Деятельность прокуратуры

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

— Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

— Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

— Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

— При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

— Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

— Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

— Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

— Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора — статья 23.

2) Представление прокурора — статья 24.

3) Постановление прокурора — статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона — статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

— Генеральная прокуратура РФ.

— Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

— Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

— Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

— Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

— Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

— Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела VФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

— Наличие гражданства РФ

— Отсутствие любого другого гражданства.

— Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

— Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

— В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

— Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

— Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

— Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

— Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

— В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

— На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Деятельность прокуратуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. В чем проявляется принцип централизации прокурорской системы

1. В подчинении Генерального прокурора РФ Президенту РФ;

2. В руководстве Генеральной прокуратурой всей системой прокуратуры РФ;

3. В подчинении каждого работника прокуратуры своему руководителю;

4. В подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2. Глава Муниципального совета района обратился к прокурору района с предложением о включении представителя прокуратуры в состав юридической комиссии Муниципального совета с целью дачи заключений о законности подготавливаемых комиссией решений

Подлежит ли удовлетворению просьба главы Муниципального совета? Обоснуйте свой ответ на основе анализа содержания принципов организации и деятельности прокуратуры.

Ответ: да, подлежит. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1, прокурорам предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях, при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона. прокуратура надзор совместительство закон

3. На каком уровне действуют и кому подчиняются прокуратуры ЗАТО (кроме ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»)

1. Прокуратур районов и городов с подчинением прокурорам субъектов Российской Федерации;

2. Прокуратур субъектов с подчинением Генеральному прокурору Российской Федерации;

3. На уровне межрайонных с подчинением управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

4. На уровне межрегиональных прокуратур с подчинением заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по федеральным округам.

4. Следователь прокуратуры Е. был принят по совместительству на должность юрисконсульта в одно из предприятий. Однако отдел кадров прокуратуры, которому стало известно данное обстоятельство, потребовал прекратить указанную трудовую деятельность. Обоснованно ли требование отдела кадров прокуратуры?

Ответ: обосновано, так как в соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

5. Осуществляет ли Прокуратура РФ надзор за соответствием Конституциям, уставам субъектов Российской Федерации правовых актов и действий должностных лиц органов исполнительной власти, органов контроля, органов местного самоуправления

1. Это составная часть прокурорского надзора за исполнением законов и правовых актов;

2. Такая деятельность прокуратурой не осуществляется;

3. Только в случае закрепления таких полномочий прокурора в конституциях, уставах субъектов Российской Федерации;

4. Осуществляет, но лишь в случае не противоречия конституций и уставов субъектов Российской Федерации конституции Российской Федерации, федеральным законам.

6. В прокуратуру района поступило обращение руководителя предприятия «Х» о том, что руководством предприятия «У» грубо нарушены условия договора поставки промышленного оборудования. Согласно условиям договора «Х» в установленный договором срок перечислило денежные средства за оборудование, однако «У» продукцию не поставляет уже в течение года по истечению сроков. Это может привести к банкротству «Х», являющегося градообразующим предприятием.

Подлежит ли данное заявление рассмотрению прокуратурой района?

Ответ: данное заявление подлежит рассмотрению прокуратурой района. Согласно п. 1 ст. 45 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

7. Какую форму прокурорского реагирования обязан избрать прокурор, в случае установления факта издания незаконного правового акта органом контроля

1. Внести представление;

2. Принести протест;

3. Объявить предостережение;

4. Вынести постановление об отмене незаконного правового акта.

8. Прокурор вынес постановление об освобождении несовершеннолетнего С. который решением начальника РОВД незаконно подвергнут административному задержанию. Начальник РОВД обжаловал постановление прокурора на том основании, что оно незаконно, так как это правомочие прокурора не предусмотрено КоАП РФ. Вправе ли прокурор выносить такое постановление? Если да, то на основании какого закона

Ответ: да, вправе. Согласно п. 3 ст. 22 Закона ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202- «Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами … освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов».

9. На какие противоречащие закону правовые акты вправе принести протест прокуроры или их заместители (в рамках предмета общего надзора)

1. Только на нормативно правовые акты;

2. Только на ненормативные правовые акты;

3. Данный вопрос законом не урегулирован;

4. На правовые акты как нормативного, так и ненормативного характера.

10. Следователь ОВД обратился к заместителю прокурора района для получения согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения — заключение под стражу несовершеннолетнего Б. обвиняемого в краже чужого имущества по ч. 1 ст. 158 УК РФ, ранее судимого за хулиганство.

Какое решение должен принять заместитель прокурора района

Ответ: заключение под стражу несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести (ст. 15 Уголовный кодекс ФР от 13.06.1996 N 63-ФЗ), действующим законодательством не предусмотрено (ч. 2 ст. 108 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ). Заместитель прокурора района должен отказать следователю ОВД.

11. Как регулярно прокурор должен проводить проверки законности содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах

4. По мере необходимости, после получения информации о фактах незаконного содержания под стражей.

12. Прокурор района, проверяя жалобу гр. П. установил, что осужденный к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года Р. на учет в уголовно-исполнительной инспекции РУВД не поставлен.

Какие действия должен предпринять прокурор?

Ответ: согласно п. 1 ст. 188 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ «Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей».

Прокурор вправе потребовать объяснения от должностных лиц УИИ, выносить протесты и представления.

13. По делу об изнасиловании несовершеннолетней девочки в состав коллегии присяжных из 14 человек (12 комплектных и 2 запасных заседателя) были включены 13 женщин и 1 мужчина.

Прокурор сделал заявление о роспуске коллегии присяжных в связи с ее тенденциозностью.

Обоснованно ли такое заявление прокурора?

Ответ: данное заявление прокурора обосновано согласно ст. 330 Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ. До приведения присяжных заседателей к присяге стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт.

14. Какие последствия для уголовного дела и уголовного преследования влечет отказ прокурора от обвинения

1. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в обязательном для суда порядке;

2. Продолжение (по усмотрению суда) рассмотрения уголовного дела без государственного обвинителя;

3. Возвращение прокурору уголовного дела для дополнительного расследования;

4. Приостановление рассмотрения уголовного дела, до замены стороны обвинения другим прокурором.

15. В прокуратуру района поступила жалоба гр. Ф. о незаконности решения районного федерального суда.

Помощник прокурора района по жалобе проверил данное гражданское дело и установил, что дело было рассмотрено без участия ответчика. Сведений об извещении ответчика о времени слушания дела в материалах дела нет. Доводы ответчика, содержащиеся в жалобе, в судебном заседании не проверялись. Кассационный срок по данному делу истек месяц назад. Свои доводы помощник прокурора доложил прокурору района, который согласился с ним.

Кто и в каком порядке вправе опротестовать данное решение? Как должен поступить прокурор района?

Ответ: в соответствии с п. 2 ст. 36 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 «Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору».

Список использованных источников и литературы


1. Королев С.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Понятийный аппарат. Екатеринбург, 2007. — 64 с.


2. Прокурорский надзор: Курс лекций и практики. 5-е изд. перераб. и доп. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М. Экзамен, 2003. — 122 с.


3. Прокурорский надзор: Учебник / Под.ред. проф. О.А. Галустьяна. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 113 с.


4. Прокурорский надзор. Учебник / Под. ред. засл. юриста РФ, д.ю.н. проф. А.Я. Сухарева. М. Норма, 2005. — 480 с.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ. http://www.consultant.ru (дата обращения 21.09.2013).

6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ. http://www.consultant.ru (дата обращения 22.09.2013).

7. Уголовный кодекс ФР от 13.06.1996 N 63-ФЗ. http://www.consultant.ru (дата обращения 22.09.2013).

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ. http://www.consultant.ru (дата обращения 22.09.2013).

9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1. http://www.consultant.ru (дата обращения 21.09.2013).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Прокурорский надзор как форма деятельности органов прокуратуры, обеспечивающая надзор за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина. Принцип единства, централизации, независимости, законности, гласности. Пути повышения эффективности надзора.

реферат [30,7 K], добавлен 04.12.2015

Содержание принципов организации и деятельности органов прокуратуры. Единый арсенал полномочий работника прокуратуры в зависимости от статуса в основе единообразия прокурорской практики. Принципы централизации, законности и независимости прокуратуры.

реферат [33,6 K], добавлен 06.09.2015

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Правовые основы деятельности органов прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов. Состояние и направления прокурорского надзора за исполнением законов в практике прокуратуры Ульяновской области.

дипломная работа [132,2 K], добавлен 05.09.2012

Понятие, особенности и принципы прокурорского надзора за исполнением законов и его характеристики. Нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют прокурорский надзор в Российской Федерации. Цели, задачи и пределы компетенции прокуратуры.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 25.04.2014

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры, закрепленные Конституцией РФ. Принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 05.01.2009

Характеристика организационно-правовых основ деятельности прокуратуры в России. Определение ее места в системе государственных и правоохранительных органов. Полномочия и прокурорский надзор, как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры.

дипломная работа [106,5 K], добавлен 27.03.2011

Возникновение прокурорского надзора в государственном механизме. Общеправовые основы прокуратуры — органа за исполнением законов. Система и органы прокуратуры в деятельности по исполнению законов. Правовые основы и принципы прокуратуры.

дипломная работа [74,4 K], добавлен 05.01.2003

Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов. Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законов. Предмет и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Работы органов прокуратуры Российской Федерации.

контрольная работа [36,6 K], добавлен 19.05.2015

Организация работы по надзору за исполнением законов. Прием, анализ и оценка поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов. Акты прокурорского надзора: понятие, виды и требования, к ним предъявляемые. Основания проведения проверок.

реферат [31,4 K], добавлен 23.07.2015

Общие и внутриорганизационные принципы организации деятельности прокуратуры. Сущность понятия «прокурорский надзор». Прокурорский надзор как вид государственной деятельности. Прокуратура как важная часть механизма обеспечения законности в России.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 28.02.2010

2.1.2 Направления прокурорской деятельности в Российской Федерации

Юриспруденция / Правоохранительные органы / 2.1.2 Направления прокурорской деятельности в Российской Федерации

Направления деятельности прокуратуры – основные на­правления, в соответствии с которыми органы прокуратуры осуществляют свои полномочия.

Основными направлениями деятельности прокуратуры яв­ляются:

1) осуществление прокурорского надзора;

2) осуществление уголовного преследования;

3) участие в рассмотрении дел судами;

1) координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

2) международное сотрудничество;

3) участие в правотворческой деятельности

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государ­ства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного при­нятия мер:

· к выявлению и своевременному устранению любых на­рушений закона, причин и условий, способствующих им;

· к восстановлению нарушений законности;

· к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Цель прокурорского надзора – обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ, прав органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления, уч­реждений и организаций, общественных и политических орга­низаций и учреждений.

Выделяют четыре основные отрасли прокурорского над­зора:

1) надзор за исполнением законов органами власти, органами местного самоуправления, руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций (общий надзор);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, органами местного самоуправле­ния, руководителями коммерческих и некоммерческих органи­заций;

3) надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказание, и за назначаемыми судом мерами принудительного характера, ме­стами содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законоворганами власти . органами местного самоуправления, руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций (общий надзор) является важнейшей отраслью прокурорского надзора. Об­щий надзор прокурора заключается в надзоре за законностью актов, издаваемых органами государственного управления, должностными лицами, общественными организациями, и надзоре за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государствен­ные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную дея­тельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина делится на следующие составляющие:

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комите­тами, службами и иными федеральными органами ис­полнительной власти, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за законностью правовых актов, регламентиру­ющих права и свободы человека и гражданина;

· надзор в сфере экономики и экологической безопасности;

· предупреждение преступных проявлений.

Предметом надзора за исполнением законоворганами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие . является соблюдение прав и свобод че­ловека и гражданина, установленного порядка разрешения за­явлений и сообщений о совершенных и готовящихся пре­ступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, при­нимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предметом надзора за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказание, и за назначаемыми судом мерами принудительного характера, ме­стами содержания задержанных и заключенныхпод стражу . является:

· законность нахождения лиц в местах содержания задер­жанных (изоляторах временного содержания) и предва­рительного заключения (следственных изоляторах);

· законность нахождения лиц в исправительных учрежде­ниях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, испол­няющих решения о принудительных мерах воспитатель­ного и медицинского характера;

· соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;

· соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Уголовное преследование осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами свя­зано с тем, что судебные органы, как и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел решают сходные задачи: способствуют вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это в соответствии с принципом состязательности особыми методами.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодатель­ством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или госу­дарства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмот­рении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в каче­стве государственного обвинителя.

Для координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью органы прокуратуры совместно с дру­гими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание обращается прокуратурой на борьбу с организованной преступностью. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.

Международное сотрудничество стало возмож­ным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры РФ с правоохранительными и иными компетентными органа­ми других государств, международными организациями, в целях повышения эффективности,

совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о пра­вовой помощи в борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности заключается в том, что Генеральный прокурор РФ имеет воз­можность входить в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры имеют право входить с законодательной ини­циативой в законодательные органы субъектов РФ и др.

Свежие записи

Правоохранительные органы

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина «Правоохранительные органы»: предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд — основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ — высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922—1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
      • Становление и эволюция российской адвокатуры
      • Статус адвоката
      • Формы организации адвокатской деятельности
      • Адвокатская палата субъекта РФ
      • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Деятельность прокуратуры

Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

В той же статье названного закона определяется и цель прокурорской деятельности. Ею является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из этого под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров — по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

При характеристике прокурорского надзора необходимо помнить о некоторых существенных факторах. Во-первых, этот вид надзора распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществляемого государственными органами надзора и контроля (административного, экологического, санитарного и т. д.). Во-вторых, несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и законов подавляющим большинством должностных лиц и государственных органов, при определенных обстоятельствах руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также гражданами, она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, соответственно — высшими должностными лицами государства.

Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово «суд» (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.). В-третьих, сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

Это направление Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) подразделяет на четыре т. н. отрасли прокурорского надзора :

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением указанными в предыдущем абзаце органами, организациями и должностными лицами прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:

  • уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

К другим направлениям деятельности прокуратуры относятся также: участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений с целью устранения допущенных судами ошибок; надзор за исполнением законов судебными приставами; участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается надзору за исполнением федеральных законов, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от граждан. При этом органы прокуратуры должны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной защищаемой законом тайны.

Помимо этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена ее обязанность информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Кроме того, нельзя, конечно же, забывать и о принципе законности. Для прокуратуры данный принцип означает прежде всего, что она должна действовать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, уставами иных субъектов РФ, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами (соглашениями).

Конкретным направлениям деятельности прокуратуры свойственны свои особенности. Суть их можно было бы охарактеризовать следующим образом.

Первое из таких направлений, как уже было сказано, составляют четыре названные отрасли прокурорского надзора, т. е. четыре относительно самостоятельные его части. У каждой части (отрасли) — свой особый предмет надзора, а у прокурора, действующего в рамках какой-то определенной отрасли, имеется такая совокупность полномочий, которая дает ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к их устранению.

Другими словами, отрасль прокурорского надзора — это его относительно самостоятельная часть, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора .

На передний план закон выдвинул надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (см. ч. 2 ст. 1 и ст. 21—25 Закона о прокуратуре). Сделано это не случайно. Данная отрасль является наиболее объемной. Исторически сложилось так, что ее принято называть общим надзором. Мы тоже воспользуемся этим термином.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные и негосударственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Полномочия прокурора, надзирающего за соблюдением законов, делятся на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по устранению выявленных нарушений. Осуществляя общий надзор, прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения перечисленных выше объектов надзора, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе прибегнуть к разного рода формам предусмотренного законом прокурорского реагирования: своим постановлением освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело; принести протест на противоречащие закону акты, внести представление об устранении нарушений закона, а также о судебной защите прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства. Требования закона, связанные с внесением протеста, представления или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24 и 25 Закона о прокуратуре.

Специфической формой прокурорского реагирования является предусмотренное ст. 25 Закона о прокуратуре предостережение о недопустимости нарушения законов.

В Законе о прокуратуре сравнительно недавно появилось упоминание отрасли, названной надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 26-—28 Закона о прокуратуре).

В известном смысле эта отрасль выделилась из общего надзора, но она имеет свои специфические задачи. Осуществляя возложенные на него функции, прокурор рассматривает и проверяет жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В этой деятельности прокурор использует полномочия общего надзора (ст. 22 Закона о прокуратуре).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает дело об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случаях, предусмотренных законом, прокурор вправе предъявить и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших граждан и государственных организаций.

К полномочиям прокурора в данной отрасли относится право принесения протеста или представления. Протест приносится на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

Срок рассмотрения данных протестов и представлений аналогичен сроку рассмотрения такого рода актов прокурорского надзора, используемых при общем надзоре (ст. 23 и 24 Закона прокуратуре). Прокурор также вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, и там защитить нарушенные права и свободы. Возможно и вынесение предостережения о недопустимости нарушения закона.

Предметом третьей отрасли надзора — надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, — является установленный порядок принятия, учета и разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения предварительного расследования, а также законность принимаемых соответствующими органами решений.

Полномочия прокурора в данной отрасли установлены УПК, Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими законодательными актами. В них предусмотрены, например, следующие основные прокурорские полномочия: проверка уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях; дача письменных указаний следователям и дознавателям по вопросам расследования; контролирование правомерности их решений о возбуждении уголовных дел или о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан; отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и дознавателей; дача письменных указаний о расследовании преступлений; возвращение уголовных дел для дополнительного расследования; изъятие дела от органа дознания и передача его следователю, передача дела от одного следователя другому; возбуждение уголовных дел, их приостановление и прекращение и т. д.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу — четвертая отрасль прокурорского надзора. Ее предметом является законность нахождения в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания — ИВС), предварительного заключения (следственных изоляторах — СИЗО), исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов к лишению свободы (тюрьмы, колонии и др.), а также в учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах в воспитательного и медицинского характера и т. д. В местах лишения свободы прокуратура надзирает за установленными уголовно-исполнительным законодательством порядком и условиями содержания лиц, отбывающих наказание.

Полномочия прокурора в этой отрасли во многом сходны с полномочиями в отрасли общего надзора. Прокурор вправе в любое время посещать т. н. поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации этих учреждений, в случае необходимости — опротестовать их.

Прокурору также дано право требовать создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений, постановлений администрации ИВС, СИЗО, колоний, тюрем и других учреждений подобного рода, получать объяснения соответствующих должностных лиц, вносить протесты и представления, которые обязательно подлежат рассмотрению теми, кому адресованы, возбуждать уголовные или административные дела.

До рассмотрения протеста надлежащим должностным лицом действие опротестованного акта приостанавливается. Прокурор может отменить незаконное дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, отбывающее наказание, немедленно освободить его своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора. Если обнаруживается, что лицо содержится под стражей без законного основания, то он своим постановлением немедленно освобождает его из-под стражи.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами считается одним из направлений деятельности прокуратуры. Такую деятельность не принято относить к разновидности прокурорского надзора. Это связано с последовательным проведением в жизнь разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не могут быть поднадзорными никаким другим органам государства.

Следует подчеркнуть, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуются сходными задачами: вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это особыми методами, обусловленными требованиями принципа состязательности.

Прокурор считается одной из равноправных сторон, участвующих в судебном разбирательстве, но в силу специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению предписаний закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя лично либо может поручить эту миссию следователю или дознавателю, если по данному делу расследование производилось в форме дознания. В ходе судебного разбирательства он принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств.

Он выступает в судебных прениях по уголовным делам с обвинительными речами, в которых анализирует исследованные доказательства, высказывает предложения по вопросам, которые суд будет обсуждать и решать в совещательной комнате при вынесении приговора. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор тоже способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Для этого он наделен рядом полномочий, которые позволяют ему активно отстаивать законные интересы граждан, общества и государства.

Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того, участвовал он или не участвовал в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела, является возложенная на него Законом о прокуратуре обязанность реагирования на незаконное или необоснованное решение суда.

Если приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться с надзорным представлением в суд надзорной инстанции и поставить вопрос о пересмотре дела.

10 февраля 1999 г. в ст. 1 Закона о прокуратуре было добавлено еще одно направление прокурорского надзора, находящееся в прямой связи с предыдущим, — надзор за исполнением законов судебными приставами. Это объясняется крайне неблагополучным положением, сложившимся с исполнением судебных решений, поскольку многие из них оставались неисполненными. Принятие законов об исполнительном производстве и о судебных приставах явилось базой для появления такого направления надзорной деятельности.

Наконец, важное направление прокурорской деятельности — координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление напрямую связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с постоянно растущей преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Координация дает возможность прокуратуре влиять на формирование следственной практики, независимо от ведомственной подчиненности органов дознания и предварительного следствия, обращая особое внимание на борьбу с организованной преступностью.

Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» утверждено упоминавшееся выше Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Данная деятельность возложена непосредственно на Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, городов, других территориальных прокуроров, а также на приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров.

Положение ориентирует на то, чтобы координация деятельности органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов способствовала повышению эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных мероприятий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Вместе с тем данное Положение поставило в особые условия такие правоохранительные органы, как суды. В отношении них в нем говорится, что они «взаимодействуют» с органами, участвующими в разработке скоординированных мероприятий по борьбе с преступностью. И такое взаимодействие, как сказано в п. 15 Положения, «осуществляется с соблюдением принципов самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Другими словами, решения, вырабатываемые в ходе руководимых прокурорами координационных совещаний, для судов обязательными не являются.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *