Формы культуры таблица

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ Типология культур

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различа­ют три ее формы — элитарную, народную, массовую — и две разновиднос­ти — субкультуру и контркультуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например живопись П. Пикассо или музыка А. Шёнберга, трудна для пони­мания неподготовленной аудитории. Как правило, она на десятилетия опе­режает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потреби­телей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, зав­сегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения повышается, круг потребителей вы­сокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Народная культура в отличие от элитарной создается анонимными твор­цами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных тво­рений неизвестны. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, ле­генды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды). групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные ше­ствия). Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор ло­кализован, т.е. отражает традиции данной местности, и демократичен, по­скольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вку­сов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — се­редина XX в. когда средства массовой информации (радио, печать, теле­видение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Яркий пример массовой культуры — популярная и эстрадная музыка. Она понятна и до­ступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня об­разования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы

людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, ус­таревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной куль­туры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массо­вой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Общество состоит из множества групп — национальных, демографичес­ких, социальных, профессиональных, и постепенно у каждой из них форми­руется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках, —различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие ба­зисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных, но являются новыми языками, а не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций. обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилыхлюдей, субкультуре национальных мень­шинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Суб­культура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень значительными, но субкультура не противостоит доми­нирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представи­телей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей — выходцев из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социаль­ной группы свой культурный мир.

Малолетние дети, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобраз­ную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этого отца культуры.

Основные формы культуры

Эстрада, шлягер, китч, сленг, поп-культура

Молодежная культура — явление сравнительно новое. В качестве само­стоятельной она появилась в середине 1950-х гг. в процветающих странах, прежде всего США. Фактически до 1950-х гг. понятия «тинэйджер» (а не просто подросток) не существовало. В 1940-е гг. молодые люди покупали те же вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клу­бах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у тинэйджеров мень­ше, все они тратятся на проведение досуга, и решился создать культуру до­суга, основанную на современной моде. Молодые люди стали покупать боль­ше и разнообразнее не потому, что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что не хотели «выглядеть плохо». Всю свою энергию молодежь на­правляла на погоню за очередной «модной штучкой», а не на организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной суб­культуры: она стала дополнительным средством контроля за поведением тинэйджеров.

Формы культуры таблица

Еще в 1930-е гг. кинематограф и грамзаписи в развитых западных стра­нах превратились в процветающий бизнес, в самостоятельную и постепенно набиравшую силы индустрию. К тому же периоду относится и подъем мас­сового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием.

В середине 1950-х гг. в судьбе со­временного общества произошли ра­дикальные изменения. На историчес­кую сцену вышла новая социальная ка­тегория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. За­падные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широ­комасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развле­чений «взрослых» достиг насыщения, зато на молодежном рынке открыва­лись широкие перспективы благодаря постоянному росту материального бла­госостояния.

Когда в середине 1950-х гг. начался бум молодежной культуры, первым потребителем и производителем продукции массовой культуры выступил рабочий класс. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочего класса. Выход­цы из среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, посколь­ку они дольше учились в колледжах и университетах, следовательно, не имели самостоятельных денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчива­ли школу, раньше шли трудиться и раньше обретали экономическую само­стоятельность.

У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потреб­ность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность

в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). У молодежной субкультуры свой язык, мода, искусство и стиль поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлен­ное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или не­приятие социальной действительности вместо ее переустройства и совер­шенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эс­капизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает социальная принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведет образ жизни не такой, как молодые представители высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у белых и черных мо­лодых людей.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную суб­культуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристи­ка манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выра­жать свои предпочтения и т.п. выделяющая одну группу из других.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отли­чается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противо­стоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, матери­альный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, полити­ческую лояльность, рационализм.

4.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура

Сегодня существует ряд классификаций видов и форм культуры, на которых стоит кратко остановиться.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы) можно отнести к культуре. Отсюда идет деление на материальную и духовную культуру. хотя оно и носит довольно условный характер. К первой относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Вместе с тем сегодня одежда человека не только призвана защищать от холода, но имеет множество дополнительных смысловых нагрузок – стиль, соответствие веяниям моды, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе жизни.

Таким образом, материальная культура – это то, что сохраняется в вещах, а духовная культура – то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры) театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графика), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). Более подробно о духовности и духовном мире человека будет сказано чуть ниже.

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для многих других, в том числе и нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека и основанная на гуманных началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная. высокая культура, доступная немногим избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых – сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российски музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору. С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (в пер. с фр. «лучший, избранный») или высокая культура направлена на узкую группу людей, разбирающихся в искусстве, включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные узкому кругу сведущих людей. В определенном смысле это культура так называемых избранных, людей с высокой образованностью, духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики этого направления говорят, что здесь искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека, она замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, как направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем, здесь происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная или национальная культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. Сюда включаются мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в 2-х основных видах — популярная (описывает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос, удовлетворяющая любые требования масс населения, а ее продуктами являются шлягеры, которые зачастую живут очень короткой творческой жизнью и быстро забываются, вытесняемые новым потоком попкультуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, что при этом произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации (практически традиционным набором каждого крупного города мира является ресторан Макдональдс, одинаковые упаковки порошков, зубных паст и продуктов в магазинах, похожие друг на друга уличные и телевизионные рекламы, зачастую отличающиеся только языком сопровождения картинки) культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования, образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых «вечных вопросов». Засилье продуктов так называемой массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

Среди специфических признаков массовой культуры можно выделить следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это – типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление – шоу – также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего, это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры – экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он именует «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель средних лет может только возмутиться и заметить, что мир летит в тартарары и вскорости следует ожидать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему, как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.

Тема урока: «Многообразие форм культуры»

Тема урока: «Многообразие форм культуры».

В результате занятия учащиеся смогут

ü Узнать, какие формы и разновидности культуры существуют

ü Знать основные черты таких форм культуры как массовая, элитарная, народная, экранная

ü сравнивать эти виды культуры

ü давать определения таким понятиям как элитарная, народная, массовая, экранная культура, субкультура, контркультура.

ü Научиться определять, к какому типу культуры относятся определённые культурные продукты – произведения

ü работать в группах

ü Выступать публично

Тип занятия: урок изучения нового материала

Форма урока урок – лекция, с элементами эвристической беседы, работа учащихся в группах над выполнением проблемных заданий.

Ход урока: в качестве мотивации учитель предлагает вспомнить самое широкое значение ключевого термина данного урока – культура.

Используя полученные ранее знания, учащиеся должны вспомнить, что под культуро й в наиболее широком значении подразумевается всё, что создано и будет создаваться человеческим обществом, всё, что не появилось бы в природе без деятельности человека и общества. Можно активизировать учащихся, попросив привести примеры результатов или продуктов культуры. Ответы будут разнообразны. Учитель может обратить внимание учащихся, что разнообразие любых явлений с философской точки зрения, как правило, требует попыток классифицировать эти явления.

Преподаватель знакомит учащихся с тем, что в современном обществознании, в частности в социологии, сложилось представление, что в зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три – четыре её формы (элитарная, народная, массовая, экранная), и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Чтобы оптимизировать усвоение лекционного материала по данной теме и составление конспекта, учитель раздаёт каждому учащемуся заранее составленную и напечатанную таблицу. И предлагает заполнить пробелы в таблице совместно с учащимися в результате беседы.

Таблица «Формы культуры »

12 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Формы культуры таблица

1.Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

  • материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
  • духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры. познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.

7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

— духовные потребности;
— духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
— духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
— духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
— духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:

  • национальная – мировая;
  • светская – религиозная;
  • восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  • традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
  • сельская – городская;
  • обыденная – специализированная;
  • высокая (элитарная) – массовая – народная


9.
Элитарная, массовая и народная культуры

Тесное взаимодействие и взаимодополнение

1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление
2.Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3.Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Формы и разновидности культуры

Культура и ее изучение – ОБЪЕКТ гуманитарной науки КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-300.

Запомним самое простое определение!

Культура – все то, что создано человеком, в отличие от природы.

Формы культуры таблица
Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин . называл культуру«надприродным явлением» (или «второй природой»). Фактически, культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с ТВОРЧЕСТВОМ, ИСКУССТВОМ, ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные? Самые важные Формы и разновидности культуры – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура. Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт ЭКОНОМИКИ, прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, знания (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, ученого, воплощенный в бумажной материальной форме). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
  • МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.
Это НАРОДНАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ) культура, ЭЛИТАРНАЯ и МАССОВАЯ.

Формы культуры таблица

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит сельский характер, анонимна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве, индустриальное и постиндустриальное общество формируют иные ценности, враждебные ей (прибыль, например). Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите ГОСУДАРСТВА.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА – наука о прекрасном. То есть элитарная культура – искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Формы культуры таблица

Испанский культуролог Ортега-и-Гассет, отмечает, что МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ведёт к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию «массового человека», которым легче манипулировать. Продукты МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ стандартизируют культуру, понижают интеллектуальный уровень, стирают культурные особенности.

Однако мы помним, что любое сложное явление, которым является и МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, не могут нести только отрицательный характер. Например, в формате ЕГЭ может быть задан вопрос:

Отвечаем, связывая проявления массовой культуры с ее инструментами:

  1. Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
  2. Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
  3. Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.

А теперь подумайте, каковы могут быть отрицательные последствия воздействия продуктов массовой культуры для детей? Ответы обсуждаются в комментариях здесь или в группе Формы культуры таблица

И последнее. В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

  • В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры. Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

Похожие записи:

Формы культуры таблица Культура тест по обществознанию Формы культуры таблица Тесты по теме ЕГЭ культура Формы культуры таблица ЕГЭ обществознание 28 Формы культуры таблица Темы ЕГЭ по обществознанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *