Членство в международных организациях

Членство в международных организациях

Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственным. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации (схема 16).

Схема 16. Признаки международной организации

После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.

Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство – продолжатель СССР. Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.

Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. В противном случае исключение недопустимо. В таком случае можно не допустить нарушающее устав государство к участию в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.

Членство в международных организациях

Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.

1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным — несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Российские юристы выступают за ликвидацию института ассоциированных членов.

Классифицируют членов международных организаций на первоначальные и присоединившиеся. Первоначальными обычно называются государства, которые участвовали на конференции по выработке учредительного акта организации, подписали и ратифицировали его в установленный срок. Присоединившиеся присоединились позднее.

2. Условия вступления в организацию. Учредительные акты практически всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены организации подразделяются на две категории: первоначальные члены и другие члены.

Первоначальные члены — это государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. В частности, любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов.

3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные.

Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член организации.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода права и обязанности имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

4. Прекращение членства. В учредительных актах организаций закреплены в основном пять способов прекращения членства:

— прекращение существования государства;

Уставы практически всех организаций предусматривают возможность добровольного прекращения членства. Основанием одностороннего выхода из организации является принцип суверенного равенства государств, в соответствии с которым любое государство имеет право свободно определять целесообразность пребывания в той или иной организации.

Добровольный выход из организации сопряжен с выполнением ряда обязательных условий:

— необходимостью письменного заявления о денонсации учредительного акта;

— установлением определенного периода, по истечении которого заявление о выходе вступает в силу;

— установлением периода, начиная со дня вступления учредительного акта в силу, после истечения которого государство-член может возбудить ходатайство о выходе из организации;

— выполнением перед выходом ряда обязательств;

— согласованием условий выхода с организациями более общей компетенции.

Автоматический выход является разновидностью добровольного выхода.

Исключение как вид прекращения членства применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации. Государство, систематически нарушающее уставные положения организации, может быть исключено из организации, если даже устав организации прямо не предусматривает такую возможность.

Прекращение существования государства-члена рождает проблему правопреемства государств в международной организации. Проблема правопреемства в организации может возникнуть в случае возникновения нового независимого государства, объединения или отделения территории государства. В соответствии с международным правом новое независимое государство не обязано автоматически становиться членом организации в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств учредительный акт организации охватывал территорию, являющуюся объектом правопреемства. Новое независимое государство вправе путем уведомления о правопреемстве установить свой статус (т. е. быть полным членом или наблюдателем) в отношении любой организации.

Ликвидация организации означает прекращение членства. Функционирующие ныне организации могут быть ликвидированы различными способами. Наиболее реальным является выход из нее определенного количества государств.

От прекращения членства следует отличать приостановление членства. Прекращение членства является процессом завершенным, приостановление — длящимся. После прекращения членства государство может возобновить свое постоянное участие в организации только путем выполнения всех требований, связанных со вступлением в организацию. Приостановление не требует выполнения существенных процедурных мероприятий.

Приостановление членства возможно двумя способами:

Любое государство вправе приостановить членство в организации на определенное время. Рассматриваемый способ приостановления членства возможен путем уведомления государством исполнительного секретаря (в ряде организаций председателя) организации об этом. При этом не требуется согласия других государств на приостановление членства.

Членство может быть приостановлено и принудительным путем в качестве санкции за невыполнение государством своих обязательств или нарушение основных принципов, содержащихся в учредительном акте.

Международные конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем. Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права. Чаще всего их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая конференция имеет строго определенные цели и задачи, которые должны соответствовать основным принципам международного права.

Международная конференция — это временный коллективный орган субъектов международного права, преследующий согласованные цели и имеющий определенную организационную структуру и компетенцию. В последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН. Различия в наименованиях международных конференций юридического значения не имеют.

Для обеспечения успешной работы международных конференций ими принимаются правила процедуры, нормы которых относятся к внутреннему праву конференций.

Правила процедуры являются результатом согласования воль участников конференции.

Правила процедуры обычно состоят из следующих основных положений.

1. Представительство и полномочия. Делегация каждого государства — участника конференции включает аккредитивных представителей и других необходимых заместителей и советников.

В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий. Он проверяет полномочия представителей и незамедлительно представляет доклад конференции.

2. Должностные лица. Конференция избирает из числа представителей конференции государств — участников конференции следующих должностных лиц: председателя, трех заместителей председателя и докладчика. Эти должностные лица избираются с учетом справедливого географического представительства. Правила подробно регламентируют права председателя и порядок его замены.

3. Секретариат конференции. Он обеспечивает устный период выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, издает и распространяет документы; осуществляет звукозапись заседаний и обеспечивает их хранение; обеспечивает хранение и сохранность документов конференции в архивах ООН; выполняет нею другую работу, которая требуется для конференции.

4. Открытие конференции. На своем первом заседании конференция избирает председателя; утверждает правила процедуры, повестку дня; избирает должностных лиц конференции; принимает решение об организации своей работы.

5. Порядок ведения заседаний. Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конференции. Председатель предоставляет слово ораторам в том порядке, в каком они заявили о своем желании выступать. Секретариату поручается составление списка выступающих. Любой представитель может в любое время внести предложение о прекращении прений по обсуждаемому вопросу. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в секретариат конференции, который рассылает их всем делегациям.

6. Принятие решений. Как правило, любая конференция осуществляет свою работу на основе общего согласия. К голосованию прибегают лишь после того, как исчерпаны все возможности для достижения общего согласия. Обычно оно проводится поднятием руки, но если какой-либо представитель потребует поименного голосования, то оно будет проводиться в английском алфавитном порядке названия государств — участников конференции.

7. Вспомогательные органы. Помимо комитета по проверке полномочий конференция может создавать такие вспомогательные органы, которые представляются необходимыми для осуществления ее функций. Решения вспомогательных органов принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

8. Языки и отчеты о заседаниях. Обычно языками всемирной межправительственной конференции являются английский, французский языки и язык государства, на территории которого проводится конференция. Если же конференция созывается под эгидой ООН, то языками такой конференции являются официальные и рабочий языки ООН.

9. Другие участники и наблюдатели. Представители, назначенные организациями, которые получили постоянное приглашение принимать участие в работе международной конференции, имеют право участвовать в качестве наблюдателей без права голоса в работе самой конференции и ее вспомогательных органов. В работе конференции могут участвовать представители международных организаций. Наблюдатели могут выступать с краткими устными заявлениями, распространять соответствующие документы по тематике конференции.

Итогом работы конференции является принятие соответствующего документа. Чаще всего им являются заключительный акт, конвенция и рекомендации.

В заключительном акте приводится краткая история созыва конференции; перечисляются участники и должностные лица конференции; дается перечень документов, рассмотренных участниками конференции; указывается полное наименование принятого конференцией документа. Заключительный акт подписывается главой каждой из делегаций (иногда и заместителем главы). Этот документ не содержит правовых норм и, следовательно, не является юридически обязательным.

Как правило, к заключительному акту прилагается текст одобренной конференцией конвенции на одном или нескольких языках. Завершающим разделом заключительного акта является пакет резолюций и рекомендаций, адресованных государствам и международным организациям. В некоторых случаях резолюции используются как средства констатации или толкования действующих международно-правовых норм.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Членство в международных организациях

Как уже отмечалось, деятельность международных организаций осуществляется исключительно на основе принципа строгой добровольности членства в них. Принуждение государства к вступлению в организацию является грубым нарушением принципов международного права. Все международные межправительственные организации действуют на основе фиксированного членства государств и других субъектов международного права. Это означает, что все члены международных организаций, прежде чем приобрести соответствующий статус, должны пройти определенную процедуру. Данная процедура, фиксирующая членство государства в организации, а также условия такого членства закреплены в учредительных актах организации.

В подавляющем большинстве случаев члены одной организации обладают идентичным правовым статусом. Это правило вытекает из принципа суверенного равенства государств. Отдельные исключения сравнительно редки и обусловлены спецификой деятельности организации (например, статус постоянных членов Совета Безопасности ООН или государств, сделавших наибольшие взносы в финансовые организации). Однако в ряде случаев членами международных организаций могут быть образования, не обладающие признаками государственного суверенитета: несамоуправляемые территории, государствоподобные образования и др.). В связи с этим в доктрине международного права принято говорить о полноправном членстве в международной организации и членстве с ограниченными правами. Полноправными членами организации являются государства, неполноправными — другие субъекты международного права. Последние, в соответствии с уставом организации, могут не обладать всей полнотой прав, вытекающей из членства в ней. Вместе с тем, учредительные акты международных организаций могут и не предусматривать каких-либо различий между статусом их членов.

Чисто теоретическое значение имеет и деление членов международной организации на первоначальных (original members) и присоединившихся (additional members). Первоначальными членами именуют государства, которые создали международную организацию, то есть участвовали в учредительной конференции. Как правило, членство данной категории государств в организации начинается с момента вступления в силу договора о ее образовании. Присоединившимися членами называют государства, которые вступили в организацию уже после того, как она начала свою деятельность. Следует вновь подчеркнуть, что практического значение данная классификация не имеет: правовой статус первоначальных и присоединившихся членов организации не различается, они обладают одинаковыми правами и обязанностями. Единственная льгота, которой могут обладать первоначальные члены — это более простой способ вступить в организацию, например — избежать голосования остальных членов.

Практика международных организаций знает и такой вид членства, как ассоциированное членство. Чаще всего ассоциированными членами являются зависимые (колониальные) территории. Ассоциированное членство — это разновидность членства с ограниченными правами. В частности, некоторыми учредительными документами предусмотрено, что ассоциированные члены участвуют в работе отдельных органов организации.

Наконец, членство в некоторых международных организациях может быть условным (неполным, частичным). Такое членство характеризуется тем, что соответствующее государство (другой субъект международного права) участвует в работе организации, официально не являясь ее членом. Такая практика принята, в частности, в некоторых специализированных учреждениях ООН: ИМО, ФАО и в других. Она позволяет расширить сферу международного сотрудничества путем охвата заинтересованных субъектов международного права, которые по каким-либо причинам не желают или не могут быть членами организации. Очень близок к статусу условных членов статус наблюдателей, приглашенных членов (Совет Европы), полномасштабных партнеров по диалогу (АСЕАН), которые также участвуют в различных мероприятиях, проводимых международной организацией. При этом они могут пользоваться правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Условия и порядок вступления в международную организацию предусмотрены ее учредительными документами и, как правило, должны быть идентичными для всех государств — потенциальных членов организации. Какая-либо дискриминация в процессе приема в организацию противоречит принципам международного права. Вместе с тем, стать членом любой организации можно только при выполнении ряда условий (критериев), которые можно разделить на общие и специальные. Общие условия приема характерны для всех международных организаций, даже если их учредительные акты формально не содержат соответствующих требований. Государство, претендующее на членство в международной организации, должно: 1)обладать признанной международной правосубъектностью; 2)разделять ее уставные цели и принципы; 3)официально принять на себя вытекающие из членства обязательства. Например, согласно статье 4 Устава ООН, членами Организации могут быть все миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Специальные условия (критерии) обусловлены спецификой целей и деятельности организации. Такие критерии могут иметь географический (для региональных организаций), экономический (для финансовых организаций) или любой другой характер. Например, в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) может вступить лишь государство, являющееся крупным экспортером сырой нефти, в Организацию Исламская конференция (ОИК) — только мусульманское государство, во Всемирную метеорологическую организацию (ВМО) — только государство, имеющее метеорологическую службу и т.д. Иногда основным условием членства государства в организации является членство этого государства в другой международной организации. Такие специальные критерии для вступления в организацию не являются дискриминацией и вполне правомерны.

В отдельных случаях, когда международная организация возникает на основе уже действующего международного договора («вырастает9quot; из него), членство в ней предполагает в качестве обязательного условия участие в таком договоре. Характерными примерами являются такие организации, как Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), Организация Договора о коллективной безопасности и другие.

Порядок приема в международные организации может быть различным. В частности, можно выделить упрощенный порядок вступления, когда для оформления своего членства в организации государству достаточно официально подтвердить свое намерение взять на себя соответствующие обязательства. Это может выражаться в передаче депозитарию акта о присоединении или даже в сообщении об этом высшему должностному лицу организации. Такой порядок установлен для государств-членов ООН при вступлении в специализированные учреждения ООН.

Обычный порядок вступления в международную организацию предполагает, как правило, положительное решение высшего пленарного органа данной организации — конференции, ассамблеи, совета управляющих и т.д. Данное решение может приниматься как простым, так и квалифицированным (например, 2/3) большинством голосов. Иногда перед голосованием будущему члену организации необходимо выполнить дополнительные условия. Например, для членства в ООН требуется предварительное согласие Совета Безопасности. Что касается закрытых международных организаций, то прием в них новых членов требует единогласного решения всех участников.

Прекращение членства государства в международной организации может осуществляться по различным основаниям. Основными из них являются: добровольный выход государства из организации, исключение государства из организации, автоматическое прекращение членства и прекращение существования субъекта международного права (как государства-члена, так и самой организации).

Добровольный выход государства из организации предусмотрен учредительными актами большинства действующих международных организаций. Например, право выхода закреплено в статье 9 Устава СНГ. Вместе с тем, отсутствие соответствующего положения в учредительных документах не означает отсутствия у членов данной организации права выхода. Право свободного выхода государства из организации предполагается в любом случае, так как вытекает из государственного суверенитета. Например, в 1965 году Индонезия вышла из состава ООН, хотя ее Устав не содержит нормы о выходе. Однако возможность добровольного выхода из организации, как правило, обусловлена выполнением определенных условий. В частности, выходящее государство должно официально заявить об этом и выполнить до выхода уже принятые на себя обязательства. В ряде случаев от государства требуется известить о желании выйти из организации за определенный срок. Так, та же статья 9 Устава СНГ устанавливает, что письменное извещение депозитария должно быть сделано за 12 месяцев до выхода. В целом условия добровольного выхода государства из организации связаны с условиями денонсации соответствующего учредительного договора (см. главу 8). Чаще всего причинами выхода государств из международных организаций становились противоречия между целями или фактической деятельностью организации и национальными интересами страны. Вместе с тем, известны случаи, когда выход связан с невозможностью или обременительностью выполнения соответствующих обязательств или используется государством как средство давления на организацию и ее членов.

Исключение государства из организации всегда является ответной мерой на невыполнение или ненадлежащее выполнение этим государством своих обязанностей как члена организации. В большинстве случаев процедура исключения предполагает решение высшего пленарного органа, который полномочен принимать решение и о приеме новых членов. Например, в соответствии со статьей 6 Устава ООН, член Организации, систематически нарушающий принципы Устава, может быть исключен из нее Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Аналогичные последствия для члена Совета Европы влечет серьезное нарушение им норм о правах человека.

Автоматическое прекращение членства обычно не связано с целенаправленной деятельностью государства, а является следствием наступления какого-либо события, предусмотренного учредительными документами организации. Как правило, таким событием является прекращение членства в другой организации. Так, факт исключения государства из ООН автоматически влечет прекращение его членства в специализированных учреждениях ООН, а государство, переставшее быть членом Международного валютного фонда (МВФ), через три месяца автоматически прекращает членство в Международном банке реконструкции и развития (МБРР).

Исчезновение международной организации или государства-члена как субъекта международного права также является основанием прекращения членства в организации. Исчезновение организации может быть результатом совместного решения государств-участников или наступления определенного события. Вместе с тем, при утрате государством или организацией международной правосубъектности вступают в силу правила правопреемства (см. главу 5), которые также регулируют вопросы членства.

От прекращения членства государства в международной организации следует отличать приостановление членства и другие дисциплинарные санкции, предусмотренные учредительными актами. Приостановление членства характеризуется временным отстранением государства от участия в работе организации — либо на определенный срок, либо до выполнения определенного условия. На практике принято говорить о приостановлении не самого членства, а прав и привилегий, вытекающих из него. Такими правами могут быть право голоса, право представительства на пленарных органах, право участия в заседаниях и т.п. В связи с этим различают полное и неполное приостановление членства (последнее характеризуется сохранением за государством отдельных прав участника организации). В 1968 году государство Гаити было лишено права голоса в Генеральной Ассамблее ООН за задолженность по членским взносам. В 2005 году за аналогичное нарушение обязательств (долг составил две с половиной тысячи евро) права голоса в ОБСЕ был лишен Кыргызстан. За проведение политики апартеида в 1970 году права представительства в Генеральной Ассамблее была лишена Южно-Африканская Республика.

Кроме того, возможно приостановление членства в международной организации по инициативе самого государства. Для этого требуется соответствующее официальное уведомление. По общему правилу, приостановление членства (в отличие от прекращения) не влечет освобождение государства от связанных с членством в организации обязательств.

Международное право. Особенная часть

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Членство в международных организациях

Членство в международных организациях

Как правило, в учредительных актах организаций содержатся следующие положения о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.

1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным — несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Российские юристы выступают за ликвидацию института ассоциированных членов как несовместимого с Декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г.

2. Условия вступления в организацию. Учредительные акты практически всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Как правило, члены организации подразделяются на две категории: первоначальные члены и другие члены.

Первоначальные члены — это государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. В частности, любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов.

Членами организации могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории. В соответствии с общепризнанным принципом международного права — суверенного равенства — любое государство имеет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в приеме государств в любую организацию является нарушением международного права.

Членами организации могут быть другие международные организации. Например, ЕС является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).

3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные. Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации (например, в качестве стороны соглашения о штаб-квартире, соглашения о сотрудничестве) или член организации. Членство в международной организации носит двоякий характер: с одной стороны, государства функционируют как отдельные части механизма организации, с другой — являются ее важными партнерами. Таким образом, организация работает на своих членов и со своими членами.

Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или решениях международной организации. Например, часто организация является депозитарием соглашения.

К таким обязанностям относится обязанность каждого члена регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении конвенций или учредительного акта.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или резолюциях международных организаций. Такого рода права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации. Права и обязанности государств-членов можно объединить в три группы: а) права и обязанности, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права; б) права и обязанности, непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации; в) права и обязанности, связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Членство в международных организациях;

Содержание правосубъектности международных организаций

Международные организации и их виды

Международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в различных областях.

Любая международная организация должна обладать как минимум следующими признаками:

1. Создается на основе международного права. т.е. правомерно. Учредительный акт организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Учреждается на основе международного договора. Его объектом является поведение субъектов и самой международной организации.

3. Осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в определенных областях. Так, ОБСЕ координирует деятельность государств в политической области, экономической, гуманитарной областях, НАТО – в военно-политической, МВФ и МБРР – в финансовой, МОТ – в социально-трудовой. В то же время ООН, СНГ уполномочены координировать деятельность государств широком спектре областей.

4. Имеет соответствующую организационную структуру. Международные организации имеют систему главных и вспомогательных органов, штаб-квартиру.

5. Имеет права и обязанности и самостоятельно их осуществляет. Наличие тех или иных прав и обязанностей организации зависит от государств-участников, определенных в ее учредительном акте.

6. Обладает автономной волей. отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами.

Итак, международная межправительственная организация — это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции или координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Каждая международная организация обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, выраженным в ее учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и в других документах.

Наиболее важными критериями правосубъектности международных организаций являются:

1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетами и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства – члены наделяют их право- и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Нередко при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в отношения с государствами-нечленами. Так, ООН обеспечивает действия государств-нечленов в соответствии с принципами Устава ООН, так как это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорная правоспособность международных организаций является одним из главных критериев международной правосубъектности. Международные организации имеют право заключать договоры, имеющие публично-правовой, частно-правовой и смешанный характер. Это вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Однако никакая международная организация не обладает «законодательными» полномочиями. Это значит, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации: 1) правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права; 2) присуще только тем организациям, которые обладают международной правосубъектностью; 3) должно происходить в таком объеме и направлении, как это предусмотрено в ее учредительном акте.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без них невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, в других – национальным законодательством. В общей форме объем привилегий и иммунитетов закрепляется в учредительном акте организации. Например, ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: 1) путем представления докладов государствами-членами и 2) наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Так, международные организации должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д.

В учредительных актах организаций содержится ряд положений о категориях членов и критерии вступления и выхода из этих организаций.

1. Категории членов в международных организациях. Для западной доктрины характерно разделение членов международных организаций на две категории: полноправные и неполноправные члены. К полноправным, по их мнению, относятся государства, а к неполноправным – несамоуправляемые территории и даже некоторые суверенные государства. Такое деление как бы оправдывает легализованное превосходство государств-метрополий над колониями. Международные межправительственные организации объединяют членов одного порядка, которые равны друг перед другом. Поэтому классификация членов международных организаций на полноправных и неполноправных противоречит современному международному праву и служит правовой основой для произвола небольшой группы западных государств.

2. Условия вступления в организацию. Учредительные акты всех организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, которые разделяют принципы данной организации. Как правило, члены организации подразделяются на первоначальных и других.

Первоначальные члены – это государства, которые участвовали в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются более льготные условия вступления. Другие государства могут быть приняты большинством в две трети голосов. Членами организации могут быть государства, другие международные организации, автономные территории, зависимые территории.

В соответствии с принципом суверенного равенства государств любое государство имеет право принадлежать или не принадлежать к международным организациям. В этой связи ограничение в приеме государств в любую организацию является нарушением международного права.

3. Права и обязанности членов организации. Анализ учредительных актов и деятельности международных организаций показывает, что права и обязанности государств-членов можно объединить в две категории: индивидуальные и коллективные.

Любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или ее член. Как правило, индивидуальные права и обязанности закрепляются в учредительных актах или в решениях международной организации. Так, часто организация является депозитарием соглашения. Каждый член организации обязан регулярно платить членские взносы, в определенный срок представлять отчеты о выполнении своих конвенций или учредительного акта.

Коллективные права и обязанности государств-членов закреплены в учредительном акте или в резолюциях международных организаций. Эти права и обязанности имеют общих адресатов, т.е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.

4. Прекращение членства. Проблема выхода из международной организации непосредственно связана с более общим вопросом – порядком денонсации международного договора.

В учредительных документах организаций закреплены в основном пять способов прекращения членства: 1) добровольный выход; 2) автоматический выход; 3) исключение; 4) прекращение существования государства; 5) ликвидация организации.

Уставы всех организаций предусматривают возможность добровольного прекращения членства. Если бы они этого не предусматривали, все равно государство-член имело бы право выйти из организации на основе принципа суверенного равенства государств. Выход из организации влечет за собой выполнение ряда обязательных условий: письменного заявления о денонсации учредительного акта; установление периода для выхода; выполнение ряда обязательств в связи с выходом и др.

Автоматический выход – это разновидность добровольного выхода. Его сущность состоит в том, что государство ipso facto в силу сложившихся обстоятельств обязано прекратить членство в организации. Например, любое государство, переставшее быть членом МВФ, через три месяца автоматически выбывает из числа членов МБРР.

Исключение применяется в качестве санкции и в целях защиты интересов самой организации. Государство, которое систематически нарушает уставные положения самой организации, может быть исключено из организации, если даже устав прямо не предусматривает такую возможность. Например, согласно ст. 8 Устава Совета Европы любому члену, серьезно нарушающему нормы о защите прав человека, может быть предложено выйти из Совета.

От прекращения членства следует отличать приостановление членства. хотя они и имеют ряд общих черт. Прекращение членства является процессом завершенным, приостановление – длящимся. Приостановление членства возможно двумя способами: добровольно и принудительно. Последний способ – это своего рода санкция за невыполнение государством своих обязательств или нарушение основных принципов, которые содержатся в учредительном акте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *