Функции деятельности

Деятельность человека и её основные формы

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями. требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности. игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность9raquo;, а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания. памяти. мышления. эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Функции деятельности

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические — в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные — стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные — основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные — ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда. а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель — это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства — это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие — элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные — действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные — действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются. поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние9raquo; часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары. результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек. поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

  • Функции деятельности Безопасность жизнедеятельности

    Основные функции педагогической деятельности

    Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

    В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

    Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

    • гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, изучать опыт коллег, познавать, осваивать средства воспитательного воздействия и т.д.;
    • исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т.д.;
    • информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т.д.;
    • побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т.д.

    Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д. организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.

    Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.

    Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.

    Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

    Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

    Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

    Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Педагогическая деятельность учителя реализуется в определённых ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем. Определенная совокупность таких разнородных действий приводит к реализации той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

    Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование) (Философский энциклопедический словарь. М. 1983. С. 1). В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. 18-е изд. стер. М. 1989. С. 557). В этом смысле мы и будем употреблять понятие «функции педагогической деятельности». Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя (см. схему 12).

    Рассмотрим содержание каждой из них.

    Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

    Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов рго — вперед + gnosis — знание) её результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует её цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идёт о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

    Конструктивно-проектировочная функция деятельности учителя органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся в сфере материального производства, подготовку литературно-художественного концерта, организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся. Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

    Таким образом, конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:

    • отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна

    быть усвоена учащимися;

    • проектирование деятельности учащихся, в которой информация может

    • проектирование собственной будущей деятельности и поведения,

    какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

    Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением. Организаторская функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

    Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учителей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

    Коммуникативно-стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя:

    • проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о

    них, что в совокупности характеризует стиль гуманных

    взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого

    • установление правильных взаимоотношений со всеми остальными

    участниками педагогического процесса — учителями,

    администраторами и другими работниками школы, родителями

    Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят, на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой.

    Всё это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: «учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».

    Сущность аналитико-оценочной функции деятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю:

    • поддерживать так называемую обратную связь в своей работе

    (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и

    воспитании учащихся и что достигнуто);

    • на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-

    • вести поиски путей его совершенствования и повышения

    • шире использовать передовой педагогический опыт.

    К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы он проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

    Наконец, исследовательско-творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом сделать личное замечание или внушение и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

    Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы.

    Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

    • содержания и способов воздействия на других людей;

    • в возрастных и индивидуально-психологических особенностей других

    • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее

    достоинств и недостатков.

    Исследовательская функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки (самооценки). Объекты исследовательской функции — это сам учитель, что может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место. Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека (например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие) включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии, наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.

    188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

    Основные функции управленческой деятельности

    Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:
    * большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
    * неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
    * ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
    * значительная роль коммуникативной функции;
    * высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

    Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

    Функции — основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного результата.

    К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль. Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих руководителей. Но сверять мало. Надо уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей. Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. О важности этой функции говорит поговорка «Хорошо спланировано — наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование — выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

    Кто умеет — работает, кто не умеет — учит других, кто не может учить— управляет, кто не умеет управлять — правит.
    Закон Х.Л. Менкена

    Умение выбирать верные ориентиры — это и есть лидерство.
    Поль А. Страссман

    Несколько слов о функции организации. Понятие «организация» обычно используется в двух значениях. Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

    Когда мы говорим о функции организации, то, по нашему мнению, она заключается, прежде всего, в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

    Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:
    * определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
    * выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать — это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;
    * установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;
    * выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
    * установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненное, координации и др.);
    * создание соответствующей мотивации у членов
    организации в достижении стоящих целей.

    Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:
    * специализация исполнителей;
    * количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;
    * параллельность действий;
    * ритмичность деятельности.

    После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

    Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
    * зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;
    * связь стимулов с целями деятельности организации;
    * единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;
    * разумное сочетание моральных и материальных стимулов;
    * сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.
    Контроль— это та профессиональная услуга, которую управляющий должен оказывать своим сотрудникам.

    В. Зигерт, Л. Ланг, немецкие специалисты
    В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
    * наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;
    * сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
    * количественную и качественную оценка эффективности деятельности;
    * выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
    * выявление причин сложившегося состояния;
    * определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

    Идти вперед — значит потерять душевный покой, остаться на месте — значит потерять себя.
    С. Кьеркегор

    Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должен исполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломляются через реально сложившуюся ситуацию, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние руководимой организации, особенности взаимоотношений с вышестоящим руководством и др.

    Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная избирательность, предпочтение одних функций по сравнению с другими. В реально выполняемых функциях проявляется «рисунок» или стиль деятельности руководителя.

    По направленности руководителя на решение различных функциональных задач А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин (1976) выделяют следующие стили:
    * ориентированный на решение в основном производственных задач;
    * ориентированный на решение преимущественно социально-психологических и социальных задач;
    * ориентированный на оптимальное решение задач, стоящих перед организацией и руководителем.

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Педагогическая деятельность реализуется в определен­ных ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направ­ленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых педагогом. Определенная совокупность та­ких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

    Для приобретения и совершенствования профессиона­лизма и выработки педагогического мастерства необходи­мо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.

    Функция в философском аспекте понимается как отно­шение двух групп объектов, в котором изменению одного, из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благопри­ятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одно­го параметра в других параметрах объекта (функциональ­ность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). В дру­гом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

    Таким образом, функция педагогической деятельности — обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога в образовательном процессе.

    Функции деятельности Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-вос­питательном процессе проявляются следующие взаимосвя­занные функции (виды деятельности) педагога (рис. 10).

    Рассмотрим подробнее содержание каждой из них.

    Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением обучающихся, воспитанников и уста­новлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осу­ществлять учебно-воспитательную работу, не зная особен­ностей психического развития каждого школьника, уров­ня его умственной и нравственной воспитанности, усло­вий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисло­вии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого педагогу необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности обучающихся, воспитанников, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне образовательного учреждения и т.д.

    Ориентацнонно-прогностическая функция педагогичес­кой деятельности выражается в умении педагога опреде­лять направление воспитательной деятельности, ее конк­ретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть воспитатель, какие сдвиги в формировании и развитии личности воспитанника он хо­чет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого ди­агноза педагог ориентирует воспитательную работу на раз­витие у учащихся коллективизма или повышение интере­са к учению, конкретизирует ее цели и задачи и стремит­ся добиться укрепления товарищества в классе, взаимо­помощи, более высокой активности в совместной де­ятельности как важнейших черт коллективистских отно­шений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на при­дании обучению увлекательности и эмоциональности. По­добная ориентационно-педагогическая деятельность в ра­боте педагога осуществляется постоянно. Без нее не могут обеспечиваться динамика и совершенствование целей, ме­тодов и форм воспитания и обучения.

    Конструктивно-проектировочная функция деятельности педагога органически связана с ориентационно-прогностической. Если он, например, прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания педа­гог может предусмотреть совместную работу обучающих­ся, воспитанников в сфере материального производства, подготовку литературно-художественного концерта, орга­низацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержатель­ность и увлекательность совместной деятельности. Есте­ственно, что для этого ему необходимо хорошо разби­раться в психологии и педагогике организации воспита­тельного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктив­но-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

    Таким образом, конструктивно-проектировочная фун­кция обеспечивает:

    а) отбор и организацию содержания необходимой инфор­мации, которая должна быть усвоена обучающимися, воспитанниками;

    б) проектирование деятельности обучающихся, воспитан­ников, в которой информация может быть усвоена;

    в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаи­модействия с детьми.

    Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением обучающихся, воспитанников в на­меченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого педагогу необходимо выработать це­лый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной ра­боты, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элемен­том этой деятельности является также умение вдохновить детей на работу, вносить в нее элементы романтики и осу­ществлять тактичный контроль за ее выполнением. Орга­низаторская функция реализуется через: а) отбор и структурирование информации в процессе со­общения ее обучающимся, воспитанникам;

    б) организацию различных видов деятельности обучающих­ся, воспитанников;

    в) организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащи­мися.

    Большое значение информационно-объяснительной фун­кции педагогической деятельности обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладе­ние знаниями, мировоззренческими и нравственно-эсте­тическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Педагог в этом слу­чае выступает не только как организатор учебно-воспита­тельного процесса, но и как источник научной, мировоз­зренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессио­нально-педагогической подготовки имеет глубокое знание того учебного предмета, который учитель преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудирован­ный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доход­чиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практи­ческой стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков.

    Коммуникативно-стимулирующая функция педагогичес­кой деятельности связана с тем большим влиянием, кото­рое оказывают на воспитанников личное обаяние учителя, нравственная культура, умение устанавливать и поддержи­вать с детьми доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудо­вой и художественно-эстетической деятельности. Эта дея­тельность включает в себя проявление любви к.детям, ду­шевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокуп­ности характеризует стиль гуманных взаимоотношений пе­дагога с детьми в самом широком смысле этого слова.

    Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон педагога в отноше­ниях с воспитанниками. От такого «сухаря» дети обычно держатся на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность. Совсем по-иному относятся дети к тому педагогу, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности педагога в обучении и воспитании. В статье «Три элемента школы» К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспи­тательная сила изливается только из живого источника че­ловеческой личности. Никакие уставы и программы, ника­кой искусственный организм, как бы хорошо он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспита­ния. Без личного непосредственного влияния воспитате­ля на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

    На огромное воспитательное влияние личности педа­гога неоднократно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и так­тичной требовательности, без непрестанной работы педа­гога над совершенствованием своего характера невозмож­но осуществлять действенное воспитание.

    Все это весьма остро ставит проблему профессиональ­ного роста педагога, его старательной работы над повыше­нием своего научного уровня и морального совершенства. С давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа педагога над собой является одним из обязательных ус­ловий его успешной учебно-воспитательной деятельнос­ти. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое выс­казывание: учитель только в той мере воспитывает и обра­зовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

    Коммуникативная функция предполагает установление правильных взаимоотношений с учащимися, с другими пе­дагогами, с администрацией образовательного учреждения.

    Сущность аналитико-оценочной функции деятельности педагога заключается в том, что педагог, осуществляя учеб­но-воспитательный процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и не­достатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целя­ми и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная дея­тельность помогает ему поддерживать так называемую об­ратную связь в своей работе. Это значит — непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспи­тании учащихся, и то, что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитатель­ный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире исполь­зовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие педагоги осуществляют слабо, не стремятся видеть недостатки в своей работе и своевремен­но их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой по­мощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины обнаружен­ного отставания и соответствующим образом помог школь­нику, на дальнейших занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к улучшению успеваемости.

    Наконец, исследовательско-творческая функция педаго­гической деятельности. Элементы ее есть в работе каждо­го сколько-нибудь вдумчивого педагога. Две ее стороны имеют особенно важное значение.

    Одна из них состоит в том, что применение педагоги­ческой теории по своему существу требует от педагога известного творчества. Дело в том, что, как уже отмеча­лось в предыдущей главе, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуа­ции. Конкретные же условия обучения и воспитания слиш­ком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требова­тельности к учащимся как закономерности воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь учени­ку в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть по­ложительные поступки, в четвертом — сделать личное за­мечание или внушение и т.д. Твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

    Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков примене­ния теоретических знаний на практике дидактика рекомен­дует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Ша­талов из Донецка внес определенную модификацию в орга­низацию этих упражнений по математике. Он усилил ус­тные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, куда учащиеся записывают номера тех задач, которые они ре­шают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в разви­тие дидактических и методических основ организации учеб­ной работы.

    Исследовательская функция педагогической деятельно­сти предусматривает изучение:

    а) содержания и способов воздействия на других людей;

    б) возрастных и индивидуально-психологических особен­ностей других людей;

    в) особенностей процесса и результатов собственной дея­тельности, ее достоинств и недостатков. Исследовательская функция основывается на способно­сти человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки себя (самооценки). Объекты исследовательской функции — это сам учитель (что может проявляться, например, при пси­хологическом анализе собственного урока, собственной пе­дагогической деятельности), отношения с коллективом, уче­никами. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педа­гогического процесса, среди которых ученик занимает ос­новное место. Исследовательская функция успешно осу­ществляется, если учитель обладает потребностью в само­образовании и совершенствовании своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Ес­тественно, исследовательская функция предполагает раз­витие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежа­щие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека, например, перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие вклю­чаются в реализацию исследовательской функции педаго­га. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения все­ми методами педагогической психологии — наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.

    infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *