Фискальная политика государства это

48. Фискальная политика государства Типы фискальной политики

Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита. спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, уже­сточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличенияG или сниженияT. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние наAD и обладают мультипликативным эффектом

где kg= 1/1–MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобноG. обладает мультипликативным эффектом

где kt= MPC/MPS – мультипликатор налогов.

Мультипликатор kg> kt . так как, например, при сокращенииТ потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица приростаG оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политикапредполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся: пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50 %) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис.30.1).

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Фискальная политика государства это

Рис. 30.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.).Косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

EREPORT.RU

Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты

Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
«Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Экономические статьи

Фискальная политика государства

December 17, 2012

Фискальная политика государства является по своим функциям аналогом бюджетно-налоговой политики. Это основывается, во-первых, на дословном переводе данного понятия с латинского языка: fiscus — «казна государства» и fiscalis – термин, имеющий отношение к казне. Во-вторых, основными экономическими инструментами государственного регулирования в стране являются бюджет и налоги, управление которыми осуществляется только с помощью фискальных механизмов.

Исходя из сказанного выше, можно сформулировать определение: фискальная политика государства является государственной системой регулирования экономики с помощью внесения соответствующих корректировок в государственные расходы, систему налогообложения и, в целом, государственный бюджет, для повышения уровня производства, занятости, контролирования индекса инфляции и эффективного экономического роста.

Расходы и налоги государства – основные инструменты данного вида политики. Фискальная политика государства может оказывать разного характера влияние на стабильность его экономики (позитивное и негативное). Данная политика должна содержать в своей структуре такие подвиды, как бюджетная, налоговая и стабилизационная.

Политика государства, направленная на внутреннюю стабилизацию, должна поддерживать равновесие совокупных предложения и спроса с использованием инструментов сглаживания экономических колебаний.

Основные цели данной политики:

  • контроль за необходимым уровнем занятости;
  • достижение стабильности в экономическом росте;
  • контролирование уровня инфляции.

Стабилизационная политика государства должна осуществляться как через бюджетную и налоговую политики, так и через кредитно-денежную, но только при полной согласованности действий между ними. Данная политика, благодаря своему влиянию на деятельность субъектов хозяйствования, должна быть достаточно предсказуемой.

Как уже указывалось, налоги являются одним из инструментов фискальной политики, а, соответственно, налоговая политика – достаточно важный элемент государственного управления экономическими процессами. Поэтому специалистами данной области знаний много внимания уделяется ее классификации и типизации. Виды налоговой политики целесообразно рассмотреть по определенным функциональным критериям: по узкой специализации, по территориальному признаку, по долговременности целей и их масштабности, а также по целевой направленности политики.

Налоговую политику по территориальному признаку можно рассматривать на местном, региональном и федеральном уровнях. Данное деление является условным, так как сегодня местные и региональные госорганы не обладают налоговыми правами. И пока только федеральным центром осуществляется разработка основной налоговой тактики и стратегии, а в обязанности низших уровней входит безусловное их выполнение.

Признак узкой специализации предусматривает такие виды: инвестиционная, социальная и таможенная политики. Данное подразделение основывается на прикладном значении налоговой политики.

По долговременности целей и их масштабности различают: стратегическую политику, реализуемую свыше трех лет, и тактическую, рассчитанную на период до трех лет.

Целевая направленность налоговой политики предусматривает такие ее разновидности: контрольно-регулятивная, регулирующая, фискальная и комбинированная.

Фискальная политика государства с использованием своих инструментов воздействует на совокупное предложение (сумма затрат компаний) и на совокупный спрос (другими словами, совокупные расходы). В данном случае в качестве инструментов используются доходы и расходы бюджета государства (налоги, государственные закупки и транферты).

Фискальная политика государства это

Вредные привычки, которые мешают вам избавиться от жира на животе Если вы хотите стать стройнее, вам нужно узнать, какие привычки могут помешать вам добиться такой цели.

Фискальная политика государства это

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Фискальная политика государства это

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Фискальная политика государства это

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Фискальная политика государства это

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Фискальная политика государства это

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Тема. Фискальная политика государства

Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика: сущность, виды

Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством: 1. сокращения государственных закупок и трансфертов; 2. увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1 действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2 действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.

При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на бо льшую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

∆G 1 – МРС MPS

где, ∆Y – прирост дохода; ∆G – прирост гос. закупок; МРС – предельная склонность к потреблению; MPS – предельная склонность к сбережению.

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов – к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

∆Т МРS 1 – МРС

где, ∆Т – прирост налогов

Отсюда ∆YT = — МРС ∙ ∆Т

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

∆Y = ∆YG + ∆YT = ∆G ∙ (1 – МРС) / (1 – МРС) = ∆G ∙ 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) – это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла. К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Изучаем Экономику и Бухучет

1. Фискальная политика: сущность и основные функции

2. Мультипликаторы фискальной политики

3. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика

4. Государственный бюджет и ограничения. Государственный долг

1. Фискальная политика – совокупность методов государства в сфере налогообложения и государственных расходов, направленных на обеспечение занятости равновесного платёжного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.

Основные функции фискальной политики:

· Влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры

· Перераспределение национального дохода

· Накопление необходимых ресурсов для финансирования государственных программ

· Поддержание высокого уровня занятости и т. д.

Государственные доходы – денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами в процессе взимания и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования для выполнения государством своих функций.

Источник государственного дохода:

· Собственные доходы государства от производительности и других видов деятельности

· Платежи за ресурсы, которые согласно с действующим законодательством находятся в собственности государства

· Официальные трансферты из-за рубежа и прочие

К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Налоги – финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания общегосударственных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Налоговая политика – деятельность государства в сфере ведения правовой регламентации и организации уплаты налогов в соответствующие фонды.

Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, законодательно установленных в стране для пополнения доходной части бюджета.

I. Прямые – взимаются непосредственно у собственников имущества и у получателей доходов.

1) реальные: а) земельные

б) на долю владения

в) на ценные бумаги

2) личные: а) на прибыль с населения

б) на прибыль корпорации

в) на прирост капитала

г) с наследования и дарения (5%)

д) имущественные налоги

II. Косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров, то есть перекладываются на плечи потребителей продукции.

1) фискально-монопольные: а) индивидуальные

б) универсальные (налог с оборота)

2) акцизы на отдельные виды товаров

3) пошлины: а) экспортно-импортные

Налоговая ставка – законодательно установленный размер налога на одну единицу налогообложения.

— прирост налоговых поступлений

Виды налоговых систем:

Кривая Лаффера показывает при какой ставке налога налоговые поступления максимальны. При дальнейшем увеличении ставки стимулы предполагаемой деятельности уменьшаются, производство сокращается и сокращается поступление в государственный бюджет.

Государственные расходы – это отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития.

Государственные расходы делятся на:

А) потребления в государственном секторе

б) расходы на оплату процентов по долгам

2) Капитальные вложения:

а) государственные инвестиции

На формирование расходов бюджета в Украине в современных условиях влияют:

· Экономический риск, который вызывает:

— увеличение выплат на социальную защиту населения

— увеличение налогов на финансовую поддержку государственного сектора от банкротств, а не на инновационную деятельность

— увеличение налогов на поддержание социальной сферы

· Увеличение монетизированного государственного долга, который вызывает:

— увеличение налогов на покрытие государственного долга

— вытеснение инвестиций из сферы производства

· Увеличение немонетизированного государственного долга, который вызывает выделение средств на покрытие задолженностей, возникающих в предыдущие годы по заработной плате бюджетным работникам, стипендиям и другим видам социальных выплат.

· Дефицит бюджета всех уровней, который предусматривает жёсткий режим экономии средств, сокращение расходов во всех статьях смет на содержание аппарата управления.

· Привлечение внешних ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, который приводит к увеличению платежей по процентам.

Изменение налоговых поступлений (Т) мультипликативно влияет на равновесный уровень дохода. Если налоговые поступления снижаются на — это значит, что доход конечного использования увеличится на . Потребительские затраты (С) соответственно возрастут на величину равную , что сдвинет кривую плановых затрат и увеличит равновесный объём производства с на на величину равную .

Mt = (если дана ставка налога)

Mt = (открытая экономика)

Где — прирост национального дохода

C/ – предельная склонность к потреблению

T – ставка налога

Z – предельная склонность к импортированию

Mt – налоговый мультипликатор, показывающий, что уменьшение налогов на определённую величину вызовет увеличение НД на ещё большую величину и наоборот.

Если налоги увеличиваются на одну и ту же величину, что и государственные затраты, то есть , то равновесный объём производства увеличивается. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда <= 1.

Если государственные расходы увеличиваются на , то кривая плановых затрат АД1 сдвигается вверх на такую же величину, а равновесный объём производства возрастает с У1 на У 2 на величину .

. где МG — мультипликатор государственных расходов, который показывает на сколько изменились совокупные доходы при изменении государственных затрат на 1 грн. он рассчитывается по формуле:

1) в закрытой экономике MG =

2) в закрытой экономике, при данной налоговой ставке

3) в открытой экономике MG =

3. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируются на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуща постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

— автоматическое изменение налоговых поступлений при прогрессивной ставки налогов

— помощь на случай безработицы и различные виды социальных трансфертов

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит или излишек создаётся самими автоматическими стабилизаторами.

Дискреционная фискальная политика – политика, при которой правительство сознательно манипулирует государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства, контроля за инфляцией и ускорение экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

· Изменение программ общественных и других программ, связанных с расходами производства

· Изменение программ транспортного типа

· Циклические изменения налоговых ставок

Дискреционная политика с целью стимулирования АД в период кризиса предусматривает сознательное составление государственного бюджета с дефицитом.

4. Государственный бюджет и ограничения. Государственный долг

Бюджет – денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов государства за определённый период.

Фактический бюджет равен структурный плюс циклический.

Фактический бюджет отображает реальные поступления, расходы и дефицит за определённый период.

Структурный бюджет отражает какими должны быть доходы, расходы и дефицит, если экономика функционирует при потенциальном ВНП.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменение доходов, расходов и дефицит, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объёме производства, а находится в состоянии роста или спада.

Бюджетная политика – политика изменения государственных доходов и расходов для поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Концепции бюджетной политики:

1) ежегодно балансируемый бюджет (положительное или нулевое сальдо по итогам каждого года)

2) циклически сбалансированный бюджет (балансирование бюджета не на год, а на период экономического цикла)

3) балансирование функциональных финансов (балансирование не бюджета, а экономики в целом)

Причины бюджетного дефицита:

· снижение доходов в условиях кризисного состояния экономики

· уменьшение прироста НД

· увеличение бюджетных затрат

· непоследовательная финансово-экономическая политика

· большой объём государственного сектора

· увеличение затрат по обслуживанию государственного долга

Методы снижения бюджетного дефицита:

— переход от финансирования к кредитованию

— ликвидация дотации убыточным предприятиям

— сокращение затрат по управлению

— реформирование системы налогообложения

— повышение роли местных бюджетов

Виды бюджетного дефицита:

1) По форме проявления

а) открытый (официально признанный в законе о бюджете на соответствующий год)

б) скрытый (возникает в результате завышения объёмов плановых расходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита)

2) По причинам возникновения

а) вынужденный (в следствии сокращения ВВП и ограниченности финансовых ресурсов страны)

б) сознательный (возникающий в следствии дискреционной политики)

3) По направлению бюджетного финансирования

а) активный (характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП)

б) пассивный (характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов)

Причины бюджетного дефицита в Украине:

· увеличение выплат по государственному долгу

· значительный объём социальных трансфертных платежей

· уклонение от уплаты налогов

· значительные затраты на управление

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) государственные займы

2) казначейские обязательства

3) ужесточение налогообложения

4) денежная эмиссия

5) международные кредиты

Государственный долг – накопленная сумма заёмных правительством средств для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг состоит из:

1) задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам – внутренний долг.

2) Финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату – внешний долг.

Внутренний долг делится на:

— монетизированный – складывающийся из долгов, опосредованных кредитными отношениями государства с банками.

— не монетизированный – складывающийся из невыполненных государством обязательств с населением или хозяйствующими субъектами.

По срокам уплаты различают:

— текущий – срок уплаты по которым наступает в текущем году.

— капитальный – долг, срок уплаты по которому ещё не наступил.

Причины государственного долга:

· Хронический дефицит государственного бюджета

· Превышение темпов роста государственных расходов над государственными доходами

· Дискреционная фискальная политика, направленная на снижение налогового бремени

· Привлечение средств нерезидентов с целью поддержания стабильности национальной валюты

· Действие автономных стабилизаторов

В зависимости от характера влияния государственного долга на экономику может быть краткосрочным («эффект вытеснения инвестиций») и долгосрочным, связанным с накоплением капитала и потреблением будущих поколений.

Последствия государственного долга:

· Сокращение потребления населением страны

· Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики

· Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета

· Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций

Управление государственным долгом – это совокупность методов государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке, выпусков новых займов с выплатой процентов по займам, проведение конверсий (изменение условий доходности), проведение консолидации (изменение срока займа), определение ставок процента по государственному кредиту, а так же погашением ранее выпущенных займов, срок уплаты по которым уже наступил.

Рефинансирование государственного долга – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с собственниками облигаций прежних займов.

Фискальная политика государства — 5.0 out of 5 based on 1 vote

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *