихся запрету. В Индии и Китае выбо-

Andrieux M. Daily Life in Papal Rome in the Eighteenth Century. L. 1968, P. 164; Peiper A. Chronik der

Kinderheilkunde. Leipzig, 1966. S. 147; Dunn Patrick P. That Enemy is the Baby: Childhood in Imperial

Russia // The History of Childhood. N.Y. 1974. P. 389.

Fennelly С Town Schooling in Early New England. Sturbridge, Mass. 1&62; Morgan Edmund S. Virginians

at Home: Family Life in the Eighteenth Century. Colonial Williamsburg, 1&52; Frost William J. The Quaker

Family in Colonial America: A Portrait of the Society of the Friends. N.Y. 1&73; Wilcox R. Five Centuries

of American Costume. N.Y. 1963.

Подробнее см. Демоз Л. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000.

рочный инфантицид девочек негласно практикуется и сегодня. Случаи убий­ства школьницами своих младенцев регистрируют и в развитых странах, что лишний раз доказывает — эта практика не знает культурных границ.

Инфантицид

В индийской семье до сих пор приданное, которое выплачивалось семье мужа, составляет огромную сумму — более 1 млн рупий, или 35 тыс. долл. в то время как госслужащий в среднем получает 3,5 тыс. долл. в год 45. Сопос­тавив эти цифры с традиционно низким статусом женщины в индийском об­ществе, мы получим убедительные доказательства того, почему беднякам было выгодно избавляться от девочек и сохранять жизнь мальчикам. Мож­но считать диспропорцию полов косвенным показателем степени матери­ального достатка в обществе и его со­циального прогресса. Действительно, если сегодня в Индии, как и тысячу лет назад, родители предпочитают сохра­нять жизнь только мальчикам-кор­мильцам, то уровень благосостояния большинства населения остается не­высоким, а продвижение страны по кривой социального прогресса (см. Т. 4 «фундаментальной социологии») не­значительным. Сегодня миллионы ин­дийцев живут за чертой бедности, и каждый ребенок рассматривается лишь как потенциальный кормилец, спо­собный работать и помогать семье.

В Китае женский инфантицид процветал до 1949 г. когда была установле­на народная республика и началась борьба с жестоким обычаем. В 1950-е гг. когда население превысило 500 млн человек, был принят ряд законов на ог­раничение рождаемости, позволяющих супругам иметь только одного ребен­ка. Ограничение рождаемости в Китае, по мнению экспертов, привело к на­сильственному прерыванию беременности. Такая мера позволила Китаю снизить абсолютный прирост населения с 18 млн человек в год в 1980 г. до 11,5 млн в 1991 г. Китай по-прежнему придерживается политики «Одна се­мья — один ребенок» в районах, где проживает ханькское население, т.е. на­циональность, которую мы называем китайцами. В районах, где прожива­ют нацменьшинства, а их в Китае 55, численностью 96 млн человек, им раз­решается иметь два или три ребенка по согласованию с местной администрацией. Такая жесткая организованность семейной жизни — вы­нужденное явление. Нарушение запрета, т.е. рождение больше одного ребен­ка, ведет к административным и партийным взысканиям в отношении ро­дителей сверхплановых детей. Население Китая достигло 1,26 млрд человек, причем люди стали жить дольше, они более образованны и все чаще пред­почитают жить в городах. С 1990 г. население Китая выросло на 132,2 млн человек. Снижение показателя такого роста — он составляет 1,07% в год — объясняется действием политики «Одна семья — один ребенок».

Однако политика ограничения рождаемости реализовывалась выбороч­но — семья могла завести второго ребенка, заплатив штраф. Поэтому в раз­витых районах Китая сложилась ситуация, когда более обеспеченные граж-

45 Porras M. Female Infanticide and Foeticide. Bombay, 1996.

дане, родившие второго и более ребенка, оплачивают содержание аппара­та, отвечающего за исполнение населением положений политики планиро­вания рождаемости. В ряде мест возникли новые серьезные социальные проблемы. Например, в сельской местности в 1990-е гг. стали открываться детские дома для воспитания брошенных детей, что для китайской культу­ры и традиций вообще невероятно. Число незарегистрированных, а значит и незаконных, вторых детей по некоторым регионам страны достигала 40%. Поэтому если прибавить к учтенной статистике населения неучтенную, то соотношение полов в Китае как в 1980-х, так и в 2000-х гг. приблизится к нормальному 46. Незаконные дети это по существу депривированные граж­дане: они не могут ходить в обычные школы, пользоваться как и все больни­цами, легально работать и получать пенсию. Обрекли их на социально ущерб­ную жизнь не родители, а государство, проводящее карательную демографи­ческую политику.

Ограничение рождаемости ввели не от хорошей жизни. Дальнейший рост Инфантицид численности населения будет означать еще более резкую деградацию окружа­ющей среды. В Китае экологические проблемы стоят крайне остро. Все круп­ные города страны входят в список наиболее загрязненных в мире. В стране ощущается острейший дефицит жизненно важных ресурсов, прежде всего пашни и пресной воды.

Лозунг «Одна семья — один ребенок» в последние годы совпал и со стремлением молодежи к западному образу жизни, т.е. к планированию семьи, применению современных контрацептивов, откладыванию рожде­ния ребенка на более поздние возрасты. Негативное следствие такой по­литики — диспропорция полов в детском возрасте. Традиционно смерт­ность среди мальчиков и в младших возрастах, и постарше несколько выше, чем среди девочек. Но сейчас в Китае благодаря проводившейся в течение 30 лет демографической политике диспропорция стала обратной: в неко­торых районах страны молодых женщин не хватает. Исследования выяви­ли: на каждые 117 мальчиков приходится лишь 100 девочек. Являясь един­ственным ребенком в семье, выросло поколение избалованных и достаточ­но эгоистичных мальчиков. Правда, девушки наверстывают упущенное позже: говорят, что в китайских семьях заправляют женщины, а не муж­чины, хотя делают это весьма хитро и деликатно.

Данные всекитайской переписи, проведенной в 2000 г. ужаснули специ­алистов. Если обычно на каждую сотню новорожденных девочек рождается 103—104 мальчика, то к возрасту деторождения число мужчин и женщин примерно выравнивается. В 1999 г. переизбыток мужчин в Китае составил 111 млн человек — в три раза большего населения Канады 47. Через 10 лет в Китае не на ком будет жениться: десятки миллионов мужчин ни при каких

46 The New York Times. 2000. Apr. 14. Manthorpe J. China battles slave trading in women: Female infanticide fuels a brisk trade in wives // The Vancouver Sun. 1999. Jan. 11.

обстоятельствах не смогут найти жен. Отмечены случаи насильственной выдачи девушек замуж — за невесту многие готовы даже платить.

Бедность одних и богатство других привели к возрождению рынка жен­щин и детей. Он существовал до 1949 г. но потом, как социальное явление, исчез. Сейчас возник заново и это очень серьезно. Началась контрабанда женщин и детей в публичные дома в страны Юго-Восточной Азии (особен­но во Вьетнам) 48 .

Другое последствие — постарение населения. В результате политики «планирования семьи» резко сократилось трудоспособное население. К 2025 году, по оценкам исследователей, 12% населения КНР будет старше

65 лет — а это почти такой же показа­тель, как и в развитых странах Запада. Если в Китае сейчас приходится 10 ра­ботающих на одного пенсионера, то через 50 лет, по некоторым оценкам, это соотношение будет 3:1. Через 30 лет в Китае будет полмиллиарда пенсионе­ров. Китайцы будут трудиться, а их Инфантицид уровень жизни (а значит потребление ресурсов) будет сдерживаться. Согласно одним демографическим прогнозам, вплоть до 2030 г. около 70% китайского населения будут составлять трудоспособные граждане, соглас­но другим, после 2010 г. один работающий должен будет содержать, как минимум, четырех родителей, своих и супруги. Если же учесть еще и необ­ходимость содержания ребенка, то такая социальная нагрузка чрезмерна. Можно перестать ограничивать рождаемость. В этом случае в отдаленной перспективе социальная нагрузка на работающих снизится, но только пос­ле длительного периода, в течение которого будет расти как еще неработа­ющее население, так и уже неработающее население, а значит, нагрузка на работающее население возрастет еще больше 49. Таким образом, проведение в Китае политики ограничения рождаемости породило целый комплекс новых демографических проблем, решение которых не найдено.

В XVIII в. детоубийство в Японии считалось совершенно нормальным явлением и было известно под названием «мабики» — пропалывание овощ­ных грядок 50. В Японии в 1717—1830 гг. инфантицид также процветал, как в Европе, Китае и Индии. Но здесь он выступал не столько элементом борь­бы за выживание, а способом планирования половой структуры, чередова­ния детей разного пола, промежутков между ними, их максимального чис­ла. Мальчиков убивали как во избежание раздела имущества, так и просто потому, что у родителей уже было достаточно сыновей. Но девочки стано­вились жертвами родителей чаще. По оценкам Ллойда Демоза 51. избавлялись примерно от трети всех детей. В 2002 г. в Японии две матери были арестова­ны по обвинению в расправе над своими младенцами после того, как не

48 Manthorpe J. China battles slave trading in women: Female infanticide fuels a brisk trade in wives // The
Vancouver Sun. 1999. Jan. 11.

49 Почему России бессмысленно следовать опыту Китая? (http://crj.ru ).

50 СэнсонДж.Б. Япония. СПб. 1999.

51 ДемозЛ. Психоистория: Пер. с англ. Ростов н/Д, 2000.

смогли унять их плач. Одна из них, приведенная в бешенство криком двух­месячной дочери, швырнула ребенка на пол. В больнице диагностировали черепно-мозговую травму. Другая раздраженная 25-летняя мамаша решила «успокоить» месячного сына, засунув ему глубоко в глотку свернутое поло­тенце. Естественно, ребенок задохнулся и умер.

К сожалению, трагическая хроника инфантицида не прервалась в Новей­шее время, коснувшись развитых и развивающихся стран. Так, в Советском Союзе с 1985 по 1990 г. более 2,5 тыс. матерей убили своих новорожденных детей. Как правило, тела младенцев, завернутые в кульки, советские мате­ри выбрасывают в мусорные баки и тому подобные места. Причины здесь

простые: ложный стыд (если ребенок рожден вне брака) или нежелание иметь обузу. Антропологи сообщают, Инфантицид что за три года социальных потрясений в Боливии в 1930-е гг. в индейской де­ревушке Айорео почти каждая женщина совершила убийство ребенка.

Сегодня дети становятся жертвами сексуальных маньяков, хулиганов, разъяренных, зачастую пьяных родителей и даже. школьных учителей. К примеру, в Японии в 1985—1990 гг. пять школьников умерли в результате учи­тельских наказаний. В Бразилии, где насчитывается 7—8 млн бездомных де­тей, некоторые владельцы магазинов нанимают организованные шайки убийц, чтобы очистить улицы от беспризорников, доставляющих им боль­шие хлопоты. В Сан-Паулу труп убитого подростка находят в среднем каж­дые три дня. Согласно данным бразильского Национального движения в защиту беспризорных детей, за 1984—1989 гг. в стране было убито 1 397 ребя­тишек. В 1990 г. к этому числу прибавилось еще 492 беспризорных подростка в возрасте от 10 до 16 лет, убитых, как правило, из огнестрельного оружия. Фе­деральная полиция расследует причастность предпринимателей и коммерсан­тов к убийствам «детей улиц», которые финансируют «эскадроны смерти», уничтожающие беспризорников под предлогом охраны порядка 52 .

В энциклике «Жизнь по Евангелию» Иоанн Павел II 25 марта 1995 г. дал отповедь угрозе жизни, идущей от развития западной культуры. Он указал, что технократический гедонизм разрушает священность человеческой жиз­ни. Угроза жизни сегодня преследует человека на всех этапах от зачатия до старости. Жизнь могут прервать в лоне матери, в палате новорожденных, в детском доме, в пробирке — и все это именуется научным прогрессом. Имена этих преступлений против жизни: аборт, эвтаназия, контрацепция, прена-тальная диагностика, ведущая к евгеническому аборту, инфантицид, аборт­ные препараты, типа французского RU-4&6. В связи с фармацевтическим прогрессом аборт уже не стал даже делом между женщиной и врачом, а лишь делом между женщиной и ее медицинской аптечкой. Контрацепция и аборт — это две разновидности зла, которые разделили секс и деторождение. По данным Бюро правовой статистики, в США в 1990-е гг. рос уровень инфантицида среди детей в возрасте до одного года, хотя в других возраст­ных категориях он оставался стабильным.

Как видно на рис. 36, общий уровень инфантицида в США увеличивал­ся до середины 1990-х гг. а затем начал снижаться.

Смерть детей (http://xx.lipetsk.ru ).

Из всех американских детей в возрасте до 5 лет, ставших жертвами инфан-тицида, в 1976—2000 гг. были убиты:

&#&830; 31% — отцами;

&#&830; 30% — матерями;

&#&830; 23% — знакомыми мужчинами;

&#&830; 7% — другими родственниками;

&#&830; 3% — посторонними людьми.

Инфантицид

Рис. 36. Уровень инфантицида в США (1976-2000 гг.)

Планирование семьи, работающие мамы и детсады — современные стра­тегии, возвращающие нас к семейным ценностям при дефицитности детей, которые были свойственны, по всей видимости, высшим приматам и палео­литическим людям. Ведь конечной целью самки обезьян никогда не были орды детенышей, ей нужно было несколько крепких и здоровых потомков для продолжения рода. И если что-то и есть в нашем виде уникального по сравнению с большинством других приматов, так это то, что мужчины час­то становятся родителями-практиками.

Инфантицид, если, разумеется, речь не идет о его религиозной и поли­тической разновидности, встречается не только у детей. Он распространен также и среди животных. Его можно назвать биологическим инфантицидом. В природе убийство приплода практикуется как способ регуляции числен­ности. Среди низших беспозвоночных довольно обычно поедание собствен­ного потомства. Минтай, например, регулярно питается своей же молодью. На более высоких ступенях эволюции появляются механизмы предотвраще­ния инфантицида. Женоподобность спасает молодых петушков, еще не от­растивших гребней и хвостов, от нападения взрослого самца — этот меха­низм срабатывает и у человека. Щенок также может предотвратить агрессию, приняв щенячью позу подчинения.

На почве агрессии детоубийство (инфантицид) появляется у многих хищ­ных рыб, некоторых амфибий и рептилий, чаек, у некоторых хищных мле­копитающих (львов), грызунов (сусликов) и других. Самки американского черного медведя барибала обычно приносят по два или три детеныша за раз. И если родился всего один, медведица может преспокойно уйти и оставить его умирать. Инстинкт подсказывает, что лучше дождаться многоплодной беременности на следующий год, тогда отдать все свои силы и вырастить троих, чем потратить почти столько же энергии и получить в результате всего одного взрослого медведя. Мыши тщательно обследуют весь свой приплод и поедают самых мелких и слабых, чтобы дать больше шансов крепким и здо­ровым детенышам. Тигры-самцы очень часто убивают чужих, не своих тигрят. Инфантицид В львином прайде самцы-новички за­частую убивают всех присутствующих здесь львят. Такого рода инфантицид — обычное явление в сообществе львов, и хотя, с человеческой точки зрения, он отвратителен, речь здесь идет о наи­лучшем выживании вида. Уничтожая львят, самцы-завоеватели устраняют все гены их отцов, а львицы, которым теперь уже не о ком заботиться, через 50 дней приходят в состояние течки. По запаху мочи самок новые самцы уз­нают, что произошло, и спариваются с львицами, закладывая начало ново­му поколению, которое, как полагают, будет более совершенным генетичес­ки и внесет свой вклад в непрерывное совершенствование вида.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *