Формы прокурорского реагирования

Формы прокурорского реагирования на нарушение закона

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.

Прокурорский надзор в сфере государственного управлениядеятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона.

41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управленияэто деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности .

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:

• при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

• рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

• рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

• проверке законности нормативных правовых актов;

• рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

• рассмотрении уголовных дел;

• рассмотрении жалоб юридических лиц

Меры прокурорского реагирования. Прокурорский надзор за исполнением законодательства

Формы прокурорского реагирования

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Формы прокурорского реагирования

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Формы прокурорского реагирования

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Формы прокурорского реагирования

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Формы прокурорского реагирования

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Формы прокурорского реагирования

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Формы прокурорского реагирования как способ восстановления нарушенного законодательства

Формы прокурорского реагирования Прокуратура на выезде

В России прокурору в рамках осуществления надзора законодательно предоставлен широкий спектр полномочий, дающих право пресекать правонарушения .

Ведущим законом, регулирующим правоприменительную функцию прокуратуры российского государства, регламентированы следующие формы прокурорского реагирования: постановление, предостережение, протест, представление, требование.

При обнаружении правового акта, противоречащего основным законам РФ, прокурор приносит протест в уполномоченный его рассмотреть орган.

Также прокурор может опротестовывать незаконные локальные правовые акты.

Когда прокурор видит нарушения закона. не подпадающие под административную, уголовную или другую ответственность, он использует представление, как способ устранить эти нарушения. Оно направляется тому, кто допустил нарушения закона.

Если прокурор получил информацию о правонарушении, которое еще не допущено, но действия должностных лиц ведут к этому, он объявляет предостережение.

Постановлением прокурор может инициировать административное дело.

При обнаружениях признаков деяния, носящего уголовно-правовые черты, прокурор готовит постановление, которое вместе с материалами проверки направляет в органы расследования преступлений.

В рамках УПК РФ (в ходе следственной и оперативной работы), прокурор вносит требования правоохранительными органам.

Навигация по статье

Внесение представления как основной формы прокурорского реагирования

Представление – одна из самых распространенных мер реагирования, которые применяют в своей сфере работники надзорного ведомства. Стоит отметить, что законодательством не установлено точного понятия представления.

В общем понимании представление – это акт прокурорского воздействия, направленный на пресечение нарушений, установленных в результате надзорных проверок, а также обстоятельств, которые способствовали нарушениям.

Представление условно можно разделить на 3 части:

  • Кому вносится и название представления (например: Директору ООО «Р и К» Об устранении нарушений законодательства о здравоохранении).
  • Диспозиция, т. е. описывается какое законодательство нарушено. В представлении обязательно ссылка на основной закон, положения которого преступлены, а также деяния (бездействие) правонарушителя. приведшие к не исполнению закона.
  • В резолютивной части указывается на необходимость рассмотреть представление незамедлительно, и принять действия по пресечению нарушений.

Одно из указаний прокурора, которые необходимо рассмотреть, это принятие решения о применении дисциплинарных мер к виновным. Этот вопрос не может быть проигнорирован, и в письме об итогах разбирательства по представлению необходимо отразить четкую позицию по данному вопросу, а особенно обосновать не привлечение к ответственности нарушителей.

Зачастую прокурор требует рассмотреть представление с его участием. Это требование обязательно для исполнения. Поэтому о дате рассмотрения меры реагирования необходимо уведомить прокурора заблаговременно.

Отвечать на представление необходимо письменно, не позднее 30 дней с момента его получения адресатом.

Так как требования прокурора исходят из позиции законности, то они подлежат исполнению. Если требования прокурора игнорируются, последний вправе инициировать вопрос административного воздействия по ст. 17.7 КоАП РФ.

При расхождении мнений относительности законности представления, субъект, которому оно направлено, вправе направить жалобу в прокуратуру или в суд.

Опротестование нормативных правовых (локальных) актов

Надзор за нормотворчеством – центральная веха деятельности прокурорского ведомства.

Прокурор вправе опротестовать по сути любой, несоответствующий законам России нормативно правовой документ .

Протест направляется в ведомство, принявшее противозаконный правовой акт либо его отдельные положения.

Опротестовать прокурор вправе и локальные акты (например, при проверке исполнения законов о труде на предприятии, прокурор может опротестовать незаконное решение об объявлении выговора работнику или на положение организации по оплате труда).

Структура протеста примерно следующая:

  • В начале документа указывается: кому приносится протест, и на какие положения оспариваемого нормативного правового акта (например: главе муниципального образования на пункты 2, 3 Положения об оплате труда работников бюджетной сферы).
  • Описательная часть: описываются все противоречия с указанием на закон РФ, с которым вступили в противоречие нормы оспариваемого документа.
  • Обязательство подвергнуть рассмотрению протест (в том числе известив заблаговременно надзорное ведомство о времени проведения совещания по рассмотрению указанной меры реагирования).

Законодательно регламентирован общий срок. в течение которого протест должен быть рассмотрен (10 дней со дня получения). Но есть исключения из данного правила. Так, например протест, направленный в городской совет, будет рассмотрен на следующем заседании совета.

В случае не терпящем отлагательств, прокурор может потребовать рассмотреть протест незамедлительно или в кратчайший срок (например, при возникновении угрозы населению).

Итоги рассмотрения протеста оформляются письменно. Вместе с письмом надзорный орган необходимо направить копию измененного нормативного документа.

Постановление как акт инициирования уголовной и административной ответственности

Постановление об инициировании административного воздействия на нарушителя готовится прокурором при обнаружении признаков нарушения административного законодательства. Фактически прокурор может инициировать любой административный процесс, но есть административные правонарушения, дела по которым вправе возбудить только прокурор (например: по жалобе предпринимателя о нарушении его прав контролирующим органом).

Тем не менее, прокурор не может выносить решения о наложении административных санкций, а собранный материал вместе с постановлением передает на рассмотрение уполномоченным на то органам.

Постановления, поступившие из прокуратуры рассматриваются органами административного воздействия не позднее двух месяцев с момента получения материалов, судом – трех месяцев.

В результате проверки по поступившему сигналу, прокурор может выявить признаки уголовно-наказуемого деяния. Например, в ходе проверки по жалобе гражданина К. по вопросу нарушений трудового законодательства, прокурором установлено, что заработная плата на предприятии, работником которого является К. имеется задолженность по заработной плате свыше двух месяцев. Материалы проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения о наличии либо отсутствии состава преступления.

Предостережение как превентивная форма прокурорского влияния на состояние законности

Формы прокурорского реагирования на досудебных стадиях, описанные выше — это реакция прокурора на уже свершившиеся нарушения.

Однако, представители надзорного ведомства могут действовать на опережение, так сказать пресекать нарушение до его совершения.

Предостережение — это превентивная мера воздействия прокурора, направленная не допустить готовящиеся правонарушения.

Предостеречь прокурорское ведомство может лишь должностное лиц, но никак не граждан и юридических лиц.

До того как прокурор решит вопрос об объявлении предостережения, он должен проверить информацию о готовящемся нарушении, а также отобрать объяснения лиц, действия (бездействие) которых может привести к противоправным последствиям.

Предостережение по структуре схоже с представлением: в самом начале указывается, кому оно объявляется, и какая норма закона может быть нарушена в случае непринятия во внимание предостережения и прекращения действий (бездействия), ведущих к нарушению права.

В описательной части должны быть ссылки на все обстоятельства, выявленные прокурором в результате проверочных мероприятий, а также закон. который в перспективе может быть нарушен, если не исполнить предостережение. В заключительной части прокурор обращается непосредственно со словом «предостерегаю» непосредственно к тому, кому адресована мера реагирования.

При объявлении предостережения лицо, которому оно адресовано, ставит подпись об ознакомлении и понимании последствий его неисполнения на дубликате документа, который остается у прокурора. Результаты неисполнения предостережения могут быть различны, вплоть до уголовных санкций в случае не предотвращения преступления.

Роль требований надзорного ведомства в ходе следствия

На досудебном этапе уголовного производства, прокурор наделен обширным спектром полномочий. В данной стадии используются различные формы прокурорского реагирования на нарушения законности, но основной является требование, смысл которого ликвидировать нарушения, допущенные в следственном процессе .

Основное назначение требования прокурора как акта воздействия надзорного органа – это пресечение бездействие либо действие вопреки закону со стороны сотрудников полиции и иных органов следствия на этапе расследования преступлений (например: нарушение сроков следствия, допущения волокиты, вынесения незаконных решений по результатам следствия).

Как известно следователь процессуально независимое лицо, поэтому требование может направляться прокурором как непосредственно указанному служебному лицу, так и руководителю, под началом которого работает следователь, например с целью дисциплинарного воздействия на следователя, который допустил волокиту при проведении проверок по делу о преступлении, находящемуся в его производстве.

Определенных требований к указанной форме прокурорского воздействия нет. В документе прокурор обозначает, кому направлено требование, нормы законодательства, регламентирующего расследование преступлений. которые нарушены и подлежат восстановлению, а также сроки рассмотрения требования.

В случае несогласия с требованием, следователь или руководитель следствия могут направить соответствующую жалобу вышестоящему прокурору либо оспорить требование в судебном порядке.

Таким образом, мерами прокурорского воздействия прокурор может добиться законности практически в любых сферах жизни человека, а это и есть основное предназначение органов прокуратуры РФ.

Каким образом происходит прокурорское реагирования представлено в реферате на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Прокурорское реагирование, меры прокурорского реагирования на Жалоба.net Формы прокурорского реагированияФормы прокурорского реагированияФормы прокурорского реагирования

Меры прокурорского реагирования. Что может предпринять прокурор

FXstart
Прокурорское реагирование, меры прокурорского реагирования

Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — принести протест или внести представление.
Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства — Российской Федерации, субъектов РФ — и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Меры прокурорского реагирования

Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ. В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях — при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.

Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда. Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.

Постановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости о г характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соот­ветствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:

  1. Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).
  2. Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины но мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).
  3. Если руководитель предприятия, учреждения или организа­ции независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ).
  4. Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведе­нию собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК).
  5. Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).

Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурорское реагирование, меры прокурорского реагирования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *