Импичмент президента рф

7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочийПрезидента Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

* В США имели место три попытки импичмента президенту — в 1868, 1974, 1998 гг.

Конституция РФ предусматривает основания и порядок отрешения Президента РФ от должности.

Основаниями для отрешения Президента РФ от должности являются совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется в УК Российской Федерации. *

* Необходимо отметить, что на момент принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации действовал УК РСФСР 1961 г. где в ст. 71 были перечислены тяжкие преступления. В УК Российской Федерации 1997 г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК Российской Федерации преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления — в зависимости от характера и степени общественной опасности. Думается, что по новому Уголовному кодексу Президент РФ должен нести ответственность за совершение особо тяжких преступлений.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации .

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Импичмент президента РФ-понятие и механизм реализации

– процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Процедура И. выглядит следующим образом: с обвинением выступает одна из палат парламента, а окончательное решение принимает др. (США) или обвинение выдвигает парламент, а окончательное решение выносит др. орган (в ФРГ – Федеральный Конституционный суд, во Франции – Высокая палата правосудия и т.д.). В европейской конституционной практике случаев И. не встречалось. В США под угрозой И. в начале 70-х гг. ушел в отставку президент Р. Никсон. В Латинской Америке в 90-е гг. были случаи отстранения президента от должности по обвинению в коррупции (напр. в Бразилии в 1993). Президент РФ может быть привлечен к ответственности за государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов тайным голосование. В процессе обсуждения заслушивает предусмотренное Конституцией заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признав выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента от должно принимается 2/3 голосов от общей числа членов Совета Федерации. Решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если оно не будет принято в этот срок, то обвинение против Президента считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Конституционный статус члена

Совета федерации и депутата

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:
1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
4) смерти;
5) призыва на военную службу с его согласия.
Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:
1) письменное заявление о сложении своих полномочий;
2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;
3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) роспуск Государственной думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет). Важнейшей гарантией осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку

Отрешение президента от должности: описание процедуры, история и интересные факты

Импичмент президента рф

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Импичмент президента рф

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Импичмент президента рф

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Импичмент президента рф

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Импичмент президента рф

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Импичмент президента рф

20 фактов, которых вы не знали о фильме «Красотка» В 1990 году на экраны вышла любимая романтическая комедия, мгновенно ставшая хитом и не потерявшая своего шарма даже спустя четверть века. Фильм «Крас.

Процедура импичмента

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента — в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

— выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — начало процедуры;

— заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

— отрешение президента от должности Советом Федерации.

— обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

— Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ — о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

— Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Импичмент президента рф

Законодательная власть в Российской Федерации

Законодательная власть – это право и возможность принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов государственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

К ее задачам относится также дополнение или изменение уже существующих государственных законов, а в определенных условиях и их отмена.

В современном демократическом государстве, построенном на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступают парламент — высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов, а также законодательные органы власти субъектов федерации.

Слово «парламент9raquo; — происходит от французского глагола «говорить9raquo;, хотя родиной парламента считается Великобритания.

Институт парламента имеет многовековую историю. Предшественниками парламента были представительные органы рабовладельцев и других свободных лиц в древней Греции и древнем Риме, а также сословно-представительные учреждения в Европе (в том числе земские соборы в России), но происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовен представителей городов и сельской местности (общин).

Современный парламент — это высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительства основных составляющих и активных групп населения.

Формирование современного института парламента начинается со второй половины 19 начала 20 века и связывается с формированием представительной демократии в странах Западной Европы. Первое учреждение парламентского типа в России возникла в 1905 году, на основе царского манифеста регламентирующего выбора в Государственную Думу на основе непрямого, неравного, не всеобщего голосования.

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории страны использовала понятие «парламент9raquo; для обозначения представительного и законодательного органов государства и по содержательным характеристикам приблизила его к сложившейся в мировой практике парламентской модели.

Порядок формирования современного парламента напрямую зависит от его структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способыформирования верхних палат разнообразны. К основным из них относятся:

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных) выборов (Франция);

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, но отличающиеся от системы выборов при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии;

3. Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии;

4. Традиционно-феодальный способ Формирования верхней палаты применяется в Великобритании;

5. Смешанный способ формирования, при котором сочетаются элемент выборности, наследственности, назначения (Ирландия, Бельгия).

Функции парламента во многом зависят от формы правления:

— Выражают общее мнение, в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа;

— Представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы, и защищает их на высшем уровне государственной власти;

— формирование и утверждение бюджета;

— Законодательствуют, издают нормативно-правовые акты, а значит, прогнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе;

— Формируют, утверждают бюджет, состав правительства, Верховного Суда, Генеральной Прокуратуры;

— Добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правительства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импичмент, политическую оценку и политическое обвинение).

Импичмент президента рф

Законодательная власть в РФ представлена Федеральным собранием — это двухпалатный парламент, который состоит из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации – верхняя палата. Его структура представлена на рис. 5.1.

Совета Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ (88). В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Максимально возможное число мандатов Совета Федерации – 176.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 05.082000 № 113-ФЗ установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

— достигший 30-летнего возраста;

— обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Рис. 5.1. Структура Федерального Собрания

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя:

— один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

— один избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ,

Представительв Совете Федерации оторганов исполнительнойвласти субъекта РФ:

— назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

— в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;

— вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;

— представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.

Представительв Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ:

— избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;

— на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа;

— если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:

— утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

— утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;

— решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны;

— назначает выборы Президента РФ;

— отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;

— назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного Судов;

— назначает и смещает Генерального прокурора РФ;

— назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Импичмент президента рф

Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. В ее состав входят 450 депутатов.

— половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, — мажоритарная система;

— другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов – округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборовизбиратель получает 2 бюллетеня. первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под9raquo; очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) — соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

— набравший больше голосов, чем другие кандидаты;

— при условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

— за победившего кандидата подано больше голосов, чем «против всех».

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

— набрали 5 и более процентов голосов по стране, при условии, что таких списков не менее 3 и вместе они получили боле 50% голосов избирателей;

— если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

— если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

— ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

— в выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

— списки, набравшие более 3% голосов, вместе наберут 50 или менее процентов голосов.

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания

5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этапзаконодательная инициатива. Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап –рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап –принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса – промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ — Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

— трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

— двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

— вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

— в течение одного года со дня ее избрания;

— в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

— с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

— в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Вопрос 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента

1. Общие основания прекращения обязанностей Президента рф

2. Отрешение Президента рф от должности -импичмент

1.Общими основаниями прекращения обязанностей Президента РФ является ограничение 4 годами времени исполнения им своих обязанностей. Следовательно, полномочия Президента прекращаются по истечении конституционного срока — 4 лет или 8 лет при повторном избрании. Моментом прекращения полномочии является принесение присяги следующим главой государства.

Конституция РФ предусматривает случаи досрочного прекращения президентских полномочий. Это происходит в результате:

стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

отрешения от должности.

В первом случае Президент представляет парламенту соответствующее заявление.

Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.

2. В Российской Федерации предусмотрена конституционная возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Институт импичмента закреплен во многих иностранных конституциях, однако в развитых странах он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты только 2 безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента — в 1865 и 1974 гг.).

Процедура импичмента в РФ имеет 3 стадии:

выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ -начало процедуры;

заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

отрешение Президента от должности Советом Федерации. Содержание этих стадий следующее:

обвинение выдвигается Государственной Думой РФ большинством в 2/3 голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов; Президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ — о конституционности процедуры обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов — 2/3 + 1 голос от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения; импичмент считается отклоненным в двух случаях — решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий по любому основанию исполнение обязанностей Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Государственной Думы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Вопрос 15. Место Федерального Собрания -парламента в системе органов государственной власти

1. Парламент как один из органов государственной власти, принципы его деятельности и функции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *